К делу № РЕШЕНИЕ г. Краснодар ДД.ММ.ГГГГ год Судья Советского районного суда г. Краснодара Мурсалов В.В., с участием прокурора КВО г. Краснодара Солодовой А.А., рассмотрев протест прокурора Карасунского внутригородского округа г. Краснодара на постановление мирового судьи судебного участка № 36 Карасунского внутригородского округа г. Краснодара Калязиной М.Н. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении Омельченко С.П. обвиняемого в совершении правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, УСТАНОВИЛ: Постановлением мирового судьи судебного участка № 36 Карасунского внутригородского округа г. Краснодара Калязиной М.Н. от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении в отношении Омельченко С.П. прекращено в виду отсутствия события административного правонарушения. Не согласившись с постановлением прокурором Карасунского внутригородского округа г. Краснодара подан протест, в котором указано, что при рассмотрении административного дела мировым судьей не было учтено, то обстоятельство, что деятельность ГУКК «УМЦ ГОЧС» носит образовательный характер, о чем отражено в учредительных документах. Кроме того, данная деятельность подпадает по действие закона «Об образовании» согласно которому деятельность по оказанию образовательных услуг является образовательной, а, следовательно, подлежит обязательному лицензированию. Считает доводы нарушителя о том, что образовательные услуги предоставляются в объеме до 36 часов, в связи, с чем не подлежит лицензированию, не основательны в виду противоречия законодательству об образовании. Просит суд постановление мирового судьи отменить, протест удовлетворить, и вернуть дело на новое рассмотрение. В судебном заседании прокурор жалобу поддержала по изложенным в нем основаниям, просила постановление мирового судьи отменить, и направить дело на новое рассмотрение. Омельченко С.П. в судебном заседании против удовлетворения протеста прокурора возражал, просил суд постановление мирового судьи оставить без изменения, а протест без удовлетворения, и указал, что в ходе судебного разбирательства мировым судьей в полном объеме исследованы представленные доказательства, и установлены обстоятельства имеющие значения для дела, на основании чего принято верное решение о прекращении производства по делу. Так же пояснил, что на его неоднократные обращение к лицензиату, ему разъяснялось что в виду того, что обучение составляет менее 72 часов, лицензия не требуется. Просил суд постановление мирового судьи оставить без изменения. В ходе рассмотрения жалобы, судом допрошен специалист Департамента образования и науки в Краснодарском крае Теньга И.А.. которая пояснила, что в действительности. В виду того, что деятельность проводимая ГУКК «УМЦ ГОЧС» является образовательной, то наличие лицензии на ее осуществление обязательно. Суд, выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, приходит к следующему. Как установлено в судебном заседании, обжалуемым постановлением мирового судьи судебного участка № 36 Карасунского внутригородского округа г. Краснодара Калязиной М.Н. от ДД.ММ.ГГГГ дело об административном правонарушении в отношении Омельченко С.П. прекращено в виду отсутствия события административного правонарушения. Согласно постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ прокурором КВО г. Краснодара в ходе осуществления проверки в отношении ГУКК «УМЦ ГОЧС», установлено, что деятельность учреждения ведется без необходимой на то лицензии. В соответствии с ч. 1 ст.19.20 КоАП РФ административная ответственность наступает при осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна). В судебном заседании установлено, что Омельченко С.П. вменяется осуществлении деятельности без лицензии. При этом, в судебном заседании установлено, что в основу постановления о возбуждении дела об административном правонарушении положено мнение о том, что ГКУ КК "УМЦ ГОЧС" была разработана и реализовывалась программа обучения должностных лиц и специалистов гражданской обороны, а также программа повышения квалификации преподавателей-организаторов курсов "Основ безопасности жизнедеятельности", утвержденные руководителем учреждения Омельченко СП., а также то, что в соответствии с п. 1 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования ГКУ КК "УМЦ ГОЧС" является учреждением дополнительного профессионального образования специалистов, поэтому для осуществления указанной деятельности требуется лицензия. Однако мировой судьей верно расценено, что данное мнение не соответствует действительности, так как ГКУ КК "УМЦ ГОЧС" создано в соответствии с постановлением главы администрации Краснодарского края от 17 апреля 2009 года № 297 "О реорганизации государственного учреждения Краснодарского края "Управление по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороне" и внесении изменений в постановление главы администрации Краснодарского края от 1 августа 2007 года № 695 "Об оплате труда работников государственных учреждений Краснодарского края" путем выделения из государственного учреждения Краснодарского края "Управление по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороне" и является правопреемником в соответствии с разделительным балансом по состоянию на 10 июля 2009 года. В соответствии с уставом учреждения оно призвано способствовать решению задач и достижению целей по подготовке и обучению всех категорий населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и пожарной безопасности. Указанные цели и задачи определены Постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 года за №841. В соответствии с п.7 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов (утверждённых Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 года за №610), образовательное учреждение повышения квалификации реализует следующие виды дополнительного профессионального образования: повышение квалификации, стажировку, профессиональную переподготовку. Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач. Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем. Повышение квалификации включает в себя следующие виды обучения: краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного производства, которое проводится по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата; тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения; длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности. Кроме того, мировым судьей, верно, установлено, что целью профессиональной переподготовки специалистов является получение ими дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности. При этом мировая судья верно пришла к выводу, что заместитель прокурора Карасунского округа города Краснодара, возбуждая дело об административном правонарушении, не учёл того, что в ГКУ КК "УМЦ ГОЧС" разработана самостоятельная программа общей продолжительностью 36 часов (с понедельника по пятницу), которая не попадает под квалифицирующие признаки образовательного учреждения повышения квалификации, так как образовательное учреждение повышения квалификации обучает по программам не менее 72 часов и, тем более, не выдает слушателям документ о переподготовке, позволяющий выполнять новые виды