Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕНМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ г. Краснодар
Прикубанский районный суд города Краснодара в составе:
председательствующего Сорокодумовой Н.А.,
при секретаре Фатько Е.М.,
с участием истца Ливчан В.В.,
представителя ответчика воинской части 3703 Масальского С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ливчан В.В. к Войсковой части №, к Министерству Финансов РФ о взыскании единовременного пособия,
установил:
Ливчан В.В. обратился в Прикубанский районный суд г. Краснодара с иском к войсковой части № 3703 и Министерству Финансов РФ о взыскании единовременного пособия.
Исковые требования Ливчан В.В. мотивированы следующим.
Он до ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в войсковой части 3703 и состоял на всех видах довольствия. Ранее, в различные периоды, он направлялся в служебные командировки в Чеченскую республику для участия в контртеррористической операции по разоружению незаконных вооруженных формирований и осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ он получил военные травмы, в связи с которыми состояние здоровья его ухудшалось. Он проходил лечение и вынесена категория годности к военной службе - «Д» не годен к военной службе. После освидетельствования в Краснодарском бюро медико-социальной экспертизы, ему ДД.ММ.ГГГГ была установлена 2-я группа инвалидности бессрочно. Причина инвалидности - венная травма, о чем ДД.ММ.ГГГГ выдана справка МСЭ-2007 №. В январе 2010 г. он узнал, что в соответствии с п. 3 ст. 21 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», ему за счёт средств федерального бюджета должно быть выплачено единовременное пособие в размере трехсот тысяч рублей. Он обратился, как и предписывают правила возмещения вреда, причиненному жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом, утвержденных постановлением Правительства России от 21.02.2008 г. № 195, с заявлением к командованию войсковой части 3703 о выплате ему единовременного пособия. Ему разъяснили, что данную выплату он может получить при предоставлении документов, перечень которых определен приказом главнокомандующего внутренними войсками МВД России от 27.08.2009 г. № 309. Указанные документы им были представлены. Командование части административным расследованием установило наличие причинной связи между получением увечья и участием в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом. Однако, ДД.ММ.ГГГГ (исх. №)командование части уведомило его об отказе в выплате денежных средств.
Ливчан В.В. считает отказ в выплате ему пособия необоснованным и просит взыскать с воинской части 3703 пособие в размере 300000 руб.
В судебном заседании Ливчан В.В. поддержал исковые требования.
Представитель в/ч 3703 возражал против удовлетворения исковых требований, указывая, что Ливчан В.В. был уволен с военной службы в отставку связи с признанием его ВВК «Д» - не годен, при этом ему было выплачено единовременное пособие на основании пункта 3 статьи 18 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». В пункте 9 правил возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом (утв. постановлением Правительства РФ от 21 февраля 2008 г. № 105), указано: «При одновременном возникновении в соответствии с законодательством Российской Федерации нескольких оснований для выплаты единовременных пособий выплата осуществляется по одному основанию по выбору получателя». Так же, данная норма закреплена в пункте 6 статьи 21 Федерального Закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», и в пунктах 4 и 27 временного порядка реализации во ВВ МВД РФ постановления Правительства РФ от 21.02.2008 г. № 105 утверждённого приказом ГКВВ МВД РФ от 27.08.2009 г. № 309, в которых указано - «При одновременном возникновении в соответствии с законодательством Российской Федерации нескольких оснований для указанных единовременных выплат выплата осуществляется по одному основанию по выбору получателя». Таким образом, получая единовременное пособие, предусмотренное ФЗ «О статусе военнослужащих» истец утратил право на выплату единовременного пособия предусмотренного ФЗ «О противодействии терроризму». Кроме того, в соответствии со статьёй 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Инвалидность Ливчан В.В. наступила 05.092005 г., то есть на момент признания истца инвалидом действие статьи 21 ФЗ «О противодействии терроризму» (которая вступила в силу с 01.01.2007 г., что чётко указано в статье 27 указанного Закона) на него не распространялось. На тот момент в Российской Федерации данные правоотношения были урегулированы ФЗ от 25.07.1998 г. № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом», а так же постановлением Правительства РФ от 22.01.1997 г. № 58, в пункте 5 которого указано — «единовременное денежное вознаграждение и единовременное денежное пособие не выплачивается лицам, подлежащим обязательному государственному страхованию, в случаях и в порядке, предусмотренном законодательством РФ». Ливчан В.В. являлся военнослужащим, и в соответствии с Федеральным Законом России от 28.03.1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел российской федерации, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы», был застрахован. Данное обстоятельство ещё раз подтверждает, что право на выплату единовременного пособия предусмотренного ФЗ «О противодействии терроризму», у истца отсутствует. Справка МСЭ выдана в июле 2009 г. «повторно», то есть инвалидность наступила до вступления в силу ФЗ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму». Ливчан В.В. в связи с установлением ему II группы инвалидности получил страховку в размере 50 окладов (на основании «Инструкции о порядке проведения обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, в системе МВД России» утверждённой Приказом МВД России от 16.12.1998 г. № 825) как застрахованное лицо, а так же в период прохождения военной службы страховку после получения травмы, и как указано ранее - при единовременное пособие; после установления инвалидности выплату от страховой компании. Получая данные выплаты, истец отказался от получения единовременного пособия предусмотренного ФЗ «О противодействии терроризму».
Представитель Управления федерального казначейства по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился о времени и месте его проведения уведомлен надлежаще, о причинах неявки суд не известил.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, пришёл к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Приказом командира воинской части 3703 от ДД.ММ.ГГГГ Ливчан В.В. уволен в отставку с военной службы по конракту по пп. в п. 1 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и воинской службе», пп. Г п. 3 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы (в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не гонным к военной службе) (л.д. 7).
Приказом командира войсковой части 3703 № от ДД.ММ.ГГГГ Ливчан В.В. исключен из списков личного состава и со всех видов довольствия воинской части 3703 (Л.д. 7).
Как следует из представленных документов, ДД.ММ.ГГГГ при выполнении служебно-боевых задач в Чеченской республике в ходе боестолкновения с незаконными вооруженными формированиями Ливчан В.В. получил минно-взрывную травму, черепно-мозговую травму, сотрясение головного мозга, огнестрельный перелом передней медиальной стенки лобной пазухи. После ранения лечился стационарно. ДД.ММ.ГГГГ там же при подрыве на фугасе БТР-80 получил минно-взрывную травму, закрытую черепно-мозговую травму, сотрясение головного мозга. В связи со служебной необходимостью от госпитализации отказался и лечился амбулаторно. В ДД.ММ.ГГГГ., в связи с ухудшением здоровья после полученных травм при обследовании Госпитальной военно-врачебной комиссией в/ч 3057 <адрес> ему установлен диагноз и причинная связь увечья (ранения, травмы, контузии): отдаленные последствия повторных минно-взрывных травм, закрытых черепно-мозговых травм, сотрясение головного мозга (2000 и 2003 годы) в виде выраженной внутричерепной гипертензии с очаговой неврологической симптоматикой и астеническими проявлениями. Инородные тела (осколки) мягких тканей левой кисти, окрепшие кожные рубцы в области левой кисти, обеих голеней, левой лобной области после огнестрельных осколочных ранений (ДД.ММ.ГГГГ). Военная травма. И вынесена категория годности к военной службе - «Д» не годен к военной службе (л.д. 10-11).
Согласно справке МСЭ-2007 № от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Ливчан В.В. была установлена 2-я группа инвалидности бессрочно; причина инвалидности - венная травма (л.д. 13).
Для получения единовременного пособия в размере трехсот тысяч рублей на основании п. 3 ст. 21 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Ливчан В.В. обратился к командованию воинской части, однако письмом ДД.ММ.ГГГГ (исх. №) командование части уведомило его об отказе в выплате денежных средств в связи с тем, что военные травмы были получены им в 2000 и 2003 годах (л.д. 8).
Суд считает отказ воинской части незаконным по следующим основаниям.
Согласно ч. 3 ст. 21 ФЗ «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 г., в случае если лицо, принимавшее участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом получило увечье, повлекшее за собой наступление инвалидности, этому лицу за чет средств Федерального бюджета выплачивается единовременное пособие в размере трехсот тысяч рублей и назначается пенсия в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с пунктом 9 статьи 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» «военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей, имеющие право на социальные гарантии и компенсации в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», пользуются социальными гарантиями и компенсациями, установленными для граждан Федеральными Конституционными законами, Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Если указанные лица одновременно имеют право на получение одной и той же специальной гарантии и компенсации по нескольким основаниям, то им предоставляются по их выбору социальная гарантия и компенсация по одному из оснований, за исключением случаев, особо предусмотренных Федеральными Конституционными законами, Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».
Конституционно-правовой смысл обязательного государственного страхования жизни и здоровья сформулирован Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 26 декабря 2002 г. N 17-П по делу о проверке конституционности Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции». Определяя конституционно-правовой смысл обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц, суд отметил, что страхование наряду с иными выплатами, которые в целях возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, могут быть установлены им на основании других законов (статья 1084 ГК Российской Федерации, статья 29 Закона Российской Федерации «О милиции» и др.), - входит в гарантированный государством объем возмещения вреда, призванного компенсировать последствия изменения их материального и (или) социального статуса застрахованного лица вследствие наступления страхового случая, включая причиненный материальный и моральный вред. Государство, учитывая особый статус военнослужащих, гарантирует им и членам их семей полную компенсацию за полученное повреждение здоровья и реализует эту гарантию не только путем выплаты страховых сумм по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, но и путем производства иных выплат: денежных сумм в целях возмещения вреда (ст. 1084 ГК РФ); единовременных пособий, установленных пп.2 и 3 ст. 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих»; единовременных пособий, установленных Федеральным законом «О борьбе с терроризмом»; социальных пособий и компенсаций, установленных Федеральным законом «О дополнительных мерах по социальной защите членов семей военнослужащих, выполнявших задачи на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации и погибших (пропавших без вести) при исполнении служебных обязанностей».
Все указанные выплаты входят в общий, гарантированный государством объем возмещения вреда, однако реализуются они в рамках совершенно разных правоотношений (страховые правоотношения, правоотношения по возмещению вреда, правоотношения по выплате единовременных пособий).
Учитывая изложенное, а также то, что инвалидность в связи с военной травмой установлена Ливчан В.В. в 2009 г., суд пришёл к выводу о необоснованности отказа войсковой части 3703 в выплате единовременного пособия
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с войсковой части 3703 в пользу Ливчан В.В. единовременное пособие в сумме 300000 (триста тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Прикубанский районный суд города Краснодара в течение 10 дней со дня его принятия судом в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий: