К делу № 2-5673/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 07 декабря 2011 г. г. Краснодар Судья Советского районного суда г. Краснодара Рыбалка А.А., при секретаре Кириченко В.М., с участием помощника прокурора г. Краснодара Остапенко И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора города Краснодара в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия ООО «Лекфарм» незаконным, У С Т А Н О В И Л: Прокурор города Краснодара в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Лекфарм» о признании бездействия по созданию беспрепятственного доступа маломобильных групп населения (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) к объекту социальной инфраструктуры - аптеке «Лекфарм», расположенной по адресу: г. Краснодар, ул. Трудовой Славы, 10, незаконным. В судебном заседании помощник прокурора заявленные исковые требования поддержал и пояснил, что прокуратурой г. Краснодара проведена проверка соблюдения на предприятиях, в учреждениях и организациях социальной инфраструктуры, расположенных в г. Краснодаре, законов о правах и гарантиях граждан с ограниченными возможностями и инвалидов. В ходе проверки установлено, что по ул. Трудовой Славы, 10 в г. Краснодаре расположен объект социальной инфраструктуры - аптека «Лекфарм». Также установлено, что ООО «Лекфарм» в течение длительного времени при эксплуатации помещения, расположенного по указанному адресу не соблюдаются требования законодательства о социальной защите инвалидов и не создаются условия для беспрепятственного доступа в аптеку социально-незащищенных групп населения. Указанное обстоятельство служит основанием для обращения прокурора в суд в целях защиты прав неопределенного круга лиц. Представитель ответчика Мелконян Т.А. в судебном заседании пояснил, что признает факт допущенных с их стороны нарушений действующего законодательства и обязуется устранить нарушение. Признание иска выражено в адресованном суду заявлении в письменной форме, которое приобщено к материалам дела. Представитель Управления социальной защиты населения в КВО г. Краснодара по доверенности Семизарова Е.А. против заявленных исковых требований не возражала. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных исковых требований. Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Аналогичные положения закреплены в Законе Краснодарского края от 27.04.2007 г. № 1229-КЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае», согласно которым к объектам социальной транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованиям для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к ним маломобильных граждан, относят объекты коммунально-бытового назначения (парикмахерские, бани и др. объекты), общественного питания, торговли (ст.ст. 3-4 Закона). Прокуратурой города Краснодара в ходе проведения соблюдения на предприятиях, в учреждениях и организациях социальной инфраструктуры, расположенных в г.Краснодаре, законов о правах и гарантиях граждан с ограниченными возможностями и инвалидов установлено, что у входа в здание аптеки «Лекфарм», расположенного по ул.Трудовой Славы, 10 в г. Краснодаре, отсутствует пандус, что не соответствует требованиям строительных норм и правил № 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 02.08.1995 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", действия или бездействие государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также должностных лиц, повлекшие нарушения прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания, могут быть обжалованы в суд. Исходя из положений п. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" следует, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Согласно протоколу об административном правонарушении № 007 от 16.05.2011 г., вход аптеки «Лекфарм» не оборудован пандусом, для маломобильных граждан объект недоступен (л.д. 9). На основании указанного протокола мировым судьей судебного участка № 35 Карасунского внутригородского округа г. Краснодара вынесено постановление в отношении Мелконян А.Т. по признакам правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 КоАП РФ (л.д. 8). В ходе проведения проверки, проведенной 16.05.2011 г. Управлением социальной защиты населения в КВО г. Краснодара, установлено, что Мелконян А.Г., является директором аптеки «Лекфарм», по адресу: г. Краснодар, ул. Трудовой Славы, 10. В силу ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В соответствии с данными паспорта доступности объекта аптека «Лекфарм» от 15.03.2011г., указанный объект как для инвалидов ОДА, так и для инвалидов по зрению не доступен (л.д. 4-6), аналогичные данные отражены в паспорте доступности объекта от 09.11.2011 г., составленном в ходе повторной проверки. В материалы дела представлены фотоизображения фасадной части здания аптеки, которые визуально подтверждают данные указанных паспортов доступности объекта (л.д. 12-14). Из положений ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", <…> в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. В судебном заседании установлено, что Мелконян А.Т. обратился в ООО «ЮГ-ДОМ» с целью устранения правонарушения, и, в соответствии с письмом № 11/11-1577 от 16.11.2011 г., приобщенным к материалам дела, проект пандуса к аптеке по ул. Трудовой Славы, 10 кв. 2, находится в стадии разработки и будет выдан в январе-феврале 2012 г. Иных доказательств ответчик суду не предоставил. Суд принимает признание иска ответчиком, так как эти действия не противоречат закону и не нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц. В соответствии с п. 3 ст. 173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что Мелконян А.Т. не выполнил требование о создании беспрепятственного доступа инвалидов к аптеке, то есть к объекту социальной инфраструктуры. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. При таких обстоятельствах суд считает, что иск следует удовлетворить в полном объеме. Согласно ст. 206 ГПК РФ, суд считает возможным определить срок исполнения судебного решения в один месяц. В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. С ответчика подлежит взысканию в федеральный бюджет государственная пошлина в размере 200 руб., как с исковых требований неимущественного характера. На основании изложенного, ст. 15 ФЗ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст.ст. 3-4 Закона Краснодарского края от 27.04.2007г. № 1229-КЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае», ст. 38 ФЗ от 02.08.1995 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", ст. 12 ФЗ от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", ст. 210 ГК РФ, руководствуясь ст.ст. 173, 194-199, 209 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать незаконным бездействие ООО «Лекфарм», выразившееся в непринятии мер по созданию беспрепятственного доступа маломобильных групп населения (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) к объекту социальной инфраструктуры - аптеке «Лекфарм», расположенной по адресу: г. Краснодар, ул. Трудовой Славы, 10. Обязать ООО «Лекфарм» устранить нарушения путем возведения пандуса для маломобильных групп населения в аптеку «Лекфарм», расположенную по адресу: г. Краснодар, ул. Трудовой Славы, 10, в течение 1 (одного) месяца со дня вступления решения в законную силу. Взыскать с ООО «Лекфарм» государственную пошлину в доход государства в размере 200 (двести) руб. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Советский районный суд г. Краснодара в течение 10 дней после составления решения суда. Судья: