Решение по иску прокурора к товариществу `Белая Чайка` о признании бездействия незаконным



К делу №2-4704/11 г.

        Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 сентября 2011 г.                    Советский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего:                  Канаревой М.Е.

при секретаре:                                    Ешуговой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Карасунского административного округа г. Краснодара в интересах неопределенного круга лиц к некоммерческому садоводческому товариществу «Белая Чайка» о признании бездействия незаконным, понуждении устранить выявленные нарушения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Карасунского административного округа г.Краснодара обратился в суд с иском к НСТ «Белая Чайка» о признании бездействия НСТ «Белая Чайка» по допущению нарушений действующего федерального законодательства в сфере пожарной безопасности и непринятия мер к их устранению незаконными, понуждении НСТ «Белая Чайка» устранить выявленные нарушения, а именно: установить прицепную пожарную мотопомпу; обеспечить на территроии садоводческого товарищества запас воды для целей пожаротушения; оборудовать здание правления дачного товарищества системой обнаружения и системой оповещения людей при пожаре. В обоснование заявленных требований указал, что во исполнение задания прокуратуры Краснодарского края прокуратурой округа были организованы проверки садоводческих товариществ, находящихся на территории Карасунского округа г.Краснодара. В результате проведенной совместной проверки прокуратуры округа с отделом надзорной деятельности Карасунского внутригородского округа г. Краснодара в НСТ «Белая Чайка» выявлены следующие нарушения: п.31 ППБ-01-03 - отсутствует прицепная пожарная мотопомпа; п. 114 ППБ-01-03 - на территроии садоводческого товарищества отсутствует запас воды для целей пожаротушения; п.З ППБ 01-03, НПБ 104-03, НПБ 110-03 - здание правления дачного товарищества не оборудовано системой обнаружения и системой оповещения людей при пожаре. Вопреки требованиям ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» - руководителями НСТ «Белая Чайка» не соблюдаются требования пожарной безопасности, предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Кроме того, ранее в 2010 году подобная проверка в сфере пожарной безопасности в НСТ «Белая Чайка» уже проводилась, в ходе которой выявлялись аналогичные нарушения (предписание № 609 /1 /3 от 16.08.2010, срок устранения нарушений требований пожарной безопасности до 1 кв. 2011). Однако, до настоящего времени данные нарушения так и не устранены.Таким образом, прокуратура округа столкнулась с явным бездействием и непониманием НСТ «Белая Чайка» в части необходимости принятия мер профилактического характера в сфере противопожарной безопасности указанного товарищества.

В судебном заседании помощник прокурора Козлова Т.А. доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала, на удовлетворении исковых требований настаивала.

Председатель НСТ «Белая Чайка» Давыденко В.А. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал.

Представитель Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю по доверенности Афанасьев С.В. в судебном заседании указал, что здания правления по своему назначению относятся к общественным зданиям, которые в силу п. 9 таблицы 1 НПБ 110-03 подлежат оборудованию автоматической пожарной сигнализации не зависимо от площади. Пояснил, что не зависимо от обеспечения запаса воды садоводческие товарищества должны быть обеспечены наружным противопожарным водоснабжением (пожарные гидранты, пожарные водоемы), тем самым требования об обеспечении пожарной мотопомпой обоснованы. Поддержал правовую позицию прокурора.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Отделом государственного пожарного надзора Карасунского внутригородского округа г. Краснодара 16.06.2010 г. проведена выездная проверка, с целью контроля за соблюдением обязательных требований пожарной безопасности в отношении НСТ «Белая Чайка», в ходе проведения проверки выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, а именно: 1) в садоводческом товариществе отсутствует прицепная пожарная мотопомпа (п.31 ППБ-01-03); 2) на территории садоводческого товарищества отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара (п. 114 ППБ-01-03); 3) на территории садоводческого товарищества отсутствует запас воды для целей пожаротушения (п. 114 ППБ-01-03); 4) здание правления дачного товарищества не оборудовано системой обнаружения и системой оповещения людей при пожаре (п.З ППБ 01-03, НПБ 104-03, НПБ 110-03), о чем составлен Акт проверки № 429 от 16.06.2011 г.

В 2010 году Отделом государственного пожарного надзора Карасунского внутригородского округа г. Краснодара проводилась аналогичная проверка в сфере пожарной безопасности в НСТ «Белая Чайка», в результате чего выявились аналогичные нарушения (предписание № 609 /1 /3 от 16.08.2010, срок устранения нарушений требований пожарной безопасности до 1 кв. 2011).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» - под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

В области пожарной безопасности предприятия, учреждения, организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

Разрешая исковые требования в части понуждения установить прицепную пожарную мотопомпу, суд исходит из следующего.

В соответствии с п. 31 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313, сельские населенные пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы с количеством

усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 - прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 - не менее двух прицепных пожарных мотопомп.

В судебном заседании установлено, что НСТ «Белая Чайка» в своем составе имеет более 300 участков, тем самым в силу требований п. 31 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации садоводческое товарищество должно иметь переносную пожарную мотопомпу, в связи с чем, суд находит основания для удовлетворения исковых требований в этой части.

Разрешая исковые требования в части несоблюдения НСТ «Белая Чайка» п. 114 ППБ 01-03 - отсутствие на территории садоводческого товарищества средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара.

В соответствии с п. 114 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313, на территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны.

Суд отмечает, что в п. 114 ППБ такой объект как «дачные и садоводческие поселки» указаны отдельно от понятия «сельские населенные пункты», тем самым, законодатель не отождествляет эти понятия, признавая их как разные объекты.

На сегодняшний день единственным федеральным актом, действующим в части, не противоречащей Конституции РФ и федеральному законодательству, нормативно определяющим виды населенных пунктов и критерии такого определения, является Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 августа 1982 г. "О порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР", согласно которому все населенные пункты подразделяются на городские и сельские. К городским населенным пунктам согласно этому Указу относятся города республиканского (Российской Федерации и автономных республик), краевого, областного, окружного и районного подчинения, рабочие, курортные и дачные поселки; к сельским - все остальные населенные пункты.

В соответствии с названным Указом населенный пункт может быть городом (городом районного подчинения), если численность населения в нем не менее 12 тыс. человек, из которых рабочие, служащие и члены их семей составляют не менее 85%, при этом такой населенный пункт должен являться промышленным и культурным центром. Указ отделяет города от других городских поселений - рабочих, курортных и дачных поселков.

Таким образом, можно говорить о том, что понятие поселок зависит от численности проживающих в нем граждан.

В силу ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество,

садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (далее - садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение).

Суд считает, что нельзя рассматривать некоммерческое садоводческое товарищество лишь как некоммерческую организацию.

Суд учитывает, что Постановлением Конституционного Суда РФ от 14.04.2008 N 7-П признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 27 (часть 1) и 55 (часть 3), абзац второй статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в той части, в какой им ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов.

Суд считает, что как члены садоводческих товариществ, так и члены их семей вправе проживать на садовых участках, тем самым, такое компактное временное или постоянное проживание граждан свидетельствует о фактическом создании поселка, границы которого определены границами территории некоммерческого садоводческого товарищества.

Суд отмечает, что одним из доказательств, свидетельствующих о том, что фактически в границах садоводческих товариществах создаются поселки, является Распоряжение Правительства РФ от 30.11.2010 N 2136-р «Об утверждении Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года», в которой политика сельского расселения государства предусматривает решение следующих задач: … разработка механизмов перевода поселков постоянного проживания, возникших на месте дачных и садовых некоммерческих объединений граждан, в сельские населенные пункты.

Согласно п.1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 25.07.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

городское поселение - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

поселение - городское или сельское поселение;

Ссылка представителя ответчика на требования ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ не обоснована, поскольку указанный закон регулирует правоотношения в сфере местного самоуправления.

Суд принимает во внимание разъяснения, содержащиеся в Информации МЧС РФ от 03.08.2010 "Общие противопожарные требования к индивидуальной жилой застройке, садовым, дачным и приусадебным земельным участкам", в той части, что на территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны.

Суд считает, что указание в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации на такой объект как «садоводческий поселок» вызвано необходимостью

обеспечить пожарную безопасности в отношении граждан, которые временно или постоянно проживают на территории некоммерческого садоводческого товарищества.

Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что ответчик не выполнил предписание по устранению требований пожарной безопасности в части выполнения требований п. 114 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) в части наличия запаса воды для целей пожаротушения, то суд находит основания для удовлетворения иска в этой части.

Разрешая исковые требования в части несоблюдения НСТ «Урожай» п.З ППБ 01-03, НПБ 104-03, НПБ 110-03 - здание правления дачного товарищества не оборудовано системой обнаружения и системой оповещения людей при пожаре, суд исходит из следующего.

В соответствии с приложением Е СНиП 31-05-2003 «Общественные здания административного назначения» здания (помещения) для размещения правлений садоводческих (дачных) товариществ относятся к общественным зданиям.

Согласно п. 9 таблицы 1 "Перечня зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03) утвержденного Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 315 "Об утверждении норм пожарной безопасности " перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками

пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» здания общественного и административно - бытового назначения подлежат оборудованию автоматической пожарной сигнализацией не зависимо от площади.

В соответствии с НПБ 105-03 "Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности", утвержденным Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 314 "Об утверждении норм пожарной безопасности», категорированию подлежат здания и помещения производственного и складского назначения, а также наружные установки производственного и складского назначения.

В судебном заседании установлено, что в помещении правления НСТ «Белая Чайка» находятся деревянные столы, стулья, скамья, которые нельзя отнести к негорючим веществам.

С учетом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу, что здание правления НСТ «Белая Чайка», являясь зданием общественно-бытового назначения, и в помещении которого находятся горючие вещества (деревянная мебель), подлежит оборудованию автоматической пожарной сигнализацией не зависимо от площади, в связи с чем исковые требования в части нарушения п.З ППБ 01-03, НПБ 104-03, НПБ 110-03 (понуждения оборудовать правления здание НСТ «Белая Чайка» системой обнаружения и системой оповещения людей при пожаре) подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, Федерального закона РФ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 N 313, утвердившего «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации и руководствуясь ст. 194-199, 209 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать бездействие НСТ «Белая Чайка» по допущению нарушений действующего федерального законодательства в сфере пожарной безопасности и непринятия мер к их устранению незаконным.

Обязать некоммерческое садоводческое товарищество «Белая Чайка» установить на территории некоммерческого садоводческого товарищества «Белая Чайка» прицепную пожарную мотопомпу.

Обязать некоммерческое садоводческое товарищество «Белая Чайка» оборудовать здание правления некоммерческого садоводческого товарищества «Белая Чайка» системой обнаружения и системой оповещения людей при пожаре.

Обязать некоммерческое садоводческое товарищество«Белая Чайка» обеспечить на территории некоммерческого садоводческого товарищества «Белая Чайка» запас воды для целей пожаротушения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Советский районный суд г. Краснодара в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

                                                                                                                        Судья: