Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Прикубанский районный суд города Краснодара Краснодарского края в составе:
председательствующего Бостанова С.Б.,
при секретаре Вайкок М.М.,
с участием прокурора Ким Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Корж Игоря Эдуардовича к войсковой части 3703 о взыскании единовременного пособия в возмещение вреда, причиненного здоровью в результате участия в мероприятиях по борьбе с терроризмом,
УСТАНОВИЛ:
Корж И.Э. обратился в суд с иском к войсковой части 3703 о взыскании единовременного пособия в возмещение вреда, причиненного здоровью в результате участия в мероприятиях по борьбе с терроризмом. В обоснование заявленных требований, Корж И.Э. указал, что в период службы неоднократно принимал участие в проведении контртеррористических мероприятий на территории Чеченской республики. ДД.ММ.ГГГГ при проведении очередной операции в результате боестолкновения получил минно-взрывную травму, закрытую черепно-мозговую травму, сотрясение головного мозга. После лечения продолжил воинскую службу в той же части.
ДД.ММ.ГГГГ при проведении разведывательно-поисковых мероприятий в Чеченской республике в результате подрыва фугаса истец вновь получил травму «контузия головного мозга»
В соответствии со свидетельством о болезни от ДД.ММ.ГГГГ №, выданным госпитальной военно-врачебной комиссией в/ч 3057, Корж И.Э. был признан ограниченно годным к военной службе и приказом командира войсковой части 3703 от ДД.ММ.ГГГГ № с/ч исключен из списков личного состава части и со всех видов довольствия.
После увольнения с военной службы, состояние здоровья истца продолжало ухудшаться. В результате полученного увечья, решением МСЭ, в декабре 2009 года ему повторно установлена II группа инвалидности вследствие полученной военной травмы (справка серия МСЭ-2007 №).
Статьей 21 Федерального закона « О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 года №35-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 27.07.2006 №153-ФЗ, от 08.11.2008 №203-ФЗ, от 22.12.2008 №272-ФЗ, от 30.12.2008 №321-ФЗ), за лицами, принимавшими участие в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, закреплено право на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью в результате проведения этих мероприятий. Возмещение этого вреда осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 21 Федерального закона « О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 года №35-ФЗ, в случае, если лицо, принимавшее участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, получило увечье, повлекшее за собой наступление инвалидности, этому лицу за счет средств федерального бюджета выплачивается единовременное пособие в размере трехсот тысяч рублей и назначается пенсия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации «О возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом» от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом.
Руководствуясь этими Правилами, Корж И.Э. неоднократно обращался к командованию войсковой части 3703 с письменными заявлениями о выплате ему указанного в законе пособия. Однако, командование части со ссылкой на различные обстоятельства отказывало истцу в выплате пособия. В последнем ответе от ДД.ММ.ГГГГ исх. № командованием войсковой части 3703ему вновь было отказано по существу его просьбы. При этом, командование войсковой части 3703 указало на то обстоятельство, что получение травмы и наступление инвалидности истцом произошло ранее вступления в законную силу Федерального закона « О противодействии терроризму» от ДД.ММ.ГГГГ №35-ФЗ.
В связи с указанными обстоятельствами Корж И.Э. обратился в суд с иском о взыскании с ответчика единовременного пособия, предусмотренного статьей 21 Федерального закона «О противодействии терроризму» от ДД.ММ.ГГГГ №35-ФЗ в размере 300000 рублей.
Представитель истца Кривошеев В.В. в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования по указанным выше основаниям и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Масальский С.В. возражал против заявленных требований, указав при этом, что в иске следует отказать в связи с тем, что получение травмы и наступление инвалидности истцом произошло ранее вступления в законную силу Федерального закона « О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 года №35-ФЗ. Помимо этого, истец не имеет права на получение пособия, так как он уже получал другие социальные выплаты, предусмотренные другими федеральными законами.
Представитель третьего лица по доверенности Олейникова Е.В. также возражала против заявленных требований.
Суд, выслушав представителей сторон и заключение прокурора, полагавшего иск удовлетворить, исследовав материалы дела, суд приходит к убеждению, что исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
Как следует из материалов дела, Корж И.Э. в период службы неоднократно принимал участие в проведении контртеррористических мероприятий на территории Чеченской республики. ДД.ММ.ГГГГ при проведении очередной операции в результате боестолкновения получил минно-взрывную травму, закрытую черепно-мозговую травму, сотрясение головного мозга. После лечения продолжил воинскую службу в той же части.
