Дело № 2 – 1742 / 2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕНМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 22 марта 2011 года г. Краснодар Прикубанский районный суд города Краснодара в составе: председательствующего Сорокодумовой Н.А., при секретаре Фатько Е.М., с участием представителя истца Малого А.А. Пановой Н.Г., представителя ответчиков Министерства внутренних дел РФ, войсковой части 3702 Шкиль В.И., представитель третьих лиц Министерства финансов РФ, Управления Федерального Казначейства РФ по Краснодарскому краю Антипова С.Л., помощника прокурора Прикубанского внутригородского округа г. Краснодара Ким Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Малого А.А. к Войсковой части № 3702, Министерству внутренних дел РФ о взыскании единовременного пособия; третьи лица: Министерство финансов РФ, Управление Федерального Казначейства РФ по Краснодарскому краю, установил: Малый А.А. обратился в Прикубанский районный суд г. Краснодара с иском к Войсковой части № 3702 и Министерству внутренних дел РФ о взыскании единовременного пособия. В качестве третьих лиц привлечены: Министерство финансов РФ, Управление Федерального Казначейства РФ по Краснодарскому краю Исковые требования Малого А.А. мотивированы следующим. Он проходил действительную военную службу во Внутренних войсках МВД РФ в войсковой части 6822, правопреемником которой является войсковая часть 3702. В период с прохождения военной службы неоднократно находился в служебных командировках на территории Северо-Кавказского региона. 10.04.2001 г. при исполнении обязанностей военной службы в Чеченской республике при обстреле с земли вертолета Ми-26 он получил огнестрельное ранение мягких тканей задней поверхности правой голени и закрытую черепно-мозговую травму, сотрясение головного мозга средней тяжести при вынужденной экстренной посадке. Указанные факты подтверждаются заключением служебного расследования. В связи с полученными травмами он неоднократно обращался в лечебные учреждения и находился на стационарном лечении по поводу ухудшения состояния здоровья. 25.12.2007 г. после прохождения обследования и стационарного лечения был освидетельствован госпитальной ВВК в/ч 3057 г. Новочеркасск. В результате обследования ВВК установлен диагноз и причинно-следственная связь увечья (ранения, травмы, контузии), с последствиями: Отдаленные последствия черепно-мозговой травмы, сотрясения головного мозга 10.04.01 г.) в виде незначительной внутренней гидроцефалии с незначительным повышением внутричерепного давления, рассеянной неврологической симптоматикой, астенических проявлений. Хроническая сенсоневральная тугоухость слева, начальные явления, с восприятием шепотной речи 6,0 м на каждое ухо. ВОЕННАЯ ТРАВМА. Категория годности к военной службе: В - ограниченно годен к военной службе. 07.07.2007 г. Приказом командира войсковой части 6822 № 129 с/ч он был исключен из списков личного состава и всех видов довольствия: уволен в отставку в связи признанием ВВК ограниченно годным к военной службе. 01.08.2010 г. актом освидетельствования ФГУ МСЭ ему повторно была установлена вторая группа инвалидности. Причиной инвалидности является военная травма. (Справка МСЭ -2009 № 2308261). ГУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» было проведено судебно-медицинское освидетельствование, по результатам которого комиссией было дано заключение о том, что у него имеются стойкие последствия травмы (2001 г.) в виде посттравматического церебрального арахноидита, с частыми ликвородинамическими кризами, синдромом внутричерепной гипертензии, выраженным цефалгическим, астено-невротическим синдромом. Военная травма. Описанные стойкие последствия, согласно действующим нормативным документам - таблица стойкости утраты общей трудоспособности в результате различных травм, отравлений и других последствий воздействия внешних причин (приложение к медицинским критериям определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека), Постановление Минтруда РФ №56 от 18 июля 2001 года «Об утверждении временных критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности» ст. 23г), постановление от 16 октября 2000 г. № 789 в ред. От 20.08.2007 г., соответствуют утрате профессиональной трудоспособности - 80%, с июля 2008 г. Он полагает, что вред, причиненный его здоровью, при исполнении обязанностей военной службы, подлежит возмещению по правилам главы 59 ГК РФ. Среднемесячный заработок по состоянию на дату увольнения составил: 111091,79 руб. х 12 = 9257,65 руб. Размер утраченного заработка, подлежащего возмещению, с учетом 80% утраты профессиональной трудоспособности, составляет: 9257,65 руб. х 80% = 7406,12 руб. В соответствии со ст. 1091 ГК РФ и индексами потребительских цен на товары и платные услуги населению по Краснодарскому краю, размер утраченного заработка должен быть проиндексирован за период с августа 2008 по декабрь 2010 г. На текущую дату проиндексированная сумма утраченного заработка составляет 10793 руб. ежемесячно. Задолженность по суммам в возмещение вреда за период с августа 2008 по январь 2011 г. (30 месяцев), предшествующей обращению в суд, составляет: 10793 руб. х 30 = 323790 руб. Моральный вред, причинённый ему, выражается в физических и нравственных страданиях в связи с полученными тяжкими телесными повреждениями, повлекшими болевые ощущения, длительное пребывание в медицинских учреждениях с целью восстановления здоровья. Кроме того, социальный статус, позволяющий обеспечивать материально свою семью, им был утрачен. На основании изложенного Малый А.