Дело Номер обезличен
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дата обезличена года Прикубанский районный суд города Краснодара в составе:
судьи Рогачевой Я.Ю.
при секретаре Лебедевой И.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Усольцева Валерия Геннадьевича к администрации муниципального образования г. Краснодар о признании права собственности,
У С Т А Н О В И Л:
Усольцев В.Г. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования г. Краснодар о признании действий администрации муниципального образования г. Краснодар незаконными и признании права собственности на земельный участок площадью 433 кв.м., расположенный по адресу: ..., Прикубанский внутригородской округ, ул. ..., категория земель- земли населенных пунктов, предназначенный для эксплуатации магазина, в кадастровом квартале ..., согласно схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а также на земельный участок площадью 1106 кв.м., расположенный по адресу: ..., Прикубанский внутригородской округ, ул. ... категория земель- земли населенных пунктов, предназначенный для эксплуатации склада и подсобного здания, в кадастровом квартале Номер обезличен, согласно схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В обоснование требований, ссылается на то, что является собственником магазина, расположенного по адресу: ..., ул. ..., 42/1, склада, подсобного здания, расположенных по адресу: ..., ул. .... Право собственности на вышеуказанные объекты зарегистрировано в установленном законном порядке и подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права. Вышеуказанные объекты недвижимости расположены на земельных участках площадью 433 кв.м., расположенного по адресу: ..., ул. ..., ..., категория земель- земли населенных пунктов, предназначенный для эксплуатации магазина, и земельного участка площадью 1106 кв.м., расположенного по адресу: ..., 42/2, категория земель- земли населенных пунктов, предназначенный для эксплуатации склада и подсобного здания. Ранее данные объекты недвижимости были расположены на земельных участках площадью 598, 5 кв.м., 228,5 кв.м., 712 кв.м. В дальнейшем при формировании земельных участок и проведения межевых работ площадь земельных участок стала 433 кв.м. и 1106 кв.м. соответственно. Предыдущим землепользователем указанных земельных участков было Муниципальное Предприятие «Лечебно-трудовые мастерские». Земельный участок МП «ЛТМ» был предоставлен на праве бессрочного (постоянного) пользовании. Был выдан государственный акт на право собственности на землю. Истец обратился с заявлением в администрацию муниципального образования г. Краснодар о предоставлении земельных участков в собственность, однако ему было отказано, в связи с тем, что им не были представлены соответствующие документы. Однако все документы, необходимые для предоставления земельных участков были им предоставлены. На дальнейшие его письма в администрацию он получал ответы о невозможности предоставления земельных участков от департамента архитектуры и градостроительства муниципального образования г. Краснодар. В связи с объединением земельных участков Усольцев В.Г. предоставил ответчику схемы земельных участков. Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар отказал в утверждении схемы расположения испрашиваемых земельных участков. Считает действия администрации муниципального образования г. Краснодар незаконными, в связи с тем, что он как собственник объектов недвижимости имеет исключительное право на приватизацию земельных участков, занятых данными объектами недвижимости. Проект генерального плана города Краснодара и план реконструкции г. Краснодара предусматривает сохранение объектов недвижимости, которые принадлежат истцу на праве собственности. План реконструкции Ростовского шоссе (ФАД) в месте расположения принадлежащих истцу на праве собственности объектов недвижимости не утвержден.
В ходе рассмотрения дела представитель истца по доверенности Каледина Л.П. уточнила исковые требования просила суд признать право собственности Усольцева В.Г. на земельный участок площадью 1106 кв.м. кадастровый номер Номер обезличен, расположенный по адресу: ..., Прикубанский внутригородской административный округ, ул. ... категория земель- земли населенных пунктов, предназначенный для эксплуатации кафе и подсобного здания и на земельный участок площадью 434 кв.м. кадастровый номер Номер обезличен, расположенный по адресу: ... категория земель- земли населенных пунктов, предназначенный для эксплуатации магазина, указывая на то, что земельные участки сформированы и поставлены на кадастровый учет, являются объектами земельных правоотношений.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Каледина Л.П. поддержала исковые требования просила их удовлетворить в полном объеме, пояснила, что право собственности истца на земельные участи носит исключительный характер, это означает то, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением. Признание права в качестве способа защиты гражданских прав предусмотрено статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно ответа ФГУ УПРДОР «Кубань» земельные участки в зону строительства не попадают.
Представитель администрации муниципального образования г. Краснодар по доверенности Иванова Е.А. в судебном заседании иск не признала, пояснила, что в материалах дела отсутствуют доказательства обращения истца в администрацию муниципального образования город Краснодар на имя главы администрации муниципального образования город Краснодар, в связи, с чем считает, что исковые требования истца необоснованны, так как отсутствуют основания для признания права собственности, ввиду отсутствия спора и необходимости оставления иска без рассмотрения, т.к. отказ в предоставлении земельных участков от уполномоченного органа истцом не получен.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив все обстоятельства дела в совокупности, пришёл к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.
Пунктом 10 ст.3 ФЗ от 25.10.2001г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации» установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений. В пределах административных границ города Краснодара функции собственника, в части функции по распоряжению землей, осуществляет администрации муниципального образования г. Краснодар.
Как установлено в судебном заседании Усольцев В.Г., является собственником магазина, расположенного по адресу: ..., ул. ...1, склада, расположенного по адресу: ..., ул. ..., подсобного здания, расположенного по адресу: ..., ул. ... что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от Дата обезличенаг. серия 23 -АЕ Номер обезличен, от Дата обезличенаг. серия 23-АЕ Номер обезличен, от Дата обезличенаг. серия 23-АЕ Номер обезличен л.д. 6-8).
Вышеуказанные объекты недвижимости расположены на земельном участке площадью 433 кв.м., по адресу: ..., 42/1, категория земель- земли населенных пунктов, предназначенный для эксплуатации магазина, кадастровый номер Номер обезличен и на земельном участке площадью 1106 кв.м., по адресу: ..., Прикубанский внутригородской административный округ, ул. ..., 42/2, категория земель- земли населенных пунктов, предназначенный для эксплуатации кафе и подсобного здания, кадастровый номер Номер обезличен, что подтверждается кадастровым паспортом на земельные участки, выданным Дата обезличена года Номер обезличен 329977 и кадастровым паспортом, выданным Дата обезличена года Номер обезличен л.д. 219-222).
Данные земельные участки образовалась в кадастровом квартале Номер обезличен, согласно схемы, расположения земельного участка на кадастровом плане территории от Дата обезличенаг. л.д. 38).
По смыслу норм Земельного кодекса РФ земельный участок становится объектом земельных правоотношений, когда его границы описаны и удостоверены в установленном порядке. В соответствии со ст. 11.1. Земельного Кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
На основании Федерального закона «О государственном кадастре объектов недвижимости» (ст. 38) границы земельного участка определяются с помощью координат характерных точек.
Порядок установления характерных точек границ земельного участка, порядок определения их координат, а также требования к точности определения таких координат устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (п. 7 ст. 38 Закона). В соответствии с п. 3 ст. 1 указанного закона сведения кадастра позволяют подтвердить существование земельного участка как объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого земельного участка.
Из представленных в материалы дела схем расположения земельных участков, кадастровых планов следует, что земельные участки кадастровый номер Номер обезличен площадью 433 кв.м. и кадастровый номер 23:43:0122002:130 площадью 1106 кв.м. сформированы, поставлены на кадастровый учет.
Таким образом, суд приходит к выводу, что спорные земельные участки являются объектом земельных и гражданских правоотношений.
Доводы представителя ответчика в той части, что в материалах дела отсутствуют доказательства обращения истца с заявлением о предоставлении в собственность спорных земельных участков в администрацию муниципального образования город Краснодар на имя главы администрации муниципального образования город Краснодар, суд считает несостоятельными по следующим основаниям.
В соответствии с п. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Согласно п. 7 ст. 36 ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанного заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Таким образом, орган местного самоуправления не вправе отказывать в приеме и рассмотрении заявления, а должен разъяснить действующий порядок постановки на кадастровый учет земельного участка. Такой подход не лишает заявителя его законного права на приватизацию земельного участка.
В судебном заседании установлено, что истец неоднократно обращался в администрацию муниципального образовании г. Краснодар с заявлением о предоставлении земельных участков в собственность, что подтверждается приобщенными копиями заявлений от Дата обезличена года, Дата обезличена к материалам настоящего гражданского дела. Схема расположения земельных участков на кадастровом плане соответствующей территории истцом были выполнена. Земельные участки имели кадастровые номера, в присвоении же ввиду объединения земельных участков новых кадастровых номеров истцу отказано администрацией муниципального образования ...
Однако ответы о невозможности предоставления земельных участков в собственность истец получал от Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования ... от Дата обезличена года Номер обезличен, МУП «Институт Горкадастрпроект» от Дата обезличенаг. Номер обезличен, который отказался выполнять работы по формированию земельных участков.
Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар, приостановил работы по формированию земельных участков, в связи с тем, что испрашиваемые земельные участки, расположены в близости от проезжей части ФАД и попадают в зону реконструкции и отказал в утверждении схемы расположения испрашиваемых земельных участков.
Согласно ч. 4 ст.14 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержание необходимые для государственного кадастра недвижимости, содержащие необходимые для государственной регистрации прав на недвижимое имущество сделок с ним сведения об объекте недвижимости.
Пунктом 1 ст. 17 ФЗ от 21.07.1997 года № 122- ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлено, что обязательным приложением к документам, необходимым для осуществляемой по установленным настоящим пунктом основаниям государственной регистрации прав на земельный участок является кадастровый паспорт данного земельного участка.
В материалах дела имеется кадастровый паспорт земельного участка, расположенного по адресу: ..., площадь указанного земельного участка составляет 433 кв.м. категория земель- земли населенных пунктов, предназначенный для эксплуатации магазина, кадастровый номер Номер обезличен, выданный Дата обезличена года Номер обезличен 329977, и кадастровый паспорт земельного участка, расположенного по адресу: ..., 42/2, площадь участка составляет 1106 кв.м. категория земель- земли населенных пунктов, предназначенный для эксплуатации кафе и подсобного здания, кадастровый номер Номер обезличен, выданным Дата обезличена года Номер обезличен л.д. 219-222).
В судебном заседании установлено, что предыдущим землепользователем указанных земельных участков было Муниципальное Предприятие «Лечебно-трудовые мастерские». Земельный участок МП «ЛТМ» был предоставлен на праве бессрочного (постоянного) пользовании, что подтверждается постановлением от Дата обезличенаг. Номер обезличен.1. МП «ЛТМ» л.д. 15), а так же государственный актом на право собственности на землю, который зарегистрирован в книге записей государственных актов на право собственности, владения, пользования землей Номер обезличен от Дата обезличенаг. л.д.20).
Таким образом, суд приходит к выводу, что предыдущему землепользователю земельный участок принадлежал на законных основаниях, и был предоставлен единым массивом в собственность.
В соответствии со ст.552 ГК РФ продажа недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащим продавцу на праве собственности, допускается без согласия собственника этого земельного участка, если это не противоречит условиям пользования таким участком, установленным законом или договором. При продаже такой недвижимости покупатель приобретает право пользования соответствующей частью земельного участка на тех же условиях, что и продавец недвижимости.
В силу указанных норм покупатель здания вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок с момента перехода права собственности.
Исходя из пункта 5 части 1 статьи 1 ЗК РФ, одним из основных принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Согласно статье 35 Земельного кодекса Российской Федерации при приобретении права собственности на объекты недвижимости к лицу переходят права на земельный участок, занятый этой недвижимостью и необходимый для ее использования.
Согласно п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. При этом такие граждане имеют исключительное право на приватизацию земельных участков.
В силу указанных выше норм покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости, с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение.
Исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением.
На основании изложенного, следует сделать вывод, что Усольцев В.Г., как собственник объектов недвижимости, вправе требовать оформления права собственности на указанные земельные участки с момента государственной регистрации права собственности на здание магазина, подсобного здания и склада.
Если недвижимость находится на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, а покупателю согласно статье 20 ЗК РФ земельный участок на таком праве предоставляться не может, последний как лицо, к которому перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в связи с приобретением здания, строения, сооружения (пункт 2 статьи 268, пункт 1 статьи 271 ГК РФ), может оформить свое право на земельный участок путем заключения договора аренды или приобрести его в собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 3 Закона о введении в действие ЗК РФ.
При этом согласно пункту 2 статьи 35 ЗК РФ предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 33 ЗК РФ исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации. Площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для использования, определяется на основании пункта 3 статьи 33 Кодекса. Согласно пункту 7 статьи 36 Кодекса границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. При этом площадь земельного участка, необходимого для использования объектов недвижимости и, следовательно, подлежащая передаче в собственность, определяется исходя из функционального назначения этих объектов.
Как видно из соглашения о внесении денежных средств за фактическое использование земельного участка Номер обезличен, истец осуществляет плату за пользование земельными участками л.д.13-14).
Согласно схемы расположения земельных участков от Дата обезличена года, а также кадастровых паспортов, площадь земельных участков составляет 433 кв.м. для эксплуатации здания магазина и 1106 кв.м. для эксплуатации склада и подсобного здания л.д. 38, 219-222).
Доводы представителя администрации муниципального образования г. Краснодар о невозможности предоставления истцу земельных участков под принадлежащими ему объектами недвижимости в собственность не соответствуют нормам действующего земельного и гражданского законодательства.
Принцип неприкосновенности собственности, закрепленный в ст. 35 Конституции РФ и в ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), играет важнейшую роль в гражданско-правовом регулировании общественных отношений. Данный принцип призван гарантировать стабильность имущественных отношений; любой собственник должен быть уверен в том, что государство гарантирует ему свободное и беспрепятственное осуществление своих правомочий - владения, пользования и распоряжения имуществом.
Таким образом, исходя из положений ст.ст. 35, 36 ЗК РФ, ст. 552 ГК РФ, истец приобрел право собственности на указанные земельные участки. Следовательно, отсутствуют основания для отказа в предоставлении в собственность истца вышеуказанных земельных участков.
Судом также установлено, что доводы администрации муниципального образования г. Краснодара о попадании спорных земельных участков в зону реконструкции Ростовского шоссе, являются несостоятельными.
В соответствии с письмом ФГУ УПРДОР «Кубань» от 22.10.2010г. № 10/4137 распоряжением Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 02.10.2009 года № 1670-р «О предварительном согласовании места размещения объектов» утвержден акт выбора земельного участка в соответствии со схемами расположения земельных участков на кадастровых планах территории.
Согласно вышеуказанным схемам земельные участки 23:43:0122002:129 и 23:43:0122002:130 в зону строительства не попадают.
Таким образом, спорные земельные участки, расположенные по адресу: ..., ... не входят в зону реконструкции ул. ... (ФАД).
Проект генерального плана города Краснодара и план реконструкции г. Краснодара предусматривает сохранение объектов недвижимости, которые принадлежат истцу на праве собственности. Изъятие, резервирование для муниципальных нужд указанных земельных участков не произведено.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая из сторон должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений. Ответчиком не представлено доказательств, обосновывающих заявленные возражения на исковые требования.
Таким образом, отсутствуют законные основания для отказа предоставления истцу в собственность вышеуказанных земельных участков.
Признание права в качестве способа защиты гражданских прав предусмотрено статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Лишение администрацией муниципального образования г. Краснодар истца возможности на законных основаниях приобрести в собственность земельные участки нарушает установленное Земельным Кодексом РФ правила об исключительном характере права на приватизацию и преимущественном праве собственника объекта недвижимости получить земельный участок под объектом недвижимости в собственность.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Усольцева Валерия Геннадьевича к Администрации муниципального образования г. Краснодар удовлетворить.
Признать за Усольцевым Валерием Геннадьевичем, право собственности на земельный участок площадью 1106 кв.м. кадастровый номер Номер обезличен, расположенный по адресу: .... ..., категория земель- земли населенных пунктов, предназначенный для эксплуатации кафе и подсобного здания.
Признать за Усольцевым Валерием Геннадьевичем, право собственности на земельный участок площадью 434 кв.м. кадастровый номер Номер обезличен, расположенный по адресу: ..., ..., категория земель- земли населенных пунктов, предназначенный для эксплуатации магазина.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Прикубанский районный суд г. Краснодара в течение 10 дней со дня изготовления мотивированной части решения суда.
...
Судья