Решение по заявлению Афанасьева С.С. об оспаривании действий органа местного самоуправления



Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                                  город Краснодар

Советский районный суд города Краснодара в составе:

председательствующего                                       Кантимир И.Н.

при секретаре                                                         Христич А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Афанасьева С.С. об оспаривании действии администрации муниципального образования город Краснодар,

УСТАНОВИЛ:

Афанасьев С.С. обратился в суд с заявлением об оспаривании действии администрации муниципального образования город Краснодар, указывая, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, он является собственником нежилого здания - кафе литер "Б, над/Б", общей площадью 181,5 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

Земельный участок, площадью 309 кв.м., на котором расположен указанный объект недвижимого имущества, находится в муниципальной собственности и был предоставлен предыдущему собственнику здания на праве аренды. Обратившись в администрацию муниципального образования город Краснодар с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность, ему было отказано по причине нахождения земельного участка в зоне проектируемой транспортной развязки.

Вместе с тем, нанесённая на геодезическую съёмку красная линия является проектируемой (планируемой) и носит информационный характер. Кроме того, указанная красная линия была нанесена в соответствии с решением городской Думы Краснодара №46 п.3 от 26 февраля 2004 года, в то время, как решением Арбитражного суда Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ данное решение было признано полностью недействительным. В связи с тем, что спорный земельный участок не изъят из оборота, а, следовательно, может быть предоставлен в собственность за плату, просит признать отказ администрации муниципального образования город Краснодар в предоставлении в собственность земельного участка для размещения кафе по <адрес>, незаконным и обязать администрацию муниципального образования город Краснодар в месячный срок предоставить ему в собственность спорный земельный участок.

В судебном заседании представитель истца - Гукасов И.А., действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования, просил суд удовлетворить их в полном объёме.

В судебном заседании представитель администрации муниципального образования город Краснодар - Маслов Р.Е. возражал против заявленных требований, пояснил, что предоставить в собственность за плату испрашиваемый земельный участок не представляется возможным, так как он находится в зоне проектируемой транспортной развязки, поэтому его предоставление возможно только на праве аренды.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Так, в ходе судебного разбирательства было установлено, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, Афанасьев С.С. является собственником нежилого здания - кафе литер "Б, над/Б", общей площадью 181,5 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, о чём в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации под № , данное обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия от ДД.ММ.ГГГГ.

Земельный участок, площадью 309 кв.м., на котором расположен указанный объект недвижимого имущества, находится в землях поселений, поставлен на государственный кадастровый учёт под , сформирован и был предоставлен предыдущему собственнику кафе на праве аренды сроком на три года для временного размещения кафе из лёгких конструкций.

20 января 2011 года Афанасьев С.С. через МУ "Краснодарский городской многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг" обратился в администрацию муниципального образования город Краснодар с заявлением о предоставлении в собственность за плату спорного земельного участка, поскольку он, как собственник здания, имеет исключительное право на приватизацию земельного участка.

После проведения правовой экспертизы материалов землеустроительного дела департаментом муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар 31 января 2011 года было принято решение о приостановлении предоставления муниципальной услуги до получения ответа из департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодара на запрос о местонахождении спорного земельного участка относительно красной линии застройки соответствующей территории.

4 февраля 2011 года департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар был дан ответ на запрос, из которого следует, что согласно сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город Краснодар земельный участок, площадью 309 кв.м., по <адрес> ранее был расположен за красной линией застройки в пределах территории общего пользования в соответствии с решением городской Думы Краснодара от 26 февраля 2004 года за №46 п.3. Однако, решением Арбитражного суда Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ данное решение городской Думы Краснодара было признано недействительным. В настоящее время, согласно транспортной схемы генерального плана города Краснодара, утверждённой решением городской Думы Краснодара от 26 февраля 2004 года №46 п.2, спорный земельный участок расположен в зоне проектируемой транспортной развязки.

В соответствии с тем, что спорный земельный участок находится в зоне проектируемой транспортной развязки, 18 февраля 2011 года администрацией муниципального образования город Краснодар Афанасьеву С.С. было отказано в предоставлении земельного участка в собственность за плату и предложено использовать земельный участок на праве долгосрочной аренды сроком 49 лет.

Из смысла ч. 2 ст. 15 ЗК РФ следует, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые не могут находиться в частной собственности.

В соответствии со статьями 28, 29 ЗК РФ, орган местного самоуправления обладает правом предоставления земельных участков в собственность граждан, при этом не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением строго определенных случаев.

Афанасьев С.С. обратился в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением, однако ему было отказано, поскольку спорный земельный участок расположен в зоне проектируемой транспортной развязки.

По мнению суда, данный отказ является незаконным, поскольку в соответствии с ч. 4 ст. 28 ЗК РФ, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Принимая во внимание то обстоятельство, что Афанасьеву С.С. было предложено заключить договор аренды, суд считает, что оснований, предусмотренных ч.4 ст.28 ЗК РФ, для отказа в предоставлении в собственность заявителю земельного участка нет.

Кроме того, из представленных в материалы дела документов следует, что земельный участок, площадью 309 кв.м., является застроенным, а это означает, что собственник объекта недвижимости имеет исключительное право на выкуп земельного участка.

Удовлетворяя заявленные требования, суд исходит из того, что гарантия интересов граждан, имеющих в собственности здания, строения и сооружения, закреплена в ч.1 ст.36 ЗК РФ, исходя из смысла которой, граждане имеющие в собственности, здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки за плату.

Принимая во внимание данную норму права, суд приходит к выводу, что уклонение администрации муниципального образования город Краснодар от предоставления Афанасьеву С.С. земельного участка, площадью 309 кв.м., существенно нарушает его права, поэтому суд считает возможным обязать администрацию муниципального образования город Краснодар в месячный срок предоставить в собственность Афанасьева С.С. земельный участок, площадью 309 кв.м., кадастровый номер , расположенный по адресу: <адрес>

К доводам представителя администрации муниципального образования город Краснодар о том, что земельный участок находится в зоне резервирования для муниципальных нужд, суд относится критически, поскольку реконструкция улиц, в том числе строительство магистральных автодорог в городе Краснодаре, предусматривается генеральным планом долгосрочного развития на 2025 год, концепция которого утверждена решением городской Думы Краснодара от 10 декабря 2002 №29п.9.

При этом в случае проведения реконструкции, администрацией муниципального образования город Краснодар издается соответствующее распоряжение, которым предусматривается резервирование земель для муниципальных нужд и порядок изъятия земельных участков, попадающих в зону реконструкции. Распоряжением главы муниципального образования город Краснодар от 7 февраля 2006 года за № 271-р установлен порядок реализации проектов капитального ремонта, реконструкции и строительства улиц в городе Краснодаре.

При этом реконструкция <адрес> указанным распоряжением не предусматривается. Администрацией муниципального образования город Краснодар не представлено доказательств планирования строительства транспортной развязки, проходящей через строение, принадлежащее истцу.

В соответствии с земельным законодательством, к полномочиям РФ в области земельных отношений относится установление порядка резервирования земель, изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд (ст. 9 ЗК РФ). Согласно ч.4 ст.70.1 ЗК РФ, порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством РФ

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 года за № 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд", утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд". Указанным Положением установлена необходимость при резервировании земельных участков для государственных и муниципальных нужд обеспечивать государственную регистрацию ограничения прав и внесение сведений в государственный земельный кадастр. Доказательств проведения указанных мероприятий администрацией муниципального образования город Краснодар суду также не представлено.

На основании ст.ст. 28, 29, 36 ЗК РФ и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать отказ администрации муниципального образования город Краснодар в предоставлении в собственность земельного участка, площадью 309 кв.м., земли населённых пунктов, для размещения кафе, кадастровый номер расположенного по адресу: <адрес>, незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования город Краснодар в месячный срок заключить с Афанасьевым С.С. договор купли-продажи земельного участка площадью 309 кв.м., земли населённых пунктов, для размещения кафе, кадастровый номер , расположенного по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Советский районный суд города Краснодара в течение десяти дней.

Председательствующий