Решение по иску Краснодарской таможни к Александрянц А.Г. о взыскании задолженности по таможенным платежам и пени



к делу № 2-4910/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 октября 2011 года                                  Советский районный суд г. Краснодара в составе:

Председательствующего судьи:               Масловой Н.А.

при секретаре:                                            Чадранцевой Т.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Краснодарской таможни к Александрянц А. Г. о взыскании задолженности по таможенным платежам и пени,

У С Т А Н О В И Л:

Краснодарская таможня обратилась в суд с иском к Александрянцу А.Г. о взыскании задолженности по таможенным платежам в размере <данные изъяты> рублей и пени на дату вынесения решения.

В обоснование требований ссылаются на то, что 22.04.2010г. А.Г. Александрянц на Краснодарский таможенный пост подано заявление в отношении транспортного средства - лодку с установленным мотором «PRO-DRIVEX16X48», классифицируемого в товарной подсубпозиции ТН ВЭД ТС, с заявленной таможенной стоимостью <данные изъяты> рублей.

На основании заявленных сведений расчет суммы, подлежащих уплате таможенных платежей в отношении данного транспортного средства был произведен Краснодарским таможенным постом с применением единой ставки, установленной абзацем 3 пункта 5 Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через государственную таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.11.2003г. № 718.

Сумма таможенных платежей, начисленных и уплаченных в отношении указанного транспортного средства составила <данные изъяты> рублей.

На момент таможенного оформления взимание таможенных пошлин, налогов                       в отношении товаров и транспортных средств, ввозимых на таможенную территорию РФ физическими лицами, осуществлялось в соответствии с главой 23 Таможенного кодекса РФ. При таможенном оформлении автотранспортных средств ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации и предназначенных для пользования физического лица, не пересекавшего таможенную границу, подлежит применению общий порядок и условия тарифного регулирования и налогообложения, то есть подлежат уплате ввозная таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость и таможенные сборы за таможенное оформление.

Данное нарушение повлекло к недоплате таможенных платежей в размере 31190,72 рублей.

В соответствии со ст. 24 ФЗ № 311-ФЗ от 27.11.2010г. «О таможенном регулировании в Российской Федерации» отделом таможенных платежей Краснодарской таможни принято решение об отмене в порядке ведомственного контроля решения Краснодарского таможенного поста о применении единой ставки таможенной пошлины.

Вместе с тем, возникла задолженность по уплате ввозной пошлины, НДС и таможенных сборов в связи с выявлением факта неправомерного применения единой ставки таможенных пошлин, налогов и ставки таможенных сборов за таможенное оформление.

В связи с чем, в адрес Александрянц А.Г. было направлено требование об уплате таможенных платежей от 13.07.2011г. № 494 на сумму <данные изъяты> рублей, которое                           не исполнено.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Лагун Т.В. уточнила исковые требования, просила суд взыскать с ответчика <данные изъяты> рублей - задолженности по таможенным платежам, а также пени на дату вынесении решения в сумме <данные изъяты> рублей исходя из представленного расчета. Пояснила, что разница в размере таможенного платежа составляет <данные изъяты> рублей = <данные изъяты> р. (подлежит уплате в общем порядке) - <данные изъяты>. (уплаченная сумма по единой ставке). А также взысканию подлежит пеня за период                          с 23.04.2010г. по дату вынесения решения, расчет которой представлен в материалы дела. При этом денежные средства, уплаченные ответчиком в размере <данные изъяты> считаются как излишне уплаченные и будут возвращены плательщику.

Также пояснила, что работник таможенного поста, производивший таможенное оформление, объявил сумму, подлежащую оплате, а также предоставил для оплаты приходно-кассовый ордер лицу, перевозившему багаж.

При этом неправильно была применена единая ставка в размере 30 % от стоимости ввозимого транспортного средства, и оплачено по квитанции сумма в размере <данные изъяты> рублей. Лицом, ввозившим товар, не была предоставлена таможенная декларация. При таможенном оформлении указанного транспортного средства, ввозимого на таможенную территорию РФ и предназначенного для пользования физического лица, не пересекавшего таможенную границу, следовало применять общий порядок и условия тарифного регулирования и налогообложения, предусмотренные для участников внешнеэкономической деятельности. То есть, подлежит уплате ввозная таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость и таможенные сборы за таможенное оформление.

Представитель ответчика по доверенности Зайцева Н.В. в судебном заседании исковые требования не признала, возражала против удовлетворения иска в полном объеме.

В обоснование возражений пояснила, что Краснодарским таможенным постом был произведен расчет таможенных платежей, подлежащих уплате Александрянц А.Г., исходя из единой ставки в размере 30 % от таможенной стоимости, а именно - <данные изъяты> рублей                         в соответствии со ст. 282 Таможенного кодекса РФ и Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, физическим лицами для личного пользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.11.2003г. № 718. Указанная сумма была уплачена     в кассу таможни в полном объеме согласно квитанции к приходному кассовому ордеру               № 609 от 22.04.2010г. Вместе с тем, спустя 1 год 3 месяца Краснодарской таможней в адрес ответчика направлено решение об отмене в порядке ведомственного контроля решения, принятого Краснодарским таможенным постом о применении единой ставки таможенных пошлин, налогов. В письме указано, что единая ставка таможенных пошлин применяется только в отношении транспортных средств, перемещаемых                            в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, то есть при следовании физического лица через таможенную границу.

Так как Александрянц А.Г. не была предоставлена таможенная декларация, то начисление и уплата таможенных платежей производится в общем порядке, и соответственно необходимо доплатить вновь рассчитанную таможней сумму таможенных пошлин и налогов.

Представитель ответчика просил суд обратить внимание на то, что в соответствии                   с п. 2 ст. 24 ФЗ от 27.11.2010г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» в случае, если после отмены (изменения) в порядке ведомственного контроля решения нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа в области таможенного дела требуется принятие нового решения, такое решение принимается уполномоченным таможенным органом в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле в сроки, установленные для проведения таможенного контроля.

То есть в порядке ведомственного контроля Краснодарской таможней отменяется решение о начислении таможенных платежей по единой ставке 30 % от таможенной стоимости и применяется новое решение о начислении таможенных пошлин и налогов с соблюдением общего порядка тарифного регулирования и налогообложения.

На момент таможенного оформления ответчиком транспортного средства действовала ст. 361 Таможенного кодекса РФ, согласно которой проверка достоверности сведений после выпуска товаров и транспортных средств может осуществляться в течение одного года со дня утраты статуса находящимся под таможенным контролем. Так как лодка была оформлена в таможенном отношении 22.04.2010г., то максимально возможный срок проведения таможенного контроля и принятии решения о доначислении таможенных платежей для Краснодарской таможни был до 22.04.2011г.

Полагает, что доводы истца о том, что единая ставка таможенных пошлин, налогов применяется только в отношении транспортных средств, перемещаемых                                    в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, ничем законодательно не подтверждены. Так в абзаце 3 пункта 5 Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами для личного пользования, утвержденного Постановлением правительства РФ от 29.11.2003г. № 718 указано, что в отношении транспортных средств применяется единая ставка таможенных пошлин, налогов в размере 30 % таможенной стоимости указанных транспортных средств. В данном постановлении никакой ссылки на сопровождаемый и несопровождаемый багаж не имеется.

Считает, что действия истца, направленные на доначисление и взыскание таможенных пошлин и пени незаконны и нарушают гражданские права ответчика в части возложения на него дополнительной обязанности по уплате таможенных платежей, который уже были им оплачены в полном объеме в процессе оформления в соответствии с расчетом таможенного органа.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что 22.04.2010г. ответчиком по делу Александрянц А.Г. на Краснодарский таможенный пост подано заявление в отношении транспортного средства - лодку с установленным мотором «PRO-DRIVEX16X48», классифицируемого в товарной подсубпозиции ТН ВЭД ТС, с заявленной таможенной стоимостью <данные изъяты> рублей. Декларация на ввозимый багаж лицом, его перевозившим не подавалась.

В отношении данного транспортного средства Краснодарским таможенным постом был произведен расчет таможенных пошлин с применением единой ставки, установленной абзацем 3 пункта 5 Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов       в отношении товаров, перемещаемых через государственную таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.11.2003г. № 718.

Размер таможенных платежей, начисленных и уплаченных в отношении указанного транспортного средства, составила <данные изъяты> рублей - 30 % таможенной стоимости.

Из пояснений представителя истца следует, что работник таможенного поста, производивший таможенное оформление, объявил сумму, подлежащую оплате, также предоставил для оплаты приходно-кассовый ордер лицу, перевозившему транспортное средство.

Подтверждением оплаты <данные изъяты> рублей является квитанция к приходному кассовому ордеру № 609 от 22.04.2010г.

На момент таможенного оформления указанного транспортного средства взимание таможенных пошлин, налогов в отношении товаров и транспортных средств, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации физическими лицами, осуществлялось                  в соответствии с главой 23 Таможенного кодекса Российской Федерации

В соответствии со статьей 282 ТК России порядок применения единых ставок таможенных пошлин, налогов определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно статье 285 ТК России таможенное оформление товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования, производится в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В целях реализации главы 23 ТК России Правительством Российской Федерации были изданы Положение о порядке таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 27.11.2003 г. № 715 (далее - Положение № 715), и Положение № 718.

Положение № 715 регламентирует порядок таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу физическими лицами в сопровождаемом и несопровождаемом багаже.

В соответствии с пунктом 2 Положения № 715 под товарами, перемещаемыми физическими лицами в сопровождаемом багаже, понимаются товары, предназначенные для личного пользования физическими лицами, следующими через таможенную границу Российской Федерации, и предъявляемые таможенному органу физическим лицом или перевозчиком непосредственно при въезде этого физического лица на таможенную территорию Российской Федерации или его выезде с этой территории.

Под товарами, перемещаемыми физическими лицами в несопровождаемом багаже, понимаются товары, предназначенные для личного пользования физическими лицами, следующими через государственную границу Российской Федерации, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации перевозчиками по договорам перевозки (по багажной квитанции, накладной, коносаменту), заключенным с физическими лицами, и предъявляемые таможенному органу перевозчиками (то есть место и (или) время прибытия указанных товаров на таможенную территорию Российской Федерации либо убытие с этой территории не совпадают с местом и (или) временем фактического пересечения физическими лицами государственной границы Российской Федерации).

Согласно пунктам 12, 22 Положения № 715 в качестве подтверждения перемещения товаров в сопровождаемом и несопровождаемом багаже декларант представляет пассажирскую таможенную декларацию, оформленную при следовании физического лица через таможенную границу Российской Федерации.

Как установлено пунктом 5 Положения № 718, в отношении транспортных средств (за исключением транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8704, 8705, 8709 ТН ВЭД) применяется единая ставка таможенных пошлин, налогов в размере 30 процентов таможенной стоимости таких транспортных средств.

Из указанных положений главы 23 ТК России и норм вышеназванных Положений следует, что единая ставка таможенных пошлин, налогов применяется в отношении указанных транспортных средств, перемещаемых в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, то есть при следовании физического лица через таможенную границу Российской Федерации.

При этом пунктом 1 статьи 281 ТК России определено, что в части, не урегулированной главой 23 ТК России, товары, предназначенные для личного пользования физических лиц, перемещаются указанными лицами в соответствии с общим порядком, установленным ТК России.

Как видно из материалов дела, представленный ответчиком пакет документов, для таможенного оформления транспортных средств, не содержит пассажирские таможенные декларации, оформленные при следовании физического лица через таможенную границу Российской Федерации.

В связи с чем, суд приходит к выводу, что Александрянц А.Г. не пересекал таможенную границу Российской Федерации при таможенном оформлении транспортного средства. А принятое решение о расчете суммы подлежащих уплате таможенных платежей Краснодарским таможенным постом с применением единой ставки, установленной абзацем 3 пункта 5 Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов                             в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации 9.11.2003 № 718, не соответствует действующему законодательству, что также подтверждается Решением Краснодарской таможни                        от 08.07.2011 года об отмене в порядке ведомственного контроля решения, принятого Краснодарским таможенным постом о применении единой ставки таможенных пошлин (л.д. 10-14).

Таким образом, при таможенном оформлении транспортного средства, ввозимого на таможенную территорию РФ и предназначенного для пользования физического лица, не пересекавшего таможенную границу, следовало применять общий порядок и условия тарифного регулирования и налогообложения, предусмотренные для участников внешнеэкономической деятельности.

Оценивая исследованные в ходе судебного разбирательства доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению. Так, судом установлено, что по независящим от ответчика причинам произведена оплата таможенных платежей исходя из единой ставки. В судебном заседании не опровергается представителем истца, что сумма заявлена к оплате работником таможни, производившим оформление.

Кроме того, решением от 08.07.2011г. Краснодарской таможни об отмене в порядке ведомственного контроля решения, принятого таможенным постом о применении единой ставки таможенных пошлин, налогов, указано, что отделу таможенных платежей в отношении указанного транспортного средства надлежит исчислить таможенные пошлины, налоги с соблюдением общего порядка тарифного регулирования и налогообложения, установленных для участников внешнеэкономической деятельности, и принять меры к довзысканию таможенных пошлин, налогов в установленном законом порядке (л.д. 10-12).

Данное решение таможенного органа, осуществляющего ведомственный контроль, никем не оспорено.

Суд считает, что требования о взыскании с ответчика задолженности в размере <данные изъяты> рублей незаконными и необоснованными, так как ответчиком оплачено <данные изъяты> рублей.

Таким образом, суд считает необходимым довзыскать с Александрянц А.Г. задолженность по таможенным платежам в размере <данные изъяты> руб. 72 коп. = <данные изъяты> р. (подлежит уплате в общем порядке) - <данные изъяты>. (уплаченная сумма по единой ставке).

В соответствии с п. 2 ст. 151 ФЗ № 311-ФЗ от 27.11.2010 года, пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно в процентах от суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов.

Суд считает, что требования истца о взыскании с ответчика пени за просрочку уплаты таможенных пошлин, незаконны и необоснованны. Так, судом установлено, в настоящее время задолженность ответчика по таможенным платежам составляет <данные изъяты> рубля, которая, в свою очередь, возникла по причине принятия краснодарским таможенным постом несоответствующим требованиям действующего законодательства решения о применении единой ставки таможенных пошлин, налогов.

Таким образом, оснований к удовлетворению исковых требований о взыскании                       с ответчика пени также не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Краснодарской таможни к Александрянц А. Г. о взыскании задолженности по таможенным платежам в размере <данные изъяты> рублей, а также пени в сумме <данные изъяты> - удовлетворить частично.

Взыскать с Александрянц А. Г. в пользу Краснодарской таможни задолженность по таможенным платежам в размере <данные изъяты>.

В остальной части исковых требований - отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Советский районный суд г. Краснодара в течение 10 дней.

Председательствующий: