Решение по заявлению Управление образования администрации МО об обжаловании решения



К делу №

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ Советский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего: Грекова Ф.А.

при секретаре: Горбенко Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело заявлению Управления образования администрации муниципального образования Апшеронского района об обжаловании решения,

УСТАНОВИЛ:

Управление образования администрации муниципального образования Апшеронского района обратилось в суд с заявление об обжаловании решения, в обоснование указывая, что Государственным инспектором труда Кузьминым В.П. ДД.ММ.ГГГГ было вынесено предписание №, которым на заявителя возложена обязанность отменить приказ о прекращении (расторжении) трудового договора с работником Максимовой В.А., внести соответствующую запись в трудовую книжку Максимовой В.А. о последствиях отмены приказа и выплаты ей заработной платы за время вынужденного прогула в размере среднего заработка. Заявитель считает вынесенное должностным лицом предписание необоснованным по следующим основаниям. ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа начальника Управления с Максимовой В.А. расторгнут трудовой договор по <данные изъяты> ТК РФ. Считает, что по смыслу данной нормы не требуется указывать те или иные конкретные обстоятельства, подтверждающие необходимость прекращения трудового договора с руководителем. ТК РФ не возлагает на работодателя обязанность указывать мотивы увольнения руководителя организации по основаниям, предусмотренным п<данные изъяты> ТК РФ. Кроме того, в соответствии с решением Совета муниципального образования Апшеронский район от 20.11.2009г. № 531 «Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения объектами муниципальной собственности муниципального образования Апшеронский район» назначение на должность руководителя муниципального бюджетного учреждения, освобождение от нее осуществляется распоряжением администрации муниципального образования Апшеронский район по представлению соответствующего отраслевого (функционального) органа администрации муниципального образования Апшеронский район и/или Управления, либо приказом отраслевого (функционального) органа администрации муниципального образования Апшеронский район в соответствии с Положением о нем. Управление является функциональным органом администрации муниципального образования Апшеронский район. Согласно Положению об управлении образования администрации муниципального образования Апшеронский район, утвержденному решением Совета муниципального образования Апшеронский район от 10.03.2010г. № 563, Управление в качестве учредителя муниципальных образовательных учреждений в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ, назначает и увольняет руководителей муниципальных образовательных учреждений. Согласно пп. 13 п. 4.4. указанного Положения начальник Управления назначает и освобождает от должности руководителей образовательных учреждений района. Кроме того при прекращении с Максимовой В.А. трудового договора по <данные изъяты> ТК РФ, в целях соблюдения установленных законом гарантий и во исполнение требований ст. 279 ТК РФ, на основании приказа начальника Управления от ДД.ММ.ГГГГ № ей была выплачена компенсация в размере трехкратного среднего месячного заработка. Положения ст. <данные изъяты> ТК РФ, а также иные нормы ТК РФ не предусматривают необходимость согласования с соответствующим профсоюзным органом при принятии решения о прекращении трудового договора с руководителем по основаниям, указанным в <данные изъяты> ТК РФ. Доводы заинтересованного лица о том, что при увольнении по основаниям <данные изъяты> ТК РФ заявителем был нарушен п. 5.1.2. Отраслевого соглашения по учреждениям отрасли образования и науки Краснодарского края на 2010-2012 годы (далее - Соглашение) являются ошибочными и несостоятельными. По тем основаниям, что в соответствии со ст.48 ТК РФ данное соглашение должно быть опубликовано в средствах массовой информации, но оно опубликовано не было. Соглашение не было доведено до сведения управления образования. Кроме того, согласно буквальному содержанию указанного Соглашения расторжение трудового договора с руководителем учреждения, являющегося членом Профсоюза, по основаниям <данные изъяты> ТК РФ, допускается только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа. Однако, данное соглашение не распространяется на трудовые отношения в сфере образования на территориальном уровне, т.е. на уровне района. Считает, что данное Соглашение в отношении Максимовой В.А. не действует, так как оно согласно п. 1.1. заключено на региональном уровне для работников образовательных учреждений, научных и иных организаций, находящихся в ведении и пределах компетенции Департамента образования и науки Краснодарского края, т. е. в отношении государственных образовательных учреждений. Кроме того, Соглашение до сведения Управления не было доведено, следовательно, с условиями соглашения заявитель не знаком. ФИО7, руководителем которой была Максимова В.А, является муниципальным дошкольным образовательным учреждением. Учредителем ФИО7 является заявитель, следовательно, ФИО7 подведомственен и находится в пределах компетенции органа местного самоуправления - Управления, а не Департамента образования и науки Краснодарского края (органа государственной власти Краснодарского края). На территориальном уровне социального партнерства (на территории Апшеронского района) заключено районное отраслевое тарифное соглашение по учреждениям образования Апшеронского района на 2005-2008 годы (далее - районное Соглашение), которое было продлено на 2008-2011 годы. Сторонами районного Соглашения являются: Апшеронская районная территориальная организация Профсоюза работников народного образования и науки РФ и Управление образования администрации Апшеронского района. Максимова В.А. является членом Апшеронской районной территориальной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ. Районное Соглашение не предусматривает дополнительных гарантий руководителям при расторжении с ними трудовых договоров по основаниям, указанным в <данные изъяты> ТК РФ, а также не предусматривает случаи учета мнения соответствующего профсоюзного органа при увольнении по указанной статье ТК РФ шире, чем предусмотрено ТК РФ. Кроме того, в п. 2.4. районного Соглашения указано, что порядок расторжения трудового договора определяется ТК РФ и другими нормативными правовыми актами, уставом учреждений и коллективным договором. В уставе ФИО7 и в коллективном договоре между администрацией и профсоюзным комитетом ФИО7 на 2010-2013 годы также не установлено указанных гарантий. Просит признать незаконным и отменить предписание от ДД.ММ.ГГГГ г. № об устранении нарушения трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.

В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Писарева Е.А. в судебном заседании на удовлетворении заявленного требования настаивала, указала доводы, содержащиеся в заявлении.

Представитель заинтересованного лица по доверенности Кузьмин В.П. в судебном заседании против заявленного требования возражал. Указал, что между руководителем Департамента образования и науки Краснодарского края и председателем Краснодарской краевой территориальной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ заключено отраслевое соглашение по учреждениям отрасли образования и науки Краснодарского края на 2010-2012годы, которое обязательно в том числе и для заявителя. В ходе проведения проверки увольнения Максимовой В.А. было установлено, что данное лицо работало в должности <данные изъяты> ФИО7 и являлось членом Апшеронской районной территориальной организации профсоюзов работников народного образования. В нарушение отраслевого соглашения по учреждениям отрасли образования и науки Краснодарского края на 2010-2012годы от ДД.ММ.ГГГГ Максимову В.А. уволили без согласования с профсоюзом. Просил у удовлетворении заявления отказать.

Максимова В.А. в судебном заседании против требований заявителя возражала, поддержала доводы представителя заинтересованного лица.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Предписанием Государственного инспектора труда (по охране труда) Кузьминым В.П. от ДД.ММ.ГГГГ № на заявителя возложена обязанность отменить приказ № от ДД.ММ.ГГГГ, внести соответствующую запись в трудовую книжку Максимовой В.А. о последствиях отмены приказа приказ № от ДД.ММ.ГГГГ, выплатить заработную плату Максимовой В.А за время вынужденного прогула в размере среднего месячного заработка.

Судом обозревались материал проверки заявителя заинтересованным лицом, и документы заинтересованного лица, из которых усматривается следующее.

Максимова В.А. была принята на должность <данные изъяты> ФИО7

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № Максимова В.А. уволена из ФИО7 в связи с принятием <данные изъяты> -<данные изъяты> ТК РФ.

С указанным приказом Максимова В.А. ознакомлена в день его составления, что подтверждается подписью.

Максимова В.А. является членом профсоюза, что подтверждается имеющимися в материалах дела копиями списка сотрудников -членов профсоюза ФИО7

Пунктом 2 ст. 278 ТК РФ установлено, что помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, трудовой договор с руководителем организации прекращается в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора. Решение о прекращении трудового договора по указанному основанию в отношении руководителя унитарного предприятия принимается уполномоченным собственником унитарного предприятия органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

В материалы дела представлено отраслевое соглашение по учреждениям отрасли образования и науки Краснодарского края на 2010-2012годы, согласно которому настоящее отраслевое соглашение (далее - соглашение) заключено на региональном уровне в соответствии с законодательством РФ с целью определения согласованных позиций сторон по созданию необходимых трудовых и социально-экономических условий для работников и обеспечения стабильной и эффективной деятельности образовательных учреждений, научных и иных организаций, находящихся в ведении и пределах компетенции Департамента образования и науки Краснодарского края (далее - учреждения) -абз. 1 под. 1.1 Соглашения.

Соглашение является правовым актом, устанавливающим общие принципы регулирования социально-трудовых отношений в сфере образования и связанных с ними экономических отношений, а также определяет общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работников образования и науки -абз. 2 подп. 1.1 Соглашения.

Соглашение обязательно к применению в том числе: при заключении отраслевых соглашений на уровне муниципальных образований, коллективных договоров в учреждениях отрасли образования, трудовых договоров с их работниками и при разрешении индивидуальных и коллективных трудовых споров абз. 4 подп. 1.1 Соглашения.

Подпунктом 1.2 Соглашения определено, что его сторонами являются: -работники учреждений, а также обучающиеся в учреждениях профессионального образовании, подведомственных и находящихся в пределах компетенции департамента (далее - работники) в лице их полномочного представителя - Краснодарской краевой территориальной организации Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации (далее - Профсоюз); -работодатели: образовательные учреждения, организации системы образования края, в лице их представителя - департамента образования и науки Краснодарского края (далее - департамент образования).

Подпунктом 1.3.1 Соглашения определено, что соглашение распространяется на всех работников учреждений и первичные профсоюзные организации отрасли образования.

Согласно п. 5.1.2 Соглашения, с руководителями образовательных учреждений трудовой договор заключается на неопределенный или на определенный в соответствии с ч. 2 ст. 59 ТК РФ срок действия которого определяется уставом учреждения или соглашением сторон. Расторжение трудового договора с руководителем образовательного учреждения, являющегося членом Профсоюза, по основанию, предусмотренному п. 2 ст. 278 ТК РФ, допускается только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа

Судом так же исследовалось Положение об управлении образования администрации муниципального образования Апшеронский район, утвержденный решением Совета муниципального образования Апшеронский район от 10.03.2010года, подп. 1.5. которого установлено, что Управление образования администрации муниципального образования Апшеронский район в своей деятельности руководствуется, в том числе и приказами департамента образования и науки Краснодарского края.

Абзацем 3 подп. 2.2. Положения установлено, что в порядке предусмотренном действующим законодательством РФ, назначает и увольняет руководителей муниципальных образований и учреждений.

Одновременно, подп.7.5.5 Положения о порядке управления и распоряжения объектами муниципальной собственности муниципального образования Апшеронского района, утвержденного решением Совета муниципального образования Апшеронского района от 20.11.2009года, установлено, что назначение на должность руководителя муниципального бюджетного учреждения, освобождение от не осуществляется распоряжением администрации муниципального образования Апшеронского района по представлению соответствующего отраслевого (функционального) органа администрации муниципального образования Апшеронского района и/или Управления, либо приказом отраслевого (функционального) органа администрации муниципального образования Апшеронского района в соответствии с Положением о нем.

В материалы дела представлено письмо Управления образования администрации муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ, адресованное начальнику управления имущественных отношений администрации муниципального образования Апшеронского района, в котором отражена просьба о согласовании расторжения трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ № с <данные изъяты> ФИО7 Максимовой В.А. по <данные изъяты> ТК РФ. Письмо содержит отметку «согласовано ФИО5 начальник УИО».

Доводы представителя заявителя о том, что заявителю не было известно об указанном соглашении суд считает необоснованными по тем основаниям, что п. 1.5 Соглашения определено, что стороны в месячный срок после подписания соглашения доводят его текст до органов управления образованием муниципальных образований, администраций учреждений, территориальных и первичных организаций Профсоюза для его выполнения.

Согласно п. 1.6 Соглашения, соглашение вступает в силу с 01.01.2010года и действует по 31.12.2012года.

Кроме того абз. 1 п. 1.4 Соглашения определено, что контроль выполнения соглашения на всех уровнях осуществляется сторонами соглашения и их представителями, а так же соответствующими органами по труду.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о не получении заявителем соответствующего согласования профсоюзного органа.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Управления образования администрации муниципального образования Апшеронского района об обжаловании решения отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Советский районный суд г. Краснодара в течение десяти дней.

Председательствующий: