РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ Советский районный суд г. Краснодара в составе: председательствующего Платоновой Э.Р. при секретаре Локтевой М.В. рассмотрев в судебном заседании дело по иску Тропина В.И. к управлению пенсионного фонда РФ в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара о назначении пенсии по старости, УСТАНОВИЛ: Тропин В.И. обратился в суд с иском, в котором просит признать незаконным отказ в назначении пенсии и обязать управление ПФ (ГУ) в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара назначить ему пенсию по старости с момента подачи заявления, т.е. с 8.02.2011г. В обоснование доводов иска пояснил, что является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и инвалидом второй группы. По исполнении 50 лет обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии, однако, решением от 30.03.2011г. в назначении пенсии было отказано, ввиду отсутствия условия снижения возраста на 10 лет в ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Считает данный отказ незаконным, в связи с чем вынужден был обратиться в суд с настоящим иском. Представитель ответчика УПФ РФ в КВО г. Краснодара по доверенности Шило Ю.А. против иска возражала, полностью поддержала позицию, изложенную в решении комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан управления пенсионного фонда РФ в КВО г. Краснодара. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Закрепляя в законе правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует ч. 2 ст. 39 Конституции РФ, законодатель определяет и порядок исчисления трудовых пенсий. При этом в силу ч. 1 ст. 15 Конституции РФ он обязан исходить из верховенства Конституции РФ и высшей юридической силы ее принципов и норм. Согласно ст. 1, 2 Трудового Кодекса РФ, общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ - основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ним отношений, признаются свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности, равенство прав и возможностей работников. В соответствии со ст. 19 Конституции РФ, равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Федеральным Законом от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в качестве правового основания для пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, предусматривается длительное выполнение определенной профессиональной деятельности, в частности устанавливается право на получение пенсии за выслугу лет (особый вид специального трудового стажа) в связи с работой с особо вредными и тяжелыми условиями труда, а также некоторой иной профессиональной деятельностью. Исходя из смысла ст.ст. 2-3, 27-28 Федерального Закона во взаимосвязи с другими его положениями, право на получение пенсии за выслугу лет законодатель связывает не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда. Так досрочная трудовая пенсия в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» устанавливается гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с уменьшением возраста, при наличии страхового стажа не менее пяти лет или ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» при наличии трудового стажа не менее пяти лет». В судебном заседании установлено, что Тропин В.И. был призван на специальные сборы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС Динским РВК Краснодарского края в период с 19.05.1996г. по 03.10.1986г. в воинскую часть 47094. Полученная доза облучения - 4, 5 рентген. Согласно справке серии МСЭ-2009, Тропину В.И. установлена вторая группа инвалидности с установлением причины: «Заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связанной с катастрофой на Чернобыльской АЭС». 11.01.2011г. проведено повторное освидетельствование и установлена вторая группа инвалидности с установлением причины: «Заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связанной с катастрофой на Чернобыльской АЭС» бессрочно. В феврале 2011г. Тропин В.И. обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости с 50 лет. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 30.03.2011г. в назначении второй пенсии, как ликвидатору последствий аварии на Чернобыльской АЭС, Тропину В.И. было отказано, ввиду отсутствия условия о снижении возраста на 10 лет в ФЗ «О трудовых пенсиях РФ». При этом ответчик ссылается на письмо отделения пенсионного фонда РФ по Краснодарскому краю, из которого следует, что право на назначение двух пенсий лицам из числа ликвидаторов последствий аварии на ЧАЭС (независимо от года участия 1986-1987г.г. или 1988г.) и являющихся инвалидами вследствие военной травмы, полученной при ликвидации катастрофы на ЧАЭС, наступает по достижении возраста 55 лет мужчинами и 50 лет женщинами. Согласно п. 1 ст. 4 ФЗ № 173 «О трудовых пенсиях в РФ» гражданам, имеющим право на одновременное получение трудовых пенсий различных видов в соответствии с настоящим законом, устанавливается одна пенсия по выбору. В силу ч. 2 ст. 4 Федерального закона, в случаях предусмотренных, ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленному в соответствии с данным ФЗ и трудовой пенсией, установленной в соответствии с настоящим Законом. На основании п.п. 1 п. 3 ст. 3 ФЗ № 166 «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная п.п. 1 п. 2 ст. 15 настоящего закона и трудовая пенсия по старости. Инвалидностью вследствие военной травмы считается инвалидность, наступившая вследствие ранения, контузии, увечий или заболевания, полученных при защите Родины, или при исполнении иных обязанностей военной службы, п. 2 ст. 15 ФЗ № 166. В соответствии со ст. 10 Федерального Закона № 166 «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», гражданам, указанным в п.п. 2 п. 1 настоящей статьи, пенсия по старости назначается по достижении возраста 50 и 45 лет (соответственно мужчины и женщины) при наличии трудового стажа не менее 5 лет. Согласно ст. 2 Федерального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» отношения, связанные с Чернобыльской катастрофой, регулируются настоящим Законом, действующим законодательством РФ в части норм, не противоречащих настоящему Закону, и другими актами законодательства РФ, издаваемыми в соответствии с ними. На основании ст. 3 данного Закона при наличии у гражданина РФ права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим законом, предоставляются по всем имеющимся основаниям, при этом одинаковый вред возмещается и одинаковые меры социальной поддержки предоставляются только по одному из оснований по его выбору. Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы, регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами. Гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 10 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ». Возраст выхода на пенсию не может быть меньше 50 и 40 лет (для мужчин и женщин соответственно, максимальная величина уменьшения выхода на пенсию - 10 лет). Данные правовые положения нашли свое подтверждение в определении Конституционного суда РФ от 12.07.2006г. № 350-0 в части правоприменения ч. 1 ст. 30 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ», согласно которой пенсия по старости назначается с уменьшением возраста на 10 лет. Применительно к гражданам, ставшим инвалидами вследствие Чернобыльской катастрофы, признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющегося для каждого неотчуждаемым благом, составляет конституционную обязанность РФ, как социального правового государства. При этом в объем возмещения вреда на основе принципа максимально возможного использования государством имеющихся средств для обеспечения такого возмещения включаются как льготы, денежные (материальны) компенсации, другие денежные доплаты к социальным выплатам, так и льготное (досрочное) пенсионное обеспечение. Определяя категории граждан, в отношении которых государство признало обязанность по возмещению вреда здоровью, причиненного воздействием чернобыльской катастрофы и льготные условия назначения им пенсии (в том числе снижение пенсионного возраста) законодатель должен действовать таким образом, чтобы при этом соблюдались конституционные принципы справедливости и равенства и требования к ограничению прав и свобод граждан (ст. 19 ч. 1, ст.55 ч. 3 Конституции РФ), поскольку различия в условиях приобретения отдельными категориями граждан права на пенсию и реализации пенсионных прав допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. Кроме того, в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации, при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего и запрет вводить не имеющие объективного и разумного оправдания различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории (запрет равного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Данный вывод вытекает из правовых позиций, изложенных в сохраняющих свою силу Постановлениях Конституционного суда РФ от 01.12.1997г. № 18-П по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 1 ФЗ РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», от 19.06.2002г. № 11-П по делу о проверке конституционности ряда положений Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление Тропина В.И. к управлению пенсионного фонда РФ в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара о назначении пенсии по старости - удовлетворить. Признать незаконным отказ в назначении Тропину В.И. пенсии по старости. Обязать управление пенсионного фонда (ГУ) в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара назначить Тропину В.И. пенсию по старости с 08.02.2011г. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Советский районный суд г. Краснодара в течение 10 дней с момента вынесения. Федеральный судья