К делу № 2-3222/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 26 мая 2011 г. г. Краснодар Прикубанский районный суд города Краснодара в составе: председательствующего Бодровой Н.Ю. при секретаре Красулиной О.А. рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству Внутренних дел Российской Федерации, войсковой части 3703 о возмещении вреда причинённого здоровью при прохождении военной службы, возмещении морального вреда, У С Т А Н О В И Л : ФИО1 обратился в суд с иском к МВД РФ и войсковой части 3703 с требованиями о взыскании с МВД РФ и войсковой части 3703 за счёт средств МВД РФ в его пользу в счёт возмещения вреда причинённому здоровью при исполнении обязанностей военной службы сумму утраченного заработка в размере 16 914 рублей 26 копеек ежемесячно, начиная с даты обращения в суд и бессрочно с последующей индексацией пропорционально увеличению цен на товары и услуги в РФ; о взыскании с МВД РФ в его пользу за счёт федерального бюджета в счёт возмещения вреда причинённого здоровью невыплаченной суммы за период с 1 марта 2008 года по 1 марта 2011 года – 533 260 рублей 39 копеек, единовременно; о взыскании с МВД РФ в его пользу морального вреда в размере 150 000 рублей. Требования мотивированы тем, что истец проходил службу в войсковой части 3703 внутренних войск МВД России где и стоял на всех видах довольствия. В период прохождения службы неоднократно участвовал в контртеррористической операции по разоружению незаконных формирований на территории Северо-Кавказского региона, где он получил увечье, повлекшее наступление инвалидности. 19.01.2000г. находясь в командировке на территории Чеченской Республики при выполнении служебно-боевых задач по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского Региона по борьбе и участию в мероприятиях по противодействию терроризму, попав под артиллерийский обстрел он получил проникающее ранение живота, множественные ранения левой кисти, правого голеностопного сустава, лобной области головы и спинки носа. Указанный факт подтверждается заключением служебного расследования, медицинскими документами. После полученной травмы истец неоднократно обращался в лечебные учреждения и находился на стационарном лечении по поводу ухудшения состояния здоровья. В июне 2001 года при обследовании Госпитальной военно-врачебной комиссией при войсковой части 3057 (свидетельство о болезни № 1310) ему было вынесено заключение с диагнозом и причинной связью увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания - «военная травма», а так же определена категория годности - негоден к военной службе. В связи военной травмой в период прохождения военной службы, в следствие невозможности прохождения службы он был уволен и исключён из списков личного состава воинской части и со всех видов довольствия приказом командира войсковой части 3703 от 9 января 2004 года № с/ч. 25 ноября 2008 года Федеральным государственным учреждением «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Краснодарскому краю» ФИО1 повторно установлена II группа инвалидности по причине военной травмы бессрочно (справка МСЭ-2007 №). ГУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» было проведено судебно-медицинское освидетельствование здоровья ФИО1, по результатам которого комиссией было дано заключение от 28 марта 2011 г. №, в соответствии с которым последствия перенесенных ФИО1 травм соответствуют утрате общей трудоспособности в размере 100%, а профессиональной трудоспособности в размере 100%. В настоящее время ФИО1 является инвалидом II группы по причине военной травмы. Учитывая тот факт, что при выполнении служебно-боевых задач ФИО1 получил военную травму, которая явилась причиной инвалидности, и как следствие неизгладимых последствиях для здоровья, и что данные обстоятельства подтверждены предоставленными в материалах дела медицинскими и иными документами, истец полагает что причинение морального вреда при таких обстоятельствах является доказанным. В соответствии с пунктом 32 Постановления Пленума Верховного Суда от 26.01.2010 г. № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», причинение вреда жизни или здоровью гражданина умаляет его личные нематериальные блага, влечёт физические и нравственные страдания, в связи с чем потерпевший наряду с возмещением ему имущественного вреда, имеет право на компенсацию морального вреда. Моральный вред, причинённый ФИО1 выражается в физических и нравственных страданиях, в связи с полученными телесными повреждениями, повлекшими болевые ощущения, необходимость пребывания в медицинских учреждениях с целью восстановления здоровья. Кроме того, социальный статус, позволяющий обеспечивать в полном необходимом объёме материально свою семью, им был утрачен. Поскольку государство призвано гарантировать военнослужащим возмещение вреда, причинённого здоровью в связи с исполнением своих обязанностей, в объёме, позволяющем в максимальной степени компенсировать последствия изменения их материального и социального статуса истец обратился в суд с иском о взыскании указанных сумм. Представители по доверенности войсковой части 3703 Шадура Д.А. и МВД РФ Шкиль В.И. с исковыми требованиями не согласны, полагают, что оснований для возмещения истцу ущерба здоровью в размере утраченного заработка не имеется. Представитель МВД РФ Шкиль В.И. представил контррасчет по взыскиваемым суммам. Суд, в судебном заседании выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, приходит к выводу о наличии достаточных правовых и объективных оснований для удовлетворения заявленных требований. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы, являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства. В судебном заседании установлено, что в период прохождения военной службы в системе МВД России истец неоднократно находился и участвовал в мероприятиях по разоружению незаконных формирований на территории Северо-Кавказского региона, где 19.01.2000 года получил проникающее ранение живота, множественные ранения левой кисти, правого голеностопного сустава, лобной области головы и спинки носа. Заключением служебного расследования, медицинскими документами данная травма признана полученной при исполнении служебных обязанностей. В июне 2001 года при обследовании Госпитальной военно-врачебной комиссией при войсковой части 3057 (свидетельство о болезни №) ему было вынесено заключение с диагнозом и причинной связью увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания - «военная травма», а так же определена категория годности - негоден к военной службе. В связи военной травмой в период прохождения военной службы, в следствие невозможности прохождения службы он был уволен и исключён из списков личного состава воинской части и со всех видов довольствия приказом командира войсковой части 3703 от 9 января 2004 года № с/ч. 25 ноября 2008 года Федеральным государственным учреждением «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Краснодарскому краю» ФИО1 повторно установлена II группа инвалидности по причине военной травмы бессрочно (справка МСЭ-2007 №). ГУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» было проведено судебно-медицинское освидетельствование здоровья ФИО1, по результатам которого комиссией было дано заключение от 28 марта 2011 г. №, в соответствии с которым последствия перенесенных ФИО1 травм соответствуют утрате общей трудоспособности в размере 100%, а профессиональной трудоспособности в размере 100%. В настоящее время ФИО1 является инвалидом II группы по причине военной травмы. Указанное освидетельствование проведено ведущим судебно- медицинским экспертным учреждением Краснодарского края, в пределах предоставленных полномочий, является допустимым письменным доказательством по настоящему делу. Оснований не доверять выводам экспертов у суда не имеется. Таким образом, вышеуказанные доказательства свидетельствуют о том, что вред здоровью истца причинён при исполнении им обязанностей военной службы и подлежит возмещению по правилам параграфа 2 главы 59 Гражданского кодекса РФ. Согласно статье 1084 ГК РФ вред, причинённый жизни или здоровью гражданина при исполнении обязанностей военной службы, возмещается по правилам главы 59 (ст.ст. 1064 - 1101) ГК РФ, если законом не предусмотрен более высокий размер ответственности. Эта норма является специальной императивной и устанавливает ответственность работодателя и иных лиц по договорам и контрактам, за вред, причинённый здоровью гражданина при исполнении им соответствующих обязанностей. Статья 10 Федерального Закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» устанавливает, что военнослужащий реализует своё право на труд посредством прохождения военной службы. Согласно статье 19 Конституции РФ, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а так же других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Статья 3 Федерального Закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» устанавливает функцию государства по социальной защите военнослужащих, в том числе по охране их жизни и здоровья, а так же гарантию исполнения обязательств, предусмотренных названным законом и иными правовыми актами РФ при осуществлении призыва на военную службу, заключения контракта о прохождении военной службы, а также при увольнении военнослужащих с военной службы. Обязанность возместить вред гражданину при исполнении им обязанностей военной службы прямо установлена законом вне зависимости от вины, иначе это противоречило бы смыслу статьи 1084 ГК РФ, Конституции РФ и Федерального Закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Таким образом, доводы ответчиков об отсутствии вины государства в причинении вреда истцу и неприменимости к возникшим правоотношениям норм статей 1084 - 1086 ГК РФ несостоятельны. Статья 1084 ГК РФ устанавливает, что правила статей 1085 - 1094 «позитивные, поскольку действуют в той мере, в какой иные правила, предусматривающие более высокий размер ответственности, не установлены самими договорами, в рамках которых гражданин исполняет свои обязанности, либо Федеральными Законами. Федеральный Закон от 28.03.1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» не оговаривает специальных правил, определяющих размер ответственности государства в лице МВД РФ за вред причинённый здоровью, подобных, предусмотренные главой 59 ГК РФ (статья 1085 ГК РФ - утраченный заработок). Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации применительно к возмещению вреда гражданам, которые получили увечья в условиях боевых действий при исполнении ими обязанностей военной службы и в последствии стали инвалидами, в случаях, когда непосредственный причинитель вреда не установлен, отсутствие в правовом регулировании надлежащего правового механизма возмещения вреда указанным гражданам, сопоставимого по объёму и характеру с существующими и применяемыми в отношении тех граждан, вред вторым подлежит возмещению как по правилам, предусмотренным главой 59 ГК Российской Федерации, так и специальным законом, в частности, для граждан, подвергшихся радиации вследствие техногенных катастроф, для участников групп особого риска, означает, что законодатель не достиг цели, которая преследуется при охране такого блага, как здоровье человека (определение от 11.07.2006 г. № 276-0). В Постановлении от 15.07.2009 г. № 13-П Конституционный Суд Российской Федерации пришёл к выводу, что часть IV статьи 29 Закона РФ «О милиции» в системе действующего правового регулирования предполагает выплату государством ежемесячной денежной компенсации сотрудникам милиции в возмещение вреда, причинённого увечьем или иным повреждением здоровья в связи с осуществлением ими служебной деятельности, исключающим для них возможность дальнейшего прохождения службы, и признал данную норму не соответствующей статьям 7, 19 и 39 Конституции Российской Федерации в той мере, в какой она во взаимосвязи со статьёй 1084 ГК РФ - по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, - позволяет правоприменительным органам отказывать в выплате ежемесячной денежной компенсации в совмещение вреда, причинённого увечьем или иным повреждением здоровья в связи с осуществлением ими служебной деятельности, исключающим для них возможность дальнейшего прохождения службы, при отсутствии виновных противоправных действий органов внутренних Других государственных органов и их должностных лиц. Аналогичная позиция отражена и в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.05.2011г. Следовательно - исходя из конституционных принципов равенства и социальной справедливости, на которых основаны вышеуказанные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, - возможно использование в качестве элемента механизма возмещения причинённого здоровью военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы, и, соответственно, в случае гибели (смерти) военнослужащего - членам его семьи, имеющим право на получение компенсации по случаю потери кормильца, ежемесячной денежной выплаты при недостаточности выплачиваемых сумм. Федеральный Закон от 28.03.1998 № 52-ФЗ «Об обязательном 5нном страховании жизни и здоровья военнослужащих, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» является одной из форм исполнения государством обязанности возместить вред, который может жизни и здоровью военнослужащего, наряду с другими выплатами. Кроме того, в соответствии с пунктом 4 статьи 10 Закона РФ от. 11.1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации », страховое возмещение выплачивается независимо от других причитающихся по другим договорам, социальному обеспечению и в возмещения вреда. Часть 2 статьи 1085 ГК РФ, устанавливает, что при определении юго заработка (дохода) пенсия по инвалидности, назначенная «нему в связи с увечьем или иным повреждением здоровья, а другие пенсии, пособия и иные подобные выплаты, назначенные как и после получения вреда здоровью, не принимаются во внимание и уменьшения размера возмещения вреда (не засчитываются в счёт вреда). В счёт возмещения вреда не засчитывается так же (доход), получаемый потерпевшим после повреждения здоровья. Таким образом, право истца на возмещение вреда причинённого его здоровью полученного при исполнении обязанностей военной службы в главы 59 ГК РФ, прямо предусмотрено законом и является непосредственно действующим, другие законы не могут уменьшать объём этого вида возмещения вреда. Судом признаётся достоверными и объективными сведения о довольствии истца, поскольку они соответствуют требованиям статьи 1086 ГК РФ. С учётом проведённой экспертизы, определившей степень утраты профессиональной трудоспособности 100%, сумма, подлежащая взысканию с ответчика, в счёт возмещения вреда, причиненного здоровью за последние 3 года составит 533260 рублей 39 копеек, а ежемесячно по 16914 рублей 26 копеек. Расчёты истца соответствуют требованиям статьи 1086 ГК РФ. Учитывая тот факт, что при выполнении служебно-боевых задач ФИО1 получил военную травму, которая явилась причиной инвалидности, и что данные обстоятельства подтверждены предоставленными в материалы дела медицинскими документами, суд полагает, что причинение морального вреда при таких обстоятельствах можно считать доказанным. Так в соответствии с пунктом 32 Постановления Пленума Верховного Суда от 26.01.2010 г. № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или гражданина», причинение вреда жизни или здоровью гражданина умаляет его личные нематериальные блага, влечёт физические и нравственные страдания, в связи с чем потерпевший наряду с возмещением ему имущественного вреда, имеет право на компенсацию морального вреда. С учётом изложенного, суд считает, в счёт компенсации морального вреда подлежит взыскать в пользу истца сумму в 150000 рублей. Руководствуясь ст. ст. 151; 1084-1086; 1099-1101 ГК РФ: ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд, Р Е Ш И Л : Исковые требования ФИО1 к Министерству Внутренних дел Российской Федерации, войсковой части 3703 о возмещении вреда причинённого здоровью при прохождении военной службы, возмещении морального вреда - удовлетворить. Взыскать с Министерства Внутренних Дел РФ в пользу ФИО1 в счёт возмещения вреда причиненного здоровью при исполнении обязанностей военной службы за счет средств Министерства Внутренних Дел России, сумму утраченного заработка в размере 16 914 рублей 26 копеек ежемесячно с 1 марта 2011года. Взыскание данной суммы производить с индексацией пропорционально увеличению цен на товары и услуги в Российской Федерации, бессрочно. Взыскать с Министерства Внутренних Дел РФ в пользу ФИО1 сумму единовременного возмещения вреда, причинённого здоровью за период с 1 марта 2008 года по 1 марта 2011 года в размере 533 260 рублей 39 копеек за счёт средств Министерства Внутренних Дел России. Взыскать с Министерства Внутренних Дел РФ в пользу ФИО2 в возмещение морального вреда 150000 рублей, за счёт средств Министерства Внутренних Дел РФ. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Прикубанский районный суд в течение 10 дней. Председательствующий: подпись