ДД.ММ.ГГГГ при проведении разведывательно-поисковых мероприятий в Чеченской республике в результате подрыва фугаса истец вновь получил травму «контузия головного мозга».
В соответствии со свидетельством о болезни от ДД.ММ.ГГГГ №, выданным госпитальной военно-врачебной комиссией в/ч 3057, Корж И.Э. был признан ограниченно годным к военной службе и приказом командира войсковой части 3703 от ДД.ММ.ГГГГ № с/ч исключен из списков личного состава части и со всех видов довольствия.
После увольнения с военной службы, состояние здоровья истца продолжало ухудшаться. В результате полученного увечья, решением МСЭ, в декабре 2009 года ему повторно установлена II группа инвалидности вследствие полученной военной травмы (справка серия МСЭ-2007 №).
В соответствии с пунктом 3 статьи 21 Федерального закона « О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 года №35-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации «О возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом» от 21 февраля 2008 года №105, утвердившим Правила возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом, Корж И.Э.. подлежит выплата единовременного пособия в сумме 300000 рублей.
Руководствуясь этими Правилами, Корж И.Э. неоднократно обращался к командованию войсковой части 3703 с письменными заявлениями о выплате ему указанного в законе пособия. Однако, командование части со ссылкой на различные обстоятельства отказывало истцу в выплате пособия. В ответе от ДД.ММ.ГГГГ исх. № командованием войсковой части 3703 ему вновь было отказано по существу его просьбы. При этом, командование войсковой части 3703 указало на то обстоятельство, что получение травмы и наступление инвалидности истцом произошло ранее вступления в законную силу Федерального закона « О противодействии терроризму» от ДД.ММ.ГГГГ №35-ФЗ.
Между тем, статьей 21 Федерального закона « О противодействии терроризму» от ДД.ММ.ГГГГ №35-ФЗ (в редакции Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ №153-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ №203-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ №272-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ №321-ФЗ), за лицами, принимавшими участие в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, закреплено право на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью в результате проведения этих мероприятий. Возмещение этого вреда осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 21 Федерального закона « О противодействии терроризму» от ДД.ММ.ГГГГ №35-ФЗ, в случае, если лицо, принимавшее участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, получило увечье, повлекшее за собой наступление инвалидности, этому лицу за счет средств федерального бюджета выплачивается единовременное пособие в размере трехсот тысяч рублей и назначается пенсия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц, установленное в целях защиты их социальных интересов и интересов государства, является одной из форм исполнения государства обязанности возместить ущерб, который может быть причинен жизни и здоровью этих лиц при прохождении ими службы.
Страховое обеспечение, полагающееся военнослужащим и приравненным к ним лицам, наряду с иными выплатами, которые в целях возмещения вреда, призванного компенсировать последствия изменения их материального и (или) социального статуса, вследствие наступления страховых случаев, включая причиненный материальный и моральный вред.
Таким образом, посредством обязательного государственного страхования жизни и здоровья, предполагающего выплату при наступлении страховых случаев соответствующих страховых сумм военнослужащим и приравненным к ним лицам, обеспечивается право на охрану здоровья, защиты имущественных прав, а также обеспечение граждан в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом.
Согласно пункту 9 Правил возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации «О возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом» от ДД.ММ.ГГГГ №, при одновременном возникновении в соответствии с законодательством Российской Федерации нескольких оснований для выплаты единовременных пособий выплата осуществляется по одному основанию по выбору получателя.
Федеральный закон « О противодействии терроризму» от ДД.ММ.ГГГГ №35-ФЗ не содержит запрета на выплату единовременных пособий лицам, подлежащим обязательному государственному страхованию.
Заявление представителя ответчика о том, что истец не имеет права на получение пособия, так как он уже получал другие социальные выплаты, предусмотренные другими федеральными законами, суд отклоняет ввиду его необоснованности.
Утверждение представителя ответчика об отсутствии у истца права на получение единовременного пособия в связи с тем обстоятельством, что правоотношения, рассматриваемые в иске, наступили до принятия и вступления в силу Федерального закона « О противодействии терроризму» от ДД.ММ.ГГГГ №35-ФЗ не основано на нормах действующего законодательства.
Так, согласно статье 4 Гражданского Кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
В соответствии со статьей 1084 главы 59 ГК РФ, устанавливающей порядок возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязанностей военной службы, службы в милиции и других соответствующих обязанностей возмещается по правилам, предусмотренным настоящей главой, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности.
Федеральный закон «О введении в действие части второй Гражданского Кодекса Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ N 147-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 56-ФЗ), распространил действие статей 1069, 1070, а также статей 1085 - 1094 указанного Кодекса и на случаи, когда причинение вреда жизни и здоровью гражданина имело место до ДД.ММ.ГГГГ, но не ранее ДД.ММ.ГГГГ, и причиненный вред остался невозмещенным.
Как следует из представленных в деле документов, обстоятельства, послужившие основанием для обращения истца с иском, наступили в июле 1996 года и в марте 2002 года, а причиненный вред остался невозмещенным.
По смыслу статей 37 (часть 1) и 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 32 (часть 4), 71 (пункт "м"), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункты "д", "е" части 1), военная и аналогичная ей служба, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие ее, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается правовой статус этих лиц, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним; обязанности, возлагаемые на лиц, несущих такого рода службу, предполагают необходимость выполнения ими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, что - в силу статей 1 (часть 1), 2, 7, 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1), 45 (часть 1), 59 и 71 (пункты "в", "м") Конституции Российской Федерации - влечет обязанность государства гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда жизни или здоровью при прохождении службы.
Приведенная правовая позиция изложена в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 17-П по делу о проверке конституционности положения абзаца второго пункта 4 статьи 11 Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции".
Гражданский кодекс Российской Федерации, а именно его часть вторая, введенная в действие с ДД.ММ.ГГГГ, предусматривая, что возмещение вреда, причиненного гражданину в период исполнения им обязанностей военной службы, наряду со страховыми выплатами, специальным пенсионным обеспечением и мерами социальной защиты и поддержки может осуществляться по правилам гражданского законодательства, тем самым расширяет объем и характер исполнения государством обязанности в области правовой и социальной защиты военнослужащих в случае причинения вреда их жизни или здоровью при исполнении ими обязанностей военной службы.
Как видно, указанные выше положения ГК Российской Федерации во взаимосвязи с иными нормами его главы 59 направлены на обеспечение возмещения вреда, причиненного здоровью гражданина при исполнении обязанностей военной службы, службы в милиции и других соответствующих обязанностей, по общим правилам гражданского законодательства, регулирующим обязательства вследствие причинения вреда, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности.
Действующее правовое регулирование предусматривает возмещение указанной в главе 59 ГК РФ категории лиц вреда их жизни и здоровью не только лишь путем предоставления единовременных страховых выплат и установлением надбавки к пенсии, но и других выплат, предусмотренных законодательством.
Таким образом, конституционные права данной категории граждан, в том числе истицы, не могут нарушаться из-за отсутствия надлежащего правового механизма возмещения вреда, сопоставимого по объему и характеру с существующими и применяемыми в отношении тех граждан, вред которым подлежит возмещению как по правилам, предусмотренным главой 59 ГК Российской Федерации, так и специальным законом, в частности Федеральным законом « О противодействии терроризму» от ДД.ММ.ГГГГ №35-ФЗ.
Таким образом, суд приходит к выводу, что исковое заявление обоснованно и подлежит удовлетворению, поскольку Корж И.Э. обратился к командованию войсковой части 3703 о выплате ему единовременного пособия в размере 300000 рублей в связи с единственным наступившим основанием – получение им инвалидности после полученного ранения (увечья) при участии в контртеррористической операции при осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Корж Игоря Эдуардовича к войсковой части 3703 о взыскании единовременного пособия, предусмотренного пунктом 3 статьи 21 Федерального закона « О противодействии терроризму» от ДД.ММ.ГГГГ №35-ФЗ удовлетворить.
Взыскать с войсковой части 3703 в пользу Корж Игоря Эдуардовича единовременное пособие в сумме 300000 (трехсот тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Прикубанский краевой суд г. Краснодара в течение 10 дней.
Председательствующий