К делу №г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 01 июня 2011 года Советский районный суд г.Краснодара в составе: председательствующего: Федоренко Е.А., при секретаре: Савицкой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению по заявлению Романовой С.Л. об оспаривании решений, действий (бездействий) органов местного самоуправления, УСТАНОВИЛ: Романова С.Л. обратилась в суд с заявлением о признании решения органа местного самоуправления - Постановления администрации муниципального образования г.Краснодар от 22.03.2011 №1848 «О снятии Романовой С.Л. с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» - незаконным; обязании администрацию муниципального образования г.Краснодар восстановить на учёте на получение жилой площади по договору социального найма с 30.08.1984г.; выплате денежной субсидии для приобретения в собственность жилья. В судебном заседании заявительница Романова С.Л. поддержала доводы, изложенные в заявлении, пояснила суду, что она более 33-х лет проживает в комнате №, расположенной по адресу: <адрес>, в которой отсутствуют нормальные условия для проживания и существования, а именно - нет ни кухни, ни горячей, ни холодной воды, ни душа, ни ванной комнаты, ни санузла. С 30.08.1984г. заявительница состояла в администрации МО г.Краснодар на учёте граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. До 13.08.1999 г. Романова С.Л. состояла по общему фонду под учётным № 1149 и по фонду ЖСК под учётным №247. 03.06.2000г. заявительнице сотрудники Департамента городского хозяйства сообщили, что она состоит на учёте по общему фонду с учётным № 1149, а по фонду ЖСК - снята с учётного №247. Администрация МО г. Краснодара сообщением от 21.11.2010 г. № 17-3045-ж уведомила о том, что Романова С.Л. состоит в очереди уже под учётным № 3152. Романова С.Л. была вынуждена несколько раз - в октябре, декабре 2010г., в феврале 2011г. обращаться в администрацию МО г.Краснодара с просьбой о предоставлении ей денежной субсидии. Постановлением от 22.03.2011г. N1848 администрации МО г.Краснодара заявительница была снята с учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, что автоматически лишило ее и права на получение денежной субсидии. Указанное Постановление Романова С.Л. получила в мае 2011г. в администрации КВО г.Краснодара. Считала, что администрация МО г.Краснодара своими противозаконными действиями и бездействиями лишила ее права на получение нормального жилья и на получение денежной субсидии. Считала, что на протяжении многих лет администрация МО г.Краснодара нарушает права заявительницы, закреплённые в ч.3 ст.40 Конституции РФ. Заявительница, как наниматель жилого помещения, приватизировала жилую комнату, в которой она проживает, однако условия проживания не изменились. В свидетельстве о государственной регистрации права собственности на недвижимость по вышеуказанному адресу зарегистрировано права собственности не на квартиру, а на комнату, общей площадью - 12,4 кв.м., что является существенным обстоятельством по делу, которое доказывает, что у Романовой С.Л. нет квартиры. Заявительница настаивала на том, что она была принята администрацией МО г.Краснодара на учёт на получение жилья по социальному найму до 01.03.2005 г. до принятия ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ», следовательно, утверждение администрации МО г. Краснодара о том, что она утратила свои права на получение жилья по другим основаниям, в частности, из-за того, что общая площадь ее жилья составляет 12,4 кв.м. и превышает учётную норму жилья на 2,4 кв.м. на одного члена семьи, установленную Решением Городской Думы г.Краснодара от 15.12.2005г. №4 п.7 противоречит Определению Конституционного Суда РФ от 01 декабря 2009 г. № 1549-041 «По жалобе гражданина Скороходова А. В. на нарушение его Конституционных прав частью 2 статьи 6 ФЗ «О введении в действие жилищного Кодекса РФ» и является незаконным. Просила заявленные требования удовлетворить в полном объеме. Представитель заинтересованного лица - администрации муниципального образования г.Краснодар по доверенности ФИО5 возражала против заявленных требований, мотивируя возражения тем, Романова С.Л., зарегистрирована составом семьи один человек по месту жительства в комнате № общей площадью 12,4 кв.м, жилой - 12,4 кв.м, по <адрес> в г.Краснодаре. Данное жилое помещение является собственностью заявителя на основании свидетельства о государственной регистрации права серия № от ДД.ММ.ГГГГ. Принимая во внимание указанную выше обеспеченность заявительницы жилой площадью жилого помещения, в соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона № 189-ФЗ от 29.12.2004 «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 22.03.2011 № 1848 «О снятии С.Л. Романовой с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» заявитель снята с учета граждан нуждающихся в жилых помещениях. Пояснила суду, что с 30.08.1984 Романова С.В. (ранее ФИО7) была принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в МО <адрес> по списку фонда жилищно-строительных кооперативов в соответствии с действующими в тот период времени Правилами распределения жилой площади и учета граждан, нуждающихся в жилье, утвержденных решением исполнительного комитета Краснодарского краевого Совета депутатов трудящихся и Президиума краевого Совета профессиональных Союзов от 26.10.1972 № 760, решением исполнительного комитета Советского районного Совета народных депутатов города Краснодара от 21.09.1984 пр. 21 №266/3. Заявитель на момент принятия на учет проживала на койко-место в общежитии по улице <адрес> г.Краснодара, что согласно п. 11 «д» указанных выше Правил являлось основанием для признания таковых граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий. Согласно справке Краснодарского ХБК от 23.04.1987г. с <адрес> заявительница переселена на улицу <адрес>. 27.05.1997 года заявительница прописалась в жилом помещении № по указанному адресу. 26.04.2008 года Романова С.Л. заключила с муниципальным унитарным предприятием «<адрес>» города Краснодара договор социального найма жилого помещения №, общей площадью 12,4 кв.м, жилой - 12,4 кв.м, по улице <адрес> города Краснодара. Право собственности на указанное жилое помещение заявительница зарегистрировала в Главном управлении Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю 24.05.2005 (свидетельство о государственной регистрации права серии 23-АИ№ 143894). В результате переезда из общежития, в дальнейшем приватизации жилого помещения по улице <адрес> Романова С.Л. улучшила свои жилищные условия и в соответствии с нормами Правил распределения жилой площади и учета граждан, нуждающихся в жилье, утвержденных решением исполнительного комитета Краснодарского краевого Совета депутатов трудящихся и Президиума краевого Совета профессиональных Союзов от 26.10.1972 № 760 не может рассматриваться как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий (по п.11 «д», распространяющемуся на лиц, проживающие в общежитиях, предоставленных в связи с трудовыми отношениями, кроме рабочих и служащих, которые по роду своих трудовых обязанностей должны проживать в общежитиях по месту работы), так как обеспечена жилой площадью более 6 кв.м на человека. Настаивала на том, что постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 22.03.2011 № 1848 «О снятии Романовой С.Л. с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» является обоснованным и законным. Просила суд отказать в удовлетворении требований Романовой С.Л.. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Согласно ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Судом установлено, что с 30.08.1984г. Романова СВ. (ранее ФИО7) была принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в муниципальном образовании город Краснодар по списку фонда жилищно-строительных кооперативов в соответствии с действующими в тот период времени Правилами распределения жилой площади и учета граждан, нуждающихся в жилье, утвержденных решением исполнительного комитета Краснодарского краевого Совета депутатов трудящихся и Президиума краевого Совета профессиональных Союзов от 26.10.1972 № 760, решением исполнительного комитета Советского районного Совета народных депутатов города Краснодара от 21.09.1984 пр. 21 №266/3 (л.д.34). Заявитель на момент принятия на учет проживала на койко-место в общежитии по улице <адрес> г.Краснодара (л.д.32). Согласно справке Краснодарского ХБК от 23.04.1987 года с улицы <адрес> заявительница переселена на улицу <адрес> (л.д.37). 27.05.1997г. заявительница прописалась в жилом помещении № по <адрес> г.Краснодара (л.д.40). В настоящее время, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 20.08.2010г. Романова С.Л. является собственником комнаты №, общей площадью 12,4 кв.м., в том числе жилой - 12,4 кв.м., расположенной по адресу: <адрес> на основании договора о передаче в общую долевую собственность жилого помещения администрацией МО <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9). Постановлением администрации муниципального образования г.Краснодар от 22.03.2011г. №1848 в соответствии с ч.2 ст. 6 Федерального закона № 189-ФЗ от 29.12.2004 «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», гр.Романовой С.Л. снята с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (л.д.8). При разрешении вопроса о законности и обоснованности вынесенного администрацией Мо г.Краснодар решения, суд исходит из следующего. Часть 2 статьи 6 Федерального закона № 189-ФЗ от 29.12.2004 «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» устанавливает, что граждане, принятые на учет до 01.03.2005 в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3-6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. В соответствии с нормами Правил распределения жилой площади и учета граждан, нуждающихся в жилье, утвержденных решением исполнительного комитета Краснодарского краевого Совета депутатов трудящихся и Президиума краевого Совета профессиональных Союзов от 26.10.1972 № 760, в очередь на получение жилой площади принимались граждане: имеющие обеспеченность жилой площадью на одного человека семьи 6 и менее кв.м. независимо от принадлежности жилого помещения (п.11 «б»); проживающие в общежитиях, предоставленных в связи с трудовыми отношениями… (п.11 «д») (л.д.76-77). Согласно решению Городской Думы Краснодара от 15.12.2005г. №4 п.7, установлена учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в размере 10 и менее квадратных метров площади жилого помещения на одного члена семьи (л.д.78). Установлено, что Романова С.Л. обеспечена жилой площадью жилого помещения на одного человека - 12,4 кв.м. (л.д.9). Как следует из Определения Конституционного Суда РФ от 01 декабря 2009 г. № 1549-041 «По жалобе гражданина Скороходова А. В. на нарушение его Конституционных прав частью 2 статьи 6 ФЗ «О введении в действие жилищного Кодекса РФ» федеральный законодатель предусмотрел для случаев принятия граждан на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма сохранение за этими гражданами права состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Снятие же указанных граждан с учета производится по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма (часть 2 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"). Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище. Принимая во внимание требования части 2 статьи 6 Федерального закона № 189-ФЗ от 29.12.2004 «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», Правила распределения жилой площади и учета граждан, нуждающихся в жилье, утвержденные решением исполнительного комитета Краснодарского краевого Совета депутатов трудящихся и Президиума краевого Совета профессиональных Союзов от 26.10.1972 № 760, решение исполнительного комитета Советского районного Совета народных депутатов города Краснодара от 21.09.1984 пр. 21 № 266/3, действующие в момент признания Романовой С.Л. нуждающейся в улучшении жилищных условий, а также утрату основания, которое до введения в действие Жилищного кодекса РФ давало ей право на получение жилого помещения по договору социального найма, суд полагает, что Постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 22.03.2011 № 1848 «О снятии Романовой С.Л. с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» принято в соответствии с законом в пределах полномочий органа местного самоуправления. Согласно ч.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены. Руководствуясь ст.249, 258, 194-199, 209 ГПК РФ, суд, РЕШИЛ: В удовлетворении заявления Романовой С.Л. об оспаривании решений, действий (бездействий) органов местного самоуправления - отказать. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Советский районный суд г. Краснодара в течение 10 дней. Судья: Мотивированное решение изготовлено 06.06.2011г. Судья: