признание права собственности в порядке приватизации



Категория – 20

К делу

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 июля 2011 года г. Краснодар

Прикубанский районный суд в составе:

Председательствующего Палянчук Т.А.

при секретаре Заярной А.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сакаловой Ирины Владимировны в лице представителя по доверенности – Русс И.Г. к ФГУП «Почта России» в лице УФПС Краснодарского края филиала ФГУП «Почта России», территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю о признании незаконным отказа в приватизации и признании права собственности в порядке приватизации на занимаемое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Истица в лице представителя по доверенности – Русс И.Г. обратилась в суд с иском к ФГУП «Почта России» в лице УФПС <адрес> филиала ФГУП «Почта России», территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по <адрес> о признании незаконным отказа в приватизации и признании права собственности в порядке приватизации на занимаемое помещении в <адрес> в <адрес>

Требования мотивированы тем, что на момент вселения истца дом, постройки 1971 года, расположенный по <адрес> в <адрес> имел статус общежития и находился на балансе у государственного предприятия <адрес>вое ПТУС, которое было ликвидировано ДД.ММ.ГГГГ и на базе которого было создано Государственное предприятие связи и информатики «Россвязьинформ» <адрес> с передачей ему сети ликвидируемого ПТУС на основании Приказа от ДД.ММ.ГГГГ Министерства РСФСР по связи информатике и космосу.

ДД.ММ.ГГГГ было вынесено Постановление Правительства Российской Федерации «О приватизации предприятий связи», согласно которому в целях организационного обеспечения работы по приватизации предприятий связи в соответствии с Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год, утвержденной постановлением Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , а также указами Президента от 01.07ю1992 года, от ДД.ММ.ГГГГ, Правительство России постановило разрешить приватизацию государственных предприятий связи и информатики и их структурных подразделений на следующих условиях.

Распоряжением Комитета по управлению государственным имуществом Краснодарского края за от ДД.ММ.ГГГГ, было учреждено Управление федеральной почтовой связи, часть государственного имущества от государственного предприятия связи и информатики «Россвязьинформ», была закреплена за ГУ УФПС на праве оперативного управления. Так же было установлено, что управление федеральной почтовой связи Краснодарского края является правопреемником всех имущественных прав и обязанностей почтовой связи государственного предприятия связи и информатики «Россвязьинформ» по Краснодарскому краю.

Здание общежития Государственным предприятием связи и информатики «Россвязьинформ», согласно плану приватизации, как объект социально-бытового назначения, добровольно было передано в муниципальную собственность в 1994 году, в соответствии со ст. 18 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ . В связи с чем, утратило статус общежития в силу Закона.

Впоследствии Городская Дума Краснодара, своим решением от ДД.ММ.ГГГГ исключила из реестра муниципальной собственности здание общежития по адресу <адрес>, с передачей государственному учреждению управлению почтовой связи. Однако, данная передача состоялась без обратной процедуры восстановления статуса общежития.

Позже, в связи с концепцией реструктуризации организаций федеральной почтовой связи, согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации за -р от ДД.ММ.ГГГГ был создан новый оператор почтовой связи ФГУП «Почта России».

Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации за -р от ДД.ММ.ГГГГ имущество, закрепленное на праве оперативного управления за государственным учреждением Управление Федеральной почтовой связи Краснодарского края было передано государственному унитарному предприятию «Почта России» и закреплено за последним на праве хозяйственного ведения.

На момент подачи искового заявления в суд, здание общежития зарегистрировано право оперативного управления за ГУ УФПС Краснодарского края, которое в настоящее время находится в стадии ликвидации.

В передаче в собственность занимаемой комнаты истцу было отказано по тому основанию, что помещения, расположенные в общежитии приватизации не подлежат, занимаемые жилые помещения имеют особый правовой режим, и его целевое назначение не изменилось. Кроме того, согласно ст. 24 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 176-ФЗ «О почтовой связи», имущество организаций федеральной почтовой связи, включая средства почтовой связи, является федеральной собственностью, и приватизации не подлежит.

Истица с отказом не согласна, что послужило поводом для обращения в суд.

В судебном заседании представитель истца, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении и пояснила, что ее доверитель вселена в занимаемое жилое помещение на законных основаниях, с ней заключен договор найма жилого помещения, ранее в приватизации она не участвовала, таким образом, истица имеет право на участие в приватизации, просит суд признать право собственности за истицей на жилое помещение в <адрес> в <адрес>.

Представитель ФГУП «Почта России», действующий на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал, поскольку помещения, расположенные в общежитии приватизации не подлежат. Кроме того, в силу ст. 24 ФЗ «О почтовой связи» от ДД.ММ.ГГГГ № 176-ФЗ имущество организаций федеральной почтовой связи является федеральной собственностью, и приватизации не подлежат.

Представитель территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, о дате слушания дела извещен надлежащим образом, о причине не явки не сообщил, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению.

Как установлено судом, на основании договора найма жилого помещения № Д-1906 от ДД.ММ.ГГГГ Сакаловой Ирине Владимировне было предоставлено жилое помещение , общей площадью 17.5 кв.м., жилой площадью 17.0 кв.м., расположенное в <адрес> в <адрес>.

В соответствии с техническим паспортом Филиала ГУП КК «Крайтехинвентаризация» по г. Краснодару, жилое помещение занимаемое Сакаловой И.В. состоит из шкафа площадью 0.5 кв.м., жилой комнаты площадью 17.0 кв.м. С декабря 2010 года Сакалова И.В. проживает в указанном помещении, ранее в бесплатной приватизации не участвовала, другого жилого помещения в собственности не имеет, что подтверждается справкой УФГРС по <адрес>. Согласно паспортных данных Сакалова И.В. постоянно зарегистрирована в спорном помещении с ДД.ММ.ГГГГ.

В силу ст. 94 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы, обучения. Жилые помещения в общежитиях укомплектовываются мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами. Как установлено, общежитие, расположенное по <адрес> в <адрес>, мебелью не укомплектовано, выдача постельного белья не производится, ремонт в помещениях, занимаемых жильцами, делается за счет самих жильцов. То есть статус общежития давно утрачен.

В соответствии со ст. 671 ГК РФ, по договору найма жилого помещения одна сторона-собственник жилого помещения или уполномоченное им лицо /наймодатель/-обязуется предоставить другой стороне /нанимателю/ жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем. Таким образом, истице жилое помещение было предоставлено лицом, обладающим правами наймодателя, ею надлежащим образом исполнялись обязанности нанимателя жилого помещения, предусмотренные ст. 678 ГК РФ. Следовательно, между сторонами фактически был заключен договор найма спорных помещений.

Согласно ст. 19 ЖК РФ общежития относятся к жилищному фонду. Здание общежития, расположенное по <адрес> в <адрес>, как объект жилищного фонда, подлежало передачи в муниципальную собственность и согласно плана приватизации, как объект социально-бытового назначения, было передано в муниципальную собственность в 1994 году, в соответствии со ст. 18 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ . Общежития, принадлежащие государственным или муниципальным предприятиям, либо государственным или муниципальным учреждениям и переданные в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договору социального найма. Ответчиком не представлено доказательство о возобновлении статуса общежития.

Распоряжением Правительства РФ -р от 17.10. 2002 года было указано, что всем федеральным государственным унитарным предприятиям, имеющим на балансе объекты жилищно-коммунального хозяйства, завершить до ДД.ММ.ГГГГ передачу указанных объектов в муниципальную собственность в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании ст. 7 ФЗ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным предприятиям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма. Таким образом, если бы в соответствии с действующим законодательством, здание общежития по <адрес> в <адрес> находилось в настоящее время в собственности муниципалитета, то жильцы имели бы право приватизировать занимаемые ими жилые помещения. В соответствии с Определением Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «При применении ст. 7 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» для решении вопроса о приватизации не имеют правового значения доводы о том, что договор социального найма не оформлен, дом не исключен из специализированного жилищного фонда, поскольку право граждан на приватизацию не может ставиться в зависимость от бездействия органов местного самоуправления, договоров социального найма, а также оформления уже изменившегося в силу закона статуса дома». Данного права они в настоящее время незаконно лишены, что нарушает как положения Конституции РФ, так и положения ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ».

В соответствии со ст. 2 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане, проживающие в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, имеют право приобрести эти помещения в собственность. Приватизации подлежат жилые помещения в домах, находящихся в муниципальной и федеральной собственности, а также в ведомственном жилом фонде.

Согласно ст. 18 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в редакции от ДД.ММ.ГГГГ переход государственных муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.

Судом установлено, что на день рассмотрения дела здание по <адрес> является федеральной собственностью.

Исходя из обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 и ДД.ММ.ГГГГ) – отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов. Следовательно, граждане которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Указанными выше нормами, действующими с ДД.ММ.ГГГГ и подлежащие применению в системной взаимосвязи со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда РФ», которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде на приватизацию указанных помещений.

В соответствии со ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда», каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Бездействие ответчика, в свою очередь, нарушает положение ст. 35 Конституции РФ и ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» и тем самым ущемляет права граждан.

В силу ст. 8 названного Закона в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд. Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию жилого помещения, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ними права собственности в порядке приватизации в судебном порядке.

Исходя из положений ст.ст. 15, 16 Жилищного кодекса РФ, объектом жилищных прав, в том числе и права на приватизацию может являться не только жилой дом, но и их части либо комната.

В соответствии с рекомендациями Пленума Верховного Суда РФ, указанными в абзаце 56 Обзора судебной практики от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с приватизацией гражданами жилых помещений» предприятия, в хозяйственном ведении которых находятся жилые дома, вправе принимать решения о разрешении гражданам приватизировать служебные помещения и коммунальные квартиры самостоятельно, не обращаясь к местной администрации, которая выдала ордер на данную квартиру.

В силу ст. 254 ГПК РФ граждане вправе оспорить в суде решение органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

С истцом заключен договор найма на занимаемое помещение, вселение производилось на законном основании, ранее она не участвовала в приватизации, в связи с чем она имеет право на участие в приватизации.

Исходя из смысла преамбулы и ст.ст. 1, 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилищных помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием. При таких обстоятельствах, оснований для отказа в удовлетворении исковых требований суд не усматривает.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным отказ УФПС <адрес> филиала ФГУП «Почта России» в приватизации жилого помещения в общежитии <адрес>.

Признать за Сакаловой Ириной Владимировной право собственности на жилое помещение общей площадью 17.5 кв.м., жилой площадью 17.0 кв.м., состоящее из жилой комнаты площадью 17.0 кв.м., шкафа 0.5 кв.м. и места общего пользования пропорционально занимаемой жилой площади.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Прикубанский районный суд <адрес> в течение 10 дней.

Судья -