Решение по жалобе ООО `Деловые линии` на постановление о назначении административного наказания



К делу

РЕШЕНИЕ

ДД.ММ.ГГГГ          г. Краснодар

Федеральный судья Советского районного суда г. Краснодара Греков Ф.А., при секретаре: Котлинской Е.А. рассмотрев жалобу ООО «Деловые линии» на постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ, составленным заместителем начальника отдела надзора и контроля по охране труда ФИО3, ООО «Деловые линии» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено наказание в виде штрафа в размере 50.000 рублей. Не согласившись с постановлением, ООО «Деловые линии» обратилось с жалобой, в обоснование которой указало следующее. В действиях заявителя отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по тем основаниям, что нарушений трудового законодательства допущено не было. В адрес ООО «Деловые линии» не поступали ни акт проверки должностного лица, ни предписание. Протокол об административном правонарушении был составлен в отсутствие как уполномоченного представителя ООО «Деловые линии», так и законного представителя ООО «Деловые линии». Протокол об административном правонарушении поступил в адрес ООО «Деловые линии» в одном конверте с постановлением о назначении административного наказания. О дате и времени проведения проверки ООО «Деловые линии» извещено не было. Указанные как в протоколе об административном правонарушении, так и обжалуемом постановлении юридический адрес в действительности является адресом местонахождения обособленного структурного подразделения ООО «Деловые линии», которое не наделено функциями представительства или филиала организации. В обособленном структурном подразделении отсутствуют лица, имеющие полномочия представлять интересы заявителя. Просит признать незаконным и отменить постановление государственной инспекции труда в Краснодарском крае о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ, производство по делу прекратить.

В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Круглова С.В. на удовлетворении жалобы настаивала, указала доводы, содержащиеся в ней.

Представитель государственной инспекции труда в Краснодарском крае в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещался надлежащим образом, что подтверждается имеющейся в материалах дела распиской, о причинах неявки суду не сообщил. Заявление об отложении слушания дела, при рассмотрении жалобы по существу, в суд не поступило.

Суд, выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Постановлением о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ, составленным заместителем начальника отдела надзора и контроля по охране труда ФИО3, ООО «Деловые линии» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено наказание в виде штрафа в размере 50.000 рублей.

Исследование обжалуемого постановления показало, что постановление составлено в отсутствие представителя ООО «Деловые линии», копия которого направлена по адресу действующего исполнительного органа юридического лица: <адрес>, по юридическому адресу: <адрес>.

Установлено, по адресу: <адрес> расположено обособленное подразделение ООО «Деловые линии», юридический адрес ООО «Деловые линии»: <адрес> что подтверждено сведениями Устава ООО «Деловые линии», выписки из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ , а так же свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ.

При этом, как следует из содержания конверта, как постановление, так и протокол об административном правонарушении были направлены государственной инспекцией труда в Краснодарском крае по адресу: <адрес>.

В судебном заседании установлено, что уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении в адрес ООО «Деловые линии» не поступало.

Установленное судом обстоятельство не опровергается имеющимися в материалах дела доказательствами. Кроме того, сведений о направлении в адрес ООО «Деловые линии», извещения о слушании дела не содержит так же и исследованный протокол об административном правонарушении.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о рассмотрении дела с нарушением норм процессуального права. Соответственно, обжалуемое постановление вынесено без участия как законного, так и уполномоченного представителя ООО «Деловые линии», чем были нарушены нормы ст.25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ, закрепляющая право лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами.

Дело об административном правонарушении в отсутствие указанного лица может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела, и если от лица не поступало ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо совершившее противоправные действия (бездействие); виновность лица в совершении административного правонарушения и т.д.

Так как объективное и полное установление истины невозможно без участия лиц, чьи права и интересы затронуты, суд приходит к выводу, что обжалуемое постановление вынесено с нарушением требований ст. ст. 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Одновременно суд учитывает следующее.

Исследуемый протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ составлен заместителем начальника отдела надзора и контроля по охране труда ФИО3

Нормой ч. 1 ст. 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Согласно п. 16 ч. 2 ст. 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, помимо случаев, предусмотренных ч. 1 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, должностные лица иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ, должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ в случае передачи им полномочий РФ на осуществление государственного контроля и надзора, указанные в настоящей статье: должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов - об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7 настоящего Кодекса;

Частью 4 ст. 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определен перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1,2 и 3 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.

Приказом Федеральной службы по труду и занятости от 10.04.2006года №60, зарегистрированного в Минюсте РФ 16 мая 2006 г. N 7844 утвержден Перечень должностных лиц Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации), уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.

Согласно которому, составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27 (в части нарушений законодательства о труде и об охране труда, за совершение которых может быть назначено административное наказание в виде административного штрафа на юридических лиц), вправе: -руководитель Роструда - главный государственный инспектор труда Российской Федерации, заместитель руководителя Роструда - заместитель главного государственного инспектора труда Российской Федерации; -начальник Управления надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, его заместители; -начальники отделов надзора и контроля Управления надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, их заместители; -руководители государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации, их заместители; -начальники отделов надзора и контроля государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации, их заместители; -главные государственные инспекторы труда государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации.

Суд отмечает, что должность «начальник отдела правового надзора и контроля по охране труда» в число лиц, уполномоченных составлять протокол об административном правонарушении, в части нарушений законодательства о труде и об охране труда по ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за совершение которых может быть назначено административное наказание в виде административного штрафа на юридических лиц, в указанном Приказе отсутствует.

В соответствии с ч. 3 ст. 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае, если протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом, а также в иных случаях, предусмотренных пунктом 4 части 1 ст. 29.4 настоящего Кодекса, недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются в срок не более трех суток со дня их поступления (получения) от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении. Материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаются указанным судье, органу, должностному лицу в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков.

Суду не представлено доказательств, свидетельствующих об исправлении недостатков протокола об административном правонарушении.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что протокол об административном правонарушении составлен лицом, которое не уполномочено составлять протоколы об административном правонарушении, то есть фактически заменило функции иного должностного лица, что является существенным его недостатком, из-за чего доказательством, подтверждающим виновность в совершении административного правонарушения служить не может.

Таким образом, исследованный протокол об административном правонарушении составлен с существенными недостатками.

В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина и оно не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в его пользу.

В связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено оспариваемое постановление, последнее на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ подлежит отмене, а производство по делу прекращению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.1, 30.6 -30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Постановление 5 от ДД.ММ.ГГГГ, составленное заместителем начальника отдела надзора и контроля по охране туда ФИО3 в отношении ООО «Деловые линии» в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить.

Производству по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Деловые линии» по ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Советский районный суд г. Краснодара в течение десяти суток.

Председательствующий: