решение об оспаривании решения органа местного самоуправления



Дело № 2 – 1242 / 2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 марта 2011 года г. Краснодар

Прикубанский районный суд города Краснодара в составе:

председательствующего Сорокодумовой Н.А.,

при секретаре Фатько Е.М.,

с участием представителя заявителя ФИО1 Кушнарева В.М.,

представителя Администрации муниципального образования город Краснодар Терехова С.В.,

представителя Управления по жилищным вопросам Администрации муниципального образования город Краснодар Наумовой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании решения органа местного самоуправления,

установил:

ФИО1 обратился в Прикубанский районный суд г. Краснодара с заявлением об оспаривании Постановление Администрации муниципального образования г. Краснодар от 22.10.2010 г. № 8524 «Об отказе ФИО1 в принятии на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях».

Заявление ФИО1 мотивированы следующим.

Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ Администрация муниципального образования г. Краснодар отказала ему в принятии его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Это постановление является незаконным, поскольку оно вынесено на основании недостоверных сведений, содержащихся в предоставленных документах. В постановлении не указано, что он является инвалидом и участником ВОВ, однако указано, что является членом семьи нанимателя квартиры по <адрес>, что не соответствует действительности. Он не является членом семьи собственника квартиры - жены сына заявителя, он не проживает по указанному адресу, а только зарегистрирован; фактически он проживает и проживал по <адрес>, в помещении, не отвечающем требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Регистрация осуществлена формально, нужна только для получения пенсии.

На основании изложенного ФИО1 просит признать постановление № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным; обязать Администрацию муниципального образования город Краснодар принять его на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.

В судебное заседание ФИО1 не явился, его представитель требования поддержала.

Представитель Администрации муниципального образования г. Краснодар в судебном заседании возражал против удовлетворения требований ФИО1, ссылаясь на то, что постановление было вынесено на основании предоставленных документов, в том числе и выписки из лицевого счета, в которой указано, что ФИО1 является членом семьи собственника - отцом мужа собственника.

Представитель Управления по жилищным вопросам Администрации муниципального образования г. Краснодар в судебном заседании возражала против удовлетворения требований ФИО1, ссылаясь на то, что заявитель зарегистрирован и поживает по адресу: <адрес>, которая состоит из 4-х комнат, общая площадь квартиры 62,6 кв.м., жилая - 45,8 кв.м., в квартире зарегистрированы и проживают 5 человек, на каждого приходится по 12,52 кв.м., что говорит о том, что ФИО1 обеспечен жилым помещением более учётной нормы. Таким образом, ФИО1 не является нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Суд, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, пришёл к выводу о том, что заявление ФИО1 подлежит удовлетворению в связи со следующим.

Суду представлено Постановление Администрации муниципального образования г. Краснодар от 22.10.2010 г. № 8524 «Об отказе ФИО1 в принятии на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», которым ФИО1 отказано в принятии на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (л.д. 2).

В качестве основания к отказу в оспариваемом постановлении содержится ссылка на п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, ч. 1 ст. 8 Закона Краснодарского края от 29.12.2008 г. № 1665-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях». При этом отказ мотивирован следующим: ФИО1 зарегистрирован по месту жительства в 4-комнатной квартире № общей площадью 62,6 кв.м., в том числе жилой – 45,8 кв.м. по <адрес>; нанимателем указанной квартиры является ФИО7, всего на указанной в указанной квартире зарегистрировано 5 человек, обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляет – 12,52 кв.м. ФИО1 является членом семьи нанимателя указанного жилого помещения.

Оценивая основания отказа, суд согласен с заявителем, в том, что отказ не соответствует закону и фактическим обстоятельствам, касающимся нуждаемости ФИО1 в улучшении его жилищных условий, в связи со следующим.

При исследовании материалов дела судом установлено, что ФИО1 зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> (л.д. 22).

Однако указанное помещение находится не в пользовании ФИО7 по договору социального найма (как указано в оспариваемом постановлении), а в собственности ФИО7, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации её права (л.д. 124).

ФИО7 является женой сына ФИО8

В свидетельстве о регистрации права указано, что право собственности ФИО7 приобрела на основании договора № о передаче в собственность Администрацией Прикубанского административного округа г. Краснодара от 25.03.2004 г.

Суду представлен договор № от ДД.ММ.ГГГГ о передаче квартиры в собственность, в котором ведения о ФИО1 отсутствуют (л.д. 101), а кроме того, имеется ордер на указанное помещение, согласно которому квартира предоставлялась только ФИО7 без включения в ордер каких-либо ещё лиц (л.д. 102)

Также согласно выписке из лицевого счёта, ФИО1 был зарегистрирован в указанной квартире уже после заключения договора приватизации – 15.12.2004 г.

Таким образом, ФИО1 не имел права участвовать в приватизации.

В связи с изложенным необходимо отметить, что на ФИО1 не распространяются правила, предусмотренные ст. 19 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», согласно которому невозможно выселить бывшего члена семьи собственника приватизированного жилого помещения, при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим. Другими словами, ФИО1 может быть в любое время выселен собственником помещения.

Категория лиц, относящихся к членам семьи собственника жилого помещения, установлена ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, согласно которой к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Судом установлено, что ФИО1 по месту регистрации с семьёй сына не проживает, совместного хозяйства с собственником помещения не ведёт, что подтверждается фотоматериалом, имеющимся в материалах дела, таким образом, он не является лицом, вселённым в жилое помещение, а следовательно, не может быть признан членом семьи собственника жилого помещения.

В данном случае регистрация ФИО1 носит формальный характер. В этой связи суд учитывает также и то, что в соответствии ФЗ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту жительства в пределах Российской Федерации введён в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом, однако при этом действующее законодательство не устанавливает, что регистрация по месту жительства является основанием возникновения самостоятельного права зарегистрированного лица на жилое помещение, в котором он проживает.

Таким образом, судом установлено, что ФИО1 не является родственником собственника помещения, в котором зарегистрирован, не является членом семьи собственника этого жилого помещения, не является лицом, вселённым собственником жилого помещения в качестве члена семьи собственника, не имеет права пользования помещением, которое имеют граждане, не участвовавшие в приватизации, но имевшие на это право.

Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлены ст. 51 ЖК РФ.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Согласно справке ГУП КК «Крайтехинвентаризация – краевое БТИ» и уведомления Управления Росреестра по Краснодарскому краю ФИО1 не является собственником недвижимого имущества в г. Краснодаре (л.д. 35, 36, 37). Администрация не ссылалась на какие-либо ещё основания к отказу в постановке на учёт, кроме обеспеченности ФИО1 жильём, в связи с чем суд иные основания для постановки на учёт не проверяет.

Согласно удостоверению серии <данные изъяты> г., ФИО1 является инвалидом второй группы и имеет право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством для инвалидов Отечественной войны (л.д. 4).

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 13 ФЗ «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей получение жилых помещений.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 14 ФЗ «О ветеранах» инвалидам войны предоставляется ряд мер социальной поддержки, в том числе предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Суду не представлено доказательств того, что ФИО1 был обеспечен жильём на основании указанного закона.

Подпункт 4 п. 1 ст. 14 ФЗ «О ветеранах» указан выше в редакции закона от 06.05.2010 N 79-ФЗ.

До указанной редакции указанный пункт не предусматривал, что инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд пришёл к выводу о том, что постановление, оспариваемое ФИО1, вынесено в нарушение действующего законодательства: ФИО1 является нуждающимся в жилом помещении, в связи с чем отказ в постановке на соответствующий учёт является незаконным.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 198, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным Постановление Администрации муниципального образования г. Краснодар от 22.10.2010 г. № 8524 «Об отказе ФИО1 в принятии на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях».

Обязать Администрацию муниципального образования город Краснодар поставить ФИО1 на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях с момента его обращения – с 14.07.2010 г.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Прикубанский районный суд города Краснодара в течение 10 дней с момента принятия решения судом в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято 04.04.2011 г.

Председательствующий:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200