Дело №5-22/2011 ПОСТАНОВЛЕНИЕ по делу об административном правонарушении 03 июня 2011 года г. Хабаровск Судья Краснофлотского районного суда г. Хабаровска Корицкая О.В., рассмотрев материалы об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.29 КоАП РФ в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Телефонная компания Востоктелеком», расположенного по адресу: г****, УСТАНОВИЛ: Прокуратурой Краснофлотского района г.Хабаровска в период с 06.04.2011 по 19.04.2011 проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии экстремистской деятельности в ООО «Телефонная компания Востоктелеком», расположенном по адресу ****. По результатам проверки прокурором Краснофлотского района г.Хабаровска 19.04.2011 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО «Телефонная компания Востоктелеком» по ст. 20.29 КоАП РФ по факту массового распространения экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения. В указанном постановлении прокурором Краснофлотского района г. Хабаровска указано, что согласно информации предоставленной ООО «Телефонная компания Востоктелеком» установлено, что, ограничение доступа для лиц, пользующихся услугами организации в качестве Интернет провайдера путем добавления на пограничном маршрутизаторе правил фильтрации IP-адресов сайта, установлено только для сайтов: ******** **** **** ******** Как следует из ст. 4 ФЗ от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи» законодательство Российской Федерации в области связи основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и иных федеральных законов. В соответствии с п. 2 ст. 29 Конституции РФ не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Как следует из положений с п. 14 ст. 2 ФЗ от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи» организация связи, которой согласно уставу также является ООО «Телефонная компания Востоктелеком» - юридическое лицо, осуществляющее деятельность в области связи в качестве основного вида деятельности. Следовательно, для осуществления деятельности ООО необходимы средства связи, которыми как указано в п. 28 ст. 2 ФЗ от 07.07.2003 №126-ФЗ являются технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи. Поскольку ООО «Телефонная компания Востоктелеком» предоставляет услуги связи, то есть в соответствии с п. 32 ст. 2 от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи» осуществляет деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений, оно является распространителем информации. Согласно п. 6 ст. 10 ФЗ от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространении информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством. В соответствии со ст. 15 указанного Закона передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами. Законом от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации определяются правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за ее осуществление. В соответствии со ст. 12 ФЗ от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» запрещается использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности. Федеральным законом от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», а именно положениями ст. 13 на территории Российской Федерации запрещены издание и распространение печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных материалов, содержащих хотя бы один из признаков экстремизма. Кроме того, запрещается использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности. Таким образом, федеральным законодательством установлены ограничения в доступе к информации, признанной экстремистской. Статьей 46 ФЗ от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи» предусмотрено, что оператор обязан оказывать пользователям услугами связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи. Статьей 9 ФЗ от 27.07.2006 №149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства: перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, подлежит размещению в международной компьютерной сети «Интернет» на сайтах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции в сфере регистрации общественных и религиозных объединений, иных организаций. Указанный перечень также подлежит опубликованию в официальных периодических изданиях, определенных Правительством Российской Федерации. Таким образом, согласно федеральному списку экстремистских материалов, опубликованного на сайте Министерства юстиции экстремистскими, помимо ******** **** **** **** признаны также: **** **** **** **** **** **** **** **** **** **** **** **** **** **** **** **** **** **** **** **** **** **** **** **** **** **** **** **** **** **** **** **** **** **** **** **** **** **** **** **** **** **** **** **** **** **** **** **** **** **** **** **** **** **** **** **** **** **** **** **** **** **** **** **** **** **** **** **** **** **** **** **** **** **** **** **** **** **** **** **** **** **** **** **** **** **** **** **** **** **** **** **** **** **** **** **** **** **** **** **** **** В постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении прокурор Краснофлотского района г. Хабаровска указал, что обеспечение доступа к информации, направленной на нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой и религиозной розни, вызывает неприязнь к образу жизни, культуре граждан русской национальности, подрывает основы национальной безопасности Российской Федерации, нарушает конституционные права граждан, которые они могут использовать и защищать вне зависимости от национальной или расовой принадлежности. Так как указанные материалы признаны экстремистскими, доступ к ним может способствовать продолжению противоправной экстремистской деятельности, во исполнение действующего федерального законодательства, доступ к Интернет-сайтам должен был быть ограничен. В указанном постановлении от 19.04.2011 также указано, что вина ООО «Телефонной компании Востоктелеком» в совершении административного правонарушения заключается в том, что не были приняты меры по ограничению доступа ко всем сайтам федерального списка, ограничение установлено только на 3 адреса. В связи с чем, ООО «Телефонная компания Востоктелеком» нарушило требования ФЗ от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» в части распространения распространение экстремистских материалов», чем совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 20.29 КоАП РФ, то есть допустило массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения. В судебном заседании старший помощник прокурора Краснофлотского района г. Хабаровска Кучеренко В.А. просила приобщить к материалам дела копию решения суда как доказательство того, что ООО «ТК Востоктелеком» знала о необходимости ограничения доступа к информации сайтов экстремистской направленности, так как ранее 23.04.2010 уже был иск, когда суд обязал ограничить доступ к интернет-сайтам. Кроме этого, Кучеренко В.А. суду пояснила, что прокуратурой Краснофлотского района г.Хабаровска в период с 06.04.2011 по 19.04.2011 проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии экстремистской деятельности в ООО «Телефонная компания Востоктелеком». В ходе проверки, согласно информации предоставленной ООО «Телефонная компания Востоктелеком» установлено, что, ограничение доступа для лиц, пользующихся услугами организации в качестве Интернет провайдера путем добавления на пограничном маршрутизаторе правил фильтрации IР-адресов сайта установлено только для сайтов: **** ****. Как следует из положений с п.14 ст. 2 ФЗ закона от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи» организация связи, которой согласно уставу также является ООО «Телефонная компания Востоктелеком» - юридическое лицо, осуществляющее деятельность в области связи в качестве основного вида деятельности. Следовательно, для осуществления деятельности ООО необходимы средства связи, которыми как указано в п. 28 ст. 2 ФЗ от 07.07.2003 №126-ФЗ являются технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи. Поскольку ООО «Телефонная компания Востоктелеком» предоставляет услуги связи, то есть в соответствии с п.32 ст. 2 от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи» осуществляет деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений, оно является распространителем информации. В соответствии с «толковым словарем русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова (4-е издание) Москва 1999 «передать» - означает распространить, довести до кого-нибудь каким-нибудь способом. Законом от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации определяются правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за ее осуществление. В соответствии со ст. 12 ФЗ от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» запрещается использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности. Федеральным законом от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», а именно положениями ст. 13 на территории Российской Федерации запрещены издание и распространение печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных материалов, содержащих хотя бы один из признаков экстремизма. Кроме того, запрещается использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности. Таким образом, федеральным законодательством установлены ограничения в доступе к информации признанной экстремистской, а, следовательно, и ее передаче. Статьей 46 ФЗ от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи» предусмотрено, что оператор обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи. Статьей 9 ФЗ от 27.07.2006 №149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства: перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, подлежит размещению в международной компьютерной сети «Интернет» на сайтах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции в сфере регистрации общественных и религиозных объединений, иных организаций. Указанный перечень также подлежит опубликованию в официальных периодических изданиях, определенных Правительством Российской Федерации. Таким образом, согласно федерального списка экстремистских материалов, опубликованного на сайте Министерства юстиции экстремистскими, помимо **** признаны также еще 100 материалов указанных в постановлении, размещенных в сети Интернет. Обеспечение доступа к информации, направленной на нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой и религиозной розни, вызывает неприязнь к образу жизни, культуре граждан русской национальности, подрывает основы национальной безопасности Российской Федерации, нарушает конституционные права граждан, которые они могут использовать и защищать вне зависимости от национальной или расовой принадлежности. Поскольку указанные материалы признаны экстремистскими, доступ к ним может способствовать продолжению противоправной экстремистской деятельности, во исполнение действующего федерального законодательства, доступ к Интернет-сайтам должен был быть ограничен. Вина ООО «Телефонной компании Востоктелеком» в совершении административного правонарушения заключается в том, не были меры по ограничению доступа ко всем сайтам федерального списка, ограничение установлено только на 3 адреса. Не смотря на то, что руководитель ООО «Телефонной компании Востоктелеком» знал о необходимости подобного ограничения, поскольку 23.04.2010 решением Краснофлотского районного суда ООО «Телефонная компания Востоктелеком» обязана к ограничению доступа к 2 сайтам экстремистской направленности, никаких мер по дальнейшему ограничению доступа к подобной информации не принял. Предоставляя гражданам доступ к сети интернет без предусмотренных законом ограничений, чем массово их распространял. Таким образом, ООО «Телефонная компания Востоктелеком» нарушило требования ФЗ от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» в части распространения распространение экстремистских материалов. В судебном заседании представитель ООО «Телефонная компания Востоктелеком» по доверенности Величко В.Н. пояснил, что объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.29 КоАП РФ образует действия, связанные с массовым распространением экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения. То есть организация должна быть уличена в том, что она массово, активно распространила экстремистские материалы. В материалах дела нет нечего подобного, даже намека на массовое распространение экстремистских материалов, а также когда и при каких обстоятельствах это совершалось. Прокуратура Краснофлотского района г. Хабаровска взяла абстрактный список сайтов и всё. Объективно организация ООО «ТК Востоктелеком» нечего не совершила, нечего не распространяла. В материалах дела нет ни единого документа, что ООО «ТК Востоктелеком» что-то, когда-то распространяла. Вина ООО «ТК Востоктелеком» в том, что не были предприняты меры по ограничению доступа к сайтам, как указано в постановлении. Если не ограничил, не значит, что распространил. В административном кодексе нет статьи за не ограничение доступа к сайтам, когда это предусмотрено ФЗ. В правовом государстве, что не запрещено - разрешено. В данном случае нет состава и события административного правонарушения, так как по логике прокуратуры выходит, что если, например, выявлено нарушение пожарной безопасности, то организацию необходимо привлекать уже за случившейся пожар. А где же доказательства, которыми было бы установлено, что, во-первых, эти перечисленные все 100 сайтов были не ограничены в доступе. А где доказательства, что хоть одно лицо вообще пользовалось этими сайтами, кто и когда, то есть нет доказательств ни того, ни другого. О каком тогда распространении может идти речь, тем более массовом. Почему 100 сайтов распространено, может там было десять или пятьдесят, а может ни одного. Одни предположения. Прокуратура ссылается на ответ ООО «Телефонная компания Востоктелеком» о том, что заблокирован доступ к трем сайтам, однако это только ответ касался исполнения решения судов, о чем указано в ответе на запрос прокуратуры. В судебном заседании представитель ООО «Телефонная компания Востоктелеком» по доверенности Сальников С.И. в судебном заседании пояснил, что вину в совершении правонарушения не признают, так как не совершали его. Не распространяли массово экстремистские материалы, которые опубликованы в федеральном списке. Ответ прокуратуре он давал исходя из исполненных решений судов, а не по всем материалам, которые относятся к федеральному списку экстремистских материалов и которые они заблокировали. В судебном заседании свидетель Р.Н.П. пояснил, что закрыть сайт полностью невозможно, только на сервере. Работа по закрытию доступа к сайтам экстремистской направленности проводится, доступ закрывается. Вообще даже блокирование можно обойти потребителю при определенных действиях возможно все равно зайти сайт. Проверить когда сайт был закрыт невозможно. Сведения о том, что перечисленные сайты были открыты или закрыты, прокуратура не проверяла. Пояснил суду, что данные с сайта они не анализируют и что потребитель качал, то есть пользовался информацией, с него неизвестно, только известно кто и с какого сайта. Определить входил ли кто-нибудь на конкретный сайт или нет в период до проверки, невозможно. Ip адрес может меняться, отследить его сложно, но если задаться целью, то все возможно. При этом, затратиться очень много времени на отслеживание хотя бы одного. Ip адрес может не соответствовать имени, отраженного в списках. Свидетель пояснил, что он непосредственно работает и производит блокировку сайтов, так как дано распоряжение руководством. Ранее он закрыл доступ к сайтам согласно решений судов. Изучив представленные материалы, суд считает вину Общества с ограниченной ответственностью «Телефонная компания Востоктелеком» не установленной. В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ следует, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Суд действия Общества с ограниченной ответственностью «Телефонная компания Востоктелеком» не может квалифицировать по ст. 20.29 КоАП РФ, как массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения, поскольку совершение указанного административного правонарушения достоверно установлено не было. Указанное правонарушение состоит в том, что виновный совершает массовое (то есть большое количество материалов) распространение экстремистских материалов, то есть предназначенных для обнародования документов либо информации на иных носителях, призывающих к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие и оправдывающие такую деятельность, ее проведение. В судебном заседании не доказано факта того, что ООО «Телефонная компания Востоктелеком» допустило непринятие мер по пресечению экстремистской деятельности. Отсутствуют какие-либо сведения того, что перечисленные сайты в постановлении прокуратуры Краснофлотского района г. Хабаровска были доступны и что их доступ не был ограничен. Не представлено доказательств проводимой проверки по факту доступа к сайтам. Ответ ООО «Телефонная компания Востоктелеком» на ответ прокуратуры Краснофлотского района г. Хабаровска, суд не может расценить как свидетельство того, что все указанные в постановлении сайты не были ограничены в доступе. Согласно ответу организации следует, что в соответствии с решениями судов с сайта ООО «Телефонная компания Востоктелеком» по состоянию на 11.04.2011 заблокирован доступ к трем сайтам. Указанные сведения в ответе ориентированы на исполнение решение судов и в этой части пояснения Сальникова С.И. и Величко В.Н. не опровергнуты. При этом, суд считает, что ответ организации не может являться достаточным свидетельством совершения правонарушения без дополнительных доказательств вины. В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона. Обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются, в частности, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения. Кроме этого, судом не установлено, что имели место умышленные действия. Объяснение Сальникова С.И. (л.д. ****), а также решение Краснофлотского районного суда г. Хабаровска от 23.04.2010 (л.д. ****) не могут свидетельствовать об умышленном обеспечении доступа к информации, направленной на нарушение целостности Российской Федерации, подрыва безопасности государства, разжигание социальной, расовой и религиозной розни и т.д. Не принятие мер по ограничению доступа ко всем сайтам федерального списка, указанных в постановлении прокурором Краснофлотского района г. Хабаровска, факт которого в судебного заседание не доказан, сам по себе не может свидетельствовать об умышленном массовом распространении экстремистских материалов с целью разжигания социальной, расовой и религиозной розни и др. Судом установлено, что ООО «Телефонная компания Востоктелеком» осуществляет деятельность в области связи и в качестве основного вида деятельности предоставляет услуги связи. В соответствии с п. 32 ст. 2 от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи» предусмотрено, что услуга связи – это деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений. Суд приходит к выводу о том, что не представляется возможным применить толкование, указанное прокуратурой Краснофлотского района г. Хабаровска к делу об административном правонарушении в отношении ООО «Телефонная компания Востоктелеком» по ст. 20.29 КоАП РФ, о том, что «толковым словарем русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова, Москва 1999 «передать» - означает распространить, довести до кого-нибудь каким-нибудь способом. Из указанного толкования нельзя сделать вывод о том, что юридическое лицо совершило умышленное массовое распространение экстремистских материалов. Проверив доводы опрошенных в судебном заседании лиц, оценив представленные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что не представлено в суд достаточных доказательств виновности ООО «Телефонная компания Востоктелеком» в совершении административного правонарушения. Согласно ч. 1, 2 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. При этом, лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Следовательно, суд приходит к выводу о том, что состав административного правонарушения, а также виновность ООО «Телефонная компания Востоктелеком» в совершении указанного административного правонарушения, не установлены. В соответствии с ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. При установленных обстоятельствах по делу, указывающих на отсутствие достоверных и достаточных доказательств виновности привлекаемого лица в совершении административного правонарушения, учитывая, что в действиях ООО «Телефонная компания Востоктелеком» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 20.29 КоАП РФ, на основании п. 2 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу подлежит прекращению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья ПОСТАНОВИЛ: Прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Телефонная компания Востоктелеком», расположенного по адресу: **** в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 20.29 КоАП РФ по основаниям п. 2 ст. 24.5 КоАП РФ – за отсутствием состава административного правонарушения. Настоящее постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии путем подачи жалобы в Хабаровский краевой суд через Краснофлотский районный суд г. Хабаровска. Судья Корицкая О.В.