Решение по заявлению Андрейко А.А , Н.П об оспаривании решения администрации м.о. и признании частично недействительным постановления администрации м.о.



к делу

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                       Советский районный суд г. Краснодара

в составе:

председательствующего                                          Кантимир И. Н.

при секретаре                                                            Доринской И.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Андрейко А.А. и Андрейко Н.П. об оспаривании решения администрации муниципального образования г. Краснодар и признании частично недействительным Постановления администрации муниципального образования город Краснодар,

УСТАНОВИЛ:

Андрейко А.А и Андрейко Н.П. обратились в суд с требованием обязать администрацию муниципального образования город Краснодар произвести перерасчёт выкупной цены земельного участка по адресу РФ, <адрес> в соответствии со ст. 10 Закона Краснодарского края "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" от 05.11.2002 года № 532-Кз и внести изменение в постановление от 25.11.2010 г. № 9630 "О предоставлении гражданам А.А.Андрейко, Н.П.Андрейко земельного участка для индивидуального жилищного строительства в Карасунском внутригородском округе города Краснодара" в п 3.1, указав вместо суммы <данные изъяты> рублей.

В обоснование своих требований заявители пояснили, что в соответствии с постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 25.11.2010 г. № 9630 им, Андрейко А.А. и Андрейко Н.П., в порядке ст. 36 ЗК РФ предоставлен в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером площадью 593 кв.м. для индивидуального жилищного строительства по адресу: РФ, <адрес>. В п. 3.1. указанного постановления определена выкупная цена земельного участка в размере <данные изъяты> рубля согласно расчёта стоимости земельного участка от 01.11.2010 года. С данным расчётом они не согласны по следующим основаниям. Они являются собственниками жилого дома, расположенного на вышеуказанном земельном участке, с 2009 года. Момент передачи его им в собственность определён в акте приёма-передачи жилого фонда от 29.10.2007 года, выданному МУ "ГУК-Краснодар". До этого момента они являлись только собственниками квартиры в этом доме и не имели права на приватизацию земельного участка до приобретения права собственности на жилой дом в целом, так как в соответствии со ст. 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. К перечисленным объектам недвижимости квартира не относится, так как в соответствии с п. 3 ст. 16 Жилищного кодекса РФ квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении. Здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных (пп.6 п.2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"). В соответствии с п.2. ст. 16 ЖК РФ жилым домом признаётся индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. В соответствии со ст. 36 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, органами местного самоуправления. До 1 января 2012 года продажа гражданам, являющимся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со ст. 2 ФЗ "О введении в действие ЗК РФ" от 25.10.2001 №137-ФЗ. Данная статья устанавливает разный порядок определения выкупной цены для граждан, право собственности которых на здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации (т.е. до 30.10.2001 года) и для граждан, право собственности которых возникло после вступления в силу ЗК РФ. Для первых (тех, которые приобрели право собственности на здания, строения, сооружения до 30.10.2001 года) цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности (к какой относится город Краснодар). До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка. Для вторых (тех, кто приобрёл право собственности на здания, строения, сооружения после ДД.ММ.ГГГГ) цена, устанавливается субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения от 500 тысяч до 3 миллионов человек (к каким относится город Краснодар) - в размере от пяти- до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка. До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется минимальный для соответствующей местности размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка. Субъект Российской Федерации - Краснодарский край - в ст. 10 Закона Краснодарского края "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" от 05.11.2002 года № 532-Кз установил единый для всех порядок определения выкупной цены при приватизации земельных участков в порядке ст. 36 ЗК РФ. Граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют право на приватизацию этих земельных участков, за исключением случаев, установленных законодательством. При продаже в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, а также Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества", находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, устанавливается следующая стоимость таких земельных участков: в городе Краснодаре - в семнадцатикратном размере ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.

В соответствии с решением городской думы Краснодара от 29.10.2009 г. № 63 п. 3 о внесении изменений в решение городской Думы Краснодара от 24.11.2005 г. № 3 п. 2 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования город Краснодар" ставка земельного налога в отношении земельных участков, предназначенных для размещения домов индивидуальной жилой застройки, установлена в размере 0,027 процентов от кадастровой стоимости участка.

Кадастровая стоимость земельного участка по адресу РФ, <адрес> согласно кадастровому паспорту земельного участка от 07.10.2010 г. равна <данные изъяты> рублям.

17х 0,027%=0,459% - семнадцатикратная ставка земельного налога

2 902 076,77 : 0,459%=<данные изъяты> - выкупная цена земельного участка

Таким образом, выкупная цена земельного участка по расчёту граждан Андрейко А. А. и Андрейко Н. П. должна составлять <данные изъяты> рублей.

В ходе судебного разбирательства заявители уточнили свои требования и просили дополнительно к заявленным требованиям признать п. 3.1 Постановления администрации муниципального образования город Краснодар от 25.11.2010 года №9630 в части определения выкупной цены земельного участка недействительным.

В судебном заседании представитель заявителей Курепина А. С. поддержала заявленные требования в полном объёме и дополнительно пояснила, что граждане Андрейко А. А. и Андрейко Н. П. являлись собственниками квартиры в жилом доме по адресу РФ, <адрес> с момента государственной регистрации, а именно с 14 апреля 2000 года. Данная квартира была предоставлена им в собственность бесплатно по договору о передаче в собственность квартиры в <адрес> на основании закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", Положения о приватизации жилищного фонда на территории Краснодарского края. До передачи им квартиры в собственность они занимали её по договору найма жилого помещения. Жилой дом, в котором находилась квартира граждан Андрейко А. А. и Н. П, в 1981 году был передан Краснодарской ТЭЦ в жилищный фонд местного совета г. Краснодара. До исключения его из Реестра муниципальной собственности согласно приказу от 19.10.2007 года он находился в собственности муниципального образования город Краснодар, которое как собственник несло расходы на его содержание и обслуживание. Обслуживанием жилого дома занималось МУ РЭП-18. Без ходатайства которого граждане Андрейко А. А. и Андрейко Н. П не могли даже изготовить технический паспорт на жилой дом в целом, так как не являлись его собственником, о чём свидетельствует письмо МУ РЭП-18 от 08.08.2005 г. №421 ГУП КК "Крайтехинвентаризация". В соответствии с действующей на момент приватизации квартиры редакцией закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 04.07.1991 года №1541-1 собственники приватизированных жилых помещений в доме государственного или муниципального жилищного фонда являлись совладельцами либо пользователями (но не собственниками) внеквартирного инженерного оборудования и мест общего пользования дома (абзац 4 ст. 3). Поэтому говорить о том, что в момент приватизации квартиры гражданам Андрейко А. А. и Н. П. был передан в собственность и весь жилой дом в целом, так как являлся одноквартирным, нельзя. Право собственности на жилой дом Андрейко А. А. и Н.П. приобрели в момент государственной регистрации в 2009 года после исключения его из реестра муниципальной собственности и передачи им его по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель администрации муниципального образования г. Краснодар, надлежащим образом извещенный о дне, месте и времени проведения судебного заседания, в суд не явился, однако из пояснений, данных им ранее следует, что заявленные требования они не признают и просят в удовлетворении заявления отказать.

Представитель ДМС и ГЗ администрации муниципального образования г. Краснодар, надлежащим образом извещенный о дне, месте и времени проведения судебного заседания, в суд не явился, однако из пояснений, данных им ранее следует, что расчёт произведен верно на основании правил, установленных п. 1. ст. 2 ФЗ "О введении в действие ЗК РФ" от 25.10.2001 №137-ФЗ, так как граждане Андрейко А. А. и Андрейко Н. П. приобрели право собственности на квартиру, которая по сути и является жилым домом, в 2000 году. При расчёте стоимости ст. 10 Закона Краснодарского края "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" от 05.11.2002 года № 532-Кз не применялась, так как подлежит применению только в совокупности с п. 2 ст. 2 ФЗ "О введении в действие ЗК РФ".

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что требования Андрейко А. А. и Андрейко Н. П. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Так, квартира и жилой дом являются разными видами объектов недвижимости и жилых помещений в соответствии со ст. 16 ЖК РФ.

Момент приобретения Андрейко А. А. и Андрейко Н. П. права собственности на квартиру не совпадает с моментом приобретения права собственности на жилой дом в целом, так как в соответствии с действовавшим на момент приватизации квартиры законодательством иное имущество дома - внеквартирное инженерное оборудования и места общего пользования дома - не передавались в собственность Андрейко А. А. и Н. П. Поэтому говорить о приобретении ими права собственности на весь жилой дом в целом в момент приватизации квартиры нельзя.

Согласно приказу №1230 об исключении из реестра муниципальной собственности жилого дома по <адрес> <адрес> <адрес> жилой дом был исключен из реестра 19.10.2007 года. Согласно акту приема-передачи жилого фонда жилой дом был передан в собственность Андрейко А. А. и Андрейко Н. П. 29.10.2007 года. Право собственности Андрейко А. А. и Андрейко Н. П. на жилой дом было зарегистрировано на основании внесённых изменений в ЕГРП в связи с передачей им жилого дома в целом 26.03.2009 года. В соответствии с п.2 ст. 8 ГК РФ право собственности на недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации.

В соответствии с абзацем 2 п. 1 ст. 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане - собственники зданий, строений, сооружений. В ст. 2 ФЗ "О введении в действие ЗК РФ" речь также идёт о моменте возникновения права собственности на здания, строения, сооружения. В данных статьях дан абсолютно определенный закрытый перечень объектов недвижимости, от наличии и момента приобретения права собственности на которые зависит возможность и порядок приобретения права собственности на земельный участок. Квартира в данный перечень не входит и не является ни зданием, ни строением, ни сооружением. Жилой дом в соответствии с п. 2 ст. 16 ЖК РФ является зданием. Таким образом, при расчёте стоимости земельного участка администрация муниципального образования город Краснодар должна была принимать во внимание момент возникновения права собственности граждан Андрейко А. А. и Андрейко Н. П на жилой дом, а не на квартиру.

До 1 января 2012 года продажа гражданам, являющимся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со ст. 2 ФЗ "О введении в действие ЗК РФ" от 25.10.2001 №137-ФЗ

Статья 2 ФЗ "О введении в действие ЗК РФ" от 25.10.2001 №137-ФЗ устанавливает разный порядок определения выкупной цены для граждан, право собственности которых на здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации (т.е. до 30.10.2001 года) и для граждан, право собственности которых возникло после вступления в силу ЗК РФ.

Для первых (тех, которые приобрели право собственности на здания, строения, сооружения до 30.10.2001 года) цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в местности, к которой относится город Краснодар. До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.

Для вторых (тех, кто приобрёл право собственности на здания, строения, сооружения после 30.10.2001 года) цена, устанавливается субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения от 500 тысяч до 3 миллионов человек (к каким относится город Краснодар) - в размере от пяти- до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка. До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется минимальный для соответствующей местности размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.

Субъект Российской Федерации - Краснодарский край - в ст. 10 Закона Краснодарского края "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" от 05.11.2002 года № 532-Кз установил единый для всех порядок определения выкупной цены при приватизации земельных участков в порядке ст. 36 ЗК РФ. Граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют право на приватизацию этих земельных участков, за исключением случаев, установленных законодательством. При продаже в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, а также Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества", находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, устанавливается следующая стоимость таких земельных участков: в городе Краснодаре - в семнадцатикратном размере ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.

В соответствии с решением городской думы Краснодара от 29.10.2009 г. № 63 п. 3 о внесении изменений в решение городской Думы Краснодара от 24.11.2005 г. № 3 п. 2 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования город Краснодар" ставка земельного налога в отношении земельных участков, предназначенных для размещения домов индивидуальной жилой застройки, установлена в размере 0,027 процентов от кадастровой стоимости участка.

Кадастровая стоимость земельного участка по адресу РФ, <адрес> согласно кадастровому паспорту земельного участка от 07.10.2010 г. равна <данные изъяты> рублям.

17х 0,027%=0,459% - семнадцатикратная ставка земельного налога

2 902 076,77 : 0,459%=<данные изъяты> - выкупная цена земельного участка

Таким образом, выкупная цена земельного участка по адресу РФ, <адрес> должна составлять <данные изъяты> рублей, а не <данные изъяты> рубля, как определено в п. 3.1. постановления от 25.11.2010 г. № 9630 "О предоставлении гражданам А.А.Андрейко, Н.П.Андрейко земельного участка для индивидуального жилищного строительства в Карасунском внутригородском округе города Краснодара". Цена, определённая в постановлении, в 6 раз превышает установленную законом, что является нарушением прав граждан Андрейко А. А. и Андрейко Н. П.

Учитывая изложенное, заявление Андрейко А. А. и Андрейко Н. П. суд признаёт обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать п. 3.1 Постановления администрации муниципального образования город Краснодар от 25.11.2010 года №9630 в части определения выкупной цены земельного участка недействительным.

Обязать администрацию муниципального образования город Краснодар произвести перерасчёт выкупной цены вышеуказанного земельного участка в соответствии со ст. 10 Закона Краснодарского края "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" от 05.11.2002 года № 532-Кз и внести изменение в п 3.1 постановления от 25.11.2010 г. № 9630 "О предоставлении гражданам А.А.Андрейко, Н.П.Андрейко земельного участка для индивидуального жилищного строительства в Карасунском внутригородском округе города Краснодара", указав вместо суммы "<данные изъяты> рубля" "<данные изъяты> рублей".

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Советский районный суд г. Краснодара в течение 10 дней.

Председательствующий: