Решение по иску Киримова Е.М. к ФГУП «Почта России»,к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом г.Москва о признании права собственности в порядке приватизации



К делу № 2-4193/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 июня 2011 год г. Краснодар

Прикубанский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего Карасевой Л.Г.

при секретаре Пустовой Е.П.

с участием представителя истца – Арчебасовой В.А. по доверенности от 17.05.2011 г.,

представителя ответчика – Качаева Т.Р. по доверенности от 21.01.2011 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Киримова Е.М. к ФГУП «Почта России» в лице Управления федеральной почтовой связи Краснодарского края– филиал ФГУП «Почта России»,к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом г.Москва о признании права собственности в порядке приватизации,

У С Т А Н О В И Л :

Киримов Е.М. обратился в суд с исковым требованием к ФГУП «Почта России в лице Управления почтовой связи Краснодарского края - филиал ФГУП «Почта России» о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение , общей площадью 18.0 кв.м., жилой площадью -17.7 кв.м., состоящее из жилой комнаты площадью 17.7 и одного шкафа 0,3кв.м в <адрес>, ссылаясь на то, что он с 2000 года является нанимателем указанной комнаты, проживает и зарегистрирован в такой, оплачивая в течение все это времени коммунальные и иные платежи за комнату, осуществляет в ней ремонт.

Требования мотивированы тем, что на момент вселения истца дом, постройки 1971 года, расположенный по <адрес>, не имел статус общежития и находился на балансе ГУ УФПС Краснодарского края, которое было создано Распоряжением Комитета по управлению федеральным имуществом Краснодарского края за № 5/368 от 24.06.1993 года перешедшая часть государственного имущества от ГПСИ «Россвязьинформ», была закреплена за ГУ УФПС Краснодарского края на праве оперативного управления. Также было установлено, что ГУ УФПС Краснодарского края является правопреемником всех имущественных прав и обязанностей почтовой связи ГПСИ «Россвязьинформ» по Краснодарскому краю.

Здание общежития Государственным предприятием по связи информатики «Россвязьинформ», согласно плана приватизации, как объект социально-бытового назначения, было передано в муниципальную собственность в 1994 году, в соответствии со ст.18 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ». В связи с чем, утратило статус общежития в силу Закона.

Впоследствии в нарушение действующего законодательства Городская Дума Краснодара своим Решением от 21.10.1998 года исключила из реестра муниципальной собственности здание общежития по адресу <адрес>. 237, с передачей Государственному учреждению- управлению федеральной почтовой связи Краснодарского края. Однако, данная передача состоялась без обратной процедуры возобновления статуса общежития.

Позже, в связи с концепцией реструктуризации организаций почтовой связи, согласно Распоряжения Правительства РФ за № 885-р от 23.06.2002 года был создан новый оператор почтовой связи ФГУП «Почта России».

Распоряжением Министерства имущественных отношений РФ за № 3415-р от 04.08.2003 года имущество, закрепленное на праве оперативного управления за ГУ УФПС Краснодарского края было передано ФГУП «Почта России» и закреплено за последним на праве хозяйственного ведения.

Истец обратился с заявлением в Территориальное управление Росимущества в гор. Москве, ФГУП «Почта России» о передаче в собственность занимаемой комнаты № 207, расположенной в здании по адресу: <адрес>.

На свои обращения получил от ФГУП «Почта России» отказ о передаче в собственность занимаемой комнаты. Свой отказ вышеуказанная организация мотивировали тем, что согласно ч.1 ст.1 Федерального закона от 14.11.2002г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации и ст.24 Федерального Закона от 17.07.1999г. № 176-ФЗ «О почтовой связи» имущество организаций федеральной почтовой связи, включая средства почтовой связи, является федеральной собственностью и приватизации не подлежит» и на основании изложенного ФГУП «Почта России» не имеет правовых оснований для проведения процедуры приватизации занимаемых Вами специализированных жилых помещений.

Территориальное управление Росимущества в гор. Москве своим письмом сообщило, что здание общежития по <адрес> в госреестре отсутствует.

Истец с отказом не согласен, считает отказ нарушением его прав по следующим основаниям:

Согласно ст.2 Закона РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий В РФ» - приватизации подлежит жилищный фонд государственных предприятий.

Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находившийся в хозяйственном ведении предприятий или в оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, а до 1 марта 2005 года на основании ордера на занятие по найму жилой площади в общежитии (ст.109 ЖК РСФСР), вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.19 ЖК РФ к жилищному фонду относятся жилые помещения, находящиеся на территории РФ. В соответствии со ст.92 ЖК РФ специализированный жилищный фонд, к которому относятся общежития, является составляющим в этом жилищном фонде.

Согласно ст.7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным и муниципальным предприятиям, либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, переданные в ведение органов местного самоуправления применяются норма ЖК РФ о договоре социального найма.

Кроме того, Законом РФ от 23.12.1992 года № 4199-1 в ст. 18 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» внесены изменения, в соответствии с которыми при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении или оперативном управлении предприятий, учреждений должен быть передан в хозяйственное ведение и оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав на приватизацию жилья.

В соответствии с рекомендациями Пленума Верховного Суда РФ постановление от 24.08.1993 года № 8 ( в редакции постановлений Пленума ВС РФ от 21.12.1993 года № 11, от 25.10.1996 года № 10, от 06.02.2007 года № 6) было дано разъяснение, что при решении вопроса о правомерности отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, необходимо учитывать, что в соответствии со ст.18 Закона РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация, не влияют на жилищные права граждан, в том числе на право бесплатной приватизации жилья.

При этом, следует учесть, что занимаемое истцом жилое помещение не укомплектовано мебелью, постельным бельем, расходы по содержанию занимаемого жилого помещения истец по делу несет самостоятельно, то есть статус общежития в соответствии с требованиями ст.94 ЖК РФ отсутствует.

В судебном заседании представитель истца Арчебасова В.А. заявленные требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении в полной мере.

Истец постоянно проживает в указанном помещении, ранее в бесплатной приватизации не участвовал, другого жилого помещения в собственности не имеет, что подтверждается справкой УФГРС по Краснодарскому краю, зарегистрирован по данному адресу постоянно.

Представитель ответчика – Качаев Т.Р. с требованиями истца не согласился, пояснив суду, что здание общежития, расположенное по адресу <адрес> находится в собственности Российской Федерации, не подлежало передаче и не передавалось в муниципальную собственность и согласно ст.24 Федерального Закона от 17.07.1999г. № 176-ФЗ «О почтовой связи» имущество организаций федеральной почтовой связи, включая средства почтовой связи, является федеральной собственностью и приватизации не подлежит» и на основании изложенного ФГУП «Почта России» не имеет правовых оснований для проведения процедуры приватизации занимаемого истцом специализированного жилого помещения.

Ответчик, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по городу Москва в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещен о дате рассмотрения дела, о причинах неявки суд не уведомил о рассмотрении дела в его отсутствии не просил. В соответствии со с ч.3 ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося ответчика.

Суд выслушав представителя истца, представителя ответчика ФГУП «Почта России», исследовав материалы дела, представленные доказательства приходит к выводу о необходимости удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании, истец на основании письма от 2000 года постоянно зарегистрирован и проживает жилом помещении комнаты , общей площадью 18,0 кв.м,(жилая -17,7 кв.м.и шкафа 0,3 кв.м.) в <адрес>, что подтверждается выпиской из лицевого счета.

Истец ранее в бесплатной приватизации не участвовал, другого жилого помещения в собственности не имеет, что подтверждается справкой УФГРС по Краснодарскому краю и справкой филиала ГУП КК «Крайтехинвентаризация» по г.Краснодару.

Как следует из материалов дела жильцы <адрес>, в том числе истец, обращались во ФГУП «Почта России» и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по г.Москва с заявлением о приватизации занимаемых ими жилых помещений.

Однако письмом ФГУП «Почта России» в этой просьбе было отказано на том основании, что жилые помещения унитарного предприятия принадлежат на праве собственности Российской Федерации и вследствие этого приватизации не подлежат, а ТУФА по управлению государственным имуществом по г.Москва своим письмом сообщило, что здание общежития по <адрес> в госреестре отсутствует.

В соответствии со ст.2 ФЗ-1541-1 от 04.07.1991г. «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане РФ, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятия или оперативном управлении (ведомственный фонд) на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных ФЗ, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ.

Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В силу ст.6 вышеуказанного Закона передача помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми заключен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Как следует из п.8 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 8 от 24.08.1993 года «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда РФ» гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.

Таким образом, исходя из смысла вышеуказанной статьи Закона какое-либо ограничение права граждан на приватизацию в подобных случаях действующим законодательством не предусмотрено.

Как установлено в судебном заседании, занимаемое истцом жилое помещение не укомплектовано мебелью, постельным бельем, расходы по содержанию занимаемого жилого помещения истец несет самостоятельно. Таким образом, у суда имеются все основания полагать, что статус общежития у здания по <адрес> фактически отсутствует.

В силу ст.94 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы, обучения. Жилые помещения в общежитиях укомплектовываются мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами.

Как установлено, общежитие, расположенное по <адрес> мебелью не укомплектовано, выдача постельного белья не производится, ремонт в помещениях, занимаемых жильцами, делается за счет самих жильцов, что опровергает доводы представителя ответчика ФГУП «Почта России» о том, что здание по <адрес> используется в качестве общежития для работников почты и обучения таковых, напротив, представленные суду доказательства подтверждают тот факт, что статус общежития в настоящее время утрачен, фактически спорное жилое помещение было предоставлено истцу на условиях договора социального найма.

Кроме того, судом также установлено, что указанное здание общежития, как объект жилищного фонда, подлежало передаче в муниципальную собственность и согласно плана приватизации, как объект социально-бытового назначения, было передано в муниципальную собственность в 1994 году, в соответствии со ст.18 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ».

Общежития, принадлежащие государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и переданные в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу Закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договору социального найма.

Ответчиком не предоставлено доказательство о возобновлении статуса общежития.

Согласно письма ТУФА по управлению государственным имуществом по гор.Москва № 22-10/3330 от 17.03.2011г. в государственной базе данных (реестр федерального имущества) ведение которого осуществляет Территориальное управление в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.07.2007г. № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества» информация об объекте недвижимого имущества, расположенного по адресу <адрес> отсутствует.

В связи с чем, Территориальное управление не может оказать содействие Киримову Е.М. в приватизации занимаемого им жилого помещения.

Распоряжением Правительства РФ № 1453-р от 17.10.2002г было указано, что всем федеральным государственным унитарным предприятиям, имеющим на балансе объекты ЖКХ, завершить до 31.12.2004 года передачу указанных объектов в муниципальную собственность в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 235 от 07.03.1995 года.

На основании ст.7 ФЗ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным и муниципальным предприятиям, либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, переданные в ведение органов местного самоуправления применяются норма ЖК РФ о договоре социального найма. Таким образом, если бы в соответствии с действующим законодательством, здание общежития по <адрес> находилось в настоящее время в собственности муниципалитета, то жильцы имели бы право приватизировать занимаемые ими жилые помещения.

Однако такого права истец лишен.

В судебном заседании установлено, что здание по <адрес> является федеральной собственностью.

В соответствии с рекомендациями Пленума ВС РФ, указанными в абзаце Обзора судебной практики от 15.02.1994 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с приватизацией гражданами жилых помещений» предприятия, в хозяйственном ведении которых находятся жилые дома, вправе принимать решения о разрешении гражданам приватизировать служебные помещения и коммунальные квартиры самостоятельно, не обращаясь к местной администрации, которая выдала ордер на данную квартиру.

В отношении ст.24 ФЗ «О почтовой связи», на которую ссылается ответчик, данная статья регулирует имущественные отношения, связанные с производственной деятельностью по предоставлению почтовых услуг, и не имеет отношения к жилищному фонду.

Согласно ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции.

При таких обстоятельствах, учитывая, что занимаемое истцом жилое помещение предоставлено ему в соответствии с действующим законодательством, истец иного жилья в собственности не имеет, здание, в котором расположено спорное жилое помещение, статус общежития утратило, суд приходит к выводу, что разрешить в несудебном порядке заявленные требования для Киримова Е.М. не представляется возможным и полагает признать за ним право собственность на жилое помещение № 210, общей площадью 18,0 кв.м, жилой площадью-17,7кв.м и одного шкафа 0,3 кв.м., расположенное в <адрес>.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Киримова Е.М. к ФГУП «Почта России» в лице Управления федеральной почтовой связи Краснодарского края – филиал ФГУП «Почта России» к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом г.Москва о признании права собственности в порядке приватизации – удовлетворить.

Признать за Киримовым Е.М. право собственности на жилое помещение , общей площадью 18.0 кв.м., жилой площадью -17.7 кв.м., состоящее из жилой комнаты площадью 17.7 кв.м.и одного шкафа 0,3 кв.м. в <адрес>.

Данное решение является основанием для регистрации права собственности за истцом на указанный объект недвижимого имущества Управлением федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 10 дней через Прикубанский районный суд г. Краснодара

Председательствующий: подпись

Копия верна: Судья:

Секретарь:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200