К делу № 2-5703/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Краснодар 23 ноября 2011 год Советский районный суд г. Краснодара в составе Председательствующего судьи Мурсалова В.В., При секретаре Лариной Л.А., С участием помощника прокурора Карасунского внутригородского Округа г. Краснодара Козловой Т.А., Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Карасунского внутригородского округа г. Краснодара к ООО Диагностико - восстановительный центр «Орбита» о признании бездействий незаконными, и обязании устранить допущенные нарушения, УСТАНОВИЛ: Прокурора Карасунского внутригородского округа г. Краснодара к ООО Диагностико - восстановительный центр «Орбита» о признании бездействий незаконными, и обязании устранения допущенных нарушений. В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Карасунского округа г. Краснодара совместно со специалистом департамента природных ресурсов и государственного экологического контроля Краснодарского края Яценко М.А. по заданию прокуратуры Краснодарского края, проведена проверка соблюдения требований экологического законодательства юридическим лицом ООО ДВЦ «Орбита», в ходе которой установлено, что ООО ДВЦ «Орбита» ведет деятельность по адресу <адрес>. В результате обследования обнаружено, что основным видом деятельности предприятия является оказание медицинских услуг. В процессе хозяйственной деятельности юридического лица ООО ДВЦ «Орбита» образуются следующие виды отходов: ртутьсодержащие люминесцентные трубки отработанные (1 класс опасности в соответствии с ФККО); мусор от бытовых помещений организаций несортированный исключая крупногабаритный (4 класс опасности в соответствии с ФККО), затвердевшие отходы пластмасс, медицинские отходы (отходы перевязочных материалов), медицинские отходы (использованные медицинские перчатки). При этом установлены нарушения экологического законодательства, выраженные в следующем: обществом не ведется учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов: не подтвержден класс опасности отходов образующихся в результате деятельности предприятия - ртутьсодержащие люминесцентные трубки отработанные (1 класс опасности в соответствии с ФККО); мусор от бытовых помещений организаций несортированный исключая крупногабаритный (4 класс опасности в соответствии с ФККО), затвердевшие отходы пластмасс; медицинские отходы (отходы перевязочных материалов), медицинские отходы (использованные медицинские перчатки), паспорта опасных отходов не оформлены. Так же при проведении проверки установлено, что лица допущенные к обращению с отходами не имеют профессиональной подготовки подтвержденной свидетельством (сертификатом) на право работы с отходами 1-4 класса опасности. Кроме того, проверкой установлено, что в нарушение закона ООО ДВЦ «Орбита» отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) за 2010 год в территориальный орган Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору не представлена, что является нарушением установленного срока предоставления отчетности. Вместе с тем, производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) ООО ДВЦ «Орбита» не организован и не согласован в установленном порядке. Так же специалист ответственный за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, не имеет подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. Считает, что установленные нарушения, допущенные обществом, выразившиеся в непринятии мер по обеспечению соблюдения требований экологического законодательства, нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц. Просит признать незаконным бездействие юридического лица ООО Диагностико-восстановительный центр «Орбита», выразившееся в непринятии мер по обеспечению соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды на объекте по адресу <адрес>, и обязать юридическое лицо ООО Диагностико - восстановительный центр «Орбита» устранить допущенные нарушения: В судебном заседании помощник прокурора Карасунского внутригородского округа г. Краснодар Казлова Т.А. заявленные требования поддержала в полном объеме, по изложенным в иске основаниям, просила суд их удовлетворить, и признать бездействия ООО «ДВЦ «Орбита» незаконными, и обязать в течение месяца устранить допущенные нарушения. Представитель ответчика ООО «ДВЦ «Орбита» Филиппов В.В. против удовлетворения заявленных требований прокурора КВО г. Краснодара возражал, просил суд в иске отказать, и указал, что действия общества по утилизации отходов осуществляется в соответствии с санитарными нормами и правилами, обязанности по соблюдении которых в соответствии с должностными инструкциями возложены на медицинских сестер. При этом отметил, что отчет «Об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2010г.» составлен и отправлен в установленный законом срок, однако, ошибочно отправлен по прежнему месту расположения отчетного органа, а так же была допущена ошибка в указании его наименования. Но в последующем данные ошибки были устранены. Считает, что отчет хоть и не в установленный срок, но был исполнен и направлен в отчетный орган. Относительно остальных нарушений указал, что они в действительности отсутствуют, что подтверждается договорами различного характера. Просил суд в удовлетворении иска прокурора КВО г. Краснодара отказать. Суд, выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, приходит к следующему. Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Карасунского округа г. Краснодара, совместно со специалистом департамента природных ресурсов и государственного экологического контроля Краснодарского края Яценко М.А., по заданию прокуратуры Краснодарского края, проведена проверка соблюдения требований экологического законодательства юридическим лицом ООО ДВЦ «Орбита», в результате которой установлено, что деятельность общества осуществляется с нарушением требований законодательства в области охраны окружающей среды. Так в ходе проверки установлены нарушения, и по результатам которой, прокуратурой Карасунского внутригородского округа г. Краснодара вынесены постановления о возбуждении дел об административных правонарушениях по признакам правонарушений предусмотренных ст. 8.1, ст. 8.2, ст. 8.5 КоАП РФ. Для рассмотрения указанные дела об административных правонарушения переданы на рассмотрение в Департамент природных ресурсов и государственного экологического контроля Краснодарского края. По итогам рассмотрения вышеназванных дел об административных правонарушениях, в отношении ООО ДВЦ «Орбита», старший государственный инспектор Краснодарского края по охране природы Каличкин Ю.В. пришел к выводу о наличии составов административных правонарушений по ст. 8.1, ст. 8.2, ст. 8.2 КоАП РФ в действиях общества, которому назначено наказание в виде административных штрафов за каждое правонарушение в отдельности, о чем свидетельствуют постановления от ДД.ММ.ГГГГ В настоящее время, постановления о привлечении ООО ДВЦ «Орбита» к административной ответственности, обществом не обжалованы, и постановления вступили в законную силу. В основу постановлений заложены обстоятельства бездействий ООО ДВЦ «Орбита» выраженные в неисполнении требований экологического законодательства, которые являются предметом разбирательства по данному иску. Вмести с тем, допрошенный в ходе судебного заседания специалист отдела государственного экологического контроля Яценко М.А. пояснил, что в ходе проводимой проверки прокуратурой Карасунского округа, он был привлечен в качестве специалиста, для проверки соблюдения ООО ДВЦ «Орбита» требований экологического законодательства. В ходе, которой, им установлено наличие нарушений, выразившихся в бездействии общества по исполнению требований закона, в сфере экологической безопасности. По результатам проведенной проверки, им в адрес прокуратуры Карасунского округа г. Краснодара направлена справка о несоблюдении ООО ДВЦ «Орбита» требований законодательства об экологии, в результате бездействия общества. Довод ответчика об отсутствии нарушений в сфере экологического законодательства, и исполнении его требований в установленном законом порядке, опровергаются постановлениями по делам об административных правонарушения в отношении ООО ДВЦ «Орбита», согласно которым общество признано виновным в совершении правонарушений предусмотренных ст. 8.1, ст. 8.2, ст. 8.2 КоАП РФ, с назначением административного наказания. Суд отмечает, что при вынесении постановлений, старшим инспектором Каличкиным Ю.В. установлено наличие неисполнений требований обществом законодательства об экологии, которые выражены в его бездействии. Вместе с тем, указание ответчика на исполнение требований закона о предоставлении отчета общества «Об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2010г.», суд считает несостоятельным, так как опровергается материалами дела. Согласно описи вложения в ценное письмо, указанный отчет отправлен в Северо-Кавказское управление по технологическому и экологическому контролю, по адресу <адрес> (л.д. 28), однако в действительности его было необходимо направить в соответствующий территориальный орган Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в соответствии с письмом Федеральной службы от 25.05.2010г. № 00-07-12/2752 «Об отчетности субъектов малого и среднего предпринимательства». Указание на отсутствие нарушений в связи с ошибочностью указаний адреса и наименования органа, суд считает несостоятельным, так как обязанность по предоставлению отчета, равно как и соблюдение требований по его отправке, возложена исключительно на отчитывающуюся организация, т.е. ООО ДВЦ «Орбита». При этом суд отмечает, что указание ответчика о последующем, хотя и не своевременном, предоставлении отчета за 2010год, не нашло своего подтверждения в ходе судебного разбирательства. Согласно справки специалиста Департамента природных ресурсов и государственного экологического контроля Краснодарского края Яценко М.А., отчет ООО ДВЦ «Орбита» «Об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2010г.» не поступил и по настоящее время, доказательств обратного ответчиком суду не предоставлено. В силу требований ч. 3 ст. 18 Федерального закона РФ от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Пунктом 2 приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010 № 30 «Об утверждении порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)» установлено, что отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) за 2009 год представляется в соответствующие территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору до 1 июля 2010 года. Порядок заполнения отчетности утвержден письмом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25.05.2010 № 00-07-12/2752 «Об отчетности субъектов малого и среднего предпринимательства». В соответствии с п. 7 приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010 № 30 «Об утверждении порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)», отчетность составляется на основе данных первичного учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, а также размещенных отходов. Вместе с тем в ходе проводимой проверки так же установлено, что ООО ДВЦ «Орбита» не ведется учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. В процессе хозяйственной деятельности юридического лица ООО ДВЦ «Орбита» образуются следующие виды отходов: ртутьсодержащие люминесцентные трубки отработанные (1 класс опасности в соответствии с ФККО); мусор от бытовых помещений организаций несортированный исключая крупногабаритный (4 класс опасности в соответствии с ФККО), затвердевшие отходы пластмасс, медицинские отходы (отходы перевязочных материалов), медицинские отходы (использованные медицинские перчатки). Согласно ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Данные требования закона, ООО ДВЦ «Орбита» не исполнены, в связи с чем суд приходит к выводу о наличии бездействий ответчика по необходимости соблюдения требований экологического законодательства. При этом суд отмечает, что представленный ответчиком договор № от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг по демеркуризации ртутьсодержащих отходов (л.д. 123), не свидетельствует о ведении необходимого учета, предусмотренного ст. 19 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Наличие бездействий ответчика, выраженных в не подтверждении классов опасности отходов образующихся в результате деятельности предприятия - ртутьсодержащие люминесцентные трубки отработанные (1 класс опасности в соответствии с ФККО); мусор от бытовых помещений организаций несортированный исключая крупногабаритный (4 класс опасности в соответствии с ФККО), затвердевшие отходы пластмасс; медицинские отходы (отходы перевязочных материалов), медицинские отходы (использованные медицинские перчатки), а так же отсутствии паспортов опасных отходов, нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства. Согласно 3 ст. 14 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Выполнение данных требований ответчиком не подтверждено как в ходе проводимой проверки прокуратурой Карасунского округа, так и в судебном заседании. Кроме того, при проведении проверки установлено, что лица допущенные к обращению с отходами не имеют профессиональной подготовки подтвержденной свидетельством (сертификатом) на право работы с отходами 1-4 класса опасности. Согласно ст. 15 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лица, которые допущены к обращению с отходами I-IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV класса опасности. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I-IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации. Указание ответчика о соблюдении данной нормы закона, выраженных в закреплении обязанностей медицинского персонала в должностных инструкциях не свидетельствует о наличии именно профессиональной подготовки данных лиц, по обращению с отходами. Вместе с тем, ответчиком не организован и не согласован в установленном законом порядке производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль). Согласно ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об Охране окружающей среды» производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного экологического контроля в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический контроль. Доказательств выполнения требований ст. 67 ФЗ «Об охране окружающей среды», ответчиком суду не представлено, в связи с чем, суд приходит к выводу о наличии бездействий ответчика по исполнению данных требований. Кроме того, в ходе проверки установлено, что специалист ООО ДВЦ «Орбита», ответственный за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, не имеет подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. Согласно ст.73 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об Охране окружающей среды» руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с законодательством. При этом опровержений установленных обстоятельств ответчиком ни в ходе проверки, ни в ходе судебного разбирательства не предоставлено, что свидетельствует о наличии бездействий ответчика по исполнению требований законодательства об экологии. Таким образом, учитывая установленные обстоятельства по делу, суд приходит к выводу о доказанности и наличии бездействий ответчика ООО ДВЦ «Орбита» выразившиеся в непринятии мер по обеспечению соблюдения требований экологического законодательства, чем, следовательно, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, которые нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства. При этом, оценивая представленные ответчиком доказательства, суд отмечает, что они подтверждают соответствие общества определенным требованиям законодательства, предъявляемым к осуществлению данного вида деятельности, однако, не свидетельствуют об отсутствии, выявленных в ходе проверки уполномоченными лицами нарушений, а также полном последующем их устранении. Помимо этого, судом принимается во внимание и тот факт, что после проведения проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и выявления допущенных нарушений, ответчиком деятельность центра не приостановлена до устранения нарушений, что, по мнению суда, приводит к ухудшению состояния окружающей среды путем ее загрязнения неконтролируемого поступления вредных отходов в почву, воду и воздух и соответственно нарушает права лиц, закрепленные в ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст.42 Конституции РФ. Таким образом, суд, находя установленным, что ответчиком нарушены требования ст.ст. 67, 73 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 19, ст. 14 п. 3, ст. 15, ст. 18 ч. 3 ФЗ «Об отходах производства и потребления», приходит к выводу, что ответчик незаконно бездействует в части соблюдения требований экологического законодательства, в связи, с чем исковые требования находит подлежащими удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать бездействия ООО Диагностико - восстановительный центр «Орбита» в части несоблюдения требований экологического законодательства незаконным. Обязать ООО Диагностико - восстановительный центр «Орбита» устранить следующие нарушения: разработать паспорта и свидетельства опасных отходов; организовать ведение учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов; лицам, допущенным к обращению с отходами пройти профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельством (сертификатом) на право работы с отходами 1-4 класса опасности; предоставить отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) за 2010 год в территориальный орган Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору; организовать и согласовать в установленном порядке производственный контроль в области окружающей среды (производственный экологический контроль); сотруднику ответственному за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, пройти подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. Указанные нарушения устранить в срок не позднее одного месяца со дня вступления данного решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Советский районный суд г. Краснодара в течение 10 дней. Судья: Мотивированное решение изготовлено 28.11.2011г. Судья: К делу № 2-5703/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (резолютивная часть) г. Краснодар 23 ноября 2011 год Советский районный суд г. Краснодара в составе Председательствующего судьи Мурсалова В.В., При секретаре Лариной Л.А., С участием помощника прокурора Карасунского внутригородского Округа г. Краснодара Козловой Т.А., Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Карасунского внутригородского округа г. Краснодара к ООО Диагностико - восстановительный центр «Орбита» о признании бездействий незаконными, и обязании устранить допущенные нарушения, Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать бездействия ООО Диагностико - восстановительный центр «Орбита» в части несоблюдения требований экологического законодательства незаконным. Обязать ООО Диагностико - восстановительный центр «Орбита» устранить следующие нарушения: разработать паспорта и свидетельства опасных отходов; организовать ведение учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов; лицам, допущенным к обращению с отходами пройти профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельством (сертификатом) на право работы с отходами 1-4 класса опасности; предоставить отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) за 2010 год в территориальный орган Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору; организовать и согласовать в установленном порядке производственный контроль в области окружающей среды (производственный экологический контроль); сотруднику ответственному за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, пройти подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. Указанные нарушения устранить в срок не позднее одного месяца со дня вступления данного решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Советский районный суд г. Краснодара в течение 10 дней. Мотивированное решение будет изготовлено в течение 5 дней. Судья: