Решение по заявлению Калиниченко Т.Н. об оспаривании действий органа кадастрового учета



К делу ...

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

...                                                    Советский районный суд г. Краснодара

в составе:

председательствующего федерального судьи           Сусловой С.С.,

при секретаре                                                                 Митченко С.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Калиниченко Т.Н. об оспаривании действий органа кадастрового учета,

установил:

Заявитель обратилась в суд с требованиями о признании отказа ФБУ «Кадастровая палата» по ... в учете изменений границ и площади земельных участков с кадастровыми номерами ... незаконным и обязании внести в Государственный кадастр недвижимости согласно данным межевого плана уточненные сведения относительно границ и площади земельных участков с кадастровыми номерами ..., принадлежащих ей на праве собственности.

В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Блинников Е.В.заявленные требования уточнил, просил рассматривать дело в порядке искового производства, свои требования пояснил тем, что Калиниченко Т.Н. обратилась в ФБУ «Кадастровая палата» по КК с заявлениями об учете изменений в части уточнения границ и площади земельных участков с кадастровыми номерами 23.... Решениями ФГУ «Земельная кадастровая палата» по КК ей было отказано в учете изменений в связи с нарушением оформления межевого плана, а именно отсутствием документов установленных ч. 9 ст. 38 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Считает данные отказы незаконными и необоснованными, в связи с чем истец и вынуждена обратиться в суд.

Представитель ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю Закружная О.В. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала.

Представитель Управления Росреестра по КК по доверенности Блинов Е.Е. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал.

Суд, выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленный исковых требований.

Как установлено судом, истца является собственником земельных участков, расположенных по адресу: ... ..., что подтверждается Свидетельствами о государственной регистрации права серия 23-АА ... от ... и сери 23-АА ... от ...

30.05.2011г. Калиниченко Т.Н. обратилась в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю с заявлениями об учете изменений в части уточнения границ и площади земельных участков с кадастровыми номерами ....

Решениями ФГУ «Земельная кадастровая палата» по КК от ... ..., ... ей было отказано в учете изменений в связи с нарушением оформления межевого плана, а именно отсутствием документов установленных ч. 9 ст. 38 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

В соответствии с ч.9 ст.38 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Рядом нормативных правовых актов, устанавливавших формы свидетельств, государственных актов на право собственности на землю (Указом Президента Российской Федерации от 27.10.1993 № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», постановлением Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 № 493 «Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей») предусматривалось наличие чертежа границ земельного участка.

Таким образом, при наличии документов, подтверждающих право на земельный участок, к которым прилагается чертеж такого земельного участка, местоположение границ земельного участка при его уточнении может определяться исходя из сведений, содержащихся в таком чертеже, а также из сведений о площади земельного участка, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок.

При отсутствии в составе документа, подтверждающего право на земельный участок, чертежа местоположение границ земельного участка при его уточнении определяется исходя из сведений о площади земельного участка, содержащихся в соответствующем документе.

При этом Закон о кадастре содержит норму, ограничивающую увеличение площади уточняемого земельного участка.

В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 27 Закона о кадастре уточненная площадь земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с Законом о кадастре требований не должна превышать площадь, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.

Документом, определявшим местоположение границ земельного участка при его образовании (в случае отсутствия документа, подтверждающего право на земельный участок), по мнению Управления, может служить, в частности, проект границ земельного участка или судебное решение, содержащее соответствующую информацию.

Понятие «схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории» введено Федеральным законом от 13.05.2008 № 66-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон), вступившим в силу 01.03.2010.

В соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Закона) схема расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории утверждается и выдается органом местного самоуправления в случаях:

предоставления земельных участков для строительства (статья 31 Земельного кодекса Российской Федерации);

предоставления земельных участков для целей, не связанных строительством (статья 34 Земельного кодекса Российской Федерации);

приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения (статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации). При этом в данном случае схема расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории утверждается и выдается, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка (т.е. отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ земельного участка).

Учитывая изложенное, схема расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории утверждается в отношении земельных участков, образуемых после 01.03.2010, в то время как положения части 9 статьи 38 Закона о кадастре применяются в отношении ранее учтенных земельных участков (то есть земельных участков, учтенных до 01.03.2008).

Таким образом, требования органа кадастрового учета о наличии схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории при осуществлении кадастрового учета в связи с уточнением местоположения и площади ранее учтенного земельного участка не соответствуют требованиям действующего законодательства.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать ФБУ «Кадастровая палата» по Краснодарскому краю внести в Государственный кадастр недвижимости согласно данным межевого плана уточненные сведения относительно границ и площади земельных участков с кадастровыми номерами 23..., принадлежащих на праве собственности Калиниченко Т.Н..

Данное решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Советский районный суд г. Краснодара в течение 10 дне с момента вынесения.

Федеральный судья: