К делу № 2-3392/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 01 июня 2011 года г. Краснодар Прикубанский районный суд города Краснодара в составе: председательствующего Бережинской Е.Е. при секретаре Брус Е.Е. рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по заявлению Орлянского Алексея Николаевича к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) по Краснодарскому краю о признании бездействия территориального управления в части предоставлении в собственность за плату земельного участка незаконными и обязании заключить договор купли-продажи земельного участка. УСТАНОВИЛ: Орлянский А.Н. обратился в Прикубанский районный суд г. Краснодара с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) по Краснодарскому краю о признании бездействия Территориального управления в части предоставлении в собственность за плату земельного участка образованного из земель принадлежащих Российской Федерации расположенного по адресу г. <адрес>, <адрес>; кадастровый номер №, общей площадью <данные изъяты> кв.м. незаконными и обязании в месячный срок заключить договор купли-продажи земельного участка расположенного по адресу г. <адрес>, <адрес>; кадастровый номер №, общей площадью <данные изъяты> кв.м. за цену равную 37 100 (тридцать семь тысяч сто) рублей. В обоснование своих требований Орлянский А.Н. пояснил, что ему на праве собственности на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельства о государственной регистрации права собственности на нежилое здание с пристройками от ДД.ММ.ГГГГ серия 23-№ принадлежит нежилое здание с пристройками - биомициновый цех литер Л, Л1, Л2, л. общей площадью <данные изъяты> кв.м. расположенное по адресу г. Краснодар, <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ году начал оформлять земельный участок, для последующего выкупа в собственность. После проведения всех необходимых землеустроительных работ, ДД.ММ.ГГГГ оформляемый земельный участок был поставлен на кадастровый учет - кадастровый номер №, адрес земельного участка присвоили г. Краснодар, <адрес>. В виду того, что земельный участок образовался из земель принадлежащих Российской Федерации, документы на предоставление указанного земельного участка направлялись в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) по Краснодарскому краю. Заявитель неоднократно обращался в Территориальное управление с заявлениями о предоставление в собственность земельного участков расположенных под объектами недвижимости, принадлежащими ему на праве собственности. Однако ему было отказано в виду того, что земельные участки не прошли государственную регистрацию. Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) по Краснодарскому краю с выводами Орлянского А.Н. не согласился, считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям: Заявитель не представил документы, согласно перечню установленному приказом Минэкономразвития РФ №370 от 30.10.2007 года; Заявитель нарушил порядок оформления земельного участка, в частности не уведомил Территориальное управление о формировании земельного участка; Территориальное управление не вправе распоряжаться указанным земельным участком, ввиду того, что Российская Федерация в лице Территориального управления не зарегистрировало за Российской Федерацией право на испрашиваемый земельный участок, а также Российская Федерация не предоставила Территориальному управлению поручение на совершение действий по отчуждению испрашиваемого земельного участка; Заявитель обратился в суд с незаконными требованиями, так как нельзя Российскую Федерацию обязать предоставить в собственность за плату земельный участок. В судебном заседании представитель заявителя Криницын В.В. уточнил ранее заявленные требования и просит обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) по Краснодарскому краю в месячный срок заключить договор купли-продажи земельного участка расположенного по адресу г. <адрес>, <адрес>; кадастровый номер №, общей площадью <данные изъяты> кв.м.за цену равную 126 143 (сто двадцать шесть тысяч сто сорок три) рубля Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о наличии достаточных правовых и объективных оснований для удовлетворения заявленных требований. Так в судебном заседании установлено, что заявитель является собственником нежилого здания с пристройками - биомициновый цех литер Л, Л1, Л2, л. общей площадью <данные изъяты> кв.м. расположенного по адресу г. Краснодар, <адрес> (свидетельство о государственной регистрации права собственности на нежилое здание с пристройками от ДД.ММ.ГГГГ серия 23-АД №№). ДД.ММ.ГГГГ, Департамент архитектуры и градостроительства МО г. Краснодар, предоставил заявителю заключение о возможности Утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, согласно выводов которого уполномоченный орган считает возможным установить границы земельного участка, в соответствии с представленной схемой границ земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ заявитель обращался в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) по Краснодарскому краю с заявлением о направлении поручения в администрацию МО г. Краснодар на формирование испрашиваемого земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ в ответ на обращение Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) по Краснодарскому краю не нашло в представленных документах подтверждения нахождение земельного участка в границах земель Федеральной собственности РФ и в своем ответ пояснило, что заявителю необходимо обращаться в администрацию МО г. Краснодар, для оформления земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ Постановлением администрации МО г. Краснодар (заместителем главы МО г. Краснодар М.Б. Фроловым) Утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории по <адрес>, в <адрес>, площадь земельного участка составила <данные изъяты> кв.м.. Указанным постановлением вновь образованному земельному участку присвоен адрес: г. Краснодар, <адрес> и установлен вид разрешенного использования – для эксплуатации производственного здания. ДД.ММ.ГГГГ земельный участок был поставлен на кадастровый учет, где ему был присвоен кадастровый номер №. ДД.ММ.ГГГГ заявителем в адрес Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) по Краснодарскому краю было направлено заявление о предоставлении в собственность за плату земельного участка расположенного по адресу г. Краснодар, <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ письмом № Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) по Краснодарскому краю пояснило Орлянскому, что территориальному управлению необходимо зарегистрировать право на испрашиваемый земельный участок, а Заявителю представить дополнительно оценку о рыночной стоимости земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в адрес Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) по <адрес> был направлен отчет о рыночной стоимости земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ Заявитель повторно направил в адрес Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) по <адрес> заявление о предоставлении в собственность за плату земельного участка расположенного по адресу: г. <адрес>, <адрес>, приложив расчет стоимости испрашиваемого земельного участка. Не предоставление заявителю в собственность за плату земельного участка и явилось основанием для обращения его в суд. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Согласно статьи 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. В соответствии со статьей 35 Земельного кодекса РФ, при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. Согласно статьи 36 Земельного кодекса РФ, граждане, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной собственности имеют исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду. В силу п.6 ст. 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. В силу положений ст. 217 ГК РФ, ст. ст. 28, 29, 36 ЗК РФ, заключение договора по предоставлению земельного участка в собственность или аренду граждан и юридических лиц для государственных исполнительных органов субъекта является обязательным. Приложением к приказу № от ДД.ММ.ГГГГ Министерства экономического развития и торговли РФ установлен исчерпывающий перечень документов, прилагаемый при обращении за предоставлением в собственность земельного участка. Исследование документов представленных в суд показало, что Заявителем представлен полный пакет документов необходимый для предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность. Согласно статьи 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса. Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности) осуществляет Российская Федерация данная норма установлена пунктом 2 статьи 9 ЗК РФ. В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества (пункт 1); Федеральное агентство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (пункт 4). Росимущество организует в установленном порядке продажу приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество. Полномочия территориального управления определены в Положении о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, утвержденном приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49. В соответствии с пунктом 4.1 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> теруправление осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам. Аналогичные полномочия отражены и в пунктах 4.1, 4.6 Типового положения, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374, согласно которым территориальный орган Росимущества наделен полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество. С учетом приведенных норм ссылка территориального управления на отсутствие поручения Росимущества на приватизацию федерального имущества не может служить препятствием для реализации гражданином, являющимся собственником объектов недвижимости, расположенных на испрашиваемых земельных участках, права на их выкуп. Судом не принимается во внимание довод Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) по Краснодарскому краю относительно невозможности распоряжения испрашиваемым земельным участком до его государственной регистрации на основании следующего. В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение разграниченными земельными участками, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Пунктом 7 статьи 22.2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрено, что государственная регистрация права на образуемый земельный участок может осуществляться одновременно с государственной регистрацией перехода или прекращения права на такой участок, при условии, что земельный участок, из которого был образован отчуждаемый земельный участок, ранее прошел государственную регистрацию в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Из представленного свидетельства о государственной регистрации права серия № от ДД.ММ.ГГГГ, Российской Федерации принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером № из земель населенных пунктов, предназначенный для эксплуатации производственных зданий и сооружений. Земельный участок, расположенный по адресу г. Краснодар, <адрес>; кадастровый номер №, общей площадью <данные изъяты> кв.м. расположен в границах земельного участка с кадастровым номером №, таким образом, спорный земельный участок, образовавшийся в результате выделения из земельного участка с кадастровым номером 23:43:0108009:10, на момент обращения заявителя в Территориальное управление также принадлежал на праве собственности Российской Федерации. Поскольку судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером № из земель населенных пунктов, предназначенный для эксплуатации производственных зданий и сооружений прошел государственную регистрацию (свидетельство о государственной регистрации права серия № от ДД.ММ.ГГГГ) то Территориальное управление на момент обращения заявителя вправе было осуществить отчуждение земельного участка расположенного по адресу г. Краснодар, <адрес>; кадастровый номер №, общей площадью <данные изъяты> кв.м. в соответствии с действующим законодательством, а государственная регистрация перехода права собственности могла быть осуществлена одновременно с государственной регистрацией права собственности Российской Федерацией земельного участка с кадастровым номером №. В соответствии со ст. 2 ФЗ о введении в действие Земельного кодекса РФ следует, что до 1 января 2012 года лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения: от 500 тысяч до 3 миллионов человек - в размере от пяти- до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка. На территории Краснодарского края стоимость земельных участков определяется на основании ст. 10 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 года №532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае», согласно которой в г. Краснодаре стоимость земельных участков устанавливается в семнадцатикратном размере ставки земельного налога за единицу площади земельного участка. В соответствии с Решением Городской Думы гор. Краснодар от 24 ноября 2005 г. N 3 п.2 с изменениями от 24.03.2010 N 72 п.2, в отношении указанных земельных участков установлен следующий земельный налог: 0,092 процента от кадастровой стоимости участка - в отношении земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. Исходя из выше изложенного, расчетная стоимость земельного участка составляет 126 143 (сто двадцать шесть тысяч сто сорок три) рубля. Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ, защита прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Суд считает, что нарушенное право заявителя подлежит восстановлению, обязав Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае предоставить в собственность за плату, земельный участок расположенный по адресу г. <адрес>, <адрес>; кадастровый номер №, общей площадью <данные изъяты> кв.м.. Руководствуясь ст.ст. 28, 36 ЗК РФ; ст.ст.194-197 ГПК РФ суд, РЕШИЛ: Признать бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае в части предоставлении в собственность за плату Орлянскому Алексею Николаевичу земельного участка образованного из земель принадлежащих Российской Федерации расположенного по адресу г. <адрес>, <адрес>; кадастровый номер №, общей площадью <данные изъяты> кв.м. – незаконными. Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> в месячный срок заключить с Орлянским Алексеем Николаевичем договор купли-продажи земельного участка расположенного по адресу г. Краснодар, <адрес>; кадастровый номер №, общей площадью <данные изъяты> кв.м. с условием уплаты выкупной стоимости земельного участка в сумме 126 143 (сто двадцать шесть тысяч сто сорок три) рублей. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Прикубанский районный суд г. Краснодара в течение 10 дней с момента вынесения решения. Председательствующий: подпись Копия верна: Судья Секретарь