ДД.ММ.ГГГГ Советский районный суд г. Краснодара, в составе: председательствующего Платоновой Э.Р., при секретаре Козловой Н.В. рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по заявлению Кныш А.В. об оспаривании ненормативных правовых актов органа местного самоуправления, УСТАНОВИЛ: Заявитель обратился в суд с заявлением к администрации МО город Краснодар, Резникову А.Н. о признании недействительным постановления администрации МО город Краснодар от 28.10.2010г. № 8737 «Об утверждении гражданину А.Н. Резникову материалов предварительного согласования места размещения административного здания на земельном участке площадью 941 кв.м по <адрес>, в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара», признании недействительным Постановления администрации МО город Краснодар от 08.06.2011г. № 4032 «О предоставлении гр. А.Н. Резникову земельного участка в Карасунском внутригородском округе <адрес>». В судебном заседании представитель заявителя по доверенности пояснил, что в августе 2011г. из письменного ответа прокуратуры г. Краснодара от 10.08.20011г. № 404ж-11/30430, заявителю стало известно, что земельный участок площадью 941 кв.м по <адрес>, в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара, на котором расположены объекты недвижимого имущества в виде кафе литеры «А», «Б», «В», «Г», «Д», «Е», «З», «И», «К», капитального ограждения (забора) литер сссхххii/1, гостевой площадки литер сссхххiii, расположенных в г. Краснодаре, Карасунском внутригородском округе, по <адрес>, принадлежащие ему на праве собственности, предоставлен гр. Резникову А.Н. в аренду сроком на десять лет, на основании Постановления администрации МО город Краснодар от 28.10.2010г. № 8737 «Об утверждении гражданину А.Н. Резникову материалов предварительного согласования места размещения административного здания в Карасунском внутригородском округе города Краснодара» и Постановления администрации МО город Краснодар от 08.06.2011г. № 4032 «О предоставлении гр. А.Н. Резникову земельного участка в Карасунском округе г. Краснодара» гражданину А.Н. Резникову предоставлен в аренду сроком на десять лет из земель населенных пунктов земельный участок с кадастровым №:43:0425001:26 площадью 941 кв.м, в том числе земельный участок площадью 592 кв.м, расположенный в водоохраной зоне озера Старая Кубань, для строительства административного здания по <адрес>, в Карасунском округе г. Краснодара. Заявитель считает, что при утверждении материалов предварительного согласования места размещения административного здания на земельном участке площадью 941 кв.м, проведении землеустроительных работ по формированию спорного земельного участка на местности, в пределах которого расположены принадлежащие заявителю объекты недвижимого имущества, не были учтены интересы собственника объектов недвижимости гр. Кныш А.В., поскольку фактически заявитель лишился права пользования земельным участком, необходимым для обслуживания и эксплуатации зданий кафе и иных объектов недвижимости. В этой связи заявитель полагает, что оспариваемые постановление администрации МО г. Краснодар от 28.10.2010г. № 8737 и постановление администрации МО г. Краснодар от 08.06.2011г. № 4032 приняты с нарушением ст. ст. 30, 31 ЗК РФ об обязательности информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства и нарушают права и законные интересы заявителя, поскольку не позволяет ему претендовать на предоставление спорного земельного участка, в связи с нарушением его прав как субъекта, имеющего в порядке ст. 36 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельного участка под своими объектами недвижимости, в связи с чем заявитель обратился в суд с настоящим заявлением об оспаривании ненормативных правовых актов органа местного самоуправления. Представитель заинтересованного лица - администрации МО город Краснодар по доверенности в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, сославшись на то, что на момент принятия обжалуемых постановлений у заявителя отсутствовало право собственности на объекты недвижимости в виде кафе, указанные строения кафе не были оформлены в установленном порядке, так как являются самовольно возведенными. Считает, что оспариваемые постановления не нарушают права заявителя, поскольку ему не предоставлялся земельный участок, в связи с чем у него не возникло титульных прав на спорный земельный участок, а само соглашение о внесении денежных средств за фактическое использование земельного участка от 15.01.2008г. не является актом органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка заявителю. Так же в обоснование своих возражений представитель администрации МО г. Краснодар ссылается на то, что заявителем не предоставлен кадастровый паспорт земельного участка, на котором расположены принадлежащие ему объекты недвижимости, что свидетельствует о том, что границы земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости заявителя, не установлены в соответствии с действующим законодательством. Представитель заинтересованного лица Резникова А.Н. в зал судебного разбирательства не явился, хотя о времени и месте его проведения был извещен надлежащим образом. Допрошенный в судебном заседании ранее также возражал против удовлетворения заявления об оспаривании ненормативных актов органа местного самоуправления и просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, оценив в совокупности все доказательства, суд считает, что заявленные требования о признании недействительным Постановления администрации МО город Краснодар от 28.10.2010г. № 8737 «Об утверждении гражданину А.Н. Резникову материалов предварительного согласования места размещения административного здания на земельном участке площадью 941 кв.м по <адрес>, в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара», и признании недействительным Постановления администрации МО город Краснодар от 08.06.2011г. № 4032 «О предоставлении гр. А.Н. Резникову земельного участка в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара» обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 254 ГПК РФ граждане вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа местной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, если считают, что их права и свободы нарушены. В соответствии с п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующими требованиями. Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ и ст. 13 ГК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. Из материалов дела следует, что 21.07.2009г. гр. Резников А.Н. обратился к департамент муниципальной собственности и городских земель МО г. Краснодар с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке по адресу: г. Краснодар, ул. <адрес> общей площадью 840 кв.м для адвокатского бюро. Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 28.10.2010г. № 8737 «Об утверждении гражданину А.Н. Резникову материалов предварительного согласования места размещения административного здания в Карасунском внутригородском округе города Краснодара» гражданину Резникову А.Н. утверждены материалы предварительного согласования места размещения административного здания на земельном участке площадью 941 кв.м по <адрес>, в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара. Сформированный земельный участок площадью 941 кв.м поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым № 23:43:0425001:26. Гр-н Резников А.Н. обратился в администрацию МО город Краснодар с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 941 кв.м для строительства административного здания по <адрес>, в Карасунском внутригородском округе, г. Краснодара. Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 08.06.2011г. № 4032 «О предоставлении гр. А.Н. Резникову земельного участка в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара» гражданину А.Н. Резникову предоставлен в аренду сроком на десять лет из земель населенных пунктов земельный участок с кадастровым № 23:43:0425001:26 площадью 941 кв.м, в том числе земельный участок площадью 592 кв.м, расположенный в водоохраной зоне озера Старая Кубань, для строительства административного здания по <адрес>, в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара. В июле 2011г., считая, что при принятии указанных постановлений администрацией города Краснодара нарушено земельное законодательство, заявитель обратился в прокуратуру города Краснодара с заявлением о принятии мер прокурорского реагирования, которое было рассмотрено и ему дан ответ от 10.08.20011г. № 404ж-11/30430, из которого заявителю стало известно о принятых постановлениях администрации МО г. Краснодар. Не согласившись с вышеуказанными постановлениями администрации, заявитель Кныш А.В. полагая, что его гражданские права и свободы нарушены, обратился в суд с настоящим заявлением об оспаривании ненормативных правовых актов органа местного самоуправления в порядке ст. 254 ГПК РФ. Как установлено в судебном заседании, заявитель Кныш А.В., является собственником одноэтажного здания кафе литер «А», общей площадью 60,5 кв.м, одноэтажного здания кафе литер «Б», общей площадью 17,4 кв.м, одноэтажного кафе литер «В», общей площадью 24 кв.м, одноэтажного кафе литер «Г», общей площадью 7,3 кв.м, одноэтажного кафе литер «Д», общей площадью 17,6 кв.м, одноэтажного кафе литер «Е», общей площадью 23,6 кв.м, одноэтажного кафе литер «З», общей площадью 10,8 кв.м, одноэтажного кафе литер «И», общей площадью 10 кв.м, одноэтажного кафе литер «К», общей площадью 7,7 кв.м, капитального ограждения (забора) литер сссхххii/1, протяженностью 36,65 м, сооружения в виде гостевой площадки литер сссхххiii, общей площадью 227,1 кв.м, расположенных в г. Краснодаре, Карасунском внутригородском округе, по ул. Трамвайной, 2, на основании Договора купли - продажи от 04.04.2006г., Определения Советского районного суда г. Краснодара от 03.08.2011г. к делу № 2-3874/11, что подтверждается Свидетельствами о государственной регистрации права серии 23-АК № 141782 от 23.09.2011г.; серии 23-АК № 141788 от 23.09.2011г.; серии 23-АК № 141781 от 23.09.2011г.; серии 23-АК № 141787 от 23.09.2011г.; серии 23-АК № 141780 от 23.09.2011г.; серии 23-АК № 141783 от 23.09.2011г.; серии 23-АК № 141779 от 23.09.2011г.; серии 23-АК № 141785 от 23.09.2011г.; серии 23-АК № 141784 от 23.09.2011г.; серии 23 АА № 779164 от 02.05.2006г.; серии 23 АА № 779163 от 02.05.2006г. Указанные капитальные строения были возведены в 2006 - 2008г.г., что подтверждается Техническим паспортом Краснодарского отделения ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Краснодарскому краю по состоянию на 10.10.2011г., Соглашением о внесении денежных средств за фактическое использование земельного участка № 4310001794 от 15.01.2008г., Геодезической топосъемкой по состоянию на июнь 2009г., Заключением Кубанского бассейнового водного управления от 17.11.2009г. № 393/1-09, Схемой генерального плана разработки и строительства благоустроенной набережной вдоль озера Старая Кубань, согласованной Кубанским бассейновым водным управлением 20.11.2009г. Вышеназванные объекты недвижимого имущества, расположены на земельном участке площадью 735,9 кв.м, предоставленном Кныш А.В. администрацией МО город Краснодар для эксплуатации кафе, включая летние, чебуречные, автомойки. Указанный земельный участок площадью 735,9 кв.м., на котором расположены вышеназванные объекты недвижимого имущества находится в пользовании заявителя с 2007г. на основании Соглашения о внесении денежных средств за фактическое использование земельного участка № 4310001794 от 15.01.2008г., заключенного истцом с администрацией МО город Краснодар. Судом установлено, что при сопоставлении геодезической топосъемки по состоянию на июнь 2009г. со схемой границ земельного участка на топографической основе, утвержденной и.о. директора департамента архитектуры и градостроительства администрации МО г Краснодар И.А. Головкина от 24.06.2009г. и с кадастровым планом земельного участка с кадастровым № 23:43:0425001:26, предоставленного Резникову А.Н. в аренду для строительства административного здания на основании оспариваемых постановлений, имеет место наложение границ земельного участка площадью 735,9 кв.м, на котором расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие Кныш А.В. и земельного участка с кадастровым № 23:43:0425001:26 площадью 941 кв.м, предоставленного Резникову А.Е. в аренду. Из схемы границ земельного участка на топографической основе, утвержденной и.о. директора департамента архитектуры и градостроительства администрации МО г Краснодар И.А. Головкина от 24.06.2009г. видно, что капитальное ограждение (забор) литер сссхххii/1, протяженностью 36,65 м, сооружение в виде гостевой площадки литер сссхххiii, общей площадью 227,1 кв.м, расположенные в г. Краснодаре, Карасунском внутригородском округе, по ул. Трамвайной, 2, принадлежащие на праве собственности Кныш А.В. находятся в пределах границ земельного участка площадью 941 кв.м, предоставленного Резникову А.Е. в аренду. Данные обстоятельства администрация и представитель заинтересованного лица Резникова А.Н. не оспаривают. Доказательств того, что Резникову А.Н. предоставлен иной земельный участок, который не совпадает с земельным участком, на котором расположены объекты недвижимости Кныш А.В., администрацией МО г. Краснодар в материалы дела не представлено. Исследовав материалы предварительного согласования места размещения административного здания в Карасунском внутригородском округе города Краснодара суд установил, что в ходе подготовки материалов предварительного согласования места размещения объектов Акт обследования испрашиваемого Резниковым А.Н. земельного участка площадью 941 кв.м уполномоченным органом не составлялся. На момент согласования места размещения административного здания на земельном участке площадью 941 кв.м фактически располагались объекты недвижимого имущества в виде кафе литеры «А», «Б», «В», «Г», «Д», «Е», «З», «И», «К», капитального ограждения (забора) литер сссхххii/1, гостевой площадки литер сссхххiii, расположенных в г. Краснодаре, Карасунском внутригородском округе, по <адрес>, принадлежащие Кныш А.В. Схема границ земельного участка на топографической основе, изготовленная МУП «Институт Горкадастрпроект» г. Краснодара, и утвержденная и.о. директором департамента архитектуры и градостроительства администрации МО г Краснодар И.А. Головкиным от 24.06.2009г. была выполнена на основании геодезической съемки, которая не отражала фактического состояния объектов капитальных строений, располагавшихся на тот момент на испрашиваемом земельном участке. Таким образом, при утверждении материалов предварительного согласования места размещения административного здания на земельном участке площадью 941 кв.м, проведении землеустроительных работ по формированию спорного земельного участка на местности, в пределах которого расположены принадлежащие заявителю объекты недвижимого имущества, не были учтены интересы собственника объектов недвижимости гр. Кныш А.В. В силу данного обстоятельства суд приходит к выводу, что на день обращения гр. Резникова А.Н. с заявлением о согласовании материалов предварительного согласования места размещения земельного участка по адресу: г. Краснодар, ул. <адрес>, общей площадью 840 кв.м для адвокатского бюро спорный земельный участок не был свободен, поскольку был обременен правами пользования других лиц, в связи с чем не мог быть предоставлен под строительство административного здания. Довод администрации МО город Краснодар о том, что на момент утверждения материалов предварительного согласования места размещения административного здания объекты недвижимого имущества в виде кафе литеры «А», «Б», «В», «Г», «Д», «Е», «З», «И», «К», не были надлежащим образом оформлены Кныш А.В., и на данные объекты отсутствовали свидетельства о праве собственности, не имеет правового значения для разрешения данного спора, поскольку не исключает обязанности органов местного самоуправления при предоставлении земельного участка на стадии согласования и выбора земельного участка под строительство выяснить круг существующих правообладателей объектов недвижимости, расположенных на испрашиваемом земельном участке, а в случае установления факта незаконного возведения ими строений обратиться с соответствующим виндикационным иском об освобождении земельного участка. Конституцией РФ определено, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ч.3 ст. 36). Решения органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд (ч.2 ст. 46). В силу статьи 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти, обладающих правом предоставления земельных участков в пределах их компетенции, определенной ст. 9, 10 и 11 ЗК РФ. Порядок предоставления земельных участков для строительства установлен ст. 30-32 ЗК РФ. Согласно пункту 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию либо с предварительным согласованием места размещения объекта, либо без предварительного согласования места размещения объекта. В случае предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта ему должны предшествовать выбор участка для строительства и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта (п. 5 ст. 30 ЗК РФ). После определения участка, подходящего для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, п. 3 ст. 31 Земельного кодекса РФ обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подп. 4, 11 п. 1 ст. 1 ЗК РФ). Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок. На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию. Исходя из системного толкования предусмотренных ст. 31 ЗК РФ стадий и условий выбора земельного участка под строительство акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования. Исследовав материалы предварительного согласования места размещения административного здания в Карасунском внутригородском округе города Краснодара суд установил, что перед принятием указанного Постановления администрации МО город Краснодар от 28.10.2010г. № 8737 информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении указанного земельного участка для строительства через средства массовой информации произведено не было, что является нарушением п. 3 ст. 31 ЗК РФ об обязательности информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства. Несмотря на это, администрацией города Краснодара гражданину Резникову А.Н. предоставлен земельный участок площадью 941 кв.м, расположенный по <адрес>, в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара» на основании постановления администрации МО город Краснодар от 08.06.2011г. № 4032 «О предоставлении гр. А.Н. Резникову земельного участка в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара» и с Резниковым А.Н. заключен соответствующий договор аренды указанного земельного участка. При этом извещение о предстоящем предоставлении испрашиваемого земельного участка было опубликовано в газете «Краснодарские известия» лишь 04.06.2011г., т.е. не заблаговременно, всего за 2 дня до принятия обжалуемого постановления о предоставлении земельного участка, в то время как такое информирование должно было быть произведено заблаговременно до издания постановления от 28.10.2010г. № 8737 о предварительном согласовании места размещения административного здания на указанном земельном участке. При вынесении решения суд также принимает во внимание представление прокуратуры г. Краснодара от 10.08.2011г. № 7-01-2011г. из которого следует, что вышеуказанные несоблюдения требований земельного законодательства стали возможными ввиду ненадлежащего выполнения должностными лицами департамента муниципальной собственности и городских земель администрации МО г. Краснодар возложенных на них должностных обязанностей. Таким образом, суд приходит к выводу, что ввиду не соблюдения органом местного самоуправления порядка предоставления земельного участка в аренду с предварительным местом размещения объекта строительства, установленного п. 3 ст. 31 ЗК РФ, оспариваемыми решениями, выраженными в постановлениях от 28.10.2010г. № 8737 и от 08.06.2011г № 4032, нарушен общий принцип справедливого, открытого и прозрачного предоставления земельного участка, закрепленный в п. 11 ст. 1 ЗК РФ, вследствие чего указанные решения являются незаконными и нарушают права и свободы заявителя, поскольку не позволяет ему претендовать на предоставление спорного земельного участка, в связи с нарушением его прав как субъекта, имеющего в порядке ст. 36 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельного участка под своими объектами недвижимости перед лицом, которому такой участок предоставлен оспариваемыми решениями без проведения законом публичных процедур. При таких обстоятельствах суд считает, что заявленные требования Кныш А.В. обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать недействительным Постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 28.10.2010г. № 8737 «Об утверждении гражданину А.Н. Резникову материалов предварительного согласования места размещения административного здания на земельном участке площадью 941 кв.м по <адрес>, в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара», как не соответствующее закону ст. 30, 31, 36 ЗК РФ. Признать недействительным Постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 08.06.2011г. № 4032 «О предоставлении гр. А.Н. Резникову земельного участка в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара», как не соответствующее закону ст. 30 и 31 ЗК РФ. Решение может быть обжаловано в коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда в течение 10 дней через Советский районный суд г. Краснодара. Федеральный судья