профессиональной деятельности. В соответствии с Законом РФ "Об образовании", мировым судьей верно отражено понимание образовательного процесса, как процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под получением гражданином образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом. Статьей 9 Закона РФ "Об образовании" установлено, что в РФ реализуются следующие образовательные программы: общеобразовательные (основные и дополнительные); профессиональные (основные и дополнительные); профессиональной подготовки. К содержанию дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню профессиональной переподготовки федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, могут устанавливаться федеральные государственные требования. Приказом Минобразования РФ "Об утверждении Положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов" от 6 сентября 2000 года за № 2571 утверждено Положение о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов. Управлению образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования поручена разработка государственных требований к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительной квалификации, реализуемых параллельно с основными образовательными программами профессионального образования, и организацию их научно-методического обеспечения. Кроме того, суд считает, что мировым судьей верно приняты во внимание приказ Минобразования РФ "Об утверждении Требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ" от 18 июня 1997 года № 1221 во исполнение п. 42 постановления Правительства РФ от 26 июня 1995 года №610 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов" и в соответствии с решением коллегии Минобразования России от 11 февраля 1997 года за №1/1 утверждены Требования к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ. При этом, требования к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ разработаны в целях осуществления единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования, направленной на удовлетворение профессиональных потребностей специалистов в интересах развития их личности и творческих способностей. Требования призваны способствовать повышению качества дополнительного профессионального образования, обеспечению формирования компетентности специалистов на всем протяжении профессиональной деятельности. Требования основываются на положениях Закона РФ "Об образовании" (в редакции ФЗ от 13 января 1996 года № 12-ФЗ, Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 года №610. Требования способствуют унификации дополнительных профессиональных образовательных программ с сохранением возможности для образовательных учреждений самостоятельного создания вариативных учебных программ, отражающих запросы в соответствующих образовательных услугах, в том числе с учетом отраслевых и региональных особенностей. Соответствие образовательных программ квалификационным требованиям к профессиям и должностям определяется составом профессиональных задач, включенных в цели конкретной образовательной программы. Письмо Министерства образования и науки РФ от 24 января 2008 года № ИК-137/03 "О перечне государственных требований к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительных квалификаций на 31 декабря 2007 года" В соответствии с Положением о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов, утвержденным приказом Минобразования России от 6 сентября 2000 года № 2571, Минобрнауки России утвердило для использования в работе перечень государственных требований к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительных квалификаций на 31 декабря 2007 года. В указанном перечне государственных требований к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительных квалификаций, отсутствуют требования, предъявляемые к программам используемых в деятельности ГКУ КК "УМЦ ГОЧС", поэтому отнесение данных программ, к образовательным программам дополнительного образования, мировой судьей верно расценено как ошибочное. Так как, образовательные программы дополнительного образования разработаны в целях осуществления единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования, а программы, используемые в деятельности ГКУ КК "УМЦ ГОЧС", не повышают квалификацию граждан, а лишь расширяют их кругозор, помогают усвоить навыки, которые не используются ими в своей профессиональной деятельности. Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2011 года №174 "Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности", признанно утратившим силу постановление правительства от 31 марта 2009 года за №277. В соответствии с п.4 указанного постановления, деятельность по содержанию и воспитанию обучающихся и воспитанников без реализации образовательных программ не подлежит лицензированию. В связи с тем, что в деятельности ГКУ КК "УМЦ ГОЧС" не используются образовательные программы, указанная деятельность не подлежит лицензированию, как образовательная. Департамент образования и науки Краснодарского края в письме от ДД.ММ.ГГГГ №, разъяснил руководителю учреждения Омельченко СП., что ГКУ КК "УМЦ ГОЧС" может осуществляться образовательная деятельность только по программам профессиональной подготовки, которая не сопровождается повышением образовательного уровня обучающихся. Используемые в деятельности ГКУ КК "УМЦ ГОЧС" программы не являются образовательными и не повышают образовательный уровень обучающихся. Согласно ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие события административного правонарушения; отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие); действия лица в состоянии крайней необходимости; издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; отмена закона, установившего административную ответственность; истечение сроков давности привлечения к административной ответственности; наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела; смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Мировым судьей при вынесении постановления по делу об административном правонарушении учтены положения указанной статьи. Доводы протеста, суд считает их не убедительными в виду противоречия законодательств РФ об образовательной деятельности. При этом суд отмечает, что деятельность ГУКК «УМЦ ГОЧС», направлена не на повышение профессионального уровня учащихся, а на расширение навыков и кругозора в сфере деятельности. Учитывая установленное, суд приходит к выводу, что, мировым судьей верно установлено обстоятельство исключающее производство по делу - отсутствие события правонарушения, в связи, с чем правомерно прекращено производство по делу. Таким образом, суд не находит оснований для отмены постановления мирового судьи судебного участка № 36 КВО г. Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Омельченко С.П. и прекращении производства по делу. Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, суд РЕШИЛ: Постановление мирового судьи судебного участка № 36 Карасунского внутригородского округа г. Краснодара Калязиной М.Н. от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении Омельченко С.П. - оставить без изменения, а протест прокурора Карасунского внутригородского округа г. Краснодара - без удовлетворения. Судья: