Решение по иску Сивухина Е.А. об оспаривании действий должностных лиц



К делу Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ Советский районный суд г.Краснодара в составе:

председательствующего:     Арестова Н.А.,

при секретаре:      Джамирзе З.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Сивухина Е.А. об оспаривании действий должностных лиц,

    У С Т А Н О В И Л:

Сивухин Е.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об отказе в учете изменений объекта недвижимости земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>; просит обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю зарегистрировать изменений объекта недвижимости вышеуказанного земельного участка, согласно представленному межевому плану.

В обоснование своих требований заявитель указал, что является собственником земельного участка по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ В связи с тем, что границы принадлежащего Сивухину Е.А. земельного участка не уточнены в установленном законодательством порядке. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (росреестр), ФБУ «Земельная кадастровая палата» с заявлением об уточнении границ земельного участка, предоставил межевой план с уточненными данными. ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения вышеуказанного заявления было вынесено решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости. Основанием для отказа в учете изменений явилось то, что представленные документы не соответствуют требованиям ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», а именно представленный межевой план подготовлен без учета особенностей его оформления, установленных требованиями к подготовке межевого плана, утвержденными приказом Минэкономразвития РФ от 24.11.2008 г. № 142. Сивухин Е.А. считает, что обжалуемое решение незаконно и необоснованно, так как представленные для уточнения местоположение земельного участка документы соответствуют требованиям федерального законодательства. Принятие обжалуемого решения затрагивает его права в части владения, пользования и распоряжения земельным участком, создает невозможность оформить земельный участок как того требует действующее законодательство. В связи с чем, Сивухин Е.А. вынужден обратиться в суд с требованиями о признании незаконным отказа в учете изменений объекта недвижимости земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> зарегистрировать изменения объекта недвижимости земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> согласно представленному межевому плану.

Представитель заявителя по доверенности Овчаренко Е.А. в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований. Просит удовлетворить заявление по указанным в нем основаниям.

В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю - Блинов Е.Е. высказал мнение о том, что надлежащим заинтересованным лицом по настоящему делу является ФБУ «Кадастровая палата» по Краснодарскому краю. Против удовлетворения заявленных требований возражал.

Представитель заинтересованного лица ФБУ «Кадастровая палата» по Краснодарскому краю по доверенности Галькова А.В. возражала против удовлетворения заявленных требований. Просит в удовлетворении заявления Сивухина Е.А. отказать.

Суд, выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Сивухин Е.А. - собственник земельного участка по адресу: <адрес>, кадастровый номер (что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ) подал заявление об осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости, представив межевой план от ДД.ММ.ГГГГ

ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю по результатам рассмотрения указанного заявления принято решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости.

Согласно решению об отказе в учете изменений объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ основанием для отказа в осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости послужило следующее: заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо по содержанию не соответствует требованиям Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ, а именно: представленный Межевой план представлен без учета особенностей его оформления, установленных требованиями (пункт 23) к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 г. № 412. Учреждение пояснило, что согласно п. 9 ст. 38 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка. Документы, включенные в состав приложения представленного Сивухиным Е.А. Межевого плана, не содержат сведений, определяющих местоположение границ уточняемого земельного участка с кадастровым номером

В качестве рекомендаций к доработке Межевого плана, ФГУ «Земельная кадастровая палата» сообщило, что необходимо привести представленный Межевой план по форме и содержанию в соответствие с требованиям ФЗ «О государственном кадастровом учета недвижимости» от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ в части включения в состав межевого плана документов, содержащих сведения об определении местоположения границ уточняемого земельного участка, и предусмотренных п.9 ст. 38 указанного Федерального закона (к примеру: проект границ, утвержденная в установленном порядке схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, соответствующее решении суда).

Суд, исследовав представленные сторонами документы, находит незаконным решение об отказе в государственной регистрации изменений объекта недвижимости по основаниям несоотвесвтия п. 2 ч. 2 ст. 27, п. 9 ст. 38 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ.

В соответствии с ч. 9 ст. 38 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определяющих местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Рядом нормативно-правовых актов, устанавливающих формы свидетельств, государственных актов на право собственности на землю (Указы Президента РФ от 27.10.1993 № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», постановлением Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 № 493 «Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей» предусматривалось наличие чертежа границ земельного участка.

То есть, при наличии документов, подтверждающих право на земельный участок, к которым прилагается чертеж такого земельного участка, местоположение границ земельного участка при его уточнении может определяться исходя из сведений, содержащихся в таком чертеже, а также сведений о площади земельного участка, содержащихся в документе, подтверждающих право на земельный участок. При отсутствии в составе документа, подтверждающего право на земельный участок, чертежа местоположение границ земельного участка при его уточнении определяется исходя из сведений о площади земельного участка, содержащихся в соответствующем документе.

Понятие «схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории введено Федеральным законом от 13.05.2008 г. № 66 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», вступившим в силу с 01.03.2010 г.

В соответствии с положениями Земельного кодекса РФ (в редакции Федеральным законом от 13.05.2008 г.) схема расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории утверждается и выдается органом местного самоуправления в случаях: предоставления земельных участков для строительства (ст. 31 Земельного кодекса Российской федерации); предоставлении земельных участков для целей не связанных со строительством (ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации); приобретения прав на земельный участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения (ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации).

На основании вышеизложенного, схема расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории утверждается в отношении земельных участков, образуемых после 01.03.2010 г., положения же п. 9 ст. 38 ФЗ «О государственном кадастровом учета недвижимости» применяются в отношении ранее учтенных земельных участков.

Таким образом, требование органа кадастрового учета о включении в состав Межевого плана чертежей, проектов границ, схем расположения земельных участков для подтверждения местоположения границ земельного участка при его уточнении не соответствует требованиям законодательства, в случаях если нормативно-правовыми актами прямо не предусмотрено их наличие.

Данная позиция суда подтверждается письмом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) от 14.07.2011 № 14-4952/11, согласно которому требования органа кадастрового учета о наличии схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории при осуществлении кадастрового учета в связи с уточнением месторасположения и площади ранее учтенного земельного участка не соответствуют требованиям действующего законодательства.

В силу ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, ФБУ «Кадастровая палата» в ходе судебного заседания не представили доказательств правомерности отказа в осуществлении изменений объекта недвижимости, не представили ссылок на нормативно-правовые акты, которыми на Сивухина Е.А. возлагается обязанность при обращении для уточнении границ принадлежащего ему земельного участка включать в состав Межевого плана чертежи, проекты границ, схем расположения земельных участков для подтверждения местоположения границ земельного участка.

Суд при вынесении решения принимает во внимание переименование в соответствии с Федеральным законом от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельный законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», приказом Росреестра от 31.05.2011 г. № п/200 «об утверждении уставов федеральных бюджетных учреждений «Кадастровая палата» с 20.07.2011 г. ФГУ «Земельная кадастровая палата» на ФБУ «Кадастровая палата» по Краснодарскому краю.

При таких обстоятельствах, суд считает требования Сивухина Е.А. о признании незаконным отказа в осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости - земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> подлежащими удовлетворению.

На основании выше изложенного и руководствуясь ст.ст. 245-250, 254-258 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Заявление Сивухина Е.А. удовлетворить.

Признать незаконным отказ ФГУ «Земельная кадастровая палата» от ДД.ММ.ГГГГ в учете изменений объекта недвижимости земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>

        Обязать ФБУ «Кадастровая палата» по Краснодарскому краю осуществить кадастровый учет объекта недвижимости земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> согласно представленному межевому плану.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) зарегистрировать изменения объекта недвижимости, земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Советский районный суд г. Краснодара в течение 10 дней.

Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено: ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий: