Решение по иску Авдеева Л.Г. о признании права собственности



                                                                                                                    К делу № 2-2955/10

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 ноября 2010 года                     Советский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего:             Канаревой М.Е.

при секретаре:                              Ешуговой С.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Авдеевой Л.Г. к Администрации Краснодарского края о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

У С Т А Н О В И Л:

Авдеева Л.Г. обратилась в суд с иском к администрации Краснодарского края о признании права собственности на комнату № 48 общей площадью 19,2 кв.м., в том числе жилой 19,2 кв.м., расположенную по адресу: г. Краснодар, Карасунский внутригородской округа г. Краснодара, <адрес> в порядке приватизации, в обосновании доводов указала, что вселилась в общежитие , расположенное по адресу: г. Краснодар, <адрес>, комнату на основании ордера 752, выданного КСК организованного в форме АО «<данные изъяты>»; с целью приватизации занимаемых комнат в общежитии она обратилась в Администрацию Краснодарского края с заявлением о заключении договора передачи в собственность в порядке приватизации, ответами из Департамента жилищно - коммунального хозяйства, ей отказано в удовлетворении данного прошения в виду наличия специализированного статуса общежития, что по ее мнению является нарушением ее прав, в связи с чем она обратился в суд с настоящим исковым заявлением.

В судебном заседании представитель Авдеевой Л.Г. по доверенности Стружинская О.С. доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала, на удовлетворении исковых требований настаивала.

Представитель Администрации Краснодарского края по доверенности Петрик С.Н. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований. Считал, что поскольку общежитие по <адрес> передано в оперативное управление ГОУ СПО «Краснодарский политехнический техникум» Краснодарского края, то только данное учреждение вправе принимать решение о приватизации жилого помещения с согласия собственника помещения, коим является Краснодарский край. Просил обратить внимание, что истец был вселен в общежитии в связи с трудовыми отношениями и прекращение трудовых отношений является безусловным основанием для выселения. Просил учесть, что статьей 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» установлен прямой запрет на приватизацию жилых помещений в общежитиях, тем более общежитие по <адрес> является ученическимприватизацию жилых помещений в общежитиях.ями и прекращение трудовых отношений является безусловным.

Представитель ГОУ СПО «Краснодарский политехнический техникум» Краснодарского края, привлеченного к участию в деле в качестве 3 лица по доверенности Никитин И.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, просил учесть требования ч. 2 ст. 102 ЖК РФ о прекращении договора найма в общежитии в связи с переходом права собственности или передачи жилого помещения в оперативное управление другому юридическому лицу.

Представитель Департамента образования и науки Краснодарского края по доверенности Башинская Ю.Г. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала.

Представитель Департамента имущественных отношений Краснодарского края в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причине неявке суду не сообщил.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что общежитие по <адрес> ранее принадлежало на праве собственности Камвольно-суконному комбинату, затем в результате приватизации КСК было организовано в форме АО «<данные изъяты>».

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 г № 235 «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность» и постановлением Главы Администрации Краснодарского края от 22.06.1995 г № 345 «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения в муниципальную собственность» внесены изменения в план приватизации АО «<данные изъяты>» -

1) пункт 9 первого раздела изложить в следующей редакции «Объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения согласно прилагаемого     Перечня (Приложение № 1) не входят в состав приватизированного имущества предприятия и с момента утверждения настоящих изменений в План приватизации передаются в муниципальную собственность г. Краснодара»;

2) пункт 8 изложить в следующей редакции «Порядок и условия использования объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, указанных в пункте 9 первого раздела определяет администрации г. Краснодара в муниципальную собственность которого переданы эти объекты».

Согласно Приложению № 1 к изменениям в план приватизации в числе объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения включено также и общежитие , расположенное по <адрес>.

Приказом Комитета по управлению имуществом г. Краснодара от 01.03.1996 г № 31 на основании постановления Правительства РФ от 07.03.1995 г № 235 и изменений, внесенных в план приватизации АООТ «<данные изъяты>»:

1) включены в реестр муниципальной собственности объекты соцкультбыта согласно приложение № 1;

2) муниципальному предприятия «<данные изъяты>» необходимо оформить прием-передачу объектов соцкультбыта на баланс эксплуатирующих предприятий от АООТ «<данные изъяты>».

Согласно приложению № 1 к приказу Комитета по управлению имуществом г. Краснодара от 01.03.1996 г № 31 общежитие по <адрес> как объект коммунально-бытового назначения включен в муниципальную собственность.

Суд обращает внимание, что пунктом 2 Приказа Комитета по управлению имуществом г. Краснодара от 01.03.1996 г № 31 предусматривалось подписание акта приема-передачи между АООТ «<данные изъяты>» и муниципальным предприятием «<данные изъяты>».

В материалы дела представлено распоряжение Комитета по управлению государственным имуществом Краснодарского края от 23.08.1995 г № 05/159 «О передаче общежития АООТ «<данные изъяты>» на баланс профессионального училища г. Краснодара», согласно которому рассмотрено обращение руководства АООТ «<данные изъяты>» и Профессионального училища г. Краснодара и принято решение о передаче директором АООТ «<данные изъяты>» на баланс профессионального училища г. Краснодара» общежитие, расположенное по адресу: г. Краснодар <адрес> данным Распоряжением директор Профессионального училища г. Краснодара обязан был принять на баланс, составить Акт приема -передачи основных средств и представить данный Акт в Комитет в десятидневный срок со дня подписания. Данное Распоряжение от 23.08.1995 г № 05/159 было зарегистрировано в БТИ 27.01.1997 г, о чем имеется штамп.

Установлено, что Акт приема-передачи основных средств между АООТ «<данные изъяты>» и Профессионального училища г. Краснодара, подписан 30.08.1995 г.

Суд обращает внимание, что до 1999 г регистрирующим органом являлось Бюро технической инвентаризации, права и обязанности возникают после регистрации в БТИ.

Суд отмечает, что Акт приема -передачи основных средств подписан 30.08.1995 г, тогда как Распоряжение от 23.08.1995 г № 05/159 было зарегистрировано в БТИ 27.01.1997 г, в связи с чем, суд приходит к выводу, что подписание Акта приема -передачи основных средств до момент регистрации Распоряжение от 23.08.1995 г № 05/159 не влечет правовых последствий и не может быть принято судом во внимание.

В материалы дела представлено письмо Департамента, юридического и кадрового обеспечения муниципальной деятельности мэрии г. Краснодара от 07.07.1999 г № 11/245, в котором сообщается, что в настоящее время (07.07.1999 г) общежитие , расположенное по адресу: г. Краснодар <адрес>, находится на балансе АО «<данные изъяты>».

Таким образом, установлено, что по состоянию до 07.07.1999 г общежитие по <адрес> находилось на балансе АО «<данные изъяты>».

Впоследствии в 2004 г данное общежитие передано в собственность Краснодарского края и в оперативное управление ГОУ СПО «Краснодарский политехнический техникум».

При разрешении исковых требований в части признании права собственности в порядке приватизации, суд исходит из следующего.

Установлено, что общежитие по <адрес> ранее принадлежало Камвольно-суконному комбинату, которое в результате приватизации было организовано в форме АО «<данные изъяты>», и было включено в Перечень объектов коммунально-бытового назначения (л.д. 48 - 49 об.с.). Достоверно установлено, что до июля 1999 г находилось на балансе АО «<данные изъяты>» (л.д. 12). С 2004 г общежитие по <адрес> является государственной собственность Краснодарского края и закреплено на праве оперативного управления за ГОУ СПО «Краснодарский политехнический техникум» Краснодарского края.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и переданы в иную форму собственности, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления указанных документов.

Граждане вправе приобрести занимаемое ими по договору социального найма жилое помещение в собственность в соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".

Решением Советского райсуда г. Краснодара от 26.08.2010 г за Авдеевой Л.Г. признано право пользования жилым помещением - комнатой общей площадью 19,2 кв.м., жилой площадью 19,2 кв.м., расположенной по адресу: г. Краснодар, <адрес>. Решением суда установлено, что Авдеева Л.Г. вселилась в общежитие в 1983 г как работник государственного предприятия - КСК.

Возражая против исковых требований о приватизации жилого помещения ответчик и 3 лица на стороне ответчика исходили из того, что занимаемое истцом жилое помещение находится в здании общежития, которое относится к государственной собственности Краснодарского края, закреплено на праве оперативного управления за ГОУ СПО «Краснодарский политехнический техникум» Краснодарского края, который не вправе распоряжаться государственной собственностью, оснований для изменения правового положения жилого помещения и заключения с истцом договора социального найма не имеется.

Суд обращает внимание, что на момент приватизации Камвольно-суконного комбината действующим на тот момент законодательством, а именно пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 года N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.

Норма, содержащая запрет на приватизацию в составе имущественного комплекса унитарного предприятия жилищного фонда и объектов его инфраструктуры, установлена и в статье 30 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".

Кроме того, на момент приватизации предприятия действовала статья 18 Закона РСФСР от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РСФСР", согласно которого, жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.

Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилых помещений.

В соответствии с абзацем 1 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.1993 N 11, от 25.10.1996 N 10, от 06.02.2007 N 6, от 02.07.2009 N 14) переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.

Указанными выше нормами, действующими с 23 декабря 1992 года, и подлежащими применению в системной взаимосвязи со статей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий, учреждений. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.

Таким образом, при приватизации КСК жилищный фонд, в том числе малосемейное общежитие, в котором проживают истцы, не подлежал включению в перечень государственного учреждения. Суд отмечает, что при передаче малосемейного общежития с баланса АО «<данные изъяты>» на баланс Профессионального училища не ставился вопрос о выселении лиц, проживающих в этом общежитии.

В материалы дела представлен Приказ Департамента образования и науки от 28.04.1999 г № 456 о придании общежитию по <адрес> статуса ученического, тогда как семьи, вселенные бывшим собственником АО «<данные изъяты>», продолжали проживать в этом общежитии.

Суд обращает внимание, что ранее принадлежавшие АО «<данные изъяты>» общежития - по <адрес>, по <адрес>, по <адрес>, по <адрес>, по <адрес>, переданы в муниципальную собственность и лишь общежитие по <адрес> вместе с проживающими гражданами было передано на баланс Профессионального училища , тем самым граждане, вселившиеся и проживавшие в общежитии по <адрес> до момента передачи общежития на баланс ПУ , по независящим от их воли причинам лишены права приватизации занимаемых ими жилых помещений.

Включение жилищного фонда в состав имущества государственного учреждения и не передача общежития в ведение органов местного самоуправления, не должны влиять на жилищные права граждан, вселившихся и проживавших в данных жилых помещениях до приватизации, в том числе и на право бесплатной передачи жилья в собственность граждан на основании статьи 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".

Суд полагает, что при данных обстоятельствах к отношениям по пользованию жилым помещением , находящемся в доме <адрес> г. Краснодара, должны применяться нормы ЖК РФ о договоре социального найма при этом, суд отмечает, что отсутствие договора социального найма не является основанием для ограничения прав граждан, тем более сторонами в судебном заседании не оспаривался тот факт, что комната занимаемые истцом не комплектованы мебелью, в ней отсутствуют предметы культурно-бытового назначения, необходимые для проживания, занятия и отдыха граждан, ГОУ СПО «Краснодарский политехнический техникум» Краснодарского края принимает лишь платежи за пользование жилой площадью и по коммунальным услугам, в связи с чем, суд приходит к выводу, что фактически между сторонами сложились отношения по социальному использованию жилого помещения.

В соответствии с ч.1 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

        В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

В судебном заседании и в письменных возражениях представитель Администрации Краснодарского края указал, что только ГОУ СПО «Краснодарский политехнический техникум» Краснодарского края вправе принимать решение о приватизации с согласия собственника помещения - Краснодарский край, указав, что уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по управлению и распоряжению имуществом, находящимся в государственной собственности Краснодарского края является Департамент имущественных отношений Краснодарского края.

В письменном отзыве на исковое заявление представитель Департамента имущественных отношений Краснодарского края указал, что в соответствии с Положением о департаменте имущественных отношений Краснодарского края департамент осуществляет реализацию государственной политики в области имущественных и земельных отношений, приватизации государственного имущества, за исключением вопросов, регулируемых жилищным законодательством Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что Авдеева Л.Г. обращалась в Администрацию Краснодарского края с заявлением о заключении договора передачи комнаты <адрес> в собственность.

На данное заявление ею получен ответ из Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 01.10.2010 г, в котором указано, что по поручению Администрации Краснодарского края Департамент имущественных отношений Краснодарского края рассмотрел ее заявление, указав, что жилые помещения, находящиеся в общежитиях, приватизации не подлежат.

Суд считает, что поскольку истец обратился непосредственно к собственнику имущества, то им соблюден досудебный порядок урегулирования спора.

В соответствии с п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.1993 N 11, от 25.10.1996 N 10, от 06.02.2007 N 6, от 02.07.2009 N 14) требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность о передаче жилья в собственность граждан.

Согласно техническому паспорту комнаты в <адрес> в г. Краснодаре общая площадь комнаты составляет 19,2 кв.м., в том числе жилая 19,2 кв.м.

        В соответствии с выпиской из лицевого счета в комнате проживает Авдеева Л.Г.

Принимая во внимание, что комната в общежитии по <адрес> г. Краснодара предоставлена Авдеевой Л.Г. в установленном порядке бывшим государственным предприятием Камвольно-суконным комбинатом, на момент вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации истица проживала в общежитии, по независящим от воли граждан данное общежитие не было передано в муниципальную собственность, то суд приходит к выводу, что истец вправе приобрести эту комнату в собственность в порядке приватизации, при этом суд учитывает, что истец ранее в приватизации не участвовал, о чем свидетельствуют сведения из ГУП КК «Крайтехинвентаризация» и Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю.

На основании изложенного ст. ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 г. «О приватизации жилищного фонда в РФ» (с изм. и доп.), ст. 7, 13 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» от 29.12.2004 г. и руководствуясь ст.ст. 194-199, 209 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

        Признать за Авдеевой Л.Г. Г. право собственности на комнату общей площадью 19,2 кв.м., жилой площадью 19,2 кв.м., расположенной по <адрес> г. Краснодара в порядке приватизации.

         Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Советский районный суд г. Краснодара в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

                                                                                                          Судья:

Мотивированное решение

изготовлено 30.11.2010 г.

                                            Судья: