решение о признании права собственности на занимаемое помещение



К делу <Номер обезличен>

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<Дата обезличена> Прикубанский суд

в составе:

председательствующего Лаптева Г.К.

при секретаре Шерстобитовой А.О.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Козак Ю.И. к ФГУП «Почта России» в лице Управления федеральной почтовой связи Краснодарского края– филиал ФГУП «Почта России», к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом город Москва, территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю о признании незаконным отказа в приватизации и признании права собственности на занимаемое помещение

У С Т А Н О В И Л :

Козак Ю.И. обратился в суд с исковым требованием к ФГУП «Почта России в лице Управления почтовой связи Краснодарского края- филиал ФГУП «Почта России» о признании отказа ФГУП «Почта России», Территориального управления Росимущества <...>, Территориального управления Росимущества по <...> в приватизации комнаты <Номер обезличен> по адресу: <...>, <...>,д.237 – незаконным, о признании право собственности за Козак Ю.И. на жилое помещение <Номер обезличен>, общей площадью 17.3 кв.м., жилой площадью -16.8 кв.м., состоящее из жилой комнаты площадью 16.8 кв.м. и одного шкафа – 0,5 кв.м., и мест общего пользования площадью 3,67 кв.м.(3,39+0,28) в доме <Номер обезличен> по <...> и взыскании с ответчика по делу в пользу истца судебные расходы на представителя в сумме 15000 рублей и расходы по госпошлине 800 рублей, и в обоснование заявленных требований через своего представителя в судебном заседании пояснил. На момент вселения истца дом, постройки 1971 года, расположенный по <...> в гор. Краснодаре, имел статус общежития и находился на балансе государственного предприятия <данные изъяты> ПТУС, которое было ликвидировано <Дата обезличена> года и на базе которого было создано Государственное предприятие связи и информатики (ГПСИ) «Россвязьинформ» Краснодарского края с передачей ему сети ликвидируемого КПТУС на основании Приказа № 25 от 15.01.1991 года Министерства РСФСР по связи, информатике и космосу.

Постановлением № 1003 Правительства Российской Федерации от 22.12.1992 года «О приватизации предприятий связи», в целях организационного обеспечения работы по приватизации предприятий связи в соответствии с Государственной Программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год, утвержденной постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11.06.1992 года № 2980-1, а также указами Президента РФ № 721 от 01.07.1992 года, № 1392 от 16.11.1992 года, разрешена приватизация государственных предприятий связи и информатики и их структурных подразделений на следующих условиях:

- при преобразовании указанных предприятий в акционерные общества контрольный пакет акций закрепляется в федеральной собственности сроком на три года;

- подразделения почтовой связи выделяются из состава государственных предприятий связи и информатики с последующим образованием на их базе государственных учреждений, входящих в федеральную систему и не подлежащих приватизации.

Распоряжением Комитета по управлению федеральным имуществом Краснодарского края за <Номер обезличен> от <Дата обезличена> года перешедшая часть государственного имущества от ГПСИ «Россвязьинформ», была закреплена за ГУ УФПС Краснодарского края на праве оперативного управления. Также было установлено, что ГУ УФПС Краснодарского края является правопреемником всех имущественных прав и обязанностей почтовой связи ГПСИ «Россвязьинформ» по Краснодарскому краю. Здание общежития Государственным предприятием по связи информатики «Россвязьинформ», согласно плана приватизации, как объект социально-бытового назначения, было передано в муниципальную собственность в 1994 году, в соответствии со ст.18 Закона РФ от <Дата обезличена> года <Номер обезличен> «О приватизации жилищного фонда в РФ». В связи с чем, утратило статус общежития в силу Закона.

Впоследствии Городская Дума Краснодара своим Решением от <Дата обезличена> года исключила из реестра муниципальной собственности здание общежития по адресу <...>, с передачей Государственному учреждению- управлению федеральной почтовой связи Краснодарского края. Однако, данная передача состоялась без обратной процедуры возобновления статуса общежития.

Позже, в связи с концепцией реструктуризации организаций почтовой связи, согласно Распоряжения Правительства РФ за № 885-р от 23.06.2002 года был создан новый оператор почтовой связи ФГУП «Почта России».

Распоряжением Министерства имущественных отношений РФ за № 3415-р от 04.08.2003 года имущество, закрепленное на праве оперативного управления за ГУ УФПС Краснодарского края было передано ФГУП «Почта России» и закреплено за последним на праве хозяйственного ведения.

Истец обратился с заявлением в Территориальное управление Росимущества в гор. Москве, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю, ФГУП «Почта России» о передаче в собственность занимаемой комнаты <Номер обезличен>, расположенной в здании по адресу: <...>. Однако на свои обращения получил от ФГУП «Почта России» отказ о передаче в собственность занимаемой комнаты. Свой отказ вышеуказанная организация мотивировали тем, что согласно ч.1 ст.1 Федерального закона от 14.11.2002г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации и ст.24 Федерального Закона от 17.07.1999г. № 176-ФЗ «О почтовой связи» имущество организаций федеральной почтовой связи, включая средства почтовой связи, является федеральной собственностью и приватизации не подлежит» и на основании изложенного ФГУП «Почта России» не имеет правовых оснований для проведения процедуры приватизации занимаемых Вами специализированных жилых помещений. Считает данный отказ необоснованным и нарушающим его права по следующим основаниям. Согласно ст.2 Закона РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий В РФ» - приватизации подлежит жилищный фонд государственных предприятий. Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находившийся в хозяйственном ведении предприятий или в оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, а до 1 марта 2005 года на основании ордера на занятие по найму жилой площади в общежитии (ст.109 ЖК РСФСР), вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.19 ЖК РФ к жилищному фонду относятся жилые помещения, находящиеся на территории РФ. В соответствии со ст.92 ЖК РФ специализированный жилищный фонд, к которому относятся общежития, является составляющим в этом жилищном фонде.

Согласно ст.7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным и муниципальным предприятиям, либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, переданные в ведение органов местного самоуправления применяются норма ЖК РФ о договоре социального найма.

Кроме того, Законом РФ от 23.12.1992 года № 4199-1 в ст. 18 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» внесены изменения, в соответствии с которыми при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении или оперативном управлении предприятий, учреждений должен быть передан в хозяйственное ведение и оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав на приватизацию жилья.

В соответствии с рекомендациями Пленума Верховного Суда РФ постановление от 24.08.1993 года № 8 ( в редакции постановлений Пленума ВС РФ от 21.12.1993 года № 11, от 25.10.1996 года № 10, от 06.02.2007 года № 6) было дано разъяснение, что при решении вопроса о правомерности отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, необходимо учитывать, что в соответствии со ст.18 Закона РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация, не влияют на жилищные права граждан, в том числе на право бесплатной приватизации жилья.

При этом, просит учесть что занимаемое им жилое помещение не укомплектовано мебелью, постельным бельем, расходы по содержанию занимаемого жилого помещения истец по делу несет самостоятельно, то есть статус общежития в соответствии с требованиями ст.94 ЖК РФ отсутствует.

Также пояснил что вселился в занимаемое помещение на основании ордера <Номер обезличен> от <Дата обезличена> года, Краснодарским Отделением перевозки почты на жилое помещение <Номер обезличен>, в доме <Номер обезличен> по <...>. В соответствии с техническим паспортом Филиала ГУП КК «Крайтехинвентаризация» по городу Краснодару жилое помещение состоит из одного шкафа площадью 0,5кв.м. и жилой комнаты площадью- 16,8м2.

Истец постоянно проживает в указанном помещении, ранее в бесплатной приватизации не участвовал, другого жилого помещения в собственности не имеет, что подтверждается справкой УФГРС по Краснодарскому краю. Согласно паспортных данных Козак Ю.И. постоянно зарегистрирован по данному адресу с <Дата обезличена> года.

Ответчик, через своего представителя в судебном заседании заявленные требования не признал и пояснил. Согласно ч.1 ст.1 Федерального закона от 14.11.2002г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации и ст.24 Федерального Закона от 17.07.1999г. № 176-ФЗ «О почтовой связи» имущество организаций федеральной почтовой связи, включая средства почтовой связи, является федеральной собственностью и приватизации не подлежит» и на основании изложенного ФГУП «Почта России» не имеет правовых оснований для проведения процедуры приватизации занимаемых специализированных жилых помещений.

Ответчик, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещен о дате рассмотрения дела, о причинах неявки суд не уведомил о рассмотрении дела в его отсутствии не просил, в связи с чем суд выслушав мнение участников процесса пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствии не явившейся стороны.

В судебном заседании суд выслушав стороны, исследовав представленные доказательства приходит к выводу о наличии достаточных правовых и объективных оснований для удовлетворения заявленных требований.

В судебном заседании установлено что на основании ордера от <Номер обезличен> от <Дата обезличена> года, выданного Краснодарским Отделением перевозки почты истцу предоставлено жилое помещение <Номер обезличен>, общей площадью 17,3 кв.м,(жилая -16,8 кв.м.) в доме <Номер обезличен> по <...> в <...>. В соответствии с техническим паспортом Филиала ГУП КК «Крайтехинвентаризация» по городу Краснодару жилое помещение состоит из одного шкафа площадью 0,5кв.м. и жилой комнаты площадью- 16,8м2.

С 1985 года истец постоянно проживает в указанном помещении, ранее в бесплатной приватизации не участвовал, другого жилого помещения в собственности не имеет, что подтверждается справкой УФГРС по Краснодарскому краю. Согласно паспортных данных Козак Ю.И. постоянно зарегистрирован по данному адресу с <Дата обезличена>

В силу ст.94 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы, обучения. Жилые помещения в общежитиях укомплектовываются мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами. Как установлено общежитие, расположенное по <...> не укомплектовано, выдача постельного белья не производится, ремонт в помещениях, занимаемых жильцами, делается за счет самих жильцов, то есть статус общежития в соответствии с требованиями ст.94 ЖК РФ утрачен.

В соответствии со ст.671 ГК РФ, по договору найма жилого помещения одна сторона- собственник жилого помещения или уполномоченное им лицо (наймодатель) –обязуется предоставить другой стороне- нанимателю жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.

Таким образом, истцу жилое помещение было предоставлено лицом, обладающим правами наймодателя, ими надлежащим образом исполнялись обязанности нанимателей жилых помещений, предусмотренные ст.678 ГК РФ. Следовательно между сторонами фактически заключен договор найма спорного помещения.

Согласно ст.19 ЖК РФ к жилищному фонду относятся жилые помещения, находящиеся на территории РФ. В соответствии со ст.92 ЖК РФ специализированный жилищный фонд, к которому относятся общежития, является составляющим в этом жилищном фонде.

Согласно плана приватизации, как объект социально-бытового назначения, здание общежития по <...> в <...> ГПСИ «Россвязьинформ» передало в муниципальную собственность в <Дата обезличена>, в соответствии со ст.18 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ».

Общежития, принадлежащие государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и переданные в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу Закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договору социального найма.

Ответчиком же в судебном заседании не предоставлено доказательство о возобновлении статуса общежития.

Территориальное управление Росимущества по городу Москва и Краснодарскому краю сообщили об отсутствии в реестре федерального имущества здания общежития, расположенного <...>.

Распоряжением Правительства РФ № 1453-р от 17.10.2002г было указано, что всем федеральным государственным унитарным предприятиям, имеющим на балансе объекты ЖКХ, завершить до 31.12.2004 года передачу указанных объектов в муниципальную собственность в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 235 от 07.03.1995 года.

На основании ст.7 ФЗ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным и муниципальным предприятиям, либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, переданные в ведение органов местного самоуправления применяются норма ЖК РФ о договоре социального найма. Таким образом, если бы в соответствии с действующим законодательством, здание общежития по <...> находилось в настоящее время в собственности муниципалитета, то жильцы имели бы право приватизировать занимаемые ими жилые помещения.

В соответствии с Определением ВС РФ от 02.09.2008г, при применении ст.7 ФЗ от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» для решения вопроса приватизации не имеют правового значения доводы о том, что договор социального найма не оформлен, дом не исключен из специализированного жилищного фонда, поскольку право граждан на приватизацию не может ставиться в зависимость от без действия органов местного самоуправления по оформлению договоров социального найма, а также оформления уже изменившегося статуса жилищного фонда в РФ.

В соответствии со ст.2 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане, проживающие в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, имеют право приобрести эти помещения в собственность.

Приватизации подлежат жилые помещения в домах, находящихся в муниципальной и федеральной собственности, а также в ведомственном жилом фонде.

Согласно ст.18 Закона РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация, не влияют на жилищные права граждан, в том числе на право бесплатной приватизации жилья.

В судебном заседании установлено, что на день рассмотрения дела здание по <...> является федеральной собственностью. Что касается ст.24 ФЗ «О почтовой связи», на которую ссылается ответчик, данная статья регулирует имущественные отношения, связанные с производственной деятельностью по предоставлению почтовых услуг, и не имеет отношения к жилищному фонду.

В соответствии с рекомендациями Пленума ВС РФ, указанными в абзаце Обзора судебной практики от 15.02.1994 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с приватизацией гражданами жилых помещений» предприятия, в хозяйственном ведении которых находятся жилые дома, вправе принимать решения о разрешении гражданам приватизировать служебные помещения и коммунальные квартиры самостоятельно, не обращаясь к местной администрации, которая выдала ордер на данную квартиру.

В силу ст. 254 ГПК РФ граждане вправе оспорить в суде решения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Истца вселили на основании ордера, он ранее не участвовал в приватизации, таким образом, истец имеет право на участие в приватизации.

В соответствии со ст.445 ч.4 ГК РФ, если сторона, для которой заключение договора обязательно уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованиями о понуждении заключить договор.

Исходя из смысла преамбулы и ст.ст. 1,2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с такими требованиями.

При таких обстоятельствах, у суда нет оснований к отказу в удовлетворении исковых требований, заявленных истцом.

Кроме того, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы согласно ст.98 ГПК РФ в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 800 рублей.

Руководствуясь Законом РФ « О приватизации жилищного фонда в РФ» от <Дата обезличена> года с последующими изменениями и дополнениями; ст. 19 ЖК РФ; ст. 671 ГК РФ; ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным отказ ФГУП «Почта России» в лице УФПС Краснодарского края – филиал ФГУП «Почта России» в приватизации жилого помещения <Номер обезличен> дома <Номер обезличен> по <...>.

Признать за Козак Ю.И. право собственности на жилое помещение <Номер обезличен>, общей площадью 17,3 кв.м., состоящее из помещения <Номер обезличен> – жилая комната, площадью -16,8 кв.м., помещения <Номер обезличен>, шкаф, площадью – 0,5 кв.м., и мест общего пользования площадью 3,67 кв.м.(3,39+0,28) в доме <Номер обезличен> по <...>.

Взыскать с ответчика по делу в пользу истца судебные расходы на представителя в сумме 10 000 рублей и расходы по госпошлине 800 рублей.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 10 дней через Прикубанский районный суд г. Краснодара

Председательствующий:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200