Дело № РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ город Краснодар Советский районный суд города Краснодара в составе: председательствующего Кантимир И.Н. при секретаре Христич А.С. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Федорова А.Е. об оспаривании решения органа местного самоуправления, УСТАНОВИЛ: Федоров А.Е. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления, указывая, что он является инвалидом II группы, согласно справки МСЭ-2006 № 0000690191, выданной ФГУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Краснодарскому краю" филиал №5. Как инвалид II группы, он обратился в администрацию муниципального образования город Краснодар с заявлением о предоставлении ему земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, в соответствии со ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ". Однако в предоставлении земельного участка ему было отказано, поскольку в список льготных категорий граждан, включены инвалиды с детства и инвалиды I группы, но не включены инвалиды II группы. Считает данный отказ неправомерным, поскольку при решении вопроса предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства федеральным законодательством не предусмотрено деление инвалидов по группам, а четко прописано, что всем группам инвалидов положено первоочередное право на предоставление земельных участков под индивидуальное жилищное строительство. В связи с чем, он просит обязать администрацию заключить договор аренды земельного участка, площадью 800 кв.м., категории - земли населенных пунктов, разрешённое использование - для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, сроком на 10 лет. В судебное заседание Федоров А.Е. не явился, о времени и месте был извещён надлежащим образом. Представил суду заявление с просьбой рассмотреть спор без его участия, в связи с болезнью. На заявленных требованиях настаивал. В судебном заседании представитель администрации муниципального образования город Краснодар - Терехов С.В. и представитель департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар - Царёва Т.И. возражали против заявленных требований, пояснили, что в соответствии с земельным законодательством незастроенный земельный участок под индивидуальное жилищное строительство может быть предоставлен Федорову А.Е. только путём проведения торгов по продаже права на заключение договора аренды, поскольку в настоящее время не разработан регламент по проработке градостроительной возможности формирования земельных участков на территории муниципального образования город Краснодар пригодных для предоставления в аренду льготным категориям граждан для индивидуального жилищного строительства. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Так, в ходе судебного разбирательства было установлено, что Федоров А.Е. имеет права и льготы, установленные ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", поскольку является инвалидом II группы, что подтверждается справкой МСЭ-2006 №0000690191, выданной ФГУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Краснодарскому краю" филиал №5. В соответствии с ч.3 ст.30.1 ЗК РФ, Федоров А.Е., как инвалид II группы, обратился в администрацию муниципального образования город Краснодар с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка под индивидуальное жилищное строительство. Однако, письмом департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар от 17 мая 2011 года за №13813.26 ему было отказано в предоставлении земельного участка. Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что решением городской Думы Краснодара от 24.09.2009 г. №61 п.26 "Об утверждении порядка распоряжения земельными участками на территории муниципального образования город Краснодар" к льготной категории граждан относятся инвалиды I группы и инвалиды с детства, а инвалиды II группы не включены в льготную категорию. Вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению РФ и субъектов РФ, что означает право субъекта РФ установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта РФ. Возможность делегирования муниципальным образованиям полномочий, отнесенных к компетенции субъектов РФ, определена ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Так, согласно абз.2 ч.5 ст.20 названного закона, органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. В соответствии с п. 21 Решения городской Думы Краснодара "Об утверждении Порядка распоряжения земельными участками на территории муниципального образования город Краснодар" от 24 сентября 2009 года № 61 п. 26, граждане, постоянно проживающие на территории муниципального образования город Краснодар не менее 5 лет, имеют право на однократное предоставление земельных участков в аренду для индивидуального жилищного строительства в пределах норм, установленных действующим законодательством. С заявлением о предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства могут обратиться, в том числе, инвалиды I группы, инвалиды с детства и в случаях: - отсутствия сделок по отчуждению земельных участков, находящихся в собственности, для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, с правом возведения жилого дома, дачного участка, садового участка в течение 5 лет до момента подачи заявления о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства; - отсутствия в собственности, общей долевой собственности, совместной собственности, постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении, аренде земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства с правом возведения жилого дома, ведения садоводства или дачного хозяйства. Между тем, Конституция РФ, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на нее обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст.7 Конституции РФ). В соответствии со ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", инвалидам предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Таким образом, законодатель не ставит необходимость первоочередного предоставления земельного участка в зависимость от каких-либо условий, кроме отнесения к льготной категории граждан. Нельзя также не отметить то обстоятельство, что уполномоченный орган администрации муниципального образования город Краснодар в области градостроительства с момента официального опубликования Решением городской Думы Краснодара от 24 сентября 2009 года № 61 п.61 - 3 октября 2009 года не проводит работы по выявлению земельных массивов (участков) и проработке градостроительной возможности их предоставления в аренду для индивидуального жилищного строительства льготным категориям граждан, не направляет градостроительный регламент данных земельных массивов (участков) в уполномоченный орган для публикации в средствах массовой информации. Напротив решением городской Думы Краснодара от 24.02.2011г. за №8 п.11 было приостановлено действие пункта 21 раздела III приложения к решению городской Думы Краснодара от 24.09.2009 г. №61 п.26 "Об утверждении порядка распоряжения земельными участками на территории муниципального образования город Краснодар" до издания нормативно-правовых актов федеральных органов власти, органов власти Краснодарского края, определяющих порядок и механизм предоставления земельных участков в аренду для индивидуального жилищного строительства отдельным категориям граждан без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Из пояснений представителей заинтересованных лиц следует, что в настоящее время не разработан порядок и механизмы предоставления земельных участков в аренду для индивидуального жилищного строительства отдельным категориям граждан без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Таким образом, в связи с отсутствием административного порядка такого предоставления земельных участков льготным категориям граждан, суд считает, что данный спор должен быть разрешён путём принятия судебного акта. Удовлетворяя заявленные требования, суд исходит из того, что Федоров А.Е., в соответствии с федеральным законодательством, имеет право на однократное предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства в пределах норм, установленных действующим законодательством, поскольку является инвалидом, постоянно проживает на территории муниципального образования город Краснодар более пяти лет, не имеет в собственности, общей долевой собственности, совместной собственности, постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении, аренде земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства с правом возведения жилого дома, ведения садоводства или дачного хозяйства, не совершал в течении пяти лет сделок по отчуждению земельных участков, обратился с соответствующим заявлением в орган местного самоуправления, но по независящим от него причинам в настоящее время лишён возможности реализовать своё право на первоочередное получение земельного участка под индивидуальное жилищное строительство. Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 9 июля 2011 г. №01/082/2011-502, в ЕГРП отсутствуют сведения о земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>. С учётом того, что испрашиваемый земельный участок свободен от прав третьих лиц, в обороте не ограничен, суд приходит к выводу о возможности его предоставления заявителю. Принимая во внимание то обстоятельство, что заявитель обладает правом на льготное предоставление земельного участка в аренду под индивидуальное жилищное строительство, испрашиваемый участок свободен от прав третьих лиц, однако, из-за бездействия органов муниципального самоуправления заявитель лишен возможности реализовать своё право, суд считает возможным обязать администрацию муниципального образования город Краснодар в течение тридцати календарных дней заключить с Федоровым А.Е. договор аренды земельного участка, площадью 800 кв.м., категории - земли населенных пунктов, вид разрешённого использования - для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>. На основании ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать отказ администрации муниципального образования город Краснодар в предоставлении Федорову А.Е. земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства, незаконным. Обязать администрацию муниципального образования город Краснодар в течение тридцати календарных дней заключить с Федоровым А.Е. договор аренды земельного участка, площадью 800 кв.м., категории - земли населенных пунктов, вид разрешённого использования - для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес> Решение является основанием для постановки ФБУ "Кадастровая палата" по Краснодарскому краю земельного участка площадью 800 кв.м., категории - земли населенных пунктов, вид разрешённого использования - для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, на государственный кадастровый учёт. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Советский районный суд города Краснодара в течение десяти дней. Председательствующий Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ. Председательствующий