Решение по иску Бараненко В.Н. о назначении досрочной трудовой пенсии



       к делу

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ Советский районный суд г. Краснодара

в составе:

председательствующего     Кантимир И.Н.

при секретаре      Христич А.С.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску Бараненко В.Н. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Бараненко В.Н. обратилась в суд с иском, в котором просит обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды работы в районах Крайнего Севера с 02.12.1998 г. по 30.01.2002г.; с 08.01.2008г. по 17.02.2009г.; с 18.02.2009г. по 27.09.2010г. и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера с момента обращения за таковой, т.е. с 25.09.2010г.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Дементьева К.Ю. исковые требования поддержала и пояснила, что указанные периоды работы были незаконно исключены ответчиком из специального стажа, дающего право на досрочную пенсию, в связи с тем, что сведениями индивидуального (персонифицированного) учета сведения о работе Бараненко В.Н. по данным ответчика не подтверждаются. Бараненко В.Н. считает отказ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, в связи с чем обратилась в суд с настоящим иском.

Представитель УПФ РФ в Карасунском внутригородском округе Макаренко К.Б. против иска возражала, ссылаясь на то, что Бараненко В.Н. не имеет необходимого 20-летнего специального стажа работы для назначения пенсии досрочно. Считала заявленные требования противоречащими нормам пенсионного законодательства, в связи с чем в удовлетворении иска просила отказать.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав пояснения участников судебного разбирательства, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Так, согласно подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, предоставляется женщинам по достижении возраста 50 лет, при условии работы не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 20 лет.

Согласно записей, внесенных в трудовую книжку общая продолжительность трудового стажа Бараненко В.Н. составляет 30 лет 04 мес. 03 д., в том числе работа в местностях приравненных к районам Крайнего Севера 22 года 05 мес. 05 дней.

Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 лет календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию имеют граждане, застрахованные в системе обязательного пенсионного страхования.

Статьей 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что периоды работы и (или) иной деятельности, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

В судебном заседании установлено, что комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - УПФ РФ в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара Бараненко В.Н. было отказано в назначении досрочной пенсии по старости, в связи с исключением из специального стажа периодов работы с 02.12.1998 г. по 30.01.2002г. в должности в качестве главного бухгалтера в индивидуальном частном предприятии «Бараненко и сын» «БиС», так как так как сведениями персонифицированного учета данный период не подтверждается и согласно ответа ГУ - УПФР в г. Радужный ХМАО - Югра данное предприятие не зарегистрировано; с 08.01.2008 по 17.02.2009 г. в должности экономиста ООО «Востоктрубопроводстрой», с 18.02.2009 по 27.09.2010г. в должности экономиста ООО СК «Востоктрубопроводстрой» так как данные периоды работы не подтверждены сведениями индивидуального персонифицированного учета.

Суд полагает, что возражения представителя ответчика противоречат общим принципам пенсионного обеспечения, ибо пенсия на льготных условиях предоставляется в связи с длительным неблагоприятным психологическим, физическим и другим воздействием на организм человека, работы в соответствующих климатических условиях. Законом установлено право на льготную пенсию, вытекающее из самого факта работы в условиях Крайнего Севера.

Вышеперечисленные периоды работы Бараненко В.Н. в условиях Крайнего Севера подтверждается приобщенной к материалам дела копией трудовой книжки истицы, а также представленными истицей уточняющими справками.

Как усматривается из материалов дела Индивидуальное частное предприятие «Бараненко и сын» «БиС» было зарегистрировано на основании Постановления Главы муниципального образования Нижневартовский район за № 134 от 26.05.1992 года, включено в государственный реестр предприятий за № 8620002796, что подтверждается информационным письмом о постановке на налоговый учет и включения в государственный реестр предприятий от 04.04.1994г., справкой о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, выданных государственной налоговой инспекцией по Нижневартовскому району от 05.12.1995г.

На основании Постановления Главы муниципального образования Нижневартовский район от 08.02.2002г. № 63 индивидуальное частное предприятие «Бараненко и сын» «БиС» ликвидировано и исключено из реестра государственной регистрации юридических лиц, что подтверждается информационным письмом ИМНС России по Нижневартовскому району от 30.01.2002г. № 04/460.

Ответчиком для подтверждения трудового стажа индивидуальными сведениями был сделан в УПФ г. Радужный ХМАО - Югра, в то время, как предприятие всегда было зарегистрировано в УПФ г. Нижневартовска, что объясняется не подтверждением указанного периода работы истицы в указанном предприятии.

Согласно справки от 30.01.2002г. Бараненко В.Н. работала в Индивидуальном частном предприятии «Бараненко и сын» «БиС» в период с 02.12.1998 по 30.01.2002г. в должности главного бухгалтера, отчисления по страховым взносам перечислены в Пенсионный фонд г. Нижневартовска Тюменской области ХМАО своевременно и в полном объеме, задолженности на момент ликвидации предприятие не имеет.

Также истицей представлена заверенная надлежащим образом ликвидационная карта индивидуального частного предприятия «Бараненко и Сын» «БиС» в которой имеется отметка Пенсионного фонда г. Нижневартовска, что на 12.11.2001 года задолженность в ПФР отсутствует.

Кроме того, истицей представлены копии приказов о приеме на работу в качестве главного бухгалтера и об увольнении в связи с ликвидацией предприятия.

Таким образом, индивидуальное частное предприятие «Бараненко и сын» «БиС» было зарегистрировано в установленном законом порядке, на протяжении всего периода с момента государственной регистрации предприятия и до момента его ликвидации вело хозяйственную деятельность, страховые взносы своевременно начислялись и перечислялись в Пенсионный фонд, а следовательно, оснований для исключения данного периода из общего и специального стажа не имеется.

В соответствии с ч. 1 ст. 66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, следовательно, по записям, внесенным в трудовую книжку, устанавливается общий, непрерывный и специальный трудовой стаж, с которым связывается предоставление работнику определенных льгот и преимуществ в соответствии с законами. Сведения о работе истицы в соответствующей местности в указанные периоды подтверждаются записями в ее трудовой книжке, которые и должны являться основанием для назначения пенсии.

Согласно справки от 20.04.2011г. № 25-С выданной ООО Строительной компанией «Востоктрубопроводстрой» Бараненко В.Н. работала в должности экономиста с 08.01.2008 по 17.02.2009 г. и с 18.02.2009 по 27.09.2010г. Работа Бараненко В.Н. выполнялась постоянно, страховые взносы в Пенсионный фонд на выплачиваемую ей заработную плату начислялись, но не перечислялись.

Согласно записей трудовой книжки (35-38) периоды работы с 08.01.2008 по 17.02.2009, с 18.02.2009 по 27.09.2010 года внесены в трудовую книжку правильно, работа на протяжении указанных периодов мной выполнялась постоянно и основания для исключения данных периодов из трудового стажа отсутствуют.

В соответствии со ст. 25 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. предприятия несут ответственность за достоверность тех сведений, которые они представляют для назначения пенсии.

Согласно п. 4.3 Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 10.07.2007 года № 9-П Федеральный законодатель, осуществляя правовое регулирование отношений в сфере обязательного пенсионного страхования, должен обеспечивать баланс конституционно-значимых интересов всех субъектов этих отношений, а устанавливаемые им правила поддержанияустойчивости и автономности финансовой системы обязательного пенсионного страхования не должны обесценивать конституционное право граждан на трудовую пенсию.

Неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию.

Названным постановлением Конституционного суда Российской Федерации п. 1 ст. 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абзац третий пункта 7 Правил учета страховых взносов признаны не соответствующими ст. 19 (части 1 и 2), ст. 39 (части 1 и 5), ст. 45 (часть 1), ст. 55 (часть 3) Конституции РФ.

Таким образом, доводы представителя ответчика, что оснований для включения вышеуказанных периодов работы в связи с неуплатой работодателем страховых взносов в Пенсионный фонд основаны законодательстве, признанном не соответствующем Конституции РФ, а следовательно являются     

Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом.

Обязанность государства признавать соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина как высшую ценность, предполагающая установление такого правопорядка, который гарантировал бы каждому государственную защиту его прав и свобод (статьи 2, 17, 18, статья 45 ч.1 Конституции РФ), в сфере пенсионного обеспечения лиц, работавших по трудовому договору, означает необходимость такого правового регулирования соответствующих отношений, которое бы предусматривало эффективные гарантии права на трудовую пенсию, адекватные природе, целям и значению данного вида пенсионного обеспечения, исключало возможность блокирования реализации приобретенных этими лицами пенсионных прав и позволяло им на основе доступных процедур своевременно и в полном объеме получить полагающуюся пенсию.

Ссылка представителя УПФ на то обстоятельство, что периоды работы Бараненко В.Н. с 02.12.1998 г. по 30.01.2002г.; с 08.01.2008г. по 17.02.2009г.; с 18.02.2009г. по 27.09.2010г. не подтвержден сведениями персонифицированного учета, следовательно, не должен учитываться в специальный и страховой стаж, не может быть принята судом во внимание, поскольку истец не несет ответственности за несоблюдение работодателем норм пенсионного законодательства. Кроме того, суд полагает, что истицей представлено достаточно бесспорных оснований подтверждающих стаж работы в связи с работой в районах Крайнего Севера.

Право на пенсионное обеспечение гарантировано ст. 39 Конституции Российской Федерации и не может быть никем ограничено.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что отказ комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Карасунского внутригородского округа г. Краснодара нарушает конституционные права истицы.

На основании Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара включить в специальный стаж Бараненко В.Н., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы с 02 декабря 1998 года по 30 января 2002 года; с 08 января 2008 года по 17 февраля 2009 года; с 18 февраля 2009 года по 27 сентября 2010 года.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара назначить Бараненко В.Н. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера с момента первоначального обращения, то есть с 25 сентября 2010 года.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Советский районный суд города Краснодара в течение 10 суток.

Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий: