К делу №
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской ФедерацииДД.ММ.ГГГГ г.Краснодар
Прикубанский районный суд города Краснодара в составе:
председательствующего Бодровой Н.Ю.
при секретаре Красулиной О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Корниенко А.М., Рязанова А.Ю. о рассмотрении индивидуального служебного спора, признании незаконными заключения по результатам проведения служебной проверки и приказа об усилении исполнительской дисциплины, об отмене приказа об усилении исполнительской дисциплины,
У С Т А Н О В И Л:
Корниенко А.М. и Рязанов А.Ю. обратились в суд с заявлением о рассмотрении индивидуального служебного спора, признании незаконными заключения по результатам проведения служебной проверки и приказа об усилении исполнительской дисциплины, об отмене приказа об усилении исполнительской дисциплины. Требования мотивированы тем, что заявители являются должностными лицами – государственными гражданскими служащими Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по КК и Республике Адыгея. В адрес руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по КК и Республике Адыгея ДД.ММ.ГГГГ поступило представление прокуратуры Краснодарского края «Об устранении нарушений законодательства о государственном контроле «надзоре)» от ДД.ММ.ГГГГ №, по фактам изложенным в котором, была проведена служебная проверка. В ходе проведения служебной проверки нашли свое подтверждение нарушения, изложенные в вышеуказанном представлении, по мнению прокуратуры и комиссии, проводившей служебную проверку, допущенные, в том числе, при оформлении результатов государственного карантинного фитосанитарного обследования веников из сорго, принадлежащих ИП Павленко А.В. Приказом Управления № от ДД.ММ.ГГГГ «Об усилении исполнительской дисциплины» нам было вынесено предупреждение о недопущении фактов ненадлежащего осуществления полномочий по государственному карантинному фитосанитарному контролю. Заявители считают заключение по результатам проведённой служебной проверки необоснованным, а приказ Управления № от ДД.ММ.ГГГГ «Об усилении исполнительской дисциплины» подлежащим отмене по следующим основаниям. В соответствии со ст. 69 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон № 79-ФЗ) индивидуальный служебный спор – неурегулированные между представителем нанимателя и гражданским служащим разногласия по вопросам применения законов. Заседание комиссии с их участием состоялось ДД.ММ.ГГГГ, в этот же день им вручили копию протокола заседания этой комиссии. Согласно этому протоколу единогласным решением комиссии заявителям в заявленных требованиях отказано, в связи, с чем заявители вынуждены обратиться с настоящим заявлением в суд и просить признать выводы и заключение комиссии, изложенные в заключении по результатам проведения служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ необоснованными и, как следствие, недействительными, за исключением вывода комиссии о допущенных А.Ю.Рязановым нарушениях при оформлении акта государственного карантинного фитосанитарного контроля, признать незаконным и отменить приказ Управления № от ДД.ММ.ГГГГ «Об усилении исполнительской дисциплины», предоставить разъяснения по вопросам реализации нами функций по государственному карантинному фитосанитарному контролю в дальнейшем и порядку действий в аналогичных ситуациях.
В судебном заседании заявитель Корниенко А.М. поддержал заявленные требований в полном объеме, просил их удовлетворить.
В судебном заседании заявитель Рязанов А.Ю. поддержал заявленные требований в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица – Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея по доверенности Доттуева Я.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица – прокуратуры Краснодарского края в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом, о причине неявки суд не уведомил.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО6 пояснил, что это была не проверка, а обследование. Не жалоба, а сообщение граждан. Был произведен отбор насекомых, поскольку последствия не проведения исследования могут быть плачевными. Проведение обследований должны быть регулярными. Без проведения регулярных и систематических обследований невозможно.
Суд, выслушав участников процесса, свидетеля, исследовав материалы дела, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Корниенко А.М. и Рязанов А.Ю. являются должностными лицами – государственными гражданскими служащими Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, а именно А.Ю. Рязанов замещает должность государственной гражданской службы заместителя начальника Краснодарского межрайонного отдела ветеринарного и фитосанитарного надзора по фитонадзору, а А.М. Корниенко, замещает должность государственного инспектора надзора в области карантина растений Краснодарского межрайонного отдела ветеринарного и фитосанитарного надзора (в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ замещал должность начальника Краснодарского межрайонного отдела ветеринарного и фитосанитарного надзора).
В адрес Руководителя Управления ДД.ММ.ГГГГ поступило представление прокуратуры Краснодарского края «Об устранении нарушений законодательства о государственном контроле (надзоре)» от ДД.ММ.ГГГГ №, по фактам, изложенным в котором, была проведена служебная проверка.
В ходе проведения служебной проверки нашли свое подтверждение нарушения, изложенные в вышеуказанном представлении, по мнению прокуратуры и комиссии, проводившей служебную проверку, допущенные нами, в том числе, при оформлении результатов государственного карантинного фитосанитарного обследования веников из сорго, принадлежащих ИП Павленко А.В.
Приказом Управления № от ДД.ММ.ГГГГ «Об усилении исполнительской дисциплины» им было вынесено предупреждение о недопущении фактов ненадлежащего осуществления полномочий по государственному карантинному фитосанитарному контролю.
Суд, удовлетворяя требования заявителей, считает заключение по результатам проведённой служебной проверки - необоснованным, а приказ Управления № от ДД.ММ.ГГГГ «Об усилении исполнительской дисциплины» подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно распоряжения начальника Краснодарского межрайонного отдела А.М.Корниенко от ДД.ММ.ГГГГ № А.Ю.Рязанову и ФИО7, государственному инспектору надзора в области карантина растений Краснодарского межрайонного отдела ветеринарного и фитосанитарного надзора, было поручено проведение мероприятия по контрольному обследованию веников из сорго с целью установления их карантинного фитосанитарного состояния, адрес: <адрес>, место №, территория рынка «<данные изъяты>».
ДД.ММ.ГГГГ А.Ю.Рязанов и ФИО7 провели по указанному в распоряжении адресу государственный карантинный фитосанитарный контроль веников из сорго в количестве 500 штук, на которых были отобраны имеющиеся там насекомые и ДД.ММ.ГГГГ переданы в ФГУ «Краснодарская МВЛ» для проведения карантинной экспертизы.
Согласно свидетельству карантинной экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ, выданному ФГУ «Краснодарская МВЛ», в исследованных вениках из сорго карантинные объекты не обнаружены, выявлен некарантинный объект «Сеноед» Liposcelis sp. - 3 живых имаго.
На основании заключения ФГУ «Краснодарская МВЛ» № от ДД.ММ.ГГГГ А.Ю.Рязанов ДД.ММ.ГГГГ составил Акт государственного карантинного фитосанитарного контроля подкарантинного объекта, один экземпляр которого вручил ФИО8.
При рассмотрении фактов, изложенных в представлении прокуратуры Краснодарского края было установлено следующее.
В представлении прокуратура указывает на то, что «сотрудниками Управления проведена внеплановая выездная проверка деятельности индивидуального предпринимателя ФИО8 без согласования с органами прокуратуры РФ».
Данный довод прокуратуры не находит своего подтверждения по следующим основаниям: распоряжение начальника Краснодарского межрайонного отдела
А.М.Корниенко от ДД.ММ.ГГГГ № выдано на проведение мероприятия по контрольному обследованию веников из сорго с целью установления их карантинного фитосанитарного состояния, адрес: <адрес>, место №, территория рынка «<данные изъяты>», а не на проведение внеплановой выездной проверки ИП ФИО8; в распоряжении на проведение мероприятия по контрольному обследованию веников из сорго с целью установления их карантинного фитосанитарного состояния от ДД.ММ.ГГГГ № в качестве нормативно-правового обоснования на проведение этого мероприятия отсутствует ссылка на Федеральный Закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (далее - Закон № 294-ФЗ); по результатам проведённого мероприятия по контрольному обследованию, на основании заключения ФГУ «Краснодарская МВЛ» № от ДД.ММ.ГГГГ, был составлен Акт государственного карантинного фитосанитарного контроля подкарантинного объекта от ДД.ММ.ГГГГ, а не «Акт проверки органом государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя составление которого предусмотрено Законом № 294-ФЗ; результатами проведённого мероприятия по контрольному обследованию не явились: составление протокола об административном правонарушении, ведение производства по делу об административном правонарушении в отношении ИП ФИО8, решение о признании ФИО8 виновной в совершении правонарушения и привлечение ИП ФИО8 к административной ответственности.
В обоснование действий должностных лиц Краснодарского межрайонного отдела А.Ю.Рязанова и ФИО7 по признанию их контрольным карантинным фитосанитарным обследованием, указано, что согласно ст. 5 Федерального закона от 15.07.2000 № 99-ФЗ "О карантине растений" «федеральный орган исполнительной власти по обеспечению карантина растений в интересах Российской Федерации обеспечивает соблюдение карантина растений и осуществляет государственный карантинный фитосанитарный контроль на территории Российской Федерации».
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 327 функции по контролю и надзору в сфере карантина растений осуществляет Федеральная служба по ветеринарному надзору и фитосанитарному надзору.
Как указано в п. 4. Правил проведения карантинных фитосанитарных обследований утверждённых приказом Минсельхоза РФ от 22.04.2009 № 160 «карантинные фитосанитарные обследования под разделяются на контрольные карантинные фитосанитарные обследования и систематические карантинные фитосанитарные обследования. Контрольные обследования проводятся территориальными управлениями Россельхознадзора в целях установления (уточнения) границ карантинной фитосанитарной зоны или зоны, свободной от карантинных объектов, а также осуществления контроля за соблюдением владельцами подкарантинных объектов требований законодательства Российской Федерации и международных актов в области карантина растений».
В рассматриваемом случае должностными лицами территориального управления Россельхознадзора (А.Ю.Рязанов и ФИО7) проведено контрольное обследование в целях осуществления контроля за соблюдением владельцем (ИП ФИО8) требований законодательства РФ.
Согласно ст. 16 ФЗ от 15.07.2000 № 99-ФЗ "О карантине растений" «Права должностных лиц, осуществляющих государственный карантинный фитосанитарный контроль» государственный карантинный фитосанитарный контроль осуществляют должностные лица федерального органа исполнительной власти по обеспечению карантина растений; должностные лица, осуществляющие государственный карантинный фитосанитарный контроль, в пределах своей компетенции имеют право: беспрепятственно посещать подкарантинные объекты, принадлежащие индивидуальным предпринимателям и гражданам, подкарантинные объекты независимо от организационно-правовых форм и форм собственности организаций, которым принадлежат такие объекты, а также территории, на которых указанные объекты находятся, в том числе территории воинских частей, объекты федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, пожарной безопасности, таможенного дела, охраны Государственной границы Российской Федерации; получать от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, индивидуальных предпринимателей и граждан документированную информацию, касающуюся карантина растений; проводить карантинное фитосанитарное обследование подкарантинных объектов и досмотр подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), в том числе в местах ее заготовки и отправки; проводить отбор образцов и (или) проб с подкарантинных объектов.
Судом установлено, что в данном случае исполнение положений ст. 16 Федерального закона от 15.07.2000 № 99-ФЗ "О карантине растений" А.Ю.Рязановым и ФИО7 соблюдено.
В соответствии с п. 6 Правил проведения карантинных фитосанитарных обследований утверждённых приказом Минсельхоза РФ от 22.04.2009 № 160 «экспертизу образцов (проб), отобранных при контрольном обследовании, проводят федеральные государственные учреждения, подведомственные Россельхознадзору».
В данном случае экспертизу образцов проводило подведомственное Россельхознадзору ФГУ «Краснодарская МВЛ».
В соответствии п. 8 Правил проведения карантинных фитосанитарных обследований утверждённых приказом Минсельхоза РФ от 22.04.2009 № 160 «контрольные обследования проводятся в случае, установленном п. 5 настоящих правил», а пункт 5 Правил проведения карантинных фитосанитарных обследований утверждённых приказом Минсельхоза РФ от 22.04.2009 № 160, в свою очередь, гласит: «При обнаружении карантинных объектов или признаков, указывающих на их наличие, владельцы, пользователи подкарантинных объектов информируют об этом территориальное управление Россельхознадзора».
В данном случае пользователь подкарантинного объекта (ФИО9) информировал Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея об обнаруженных им карантинных объектах.
В соответствии с п. 12 Правил проведения карантинных фитосанитарных обследований утверждённых приказом Минсельхоза РФ от 22.04.2009 № 160 «уполномоченное должностное лицо территориального управления Россельхознадзора при проведении контрольных обследований подкарантинных объектов, принадлежащих физическим лицам, проверяет наличие на них карантинных объектов», а в соответствии с п. 13 Правил проведения карантинных фитосанитарных обследований утверждённых приказом Минсельхоза РФ от 22.04.2009 № 160, в свою очередь «для идентификации видового состава выявленных карантинных объектов уполномоченное должностное лицо территориального управления Россельхознадзора отбирает образцы выявленных карантинных объектов и направляет их в ФГУ».
В рассматриваемом случае исполнение пунктов 12 и 13 Правил проведения карантинных фитосанитарных обследований утверждённых приказом Минсельхоза РФ от 22.04.2009 № 160 А.Ю.Рязановым и ФИО7 соблюдено.
В силу п. 14 Правил проведения карантинных фитосанитарных обследований утверждённых приказом Минсельхоза РФ от 22.04.2009 № 160 «по результатам проведенного контрольного обследования уполномоченное должностное лицо территориального управления Россельхознадзора оформляет акт государственного карантинного фитосанитарного контроля подкарантинного объекта».
А.Ю.Рязановым был составлен Акт государственного карантинного фитосанитарного контроля подкарантинного объекта от ДД.ММ.ГГГГ.
В представлении прокуратура указывает на то, что в нарушение ч.5 ст. 10 Закона № 294-ФЗ («внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 2 части 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей») и п. 37 Административного регламента Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору («внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого или среднего предпринимательства, может быть проведена по основаниям, указанным в абзацах втором и третьем пункта 34.2 Регламента, после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей»).
Данный довод прокуратуры у суда не находит своего подтверждения по основаниям, изложенным выше, и по причине того, действия должностных лиц Краснодарского межрайонного отдела А.Ю.Рязанова и ФИО7 являются действиями по проведению контрольного карантинного фитосанитарного обследования, а не действиями по проведению внеплановой выездной проверки.
В представлении прокуратура указывает на то, что «распоряжение начальника Краснодарского межрайонного отдела А.М.Корниенко от ДД.ММ.ГГГГ № Р 1-3-21/27/1 о проведении проверки не соответствует п.п. 2-8 ч. 2 ст. 14 Закона № 294-ФЗ и п. 27 Административного регламента Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору».
Однако данное распоряжение является распоряжением на проведение «мероприятия по контрольному обследованию», а не на проведение «внеплановой выездной проверки индивидуального предпринимателя», а вышеперечисленные пункты Закона № 294-ФЗ и Административного регламента устанавливают порядок подготовки и оформления распоряжений на проведение проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, данный довод прокуратуры не находит своего подтверждения у суда, как и довод о том, что «Копия распоряжения о проведении проверки ИП ФИО8 не вручена, что не соответствует ч.3 ст. 14 Закона № 294-ФЗ», поскольку сама проверка фактически не проводилась, действия А.Ю.Рязанова и ФИО7 регламентированы Правилами проведения карантинных фитосанитарных обследований, которыми, в свою очередь, не предусмотрена обязательность вручения копии распоряжения о проведении мероприятия по контрольному обследованию владельцу или пользователю подкарантинного объекта.
В представлении прокуратура указывает на то, что «акт по результатам проверки деятельности ИП ФИО8 не составлялся, копия акта ей не вручалась, что противоречит ч.ч. 1, 4 ст. 16 Закона № 294-ФЗ».
Как было отмечено выше, А.Ю.Рязановым и ФИО7 было проведено контрольное карантинное фитосанитарное обследование, а не внеплановая выездная проверка, по результатам которого А.Ю.Рязановым был составлен Акт государственного карантинного фитосанитарного контроля подкарантинного объекта от ДД.ММ.ГГГГ, копия которого ФИО8 вручена.
Таким образом, данный довод прокуратуры не нашел своего подтверждения у суда.
Однако, комиссия, проводившая служебную проверку не приняла во внимание письменные и устные объяснения заявителей; в своем заключении от ДД.ММ.ГГГГ описанные ими выше факты не отразила; квалифицировала их действия как проведение мероприятия по контролю, установленному Законом № 294-ФЗ; вынесла решение о том, что они ненадлежащим образом осуществляли полномочия по государственному карантинному фитосанитарному контролю.
На основании вышеизложенное, суд полагает заявленные требования удовлетворить, признать выводы и заключение комиссии, изложенные в заключении по результатам проведения служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ необоснованными и как следствие, недействительными, за исключением вывода комиссии о допущенных А.Ю.Рязановым нарушениях при оформлении акта государственного карантинного фитосанитарного контроля, признать незаконным и отменить приказ Управления №-Д от ДД.ММ.ГГГГ «Об усилении исполнительской дисциплины», предоставить разъяснения по вопросам реализации нами функций по государственному карантинному фитосанитарному контролю в дальнейшем и порядку действий в аналогичных ситуациях.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявленные требования Корниенко А.М., Рязанова А.Ю. о рассмотрении индивидуального служебного спора, признании незаконными заключения по результатам проведения служебной проверки и приказа об усилении исполнительской дисциплины, об отмене приказа об усилении исполнительской дисциплины - удовлетворить.
Признать выводы и заключение комиссии, изложенные в заключении по результатам проведения служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ необоснованными и как следствие, недействительными, за исключением вывода комиссии о допущенных А.Ю.Рязановым нарушениях при оформлении акта государственного карантинного фитосанитарного контроля.
Признать незаконным и отменить приказ Управления № от ДД.ММ.ГГГГ «Об усилении исполнительской дисциплины».
Предоставить разъяснения по вопросам реализации нами функций по государственному карантинному фитосанитарному контролю в дальнейшем и порядку действий в аналогичных ситуациях.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Прикубанский районный суд г. Краснодара в течение 10 дней.
Председательствующий: подпись