Категория - 20
К делу №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Краснодар
Прикубанский районный суд в составе:
Судьи Палянчук Т.А.
при секретаре Ремизовой А.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кравченко Оксаны Алексеевны в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери Каменецкой Клары Дмитриевны к ФГУП «Почта России» в лице Управления федеральной почтовой связи Краснодарского края– филиал ФГУП «Почта России», Федеральному агентству по управлению государственным имуществом г.Москва, территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю, 3-е лицо: управление по вопросам семьи и детства администрации МО г. Краснодар о признании незаконным отказа в приватизации и признании права собственности на занимаемое помещение,
У С Т А Н О В И Л:
Кравченко О.А. в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери Каменецкой К.Д. обратилась в суд с исковым требованием к ФГУП «Почта России в лице Управления почтовой связи Краснодарского края- филиал ФГУП «Почта России», Территориального управления Росимущества г.Москва, Территориального управления Росимущества по Краснодарскому краю о признании отказа в приватизации комнаты № по адресу: <адрес> – незаконным, о признании право собственности за Кравченко О.А. и Каменецкой К.Д. по ? доли каждой на жилое помещение №, общей площадью 17.3 кв.м., жилой площадью -16.2 кв.м., состоящее из жилой комнаты площадью 16.2 кв.м. и двух шкафов – 0,5 кв.м.и 0,6 кв.м., и мест общего пользования площадью 1,82 кв.м.(1,54+0,28) в <адрес> в <адрес> и взыскании с ответчика по делу в пользу истца судебные расходы на представителя в сумме 15 000 рублей и расходы по госпошлине 200 рублей.
Требования мотивированы тем, что на момент вселения истцов дом, постройки 1971 года, расположенный по <адрес> в <адрес>, не имел статус общежития и находился на балансе ГУ УФПС Краснодарского края, которое было создано Распоряжением Комитета по управлению федеральным имуществом Краснодарского края за № от ДД.ММ.ГГГГ перешедшая часть государственного имущества от ГПСИ «Россвязьинформ», была закреплена за ГУ УФПС Краснодарского края на праве оперативного управления. Также было установлено, что ГУ УФПС Краснодарского края является правопреемником всех имущественных прав и обязанностей почтовой связи ГПСИ «Россвязьинформ» по Краснодарскому краю.
Здание общежития Государственным предприятием по связи информатики «Россвязьинформ», согласно плану приватизации, как объект социально-бытового назначения, было передано в муниципальную собственность в 1994 году, в соответствии со ст.18 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ». В связи с чем, утратило статус общежития в силу Закона.
Впоследствии в нарушение действующего законодательства Городская Дума Краснодара своим Решением от 21.10.1998 года исключила из реестра муниципальной собственности здание общежития по адресу <адрес>, с передачей Государственному учреждению- управлению федеральной почтовой связи Краснодарского края. Однако, данная передача состоялась без обратной процедуры возобновления статуса общежития.
Позже, в связи с концепцией реструктуризации организаций почтовой связи, согласно Распоряжения Правительства РФ за № 885-р от 23.06.2002 года был создан новый оператор почтовой связи ФГУП «Почта России».
Распоряжением Министерства имущественных отношений РФ за № 3415-р от 04.08.2003 года имущество, закрепленное на праве оперативного управления за ГУ УФПС Краснодарского края было передано ФГУП «Почта России» и закреплено за последним на праве хозяйственного ведения.
Истцы обратились с заявлением в Территориальное управление Росимущества в гор. Москве, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю, ФГУП «Почта России» о передаче в собственность занимаемой комнаты №, расположенной в здании по адресу: <адрес>.
На свои обращения получили от ФГУП «Почта России» отказ о передаче в собственность занимаемой комнаты. Свой отказ вышеуказанная организация мотивировали тем, что согласно ч.1 ст.1 Федерального закона от 14.11.2002г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации и ст.24 Федерального Закона от 17.07.1999г. № 176-ФЗ «О почтовой связи» имущество организаций федеральной почтовой связи, включая средства почтовой связи, является федеральной собственностью и приватизации не подлежит» и на основании изложенного ФГУП «Почта России» не имеет правовых оснований для проведения процедуры приватизации занимаемых Вами специализированных жилых помещений.
Истцы с отказом не согласны, считают его нарушением их прав. В связи с чем вынуждены обратиться в суд.
В судебном заседании представитель истцов Арчебасова В.А. заявленные требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении и пояснила, что истцы вселена на законных основаниях, на основании письма Краснодарского Почтамта от ДД.ММ.ГГГГ № им было предоставлено жилое помещение №, в <адрес> в <адрес>. В соответствии с техническим паспортом Филиала ГУП КК «Крайтехинвентаризация» по городу Краснодару жилое помещение состоит из двух шкафов площадью 0,5кв.м и 0,6кв.м.. и жилой комнаты площадью- 16,2м2.
Истцы постоянно проживают в указанном помещении, ранее в бесплатной приватизации не участвовали, другого жилого помещения в собственности не имеют, что подтверждается справкой УФГРС по Краснодарскому краю. Согласно паспортных данных истцы постоянно зарегистрированы по данному адресу.
Представитель ответчика по доверенности с требованиями истца не согласился, мотивируя свой отказ тем, что согласно ч.1 ст.1 Федерального закона от 14.11.2002г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации и ст.24 Федерального Закона от 17.07.1999г. № 176-ФЗ «О почтовой связи» имущество организаций федеральной почтовой связи, включая средства почтовой связи, является федеральной собственностью и приватизации не подлежит» и на основании изложенного ФГУП «Почта России» не имеет правовых оснований для проведения процедуры приватизации занимаемых истцами специализированных жилых помещений.
Представитель Федерального агентства по управлению государственным имуществом г.Москва и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещены о дате рассмотрения дела, о причинах неявки суд не уведомили о рассмотрении дела в их отсутствии не просили. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных ответчиков.
Представитель управления по вопросам семьи и детства в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, просила исковые требования удовлетворить.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.2 Закона РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» - приватизации подлежит жилищный фонд государственных предприятий.
Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находившийся в хозяйственном ведении предприятий или в оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, а до 1 марта 2005 года на основании ордера на занятие по найму жилой площади в общежитии (ст.109 ЖК РСФСР), вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.19 ЖК РФ к жилищному фонду относятся жилые помещения, находящиеся на территории РФ. В соответствии со ст.92 ЖК РФ специализированный жилищный фонд, к которому относятся общежития, является составляющим в этом жилищном фонде.
Согласно ст.7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным и муниципальным предприятиям, либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, переданные в ведение органов местного самоуправления применяются норма ЖК РФ о договоре социального найма.
Кроме того, Законом РФ от 23.12.1992 года № 4199-1 в ст. 18 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» внесены изменения, в соответствии с которыми при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении или оперативном управлении предприятий, учреждений должен быть передан в хозяйственное ведение и оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав на приватизацию жилья.
В соответствии с рекомендациями Пленума Верховного Суда РФ постановление от 24.08.1993 года № 8 (в редакции постановлений Пленума ВС РФ от 21.12.1993 года № 11, от 25.10.1996 года № 10, от 06.02.2007 года № 6) было дано разъяснение, что при решении вопроса о правомерности отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, необходимо учитывать, что в соответствии со ст.18 Закона РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация, не влияют на жилищные права граждан, в том числе на право бесплатной приватизации жилья.
Судом установлено, что на основании письма от ДД.ММ.ГГГГ № Краснодарского почтамта Кравченко Оксане Алекссевне (добрачная фамилия Каменецкая) и ее несовершеннолетней дочери Каменецкой Кларе Дмитриевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, было предоставлено жилое помещение №, общей площадью 17,3 кв.м,(жилая -16,2 кв.м.) в <адрес> в <адрес>.
В соответствии с техническим паспортом Филиала ГУП КК «Крайтехинвентаризация» по городу Краснодару жилое помещение состоит из двух шкафов площадью по 0,5кв.м. и 0,6 кв.м., жилой комнаты площадью 16,2м2.
С 2001 года истцы постоянно проживают в указанном помещении, ранее в бесплатной приватизации не участвовали, другого жилого помещения в собственности не имеют, что подтверждается справкой УФГРС по Краснодарскому краю. Согласно паспортных данных истцы постоянно зарегистрированы по данному адресу.
В силу ст.94 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы, обучения. Жилые помещения в общежитиях укомплектовываются мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами. Как установлено общежитие, расположенное по <адрес> в <адрес> не укомплектовано, выдача постельного белья не производится, ремонт в помещениях, занимаемых жильцами, делается за счет самих жильцов, то есть статус общежития в соответствии с требованиями ст.94 ЖК РФ утрачен.
В соответствии со ст.671 ГК РФ, по договору найма жилого помещения одна сторона- собственник жилого помещения или уполномоченное им лицо (наймодатель) –обязуется предоставить другой стороне- нанимателю жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.
Таким образом, истцам жилое помещение было предоставлено лицом, обладающим правами наймодателя, ими надлежащим образом исполнялись обязанности нанимателей жилых помещений, предусмотренные ст.678 ГК РФ.
Следовательно, между сторонами фактически заключен договор найма спорного помещения.
Согласно плану приватизации, как объект социально-бытового назначения, здание общежития по <адрес> в <адрес> ГПСИ «Россвязьинформ» передало в муниципальную собственность в 1994 году, в соответствии со ст.18 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в РФ».
Общежития, принадлежащие государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и переданные в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу Закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договору социального найма.
Ответчиком не предоставлено доказательств о возобновлении статуса общежития.
Теруправления Росимущества по г.Москва и Краснодарскому краю сообщили об отсутствии в реестре федерального имущества здания общежития, расположенного в <адрес>.
Распоряжением Правительства РФ № 1453-р от 17.10.2002г было указано, что всем федеральным государственным унитарным предприятиям, имеющим на балансе объекты ЖКХ, завершить до 31.12.2004 года передачу указанных объектов в муниципальную собственность в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 235 от 07.03.1995 года.
На основании ст.7 ФЗ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным и муниципальным предприятиям, либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, переданные в ведение органов местного самоуправления применяются норма ЖК РФ о договоре социального найма. Таким образом, если бы в соответствии с действующим законодательством, здание общежития по <адрес> в <адрес> находилось в настоящее время в собственности муниципалитета, то жильцы имели бы право приватизировать занимаемые ими жилые помещения.
В соответствии с Определением ВС РФ от 02.09.2008г. при применении ст.7 ФЗ от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» для решения вопроса приватизации не имеют правового значения доводы о том, что договор социального найма не оформлен, дом не исключен из специализированного жилищного фонда, поскольку право граждан на приватизацию не может ставиться в зависимость от бездействия органов местного самоуправления по оформлению договоров социального найма, а также оформления уже изменившегося статуса жилищного фонда в РФ.
Согласно ст.18 Закона РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация, не влияют на жилищные права граждан, в том числе на право бесплатной приватизации жилья.
Судом установлено, что на день рассмотрения дела здание по <адрес> в <адрес> является федеральной собственностью.
Что касается ст.24 ФЗ «О почтовой связи», на которую ссылается ответчик, данная статья регулирует имущественные отношения, связанные с производственной деятельностью по предоставлению почтовых услуг, и не имеет отношения к жилищному фонду.
В соответствии с рекомендациями Пленума ВС РФ, указанными в абзаце Обзора судебной практики от 15.02.1994 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с приватизацией гражданами жилых помещений» предприятия, в хозяйственном ведении которых находятся жилые дома, вправе принимать решения о разрешении гражданам приватизировать служебные помещения и коммунальные квартиры самостоятельно, не обращаясь к местной администрации, которая выдала ордер на данную квартиру.
В силу ст. 254 ГПК РФ граждане вправе оспорить в суде решения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Истцы вселились на основании письма, они ранее не участвовали в приватизации, таким образом, истцы имеют право на участие в приватизации.
Исходя из смысла преамбулы и ст.ст. 1,2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с такими требованиями.
При таких обстоятельствах, у суда нет оснований к отказу в удовлетворении исковых требований, заявленных истцом.
Кроме того, с ответчика в пользу истицы подлежат взысканию судебные расходы согласно ст.98 ГПК РФ в пользу истицы подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать отказ ФГУП «Почта России», Территориального управления Росимущества г.Москва, Территориального управления Росимущества по Краснодарскому краю в приватизации комнаты № по адресу: <адрес>,д.237 – незаконным.
Признать право собственности за Кравченко Оксаной Алексеевной, Каменецкой Кларой Дмитриевной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по ? доли каждой на жилое помещение №, общей площадью 17,3 кв.м., жилой площадью -16,2 кв.м., состоящее из жилой комнаты площадью 16,2 кв.м. и двух шкафов -0,5 и 0,6 кв.м.; и мест общего пользования площадью 1,82 кв.м.(1,54+0,28) в <адрес> в <адрес>.
Взыскать с ответчика в пользу истицы судебные расходы на представителя в сумме 10 000 рублей, и расходы по госпошлине 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 10 дней через Прикубанский районный суд г. Краснодара
Судья -