А. просит взыскать с войсковой части 3702, Министерства Внутренних Дел РФ в счет возмещения вреда, причиненного здоровью при исполнении обязанностей военной службы, за счет средств Министерства Внутренних Дел РФ сумму утраченного заработка в размере - 10793 руб. ежемесячно с даты обращения; взыскание данной суммы производить с индексацией пропорционально увеличению цен на товары и услуги в РФ по день установления инвалидности; взыскать с войсковой части 3702 в пользу Малого А.А. сумму единовременного возмещения вреда причиненного здоровью за период с августа 2008 г. по январь 2011 г. 323790 руб., за счет средств Министерства Внутренних Дел РФ; взыскать с войсковой части 3702 компенсацию морального вреда в размере 200000 руб. за счет средств Министерства Внутренних Дел РФ. Истец Малый А.А. и его представитель в судебном заседании исковые требования поддержали. Представитель ответчиков МВД РФ, войсковой части 3702 возражал против удовлетворения требований, ссылаясь на то, что все необходимые страховые и иные причитающиеся выплаты произведены, а поскольку войсковая часть не является непосредственным причинителем вреда, и вины в её действиях нет, то оснований для взыскания указанных сумм нет. Прокурор дала заключение, согласно которому исковые требования подлежат удовлетворению в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 15 июля 2009 г. N 13-П По делу о проверке конституционности части четвёртой статьи 29 Закона РФ «О милиции» и статьи 1084 ГК РФ в связи с запросами Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода и Сормовского районного суда города Нижнего Новгорода. Представитель третьих лиц Министерства финансов РФ, Управления Федерального Казначейства РФ по Краснодарскому краю в судебном заседании возражал против удовлетворения требований по основаниям, изложенным представителем ответчиков. Суд, выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные суду доказательства, пришел к убеждению, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Причинение вреда здоровью Малого А.А. во время прохождения военной службы подтверждается имеющимися в деле документами. Из заключения служебного расследования следует, что прапорщик Малый А.А. находился с начала января 2001 г. в районе выполнения служебно-боевых задач в пункте временной дислокации войсковой части 3703 в н.п. Ведено. 10.04.2001 г. направлялся на борту вертолета МИ-26 в пункт постоянной дислокации в г. Краснодар. Вертолёт подвергся обстрелу с земли незаконными вооруженными формированиями; в результате обстрела прапорщик Малый А.А. получил огнестрельное ранение мягких тканей задней поверхности правой голени. Вертолёт вынужден был совершить экстренную посадку, в ходе которой прапорщик Малый А.А. ударился головой о рёбра жесткости вертолета. В результате чего потерял сознание (ЗЧМТ, СГМ средней тяжести) (л.д. 16). В справке о травме от 17.05.2001 г. указано, что огнестрельное ранение мягких тканей задней поверхности правой голени, закрытая черепно-мозговая травма, сотрясение головного мозга получены при исполнении обязанностей военной службы (л.д. 22). После получения указанных травм Малый А.А. неоднократно обращался в лечебные учреждения и находился на стационарном лечении по поводу ухудшения состояния здоровья в Госпитале Медсанчасти ГКВД КК. Окружной военный госпиталь СКО ВВ МВД России, МУЗ Городкая клиническая больница № 1 (л.д. 18-21). Согласно свидетельству о болезни от 25.12.2007 г. после прохождения обследования и стационарного лечения, был освидетельствован госпитальной ВВК в/ч 3057 г. Новочеркасск (свидетельство о болезни №128). В результате обследования ВВК установлен диагноз и причинно-следственная связь увечья (ранения, травмы, контузии), с последствиями: Отдаленные последствия черепно-мозговой травмы, сотрясения головного мозга 10.04.01 г. в виде незначительной внутренней гидроцефалии с незначительным повышением внутричерепного давления, рассеянной неврологической симптоматикой, астенических проявлений. Хроническая сенсоневральная тугоухость слева, начальные явления, с восприятием шепотной речи 6,0м на каждое ухо. ВОЕННАЯ ТРАВМА. Категория годности к военной службе: «В» - ограниченно годен к военной службе. Заключение ВВК утверждено Окружной ВВК СКО ВВ МВД России и Центральной ВВК ВВМВДРФ (л.д. 15). Из приказа командира войсковой части 6822 № 129 с/ч от 07.07.2007 г. следует, что Малый А.А. был исключен из списков личного состава и всех видов довольствия: уволен в отставку в связи признанием ВВК ограниченно годным к военной службе (л.д. 23). 01.08.2010 г. Малому А.А. повторно установлена вторая группа инвалидности. Причиной инвалидности является военная травма. (Справка МСЭ - 2009 № 2308261: л.д. 17). 22.12.2010 г. ГУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» было проведено судебно-медицинское освидетельствование Малого А.А., по результатам которого комиссией дано следующее заключение: у Малого А.А. имеются стойкие последствия травмы (2001 г.) в виде посттравматического церебрального арахноидита, с частыми ликвородинамическими кризами, синдромом внутричерепной гипертензии, выраженным цефалгическим, астено-невротическим синдромом. Военная травма. Вышеописанные стойкие последствия у Малого А.А., согласно действующим нормативным документам - таблица стойкости утраты общей трудоспособности в результате различных травм, отравлений и других последствий воздействия внешних причин (приложение к медицинским критериям определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека) Постановление Минтруда РФ № 56 от 18.07.2001 года «Об утверждении временных критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности» ст. 23г), постановление от 16.10.2000 г. № 789 в ред. от 20.08.2007 г., соответствуют утрате профессиональной трудоспособности - 80%, с июля 2008года (л.д. 9-13). Гражданский кодекс Российской Федерации, устанавливает в статье 1084, что вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязанностей военной службы, службы в милиции и других соответствующих обязанностей, возмещается по правилам главы 59 данного Кодекса, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности. Поскольку травма и заболевания получены Малым А.А. в период прохождения военной службы и при выполнении служебно-боевых задач, и установлена причинная связь между полученной травмой и наступившей вследствие её инвалидности, вред здоровью, причиненный при исполнении обязанностей военной службы, подлежит возмещению по правилам главы 59 ГК РФ в связи со следующим. По смыслу статьи 37 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 32 (часть 4), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункт "е"), военная служба, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, представляет собой, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 26 декабря 2002 года N 17-П, особый вид государственной службы, непосредственно связанной с охраной и обороной, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такую службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним. Обязанности, возлагаемые на этих лиц, предполагают необходимость выполнения ими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, что в силу статей 1 (часть 1), 2, 7, 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1), 45 (часть 1) и 71 (пункт "в") Конституции Российской Федерации влечет обязанность государства гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда жизни или здоровью при прохождении военной службы. Таким образом, государство призвано гарантировать военнослужащим возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, в объеме, позволяющем в максимальной степени компенсировать последствия изменения их материального и (или) социального статуса. При этом характер выполняемых этими лицами функций - в силу Конституционных принципов справедливости и соразмерности - предполагает установление для них условий возмещения вреда, по крайней мере, не худших по сравнению с другими категориями граждан. Фактически, действующее правовое регулирование предусматривает возмещение указанной категории лиц вреда их жизни и здоровью лишь путем предоставления единовременных страховых выплат и установлением надбавки к пенсии, что ставит их в худшее положение как в сравнении с лицами, возмещение вреда которым осуществляется по нормам Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", гарантирующим страховое обеспечение не только в виде единовременной страховой выплаты, но и ежемесячных страховых выплат, оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного, так и с теми военнослужащими, причинитель вреда которым установлен либо в отношении которых существует специальное регулирование. Применительно к возмещению вреда гражданам, которые получили увечья в условиях боевых действий при исполнении ими обязанностей военной службы и впоследствии стали инвалидами, в случаях, когда непосредственный причинитель вреда не установлен, отсутствие в правовом регулировании надлежащего правового механизма возмещения вреда указанным гражданам, сопоставимого по объему и характеру с существующими и применяемыми в отношении тех граждан, вред которым подлежит возмещению как по правилам, предусмотренным главой 59 ГК Российской Федерации, так и специальным законом, в частности для граждан, подвергшихся радиации вследствие техногенных катастроф, для участников групп особого риска, означает, что законодатель не достиг цели, которая преследуется при охране такого блага, как здоровье человека. Учитывая изложенное, имеются все основания для возмещения вреда Малому А.А. в порядке гл. 59 ГК РФ, поскольку иное применение норм приведёт к несоразмерному ограничению прав военнослужащего по сравнению с другими гражданами. Учитывая особое значение воинской службы, государство, устанавливая систему компенсаций, выступает не как страхователь, не как причинитель вреда и не как должник по деликтному обязательству, а как публичный орган, выражающий общие интересы, и как распорядитель бюджета, создаваемого и расходуемого в общих интересах (позиция, сформулированная Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 27 декабря 2005 года N 523-О). Постановлением конституционного суда российской федерации от 15 июля 2009г. №13-п Признано не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 7, 19 и 39 отказ в выплате ежемесячной денежной компенсации сотрудникам милиции и приравненным к ним лицам в возмещение вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья в связи с осуществлением ими служебной деятельности (исполнению обязанностей военной службы), исключающим для них возможность дальнейшего прохождения службы, при отсутствии виновных противоправных действий органов внутренних дел, других государственных органов и их должностных лиц. Учитывая изложенное, суд пришёл к выводу о том, что требование о возмещении вреда подлежит удовлетворению. Согласно п.1 ст. 1085 ГК РФ, при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение. Согласно п. 2 указанной статьи при определении утраченного заработка пенсия по инвалидности, назначенная потерпевшему в связи с увечьем и иным повреждением здоровья, а равно другие пенсии и иные подобные выплаты, назначенные как до так и после причинения вреда здоровью, не принимаются во внимание и не влекут уменьшения размера возмещения вреда. В счет возмещения вреда также не засчитывается заработок, получаемый потерпевшим после повреждения здоровья. Размер утраченного заработка определяется в соответствии со ст. 1086 ГК РФ. Согласно п. 1 ст. 1086 ГК РФ размер подлежащего возмещению утраченного потерпевшим заработка определяется в процентах к его среднемесячному доходу до увечья или иного повреждения здоровья либо до утраты им трудоспособности, соответствующих степени утраты потерпевшим профессиональной трудоспособности. Согласно справке войсковой части 3702 от 18.01.2011 г. все виды заработка Малого А.А., за предшествующие утрате трудоспособности 12 месяцев: с августа 2007 года по июль 2008 г. составили: 111091,79 руб. Таким образом, среднемесячный заработок потерпевшего на дату увольнения составил: 111091,79 руб. : 12 = 9257,65 руб. Размер утраченного заработка, подлежащего возмещению, с учетом 80% утраты профессиональной трудоспособности, установленной в ходе проведения судебно-медицинской экспертизы, составляет: 9257,65 руб. х 80% = 7406,12 руб. В соответствии со ст. 1091 ГК РФ суммы возмещения вреда подлежат индексации. В соответствии с индексами потребительских цен на товары и платные услуги населению по Краснодарскому краю за период с августа 2008 г. по декабрь 2010 г. задолженность за 30 месяцев, предшествующих обращению, составляет 323790 руб. (10793 х 30 = 323790). Размер компенсации морального вреда суд считает необходимым снизить до 150000 руб., поскольку ответчики не являются непосредственными причинителями вреда здоровью Малого А.А. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 – ст. 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Взыскать с Войсковой части 3702 Министерства Внутренних Дел РФ в счет возмещения вреда, причиненного здоровью при исполнении обязанностей военной службы, за счет средств Министерства Внутренних Дел РФ в пользу Малого А.А. сумму утраченного заработка в размере - 10793 (десять тысяч семьсот девяносто три) рубля ежемесячно, начиная с даты обращения по день установления инвалидности; взыскание данной суммы производить с учётом уровня инфляции в РФ. Взыскать с войсковой части 3702 в пользу Малого А.А. сумму единовременного возмещения вреда причиненного здоровью за период с августа 2008 г. по январь 2011 г. 323790 (триста двадцать три тысячи семьсот девяносто) рублей за счет средств Министерства Внутренних Дел РФ. Взыскать с войсковой части 3702 в пользу Малого А.А. компенсацию морального вреда 150000 (сто пятьдесят тысяч) рублей за счет средств Министерства Внутренних Дел РФ. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Прикубанский районный суд города Краснодара в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. В окончательной форме решение принято 08.04.2011 г. Председательствующий: