Решение по заявлению Мигачевой В.В. об оспаривании отказа органа местного самоуправления



К делу г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 июня 2011 года                                              Советский районный суд г.Краснодара

в составе:          

председательствующего:                                   Федоренко Е.А.,

при секретаре:                                                     Савицкой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Мигачевой В.В. об оспаривании отказа органа местного самоуправления в признании жилого строения пригодным для постоянного проживания,

УСТАНОВИЛ:

Мигачева В.В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании отказа администрации муниципального образования г.Краснодар в признании жилого строения, расположенного по адресу: Краснодар, с/т «<адрес>», <адрес>, пригодным для постоянного проживания.

В судебном заседании представитель заявительницы Мигачевой В.В. по доверенности Мельникова Н.А. поддержала доводы, изложенные в заявлении, пояснила суду, что на основании свидетельств о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ ее доверительница является собственником земельного участка площадью 404 кв.м. и жилого строения общей площадью 156,9 кв.м., расположенных в с/т «<адрес>», <адрес>. Заявительница постоянно проживает по указанному адресу, и желает быть зарегистрированной по месту жительства. В настоящее время спорное жилое строение является единственным постоянным местом жительства заявительницы и членов ее семьи. Однако жилое строение, в котором заявительница намерена зарегистрироваться, должно быть признано пригодным для постоянного проживания. Указанное жилое строение соответствует всем требованиям СНиП, СанПиН и противопожарным нормам. Как следует из ответа от ДД.ММ.ГГГГ МФЦ администрации МО г.Краснодара, согласно Положению о порядке признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания, утвержденному постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 29.12.2009 № 1185, пригодными для постоянного проживания признаются жилые строения, расположенные на садовых земельных участках в границах населенных пунктов в соответствии с функциональным зонированием территории. Садоводческое товарищество «<адрес>» находится вне границ населенных пунктов муниципального образования город Краснодар, в связи с чем, жилое строение, расположенное в с/т «<адрес>» <адрес> не может быть признано пригодным для постоянного проживания.

Считает, что указанное решение администрации МО г.Краснодар от 17.05.2011г. является незаконным и нарушает ее права и законные интересы, поскольку в свидетельствах о государственной регистрации права на жилое строение и на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ указано: «адрес (местоположение) объекта права: Краснодарский край, г.Краснодар, с/т «<адрес>», <адрес>». Отсутствие у заявительницы регистрации по месту жительства лишает ее социальных гарантий и прав, гарантированных Конституцией РФ, в том числе на медицинское обслуживание.     

В судебном заседании представитель заинтересованного лица - администрации МО г.Краснодар по доверенности Андриевский П.В. возражал против заявленных требований и считал, что оспариваемое заявителем решение администрации МО г.Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ МФЦ принято в соответствии с законом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Постановлением Конституционного суда РФ от 14.04.2008г. по делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального Закона «О садоводческих огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 27 (часть 1) и 55 (часть 3), абзац второй статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в той части, в какой им ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов.

В Постановлении Конституционного суда РФ указано о том, что исходя из того, что жилищное законодательство является сферой совместного ведения РФ и субъектов РФ (ст.72, п.«к» части1, Конституции РФ), субъекты РФ вправе осуществить надлежащее правовое регулирование, определив порядок признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания, а органы местного самоуправления - утвердить, как это предусмотрено в ст.32 Градостроительного кодекса РФ, правила землепользования и застройки. При этом не исключалась возможность введения субъектами РФ указанного правового регулирования в опережающем порядке.      

В целях реализации Постановления Конституционного Суда РФ от 14 апреля 2008 года N 7-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в связи с обращениями ряда граждан" Постановлением Главы Администрации (Губернатора) Краснодарского края от 29.12.2009г. №1185, вступившим в законную силу30.01.2010г., утверждено Положение о порядке признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания.

Ранее, до принятия соответствующего нормативного акта признание жилых строений пригодными для постоянного проживания могло осуществляться судами общей юрисдикции в порядке установления фактов, имеющих юридическое значение (гл. 28 ГПК РФ).

В настоящее время в соответствии с п.1.3 Постановления от 29.12.2009г. признание жилого строения пригодным (непригодным) для постоянного проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных строений установленным в настоящем Положении требованиям.

Согласно п. 1.4. орган местного самоуправления принимает решение о признании жилых строений на садовых земельных участках, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для постоянного проживания граждан и вправе делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих строений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для постоянного проживания граждан.

На основании указанного Постановления Главы Администрации (Губернатора) Краснодарского края от 29.12.2009г. №1185 Постановлением администрации МО г.Краснодар №3795 от 28.05.2010г. «О внесении изменений …. О признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания…» определен порядок подготовки и согласования проектов распоряжений главы администрации внутригородского округа г.Краснодара о признании жилых строений на садовых земельных участках пригодными (непригодными) для постоянного проживания граждан (1.3.2.)

Судом были исследованы доводы жалобы гр.Мигачевой В.В., и установлено, что Мигачева В.В. является собственником жилого строения общей площадью 156,9 кв.м. и земельного участка площадью 404 кв.м., расположенных по адресу: Краснодарский край, г.Краснодар, с/т «<адрес>», <адрес>, на основании договора купли-продажи земельного участка с расположенным на нем жилым строением от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельств о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5,6).

Как следует из ответа от ДД.ММ.ГГГГ МФЦ исполняющего обязанности заместителя главы муниципального образования г.Краснодар ФИО5, адресованного Мигачевой В.В., рассмотрев заявление Мигачевой В.В., ей было сообщено следующее. Согласно Положению о порядке признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания, утвержденного Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 29.12.2009 № 1185, пригодными для постоянного проживания признаются жилые строения, расположенные на садовых земельных участках в границах населенных пунктов в соответствии с функциональным зонированием территории. Садоводческое товарищество «<адрес>» находится вне границ населенных пунктов муниципального образования город Краснодар. Жилое строение, расположенное в с/т «<адрес>» <адрес> не может быть признано пригодным для постоянного проживания(л.д.4).

Суд полагает, что указанный вывод исполняющего обязанности заместителя главы МО г.Краснодар ФИО5, является преждевременным.

Так, суд полагает, что вопрос о пригодности жилого строения для постоянного проживания по существу межведомственной комиссией администрации муниципального образования г.Краснодар не рассматривался, как того требует Положение о порядке признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания, утвержденное Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 29.12.2009 № 1185.

Указанный отказ должностного лица органа местного самоуправления от 17.05.2011г. №942/09 МФЦ является формальным, противоречащим требованиям Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 29.12.2009 № 1185, нарушающим права и законные интересы гражданина на всестороннее и объективное рассмотрения его заявления уполномоченным органом.

Тогда как, в силу требований ч.2 ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Статьей 18 Конституции РФ предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В судебном заседании заинтересованным лицом не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что садовое товарищество «<адрес>» находится вне границ населенных пунктов.

Нельзя согласиться и с доводами заинтересованного лица о том, что с/т «<адрес>» расположено на садовом земельном участке, который не относится к землям населенных пунктов, в связи с чем, не может быть рассмотрен и вопрос о пригодности жилого строения к проживанию. В материалах дела имеются свидетельства о праве собственности заявителя на жилое строение и земельный участок, расположенные по адресу: г.Краснодар, с/т «<адрес>», <адрес>, а также положительные заключения о соответствии жилого строения требованиям СНиП, СанПиН и противопожарным нормам. Указанные документы никем не оспорены и не отменены.

В соответствии с ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В связи с изложенным, в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 14 апреля 2008 года N 7-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", Постановлением Главы Администрации (Губернатора) Краснодарского края от 29.12.2009г. №1185, руководствуясь ч.1 ст.258, 194-199, 209 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Признать отказ исполняющего обязанности заместителя главы муниципального образования г.Краснодар ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ МФЦ в рассмотрении заявления Мигачевой В.В. о признании жилого строения, расположенного по адресу: г.Краснодар, с/т «<адрес>», <адрес> пригодным для постоянного проживания - незаконным.

Обязать межведомственную комиссию администрации муниципального образования г.Краснодар повторно рассмотреть вопрос о пригодности жилого строения, расположенного в садоводческом товариществе «<адрес>», <адрес>, собственником которого является Мигачева В.В., для постоянного проживания, по существу в соответствии с Законом.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Советский районный суд г. Краснодара в течение 10 дней.

Судья: