Дело №5-17/2011
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
11 апреля 2011 года г. Хабаровск
Судья Краснофлотского районного суда г. Хабаровска Корицкая О.В.,
рассмотрев материалы об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении:
Краевого государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Хабаровский краевой детский эколого-биологический центр «ТинЭко»,
УСТАНОВИЛ:
05.04.2011 в 16 часов 30 минут при проведении внеплановой выездной проверки в общежитии КГОУ ДОД «Хабаровский краевой детский эколого-биологический центр «ТинЭко», расположенном по адресу: **** выявлены нарушения требований «Правил пожарной безопасности в РФ» (ППБ 01-03), зарегистрированных в Министерстве юстиции России 27.06.2003 за №4838, а именно: на окнах первого этажа установлены глухие металлические решетки; правое крыло здания (со второго по пятый этажи) и подвал не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией; правое крыло здания (со второго по пятый этажи) не оборудовано системой оповещения управления эвакуацией людей при пожаре третьего типа; в правом крыле общежития пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода (с первого по пятый этажи) не укомплектованы рукавами и стволами; сняты двери с петель, отделяющие поэтажные коридоры от лестничных клеток, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации (левое крыло 2-4 этажи и правое крыло 5, 2 этажи); в коридорах 4, 3 этажей (правое крыло) установлены дополнительные двери – решетки, препятствующие свободной эвакуации людей; выход на чердак оборудован люком, выполненным из металла, окрашенный белой краской, знаков ССПБ не зафиксировано, сертификат соответствия на данный люк не представлен; дверь, отделяющая поэтажный коридор от лестничной клетки 5 этажа левого крыла, оборудована приспособлением для самозакрывания и с уплотнением в притворах; в двери, отделяющей поэтажный коридор от лестничной клетки 5 этажа левого крыла, установлен механический замок, открывающийся изнутри при помощи ключа; на путях эвакуации 4, 3 (правое крыло) установлены металлические решётки, с механическим замком, препятствующим свободному открыванию изнутри без ключа; в местах общего пользования (поэтажные коридоры, санитарно-гигиенические комнаты, кухня) эксплуатируются светильники со снятыми колпаками; дверь второго эвакуационного выхода, ведущая непосредственно наружу из левого крыла, закрыта на механический замок, не обеспечивая людям, находящимся внутри общежития, возможность свободного открывания замка без ключа; в общежитии система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре включается вручную; эвакуационные пути 3, 4, 5 этажей (левое крыло) загромождены различными предметами мебели (кресло, стулья, матрацы, кровать, тумбочка); на путях эвакуации 4, 3, 2 этажей (правое крыло) установлены деревянные ящики, скамейка, холодильник); пожарные шкафы, расположенные в здании общежития выполнены из дерева, со стеклянными дверцами, окрашенными краской, без возможности визуального осмотра, без описи, не имеют конструктивных элементов для опломбирования и запирания, позволяющие безопасно открывать шкаф в экстренных случаях в течение 15 сек; не проведена проверка работоспособности сетей противопожарного водопровода; сети противопожарного водопровода находятся в неисправном состоянии (на втором, третьем, четвёртом и пятом этажах левого крыла отсутствуют вентили на пожарных кранах); в здании общежития отсутствуют планы эвакуации; здание общежития не укомплектовано необходимым количеством первичных средств пожаротушения.
По итогам проверки государственным инспектором Краснофлотского и Кировского районов г.Хабаровска по пожарному надзору был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
06.04.2011 протокол и материалы об административном правонарушении переданы в Краснофлотский районный суд г.Хабаровска для рассмотрения по существу.
Заместитель генерального директора КГОУ ДОД «Хабаровский краевой детский эколого-биологический центр «ТинЭко» Миргородская Е.А. суду пояснила, что факты нарушения не оспаривают, так как имеют место нарушения. Однако, сообщила, что в ноябре 2010 здание общежития было им передано в оперативное управление в очень плохом состоянии и с большими долгами, так как проживающие жители не платили за коммунальные услуги. В первую очередь вопрос стоял об отоплении в здании в зимний период. Пояснила, что их организация бюджетная и денег для сигнализации и капитального ремонта здания у них нет. Своими силами смогли только в одном крыле провести сигнализацию. В настоящее время выявленные нарушения не устранены, так как нет средств.
В судебном заседании государственный инспектор Краснофлотского и Кировского районов г. Хабаровска по пожарному надзору Л. суду пояснила, что эксплуатация общежития с учетом выявленных нарушений, при возникновении пожара может привести к гибели людей и материальному ущербу. Пояснила, что общежитие находится в плохом состоянии, нет сигнализации, оповещения, водопровода, нет даже первичных средств пожаротушения. Все нарушения в области пожарной безопасности, которые выявлены, являются грубейшими и при таких обстоятельствах, эксплуатация объекта невозможна, считает необходимым применение приостановления деятельности.
Суд, выслушав пояснения участвующих по делу лиц, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Суд приходит к выводу о том, что вина Краевого государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Хабаровский краевой детский эколого-биологический центр «ТинЭко» установленна.
Виновность в совершении административного правонарушения подтверждается следующими документами:
- протоколом об административном правонарушении №**** от 05.04.2011;
- распоряжением (приказом) о проведении внеплановой, выездной проверки №*** от 22.02.2011;
- актом проверки от 05.04.2011;
По итогам проверки установлено, что в общежитии Краевого государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Хабаровский краевой детский эколого-биологический центр «ТинЭко», расположенного **** нарушены «Требования пожарной безопасности». В соответствии с п. 40 ППБ 01-03 в зданиях запрещено устанавливать на окнах глухие решетки, однако на окнах первого этажа общежития установлены глухие металлические решетки. В соответствии с п.3 ППБ 01-03, п. 6.1 таб.№1 НПБ 110-03 здание общежития должно быть оборудовано автоматической пожарной сигнализацией, но правое крыло здания (со второго по пятый этажи) и подвал не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией. В соответствии с п. 3 ППБ 01-03, п.18 таб. № 2 НПБ 104-03 здание общежития должно быть оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, при этом, правое крыло здания (со второго по пятый этажи) не оборудовано системой оповещения управления эвакуацией людей при пожаре третьего типа. В соответствии с п. 91 ППБ 01-03 пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода должны быть укомплектованы рукавами и стволами, однако пожарный рукав должен быть присоединен к крану и стволу. В правом крыле общежития пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода (с первого по пятый этажи) не укомплектованы рукавами и стволами. В соответствии с п. 40 ППБ 01-03 в зданиях запрещено: снимать двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров и лестничных клеток, другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации; устанавливать дополнительные двери, если это препятствует свободной эвакуации людей или ухудшает условия эвакуации из соседних квартир, но в общежитии сняты двери с петель, отделяющие поэтажные коридоры от лестничных клеток, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации (левое крыло 2-4 этажи и правое крыло 5, 2 этажи). В коридорах 4, 3 этажей (правое крыло) установлены дополнительные двери – решетки, препятствующие свободной эвакуации людей. В соответствии с п. 3 ППБ 01-03, П.8.4 СНиП 21-01-97* в зданиях классов Ф1 (общежития) высотой до 15м. допускается устройство выходов на чердак или кровлю из лестничных клеток через противопожарные люки 2-го типа (с пределом огнестойкости ЕI 30). Выход на чердак оборудован люком, выполненным из металла, окрашенный белой краской. Знаков ССПБ не зафиксировано. Сертификат соответствия на данный люк не представлен. В соответствии с п. 3 ППБ 01-03 п. 6.18*. СНиП 21-01-97* двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, лестничных клеток не должны иметь запоров, препятствующих их свободному открыванию изнутри без ключа. Лестничные клетки должны иметь двери с приспособлением для самозакрывания и с уплотнением в притворах. В общежитии дверь, отделяющая поэтажный коридор от лестничной клетки 5 этажа левого крыла, оборудована приспособлением для самозакрывания и с уплотнением в притворах. В двери, отделяющей поэтажный коридор от лестничной клетки 5 этажа левого крыла, установлен механический замок, открывающийся изнутри при помощи ключа. На путях эвакуации 4, 3 (правое крыло) установлены металлические решётки, с механическим замком, препятствующим свободному открыванию изнутри без ключа. В соответствии с п. 60 ППБ 01-03 запрещается эксплуатировать светильники со снятыми колпаками, (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника, но в местах общего пользования (поэтажные коридоры, санитарно-гигиенические комнаты, кухня) общежития эксплуатируются светильники со снятыми колпаками. В соответствии с п. 52 ППБ 01-03 запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать людям, находящимся внутри здания (сооружения), возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа, однако дверь второго эвакуационного выхода, ведущая непосредственно наружу из левого крыла, закрыта на механический замок, не обеспечивая людям, находящимся внутри общежития, возможность свободного открывания замка без ключа. В соответствии с п. 3 ППБ 01-03, п. 3.3 СП 3.13130.2009 система оповещения и управления эвакуацией людей должна включаться автоматически от командного сигнала, формируемого автоматической установкой пожарной сигнализизацией, но в общежитии система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре включается вручную. В соответствии с п. 53 ППБ 01-03 при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры) различными материалами, изделиями оборудования, мусором. Эвакуационные пути 3,4,5 этажей (левое крыло) загромождены различными предметами мебели (кресло, стулья, матрацы, кровать, тумбочка) На путях эвакуации 4,3,2 этажей (правое крыло) установлены деревянные ящики, скамейка, холодильник). В соответствии со ст. 107 ФЗ №123 от 22.07.2008 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарные шкафы должны обеспечивать размещение и хранение в них первичных средств пожаротушения; конструкция пожарных шкафов и должна позволять быстро и безопасно использовать находящееся в них оборудование; пожарные шкафы должны быть изготовлены из негорючих материалов. В общежитии пожарные шкафы, расположенные в здании общежития выполнены из дерева, со стеклянными дверцами, окрашенными краской, без возможности визуального осмотра, без описи, не имеют конструктивных элементов для опломбирования и запирания, позволяющие безопасно открывать шкаф в экстренных случаях в течение 15 сек. В соответствии с п. 89 ППБ О 1-03 сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью). Однако, в общежитии не проведена проверка работоспособности сетей противопожарного водопровода. Сети противопожарного водопровода находятся в неисправном состоянии (на втором, третьем, четвёртом и пятом этажах левого крыла отсутствуют вентили на пожарных кранах). В соответствии с п. 16 ППБ 01-03 в зданиях при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, при этом, в здании общежития отсутствуют планы эвакуации. В соответствии с п. 8 приложения 3 ППБ 01-03 общественных зданиях на каждом этаже должны размещаться не менее двух ручных огнетушителей, однако здание общежития не укомплектовано необходимым количеством первичных средств пожаротушения.
В судебном заседании установлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации 02.11.2010 здание общежития (5 этажей) **** передано в оперативное управление Краевого государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Хабаровский краевой детский эколого-биологический центр «ТинЭко».
Таким образом, факт нарушения пожарной безопасности, допущенных со стороны Краевого государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Хабаровский краевой детский эколого-биологический центр «ТинЭко», установлен.
Суд действия Краевого государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Хабаровский краевой детский эколого-биологический центр «ТинЭко» квалифицирует по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, как нарушение требований пожарной безопасности.
Обеспечение пожарной безопасности, являясь одной из важнейших задач государства, регламентируется Федеральным законом от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правилами пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденными приказом МЧС России от 18.06.2003 №313 и введенными в действие с 30.06.2003, Федеральным законом от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и другими нормативными правовыми актами.
Пункт 1 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) определяет, что эти Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Согласно ст. 38 ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организацией.
Учитывая значение превентивных мер в обеспечении пожарной безопасности, в качестве основной (альтернативной) меры наказания введено административное приостановление деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица на срок до 90 суток.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в области установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, в области правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), в области порядка управления, в области общественного порядка и общественной безопасности, а также в области градостроительной деятельности.
Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
В ходе судебного заседания нашли подтверждение все факты нарушения правил противопожарной безопасности, изложенные в протоколе об административном правонарушении
Обсуждая вопрос о назначении наказания, суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, отношение к содеянному, общественную опасность и приходит к выводу о том, что назначение наказания в виде административного штрафа не будет являться справедливым наказанием, поскольку судом установлены грубые нарушения правил пожарной безопасности, которые создают угрозу жизни или здоровью людей. Суд считает, что более мягкое наказание не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Оснований для прекращения дела об административной ответственности в связи с отсутствием состава либо события административного правонарушения, судом не установлено. Также отсутствуют основания для прекращения дела об административном правонарушении в связи с его малозначительностью, поскольку малозначительность правонарушения может иметь место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Краевое государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Хабаровский краевой детский эколого-биологический центр «ТинЭко» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного приостановления деятельности общежития, расположенного по адресу г. ****, на срок 60 (шестьдесят) суток, исчисляя срок с момента фактического прекращения деятельности.
Настоящее постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии путем подачи жалобы в Хабаровский краевой суд через Краснофлотский районный суд г. Хабаровска.
Судья Корицкая О.В.