Дело № ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДД.ММ.ГГГГ город Краснодар Федеральный судья Советского районного суда города Краснодара Кантимир И.Н., рассмотрев поступивший из прокуратуры Карасунского города Краснодара материал административного дела в отношении Государственного казённого учреждения Краснодарского края "Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям" в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, УСТАНОВИЛ: В период с 1 января по 18 февраля 2011 года прокуратурой Карасунского округа города Краснодара проводилась проверка соблюдения действующего законодательства об образовании. В ходе проведения проверки было установлено, что по адресу: <адрес>, расположено Государственное казённое учреждение Краснодарского края "Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям" (далее по тексту ГКУ КК "УМЦ ГО ЧС"). Целью создания и соответственно деятельности учреждения является подготовка и обучение населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности. Учреждением были разработаны и реализовывались программа обучения должностных лиц и специалистов гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также программа повышения квалификации преподавателей - организаторов курса "Основы безопасности и жизнедеятельности", утверждённые руководителем учреждения Омельченко С.П. В соответствии со сведениями, предоставленными учреждением в период с 1 сентября 2010 года по 17 февраля 2011 года в учреждении прошли обучение 638 человек. Ведение образовательного процесса осуществлялось в четырёх классах по фактическому местонахождению учреждения. Образовательный процесс в учреждении по программе обучения должностных лиц и специалистов гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществлялся на основании учёбного плана, согласованного руководителем учреждения и заместителем руководителя департамента по вопросам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций и водных отношений Краснодарского края, вёлся на основании учебного плана и расписания занятий. Пунктом 3.9 Устава ГКУ КК "УМЦ ГО ЧС" установлено, что обучение в учреждении заканчивается проведением итоговой аттестации, которая проводится специального созданной комиссией. Сведения о результатах повышения квалификации и профессиональной подготовки специалистов направляются в кадровые службы по месту их основной работы. Пунктом 3.10 Устава установлено, что слушателям, успешно завершившим курс обучения, выдаётся документ о переподготовке и (или) повышения квалификации. Проверкой было установлено, что учреждением по окончанию обучения выдаётся удостоверение о краткосрочном повышении квалификации. Распоряжением департамента по вопросам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и водных отношений Краснодарского края № 115 от 27 августа 2009 года были утверждены структура и штатное расписание учреждения, в соответствии с которым был создан учебный отдел и введены должности сотрудников, обеспечивающих образовательный процесс. Законом РФ "Об образовании" установлено, что образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание или воспитание обучающихся воспитанников. Этим же Законом установлено, что организация образовательного процесса в образовательном учреждении осуществляется в соответствии с образовательными программами и расписаниями занятий. В соответствии с Типовыми положениями об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утверждённого постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 года за № 610, ГКУ КК "УМЦ ГО ЧС" является учреждением дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов. В соответствии с ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", образовательная деятельность по образовательным программам отнесена к видам деятельности, для осуществления которых требуется лицензия. ГКУ КК "УМЦ ГО ЧС" с момента создания и ведения образовательной деятельности по программам обучения на основе учебного плана заканчивающегося аттестацией и выдачей документа подтверждающего обучение, обозначенную лицензию на право ведения образовательной деятельности не получило. Таким образом, по мнению заместителя прокурора Карасунского округа города Краснодара, в действиях юридического лица - ГКУ КК "УМЦ по ГОЧС" имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, а именно: осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без лицензии, если такая лицензия обязательна. Представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, руководитель учреждения Омельченко С.П. вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, поскольку обучение проводится непрерывно в соответствии с примерными программами МЧС России в объёме 36 часов (с понедельника по пятницу) без выдачи документов государственного образца. В учреждении проводятся следующие виды образовательной деятельности: подготовка и обучение руководящего состава и должностных лиц по вопросам гражданской обороны, защита от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и пожарной безопасности. Обучение проводится с периодичностью в 5 лет. На данный момент в учреждении реализуется две программы, разработанные непосредственно в учреждении (учебным отделом) в соответствии с примерными образовательными программами МЧС России. Учреждение комплектует слушателей в соответствии с государственным заданием, утверждённым департаментом по вопросам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и водных отношений Краснодарского края, в соответствии с планом комплектования, утверждённого главой администрации Краснодарского края. План комплектования составляется на основании заявок муниципальных образований на подготовку слушателей по вопросу ГО и ЧС. Учреждение их обобщает и на основании этих заявок делается проект плана комплектования. При получении плана комплектования, учреждение рассылает выписки из плана комплектования в муниципальные образования на весь год. В выписках указывается категория обучаемых, время начала обучения, период обучения. Администрации муниципальных образований по этим выпискам вручает будущим слушателям предписания о прибытии в учебный центр для обучения. Учреждение делит прибывших слушателей на учебные группы в соответствии с занимаемыми должностями. После распределения по группам, руководителем учреждения подписываются приказы по учреждению о зачислении обучающихся. За образовательные услуги слушатели никаких денежных средств не оплачивают. Учреждение финансируется только за счёт бюджета Краснодарского края. Лицензия на образовательную деятельность учреждению не требуется, так как обучение составляет менее 72 часов, удостоверение выдаётся установленного учреждением, а не государством образца. Помощник прокурора Карасунского округа города Краснодара Солодова А.А. полагала необходимым привлечь ГКУ КК "УМЦ ГО ЧС" к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, поскольку в соответствии с Законом РФ "Об образовании" к образовательным относятся учреждения, осуществляющие образовательный процесс, то есть реализующие одну или несколько программ. В соответствии с указанным Законом, право ведения образовательной деятельности возникает у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии. В ГКУ КК "УМЦ ГО ЧС" реализуются программы повышения квалификации работников и специалистов различного уровня по вопросам гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера и пожарной безопасности, которые относятся к образовательным программам дополнительного образования. В соответствии с Положениями о лицензировании образовательной деятельности, утверждённых Постановлением Правительства от 31 марта 2009 года за № 277, реализацию образовательных программ дополнительного образования следует осуществлять на базе образовательного учреждения, имеющего соответствующую лицензию департамента образования и науки Краснодарского края. Таким образом, деятельность. В ГКУ КК "УМЦ ГО ЧС" является образовательной и независимо от количества часов учебного плана должна осуществляться только при наличии соответствующей лицензии. Допрошенная в судебном заседании в качестве специалиста Т. показала, что работает в департаменте образования и науки Краснодарского края в должности главного консультанта отдела по надзору и контролю, кроме того она является консультантом отдела лицензирования. Она была приглашена прокурором в качестве эксперта для осмотра документов ГКУ КК "УМЦ ГО ЧС". В ходе правового анализа документов она обнаружила явные признаки образовательной деятельности. Она пришла к выводу, что ГКУ КК "УМЦ ГО ЧС", осуществляет образовательную деятельность: имеет штатное расписание, преподавателей, по окончанию курса выдаётся итоговая документация. Руководство департамента поддержало её мнение. Итоговая аттестация - это главное, что указывает на то, что учреждение ведёт образовательную деятельность. Департаменту образования стало известно, что организация ведёт образовательную деятельность без соответствующей лицензии в мае 2010 года. Суд, выслушав пояснения представителя ГКУ КК "УМЦ ГО ЧС", помощника прокурора, показания специалиста, исследовав материалы дела, считает, что в действиях ГКУ КК "УМЦ ГО ЧС" отсутствует событие административного правонарушения, в связи с чем, начатое производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению по следующим основаниям. Так, в ходе судебного разбирательства было установлено, что в период с 1 января по 18 февраля 2011 года прокуратурой Карасунского округа города Краснодара проводилась проверка исполнения ГКУ КК "УМЦ ГО ЧС" действующего законодательства об образовании. По результатам проверки прокуратурой в отношении юридического лица было возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, по признаку: осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без лицензии, если такая лицензия обязательна. В основу постановления о возбуждении дела об административном правонарушении было положено мнение о том, что ГКУ КК "УМЦ ГО ЧС" была разработана и реализовывалась программа обучения должностных лиц и специалистов гражданской обороны, а также программа повышения квалификации преподавателей-организаторов курсов "Основ безопасности жизнедеятельности", утвержденные руководителем учреждения, а также то, что в соответствии с п. 1 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования ГКУ КК "УМЦ ГО ЧС" является учреждением дополнительного профессионального образования специалистов, поэтому для осуществления указанной деятельности требуется лицензия. Однако суд считает, что данное мнение не соответствует действительности. Как было установлено, ГКУ КК "УМЦ ГО ЧС" создано в соответствии с постановлением главы администрации Краснодарского края от 17 апреля 2009 года № 279 "О реорганизации государственного учреждения Краснодарского края "Управление по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороне" и внесении изменений в постановление главы администрации Краснодарского края от 1 августа 2007 года № 695 "Об оплате труда работников государственных учреждений Краснодарского края" путем выделения из государственного учреждения Краснодарского края "Управление по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороне" и является его правопреемником в соответствии с разделительным балансом по состоянию на 10 июля 2009 года. В соответствии с уставом учреждения оно призвано способствовать решению задач и достижению целей по подготовке и обучению всех категорий населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и пожарной безопасности. Указанные цели и задачи определены Постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 года за №841. В соответствии с п.7 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов (утв. утверждённых Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 года за №610), образовательное учреждение повышения квалификации реализует следующие виды дополнительного профессионального образования: повышение квалификации, стажировку, профессиональную переподготовку. Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач. Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем. Повышение квалификации включает в себя следующие виды обучения: - краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного производства, которое проводится по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата; - тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения; - длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности. Целью профессиональной переподготовки специалистов является получение ими дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности. Заместитель прокуратура Карасунского округа города Краснодара возбуждая дело об административном правонарушении не учёл того, что в ГКУ КК "УМЦ ГО ЧС" разработана самостоятельная программа общей продолжительностью 36 часов (с понедельника по пятницу), которая не попадает под квалифицирующие признаки образовательного учреждения повышения квалификации, так как образовательное учреждение повышения квалификации обучает по программам не менее 72 часов и, тем более, не выдает слушателям документ о переподготовке позволяющий выполнять новые виды профессиональной деятельности. Кроме того, в соответствии с Законом РФ "Об образовании", под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под получением гражданином образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом. Статьей 9 Закона РФ "Об образовании" установлено, что в РФ реализуются следующие образовательные программы: 1) общеобразовательные (основные и дополнительные); 2) профессиональные (основные и дополнительные); 3) профессиональной подготовки. К содержанию дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню профессиональной переподготовки федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, могут устанавливаться федеральные государственные требования. Приказом Минобразования РФ "Об утверждении Положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов" от 6 сентября 2000 года за № 2571 Управлению образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования поручена разработка государственных требований к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительной квалификации, реализуемых параллельно с основными образовательными программами профессионального образования, и организацию их научно-методического обеспечения. Приказом Минобразования РФ "Об утверждении Требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ" от 18 июня 1997 года № 1221 во исполнение п. 42 постановления Правительства РФ от 26 июня 1995 года за №610 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов" и в соответствии с решением коллегии Минобразования России от 11 февраля 1997 года за №1/1 утверждены Требования к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ. Требования к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ разработаны в целях осуществления единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования, направленной на удовлетворение профессиональных потребностей специалистов в интересах развития их личности и творческих способностей. Требования призваны способствовать повышению качества дополнительного профессионального образования, обеспечению формирования компетентности специалистов на всем протяжении профессиональной деятельности. Требования основываются на