РЕШЕНИЕ ДД.ММ.ГГГГ Советский районный суд г. Краснодара в составе: председательствующего Платоновой Э.Р. при секретаре Козловой Н.В. рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Новороссийского транспортного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к ОАО «Международный аэропорт «Краснодар», ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов) о признании незаконным бездействия, УСТАНОВИЛ: Новороссийский транспортный прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации с заявлением, в котором просил признать незаконными бездействие ОАО «МАКр», ФГУП «АГА (а)» по несоблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательства в части непринятия действенных мер по разработке и согласованию проекта санитарно-защитной зоны; обязать ОАО «МАКр», ФГУП «АГА (а)» принять действенные неотложные меры по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации аэропорта, разработать, согласовать в установленном порядке проект санитарно-защитной зоны, провести мероприятия, направленные на устранение превышений уровня загрязнения атмосферного воздуха и шума. В ходе судебного разбирательства помощник Новороссийского транспортного прокурора Баранов А.С. изменил исковые требования, просил обязать ответчиков принять действенные неотложные меры по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации аэропорта, установив срок для устранения нарушений до 01.01.2012г. В обоснование доводов иска пояснил, что Новороссийской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения ОАО «Международный аэропорт «Краснодар» и ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов) требований действующего санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации аэропортового комплекса в г. Геленджике выявлены его нарушения. В соответствии с договором от 21.12.2009г. по обеспечению сохранности имущества аэродрома и организации аэропортовой деятельности ОАО «Международный аэропорт Краснодар» осуществляет эксплуатацию аэропортового комплекса в г. Геленджике». Кроме того, ФГУП «АГА (а)» согласно государственному контракту № МТ-22/05ГК на выполнение работ по развитию аэропорта «Геленджик» - строительство взлетно-посадочной полосы от 6.10.2005г., распоряжению территориального управления Росимущества по Краснодарскому краю от 5.06.2008г. является эксплуатирующей организацией имущества аэродрома и в соответствии с договором от 21.09.2009г. наделено полномочиями по приведению в соответствие с требованиями действующего законодательства условий использования имущества аэродрома. Таким образом, лицами ответственными за обеспечение соблюдения требования СЭЗ при эксплуатации аэропортового комплекса в г. Геленджике, являются ОАО «МАКр» и ФГУП «АГА (а)». 08.07.2010г. специалистами ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае и Геленджикского филиала проведены лабораторно-инструментальные исследования качества атмосферного воздуха и уровня шума при взлете воздушных судов «Аэропорт Геленджик» на территории частного домовладения гр. Токарева В.П. по ул. <адрес> По результатам исследований установлено несоответствие уровня шума действующим нормам санитарного законодательства. Аналогичные превышения установлены и в домовладении гр. Шакалина В.И. по <адрес>. В соответствии с п.п. 1.2.2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровья человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. В то же время проверкой установлено, что несмотря на неоднократные предписания Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о необходимости разработки проекта санитарно-защитной зоны, в том числе с учетом шумового воздействия, разработки санитарно-защитной зоны от передающих радиотехнических объектов. Соответствующие мероприятия ответчиками не произведены, что создает угрозу здоровью и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, как проживающему в непосредственной близости с «Аэропортом Геленджик», так и находящихся в зонах отдыха, на территориях курортов, санаториев и коттеджной застройки. Предписанием № 282-46-25 от 12.05.2010г. ФГУП «АГА (а)» указано на необходимость разработки и согласования проекта «Санитарно-защитной зоны с учетом шумового воздействия»; предписанием от 8.06.2010г. ОАО «МАКр» предписано эксплуатацию аэровокзального комплекса и объектов служебно-технической территории аэропорта г. Геленджик в части пассажирских и грузовых авиаперевозок осуществлять только на основании разрешения на ввод его в эксплуатацию. Согласно письму ФГУП «АГА (а)» объект по проекту «Развитие аэропорта Геленджик - строительство взлетно-посадочной полосы. Краснодарский край» в эксплуатацию не введен. Причиной неполучения разрешения на ввод объекта СКМУ Ростехнадзора в связи с отсутствием разрешения на строительство с выделением этапов строительства, правоустанавливающих документов на ряд земельных участков и согласованного проекта «Санитарно-защитной зоны с учетом шумового воздействия». Кроме того, ФГУП «АГА (а)» предписано разработать проект организации санитарно-защитной зоны аэропорта Геленджик, предусмотреть средства на выполнение мероприятий по организации санитарно-защитной зоны. В соответствии с условиями Государственного контракта № МТ-22/05ГК ФГУП «АГА (а)», как заказчик-застройщик является ответственным за своевременное согласование рабочей документации, целевое финансирование реконструкции объекта, организацию строительного надзора. Просит обязать ОАО «МАКр», ФГУП «АГА (а)» принять действенные неотложные меры по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации аэропорта и установить срок для устранения нарушений до 01.01.2012г. Представитель ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» Секалова В.Г. против иска возражала и в обоснование возражений пояснила, что строительство аэропорта Геленджик велось с целью развития туризма в регионе на основании распоряжения Правительства РФ от 7.02.2006г. «Об утверждении перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд на 2006 г., финансируемых за счет средств государственных капитальных вложений в рамках федеральной инвестиционной программы на 2006 г.». При этом строительство зданий и сооружений, включая жилые дома жителей Геленджика на прилегающей территории к аэропорту Геленджик велось незаконно, так как в соответствии с п. 4.5. Руководства по эксплуатации гражданских аэропортов РФ проектирование, строительство, расширение и техническое переоснащение объектов в границах полос воздушных подходов к аэродромам, а также вне границ этих полос в радиусе 10 км. Согласование размещений зданий и сооружений, включая жилые дома лиц, в интересах которых выступает прокурор, расположенных на территории, прилегающей к аэропорту Геленджик не проводились. Реализация проекта «Развитие аэропорта Геленджик - строительство взлетно-посадочной полосы. Краснодарский край» осуществлялось на основании разработанной в соответствии с действующим законодательством проектной документацией. В сводно-сметном расчете проекта от 28.03.2007г. были предусмотрены затраты по возмещению убытков в пределах зоны «Г» авиационного шумового воздействия в размере 49 311 900 рублей. После получения отрицательного заключения ГГЭ из сводного сметного расчета эти затраты были исключены. Проект получил положительное заключение государственной экспертизы, датированное 14.12.2007г. Данным проектом проанализирована акустическая обстановка на прилегающей территории с учетом эксплуатации ВС, не отвечающих требованиям ИКАО по шуму на местности и рассмотрены два варианта: с использованием ВС судов, не отвечающих стандартам ИКАО и перспективные условия функционирования аэродрома Геленджик, предусматривающие эксплуатацию современных малошумных судов. Проект был разработан с учетом рекомендаций заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы № 999 от 26.12.2006г. и получил положительное заключение государственной экспертизы, следовательно, проект санитарно-защитной зоны реализован в необходимом объеме, в рамках выделенных бюджетных средств. На данный момент расчетная (санитарно-защитная) зона выполнена. Расчетные границы зон ограничения застройки подлежат уточнению на основании фактических замеров уровней авиационного шума на местности в процессе эксплуатации аэропорта. Результаты натурных исследований, измерений и оценки риска для здоровья населения могут быть определены также в процессе эксплуатации аэропорта. Установленную (окончательную) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров санитарно-защитную зону реализует эксплуатант аэропорта - ОАО «МАКр», с которым 21.09.2009г. заключен договор по обеспечению сохранности имущества аэродрома и организации аэропортовой деятельности. ОАО «МАКр» заключен договор с НПП «Центр авиационной экологии» № 06/10 от 2.08.2010г. на создание и передачу научно-технической продукции. Таким образом, ФГУП «АГА (а)» и ОАО «МАКр» приняты все меры по соблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательства по разработке проекта санитарно-защитной зоны. Представитель ОАО «Международный аэропорт «Краснодар» Коваленко Н.В. иск не признал и пояснил, что размер санитарно-защитной зоны для аэропортов, аэродромов устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.), а также на основании результатов натурных исследований и измерений и оценки риска для здоровья населения. ОАО «Международный аэропорт «Краснодар» заключен договор № 06/10 от 02.08.2010г., предметом которого является проведение исследований по определению воздействия воздушных судов и наземной инфраструктуры аэропорта на окружающую среду в соответствии с календарным планом выполнения работ. В настоящее время проведены измерения уровня шума в районе аэропорта. Размеры санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств, являющихся источниками физических факторов воздействия на население, устанавливаются на основании акустических расчетов с учетом места расположения источников и характера создаваемого ими шума, электромагнитных полей, излучений, инфразвука и других физических факторов. Для установления размеров санитарно-защитных зон расчетные параметры должны быть подтверждены натурными измерениями факторов физического воздействия на атмосферный воздух. Измерения уровней шума проводятся в зимнее и летнее время. До проведения полного комплекса мероприятий, сроком окончания которого установлен срок - 30.06.2012г. проект санитарно-защитной зоны не может быть разработан. Таким образом, довод прокурора о том, что ОАО «Международный аэропорт «Краснодар» не выполняются мероприятия, направленные на соблюдение санитарно-эпидемиологического законодательства, является безосновательным. Представители управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю и Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору исковые требования прокурора поддержали. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Из материалов дела следует, что Новороссийской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения ОАО «Международный аэропорт Краснодар» и ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» требований действующего санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации аэропортового комплекса в г. Геленджике. На основании поручения Новороссийского транспортного прокурора специалистами ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае» и Геленджикского филиала проведены лабораторно-инструментальные исследования качества атмосферного воздуха и уровня шума при взлете (посадке) воздушных судов «Аэропорт Геленджик» на территории частного домовладения гр. Токарева В.П. по ул. <адрес>, в ходе которых установлено несоответствие уровня шума действующим нормам санитарного законодательства. Указанное несоответствие установлено также на территории домовладения гр. Шакалина В.И. по <адрес>. В соответствии с п.п.1.2, 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Согласно п. 2.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, к которым относится аэропорт, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков. В то же время как установлено в ходе проверки, несмотря на неоднократные предписания Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о необходимости устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, соответствующие мероприятия ответчиками проведены не в полном объеме. Установлено, что заказчиком-застройщиком при реализации проекта «Развитие аэропорта Геленджик 0 сроительство взлетно-посадочной полосы. Краснодарский край» на основании распоряжения Правительства РФ от 7.02.2006г. № 140-р «Об утверждении перечня строек м объектов для федеральных государственных нужд на 2006г., финансируемых за счет средств государственных капитальных вложений в рамках федеральной инвестиционной программы на 2006г.». Строительство объекта - «Аэропорт Геленджик» осуществлялось в рамках Государственного контракта от 6.10.2005г. № МТ-22/05-ГК-22/05, в который ФГУП «АГА (а)» вступило по договору уступки прав и обязанностей от 06.04.2006г. Распоряжением территориального управления Росимущества по Краснодарскому краю от 5.06.2008г. № 530-р ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» наделен правом хозяйственного ведения на имущество аэропорта г. Геленджик, а именно: сооружения аэродромного комплекса общей площадью 932 239 кв.м. Заключением экспертной комиссии государственной экологической экспертизы № 999 от 26.12.2006г. материалов проекта на строительство объекта ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» было рекомендовано разработать и согласовать проект организации санитарно-защитной зоны Аэропорта Геленджик с учетом шумового воздействия до начала эксплуатации. 21.09.2009г. между ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» и ОАО «Международный аэропорт Краснодар» заключен договор по обеспечению сохранности имущества аэродрома и организации аэропортовой деятельности, которым ОАО «МАКр» передана обязанность и связанные с этим риски по совершению поручения ФГУП «АГА (а)» юридических и иных действий по обеспечению охраны периметра территории, на которой расположено имущество аэродрома и организации аэропортовой деятельности в аэропорте «Геленджик». В целях извлечения доходов от такой деятельности, ОАО «МАКр» обязуется совершать от своего имени, но за счет ФГУП «АГА (а)» все необходимые действия, прямо или косвенно вытекающие из своих полномочий, в том числе связанные с обеспечением безопасности полетов, совершаемых воздушными судами. 02.08.2010г. между ОАО «Международный аэропорт «Краснодар» и НПП «Центр авиационной экологии» заключен договор на создание и передачу научно-технической продукции. Предметом договора является проведение исследований по определению воздействия воздушных судов и наземной инфраструктуры аэропорта на окружающую среду в окрестностях аэропорта Геленджик с целью определения расчетных зон ограничения жилищного строительства и границ санитарно-защитной зоны по факторам загрязнения атмосферного воздуха и авиационного шума с учетом перспектив его развития и внедрения новых типов воздушных судов. Согласно условиям договора сроки выполнения отдельных этапов определяются календарным планом работ, являющимся неотъемлемой частью договора, а срок окончания работы в целом определен - 30.06.2012г. 01.11.2010г. между ОАО «Международный аэропорт «Краснодар» (арендатор) и ОАО «Аэропорт Геленджик» (арендодатель) заключен договор № Ар-1/10-МАК аренды имущества, согласно которому арендодатель передает, а арендатор принимает за плату во временное владение и пользование для организации аэропортовой деятельности в аэропорту г. Геленджик имущество, расположенное по адресу: г. Геленджик, ул. <адрес>, принадлежащее арендодателю на праве собственности. Согласно п. 2.2 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация» в соответствии с которым реализуются проекты санитарно-защитных зон, ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух; установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров. В вышеуказанном разделе дополнительно проанализирована акустическая обстановка на прилегающей территории с учетом эксплуатации воздушных судов, не отвечающих требованиям ИКАО по шуму на местности и рассмотрены два варианта: с использованием воздушных судов, не отвечающих стандартам ИКАО и перспективные условия функционирования аэродрома Геленджик, предусматривающие эксплуатацию современных малошумных воздушных судов. Расчетная санитарно-защитная зона выполнена. Согласно п. 3.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в проекте санитарно-защитной зоны на строительство новых реконструкцию или техническое перевооружение действующих промышленных объектов, производств и сооружений должны быть предусмотрены мероприятия и средства на организацию санитарно-защитных зон, включая отселение жителей, в случае необходимости. В сводно-сметном расчете проекта от 28.03.2007г. были предусмотрены затраты по возмещению убытков в пределах зоны авиационного шумового воздействия в размере 49 311 900 рублей. Из сводного сметного расчета эти затраты были исключены. Проект был разработан с учетом рекомендаций заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы № 999 от 26.12.2006г. и получил положительное заключение № 958-07/ГГЭ-2422/04, утвержденное заместителем начальника ФГУ «Главгосэкспертиза» 14.12.2007г., следовательно, проект организации санитарно-защитной зоны до начала эксплуатации реализован в необходимом объеме, в рамках выделенных бюджетных средств. В связи с тем, что смета, содержащая затраты на мероприятия по возмещению убытков в пределах зоны авиационного шумового воздействия была аннулирована, мероприятия по отселению жителей осуществлены не были, так как заказчик-застройщик может распоряжаться бюджетными средствами в рамках сметы, утвержденной госзаказчиком. Размер санитарно-защитной зоны для аэропортов, аэродромов устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух, а также на основании результатов натурных исследований и измерений и оценки риска для здоровья населения. Расчетные границы зон ограничения застройки подлежат уточнению на основании фактических замеров уровней авиационного шума на местности в процессе эксплуатации аэропорта. Установленную (окончательную) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров санитарно-защитную зону реализует эксплуатант аэропорта - ОАО «Международный аэропорт Краснодар», которым заключен договор № 06/10 от 2.08.2010г. на разработку проекта организации санитарно-защитной зоны аэропорта Геленджик. В соответствии с календарным планом выполнения работ в настоящее время проводятся натурные измерения уровня шума в районе аэропорта. Согласно п. 4.7 МУК 4.3.2194-07 измерение уровней шума проводятся в летнее и зимнее время. До проведения полного комплекса мероприятий проект санитарно-защитной зоны не может быть разработан. Таким образом, материалами дела установлено, что расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, реализована ФГУП «АГА (а)» в рамках проекта, соответственно суд не усматривает оснований для признания незаконным бездействия ФГУП «АГА (а)» по несоблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательства в части непринятия действенных мер по разработке и согласованию проекта санитарно-защитной зоны. Установленную (окончательную) санитарно-защитную зону на основании натурных измерений, реализует в рамках договора ОАО «МАКр», но поскольку реализация мероприятий направленных на соблюдение санитарно-эпидемиологического законодательства, возможна только в соответствии с календарным планом, где срок окончания работ в целом определен - 30.06.2012г., суд считает необходимым обязать ОАО «Международный аэропорт «Краснодар» устранить нарушения в указанный срок. Устранить данные нарушения в срок, установленный Новороссийским транспортным прокурором, не представляется возможным технически. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать ОАО «Международный аэропорт «Краснодар» и ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов) принять действенные неотложные меры по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации аэропорта, установив срок для устранения нарушений до 30.06.2012г. В остальной части иска отказать. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Советский районный суд в течение 10 дней. Федеральный судья
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