Дело №12-272/2011 РЕШЕНИЕ по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении 07 октября 2011 года г. Хабаровск Судья Краснофлотского районного суда г. Хабаровска Корицкая О.В., рассмотрев жалобу представителя Коваленко А.А. по доверенности Мазур И.А. на постановление по делу об административном правонарушении №**** от 31.08.2011 вынесенное государственным инспектором Краснофлотского и Кировского районов г. Хабаровска по пожарному надзору Л.А.А. по административному правонарушению, предусмотренному ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении: генерального директора КГОУ ДОД "ХКЭБЦ" "ТинЭко" Коваленко А.А., УСТАНОВИЛ: 31.08.2011 государственным инспектором Краснофлотского и Кировского районов г. Хабаровска по пожарному надзору Л.А.А. вынесено постановление №**** о назначении административного наказания генеральному директору КГОУ ДОД «ХКЭБЦ» «Тин Эко» Коваленко А.А. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 6000 рублей. Указанным постановлением Коваленко А.А. был признан виновным в том, что 12.08.2011 в 16 часов 30 минут в ходе внепланового мероприятия по контролю за исполнением предписания государственного пожарного надзора №**** от 05.04.2011 в здании общежития КГОУ ДОД «Тин Эко», расположенный по адресу: г. ****, выявлены нарушения требований пожарной безопасности установленными правовыми актами: ФЗ №123 от 22.07.2008 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и «Правила пожарной безопасности в РФ» (ППБ 01-03), зарегистрированных в Министерстве юстиции России 27.06.2003, регистрационный номер 4838, а именно: 1. на окнах первого этажа установлены глухие металлические решетки. В соответствии с п. 40 ППБ 01-03 в зданиях запрещено устанавливать на окнах глухие решетки; 2. выход на чердак оборудован люком, выполненным из металла, окрашенной белой краской. Знаков ССПБ не зафиксировано. Сертификат соответствия на данный люк не предоставлен. В соответствии с п. 3 ППБ 01-03 п. 8.4 СНиП 21-01-97 в зданиях классов Ф1 (общежития) высотой 15 м. допускается устройство выходов на чердак или кровлю из лестничных клеток через противопожарные люки 2-го типа (с пределом огнестойкости EI 30); 3. в местах общего пользования (поэтажные коридоры, санитарно-гигиенические комнаты, кухня) эксплуатируются светильники со снятыми колпаками. В соответствии с п. 60 ППБ 01-03 запрещается эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника; 4. пожарные шкафы, расположенные в здании общежития выполнены из дерева, со стеклянными дверцами, окрашенными краской. Без возможности визуального осмотра, без описи, не имеют конструктивных элементов для опломбирования и запирания, позволяющие безопасно открыть шкаф в экстренных случаях в течение не более 15 сек. В соответствии со ст.107 ФЗ №123 от 22.07.2008 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарные шкафы должны обеспечивать размещение и хранение в них первичных средств пожаротушения; конструкция пожарных шкафов и должна позволять быстро и безопасно использовать находящиеся в них оборудование; пожарные шкафы должны быть изготовлены из негорючих материалов; 5. в здании общения отсутствуют планы эвакуации. В соответствии с п. 16 ППБ 01-03 в зданиях при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара. Представитель Мазур И.А. по доверенности, не соглашаясь с вынесенным постановлением об административном правонарушении, находит его незаконным и подлежащим отмене. В обосновании своих доводов Мазур И.А. указал, что КГОУ ДОД «ХКЭБЦ» «Тин Эко» не может исполнить данное постановление о назначении административного наказания в виду обстоятельств непреодолимой силы, а именно КГОУ ДОД «ХКЭБЦ» «Тин Эко» является бюджетным учреждением и финансируется из бюджета Хабаровского края в соответствии со сметой расходов и бюджетной росписью и сводной бюджетной росписью Министерства образования и науки Хабаровского края по согласованию с Министерством финансов Хабаровского края (главный распорядитель). КГОУ ДОД «ХКЭБЦ» «Тин Эко» на данный момент времени является в соответствии с выпиской лицевого счёта, полноправным участником бюджетного процесса – выступает получателем средств краевого бюджета (бюджета субъекта РФ.) Бюджетный кодекс РФ прямо указывает на единство бюджетной системы РФ. Все взыскания, накладываемые на средства бюджета субъекта Федерации, производятся в соответствии с БК РФ главой - исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов Бюджетной системы РФ. В ст. 242.1 БК РФ прямо указывается законодателем какие виды исполнительских документов могут быть использованы и обращены ко взысканию, а именно, только исполнительский лист, судебный приказ, на основании вынесенного судебного акта. Также в соответствии со ст. 239 БК РФ, иммунитет бюджетов представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, осуществляется только на основании судебного акта. КГОУ ДОД «ХКЭБЦ» «Тин Эко» ссылается на ст. 45 Налогового кодекса, которая говорит о том, что организация, не имеющая самостоятельного (отдельного) расчётного счёта, а имеющая только лицевые счета в Управлении Федерального казначейства, уплачивает все недоимки, штрафы, пени только в судебном порядке. Несоблюдение требований по видам исполнительных документов, то есть (исполнительный лист, судебный приказ) как и по порядку наложения взыскания на средства бюджета субъекта РФ влечёт за собой невозможность исполнения данного постановления о наложении административного наказания, а именно невозможность уплаты штрафа в размере 6000 рублей. КГОУ ДОД «ХКЭБЦ» «Тин Эко» является бюджетным учреждением, организацией имеющей только лицевые счета, в управлении Федерального казначейства по Хабаровскому краю, осуществляет свою финансовую деятельность в соответствии со сметой бюджетных расходов утвержденных главным распорядителем бюджетных средств в сфере образования и науки Хабаровского края - Министерством Образования и науки Хабаровского края, что полностью подтверждается ст. 30 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», которые говорят об особом порядке взыскания денежных средств с бюджетных организаций, а также ст. 9.2 ФЗ «О некоммерческих организациях» разъясняющий особенности правового статуса бюджетного учреждения. Постановление о назначении административного наказания **** от 31.08.2011 ОНД по Краснофлотскому Кировскому району г. Хабаровска, ГУ МЧС России по Хабаровскому краю о наложении административного наказания в виде штрафа в размере 6000 рублей, невозможна в виду обстоятельств непреодолимой силы для КГОУ ДОД «ХКЭБЦ» «Тин Эко», а именно невозможности исполнить его в данной форме - в форме постановления должностного лица, а не в форме судебного акта (исполнительный лист, судебный приказ). В жалобе представитель просит отменить постановление о назначении административного наказания №**** от 31.08.2011 ОНД по Краснофлотскому и Кировскому району г. Хабаровска, ГУ МЧС России по Хабаровскому краю в виду невозможности его исполнения. В судебном заседании представитель Мазур И.А. доводы жалобы поддержал по основаниям, изложенным в ней. Представил письменные дополнения к жалобе. Пояснил, что все, что можно было выполнить своими силами без материальных затрат, выполнено. Остальные нарушения, которые были выявлены и которые требуют материальных затрат, они не имеют возможности устранить, так как являются бюджетной организацией. Пояснил суду, что должностное лицо не может нести ответственности за то, что не устранены нарушения в силу отсутствия денежных средств. Генеральным директором неоднократно направлялись письма в Министерство образования и науки Хабаровского края с просьбой о выделении материальных средств для устранения нарушений в области пожарной безопасности, однако денежные средства не поступали. Также в письменном виде ставился вопрос о рассмотрении возможности передачи общежития по адресу: **** в муниципальный жилой фонд, однако безрезультатно. Просил суд оценить фактические обстоятельства по делу и отменить постановление в отношении Коваленко А.А. в связи с отсутствием вины, так как им были приняты все зависящие от него меры для устранения нарушений. Государственный инспектор Краснофлотского и Кировского районов г. Хабаровска по пожарному надзору Л.А.А. суду пояснила, что с жалобой заявителя и представленными дополнениями по жалобе, не согласна. Выявленные нарушения являются грубыми и угрожают жизни и здоровью проживающих в общежитии людей. Частично нарушения были устранены, однако это несущественная часть наряду с такими нарушениями, которые указаны в протоколе и постановлении. Просила суд оставить жалобу без удовлетворения, а вынесенное постановление – без изменения. Суд, выслушав мнения сторон, изучив материалы дела, не находит оснований для отмены постановления государственного инспектора Краснофлотского и Кировского районов г. Хабаровска по пожарному надзору Л.А.А. **** от 31.08.2011 по следующим основаниям. В соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении является: наличие хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных нарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме. Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ образуют действия, связанные с нарушением требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ. Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Однако, вина должностного лица – генерального директора Коваленко А.А. в судебном заседании установлена. Обеспечение пожарной безопасности, являясь одной из важнейших задач государства, регламентируется Федеральным законом от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (с изменениями и дополнениями), Правилами пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденными приказом МЧС России от 18.06.2003 №313 и введенными в действие с 30.06.2003 Федеральным законом от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и другими нормативными правовыми актами. Пункт 1 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) определяет, что эти Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. В соответствии с п. 2 ст. 37 ФЗ 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (с изменениями и дополнениями) - руководители организации обязаны, в том числе, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. На основании ст. 38 ФЗ 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (с изменениями и дополнениями) – собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий и учреждений, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции за нарушения требований пожарной безопасности несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность. По итогам проверки исполнения предписания №**** от 05.04.2011, которое подлежало выполнению в срок до 04.07.2011, был составлен акт проверки (л.д. ****). Обсуждая доводы жалобы от 07.09.2011, которая подана заявителем по доверенности от 29.06.2011 Мазур И.А., суд не может с ними согласиться. К административной ответственности привлечено должностное лицо Коваленко А.А. за выявленные нарушения в области пожарной безопасности, вследствие чего, аргументация в части невозможности исполнения постановления о назначении наказания в размере 6000 рублей, является необоснованной. Исполнение назначенного штрафа в размере 6000 рублей не связано с материальным положением КГОУ ДОД «ХКЭБЦ» «Тин Эко», так как такую ответственность несет непосредственно Коваленко А.А. и с материальным положением Учреждения не связано. Также суд считает, что не имеется оснований для отмены постановления №**** от 31.08.2011 ввиду отсутствия вины должностного лица. Принимая во внимание представленные в суд документы о направлении в Министерство образования и науки Хабаровского края обращений о необходимости выделения им денежных средств на устранение нарушений пожарной безопасности, суд не считает указанные меры достаточными. Также суд считает, что указанные меры в виде письменных обращений, в том числе, о передаче общежития в муниципальный фонд, не могут являться основаниями для освобождения от административной ответственности генерального директора Коваленко А.А. за совершение выявленных нарушений. Справка, представленная в суд от 29.09.2011 о том, что на объект «общежитие», расположенное по адресу г. **** бюджетных ассигнований из бюджета Хабаровского края не выделялось, суд не расценивает как обстоятельство, исключающее ответственность за совершение административного правонарушения. Принимая решение о назначении наказания в виде штрафа Коваленко А.А., орган вынесший постановление правильно установил существенную угрозу охраняемым правонарушениям, которые могут выражаться в наступлении неблагоприятных последствий в связи с допущенными и выявленными нарушениями пожарной безопасности. Состав административного правонарушения по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ установлен правильно, мера наказания назначена минимальная с учетов всех исследованных обстоятельств по делу. Оснований для применения норм ст. 2.9 КоАП РФ, суд не находит, поскольку малозначительность правонарушения может иметь место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и только в исключительных случаях и производится к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. По смыслу ст. 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. При изложенных выше правовых и фактических обстоятельствах по делу, привлечение к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ генерального директора КГОУ ДОД «ХКЭБЦ» «Тин Эко» Коваленко А.А., является правомерным. Административное наказание назначено в соответствии с санкцией ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и положениями ст.ст. 4.1, 4.2, 4.3 КоАП РФ. Подсудность при рассмотрении дела об административном правонарушении не нарушена. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7, 30.8 КоАП РФ, суд РЕШИЛ: Постановление государственного инспектора Краснофлотского и Кировского районов г. Хабаровска по пожарному надзору Л.А.А. №**** от 31.08.2011 о назначении административного наказания генеральному директору КГОУ ДОД «ХКЭБЦ» «Тин Эко» Коваленко А.А. за совершенное административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 6000 рублей оставить без изменения, жалобу представителя Мазур И.А. - без удовлетворения. Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 суток со дня его вручения. Судья Корицкая О.В.