положениях Закона РФ "Об образовании" (в редакции ФЗ от 13 января 1996 года № 12-ФЗ, Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 года №610. Требования способствуют унификации дополнительных профессиональных образовательных программ с сохранением возможности для образовательных учреждений самостоятельного создания вариативных учебных программ, отражающих запросы в соответствующих образовательных услугах, в том числе с учетом отраслевых и региональных особенностей. Базовыми требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ являются: - соответствие квалификационным требованиям к профессиям и должностям; - преемственность по отношению к государственным образовательным стандартам высшего и среднего профессионального образования; - ориентация на современные образовательные технологии и средства обучения; - совместимость программ дополнительного профессионального образования по видам и срокам; - соответствие учебной нагрузки слушателей нормативам; - соответствие принятым правилам оформления программ; - соответствие содержания программ видам дополнительного профессионального образования. Соответствие образовательных программ квалификационным требованиям к профессиям и должностям определяется составом профессиональных задач, включенных в цели конкретной образовательной программы. Письмо Министерства образования и науки РФ от 24 января 2008 года № ИК-137/03 "О перечне государственных требований к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительных квалификаций на 31 декабря 2007 года" В соответствии с Положением о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов, утвержденным приказом Минобразования России от 6 сентября 2000 года за № 2571, Минобрнауки России утвердил для использования в работе перечень государственных требований к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительных квалификаций на 31 декабря 2007 года. В указанном перечне государственных требований к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительных квалификаций, отсутствуют требования, предъявляемые к программам используемых в деятельности ГКУ КК "УМЦ ГО ЧС", поэтому отнесение данных программ, к образовательным программам дополнительного образования, по мнению суда, ошибочно. Так как, образовательные программы дополнительного образования разработаны в целях осуществления единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования, а программы, используемые в деятельности ГКУ КК "УМЦ ГО ЧС", не повышают квалификацию граждан, а лишь расширяют их кругозор, помогают усвоить навыки, которые не используются ими в своей профессиональной деятельности. Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2011 года №174 "Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности", признанно утратившим силу постановление правительства от 31 марта 2009 года за №277. В соответствии с п.4 указанного постановления, деятельность по содержанию и воспитанию обучающихся и воспитанников без реализации образовательных программ не подлежит лицензированию. В связи с тем, что в деятельности ГКУ КК "УМЦ ГО ЧС" не используются образовательные программы, указанная деятельность не подлежит лицензированию, как образовательная. Департамент образования и науки Краснодарского края, своим письмом от 4 июня 2010 года под №47-6254/10-14, пояснил, что ГКУ КК "УМЦ ГО ЧС" может осуществляться образовательную деятельность только по программам профессиональной подготовки, которая не сопровождается повышением образовательного уровня обучающихся. Используемые в деятельности ГКУ КК "УМЦ ГО ЧС" программы не являются образовательными и не повышают образовательный уровень обучающихся. Таким образом, суд приходит к выводу, что ГКУ КК "УМЦ ГО ЧС" образовательную деятельность не осуществляет, программы, используемые в деятельности учреждения по обучению всех категорий населения, не являются образовательными программами дополнительного образования, так как к ним отсутствуют государственные требования к минимуму содержания. В данном конкретном случае, суд считает, что достаточных данных, указывающих на наличие в действиях ГКУ КК "УМЦ ГО ЧС" события административного правонарушения нет, в связи с чем, полагает, что поводов для возбуждения прокуратурой Карасунского округа города Краснодара в отношении ГКУ КК "УМЦ ГО ЧС" дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, не было. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении. Принимая во внимание данную норму права, суд считает возможным производство по делу об административном правонарушении прекратить. Руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, суд ПОСТАНОВИЛ: Производство по делу об административном правонарушении в отношении Государственного казённого учреждения Краснодарского края "Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям", ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, прекратить. Постановление может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Советский районный суд в течение десяти суток. Федеральный судья
утверждено Положение о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов.