Решение по заявлению Бедного Николая Яковлевича к АМО г. Краснодар, ДМС и ГЗ г. Краснодар об обжаловании действий органа местного ьсамоуправления.



К делу № 2-5301/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 августа 2011 года Прикубанский районный суд г.Краснодара в составе:

председательствующего Бережинской Е.Е.

при секретаре Брус Е.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Бедного Николая Яковлевича к Администрации муниципального образования город Краснодар, Департаменту муниципальной собственности и городских земель Администрации муниципального образования город Краснодар об обжаловании действий органов местного самоуправления и о возложении обязанности по заключению договора аренды земельного участка

УСТАНОВИЛ:

Бедный Н.Я. обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий Департамента муниципальной собственности и городских земель Администрации муниципального образования город Краснодар и Администрации МО г.Краснодар, выразившихся в отказе гр.Бедному Н.Я. в предоставлении земельного участка в аренду под индивидуальное жилищное строительство общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного в <адрес>, и о возложении на Администрацию муниципального образования город Краснодар и Департамент муниципальной собственности обязанности по предоставлению земельного участка и заключению договора аренды земельного участка под индивидуальное жилищное строительство.

В обоснование своих требований заявитель указал, что являясь инвалидом 2 группы обратился к главе муниципального образования г.Краснодар с заявлением о предоставлении в аренду на 10 лет земельного участка в <адрес> для индивидуального жилищного строительства. Однако, ему безосновательно было отказано в праве на льготное получение земельного участка.

Представитель Бедного Н.Я. в судебном заседании требования поддержала, просила признать действия заинтересованных лиц по отказу заявителю в предоставлении земельного участка под ИЖС незаконным и возложить на Администрацию муниципального образования <адрес> и Департамент муниципальной собственности и городских земель Администрации муниципального образования <адрес> обязанность по предоставлению земельного участка по адресу: <адрес> в аренду, заключению договора аренды земельного участка сроком на 10 лет.

Представитель ДМС и ГЗ Администрации муниципального образования г.Краснодар в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала, пояснила, что предоставление земельных участков в аренду для индивидуального жилищного строительства осуществляется исключительно путем проведения процедуры торгов, кроме того, в настоящее время действие п.21 Решения городской Думы Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ приостановлено, в связи с чем отсутствует правовой механизм предоставления земельных участков.

Представитель Администрации муниципального образования г.Краснодар в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала, поскольку выделение земельного участка заявителю в аренду противоречит действующему законодательству, установленному порядку предоставления земельных участков в аренду.

Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные Бедным Н.Я. требования являются обоснованным и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что Бедный В.Я. проживает на территории муниципального образования город Краснодар длительное время, данное обстоятельство подтверждается отметкой о регистрации по адресу: <адрес> <адрес>, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, собственником земельных участков или иных объектов недвижимого имущества на территории Краснодарского края не является, что подтверждается уведомлением Управления Федеральной служба государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии в ЕГРП сведений о правах отдельного лица – Бедного Н.Я. на имеющиеся у него объекты недвижимости.

Кроме того, Бедный Н.Я. относится к категории граждан, которые в соответствии со ст.17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» имеют право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, что подтверждается представленной в материалы дела справкой ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Краснодарскому краю» филиал серия о наличии 2 группы инвалидности.

Бедный Н.Я. обратился с заявлением на имя главы администрации муниципального образования город Краснодар о предоставлении ему в аренду земельного участка сроком на 10 лет в <адрес> для индивидуального жилищного строительства.

Как следует из письма Департамента муниципальной собственности и городских земель Администрации муниципального образования г.Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ, в предоставлении земельного участка отказано со ссылкой на то, что в настоящее время в соответствии с решением городской Думы Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ п.11 приостановлено действие пункта 21 раздела III приложения к решению Городской Думы Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка распоряжения земельными участками на территории муниципального образования город Краснодар» до издания нормативно-правовых актов федеральных органов власти, органов власти Краснодарского края, определяющих порядок и механизм предоставления земельных участков в аренду для индивидуального жилищного строительства отдельным категориям граждан без проведения торгов (конкурсов, аукционов), кроме того, заявителю разъяснено, что предоставление земельных участков возможно путем проведения торгов на аукционах.

В соответствии со ст.2 ФЗ РФ от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 13.10.2011г. №1127-О-О разъяснено, что статья 7 Конституции РФ, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и гарантии социальной защиты.

К числу таких гарантий относится и положение части 14 статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющее право для инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в ст.30.1 Земельного Кодекса Российской Федерации.

Согласно ч.2 ст.30.1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства существляется на аукционах, за исключением случая, установленного п.27 ст.38.1 ЗК РФ (если аукцион признан не состоявшимся по причине участия в нем менее двух участников).

Аукцион представляет собой продажу, в частности, имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе. Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, «шаг аукциона» и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков.

Таким образом, понятие «первоочередное получение» не является идентичным по отношению к понятию «покупка на аукционе», в связи с чем при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст.17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» торги не проводятся.

Суд считает, что реализация инвалидом права на первоочередное получение земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, предусматривает заключение договора купли-продажи или аренды без проведения торгов.

Указанные положения закреплены также в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2008 года, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 17.09.08г.

Суд также находит необоснованными доводы заинтересованных лиц – Администрации муниципального образования г.Краснодар и ДМС и ГЗ Администрации муниципального образования г.Краснодар о приостановлении действия п.21 решения Городской Думы Краснодара от 24.09.2009г. №61 п.26 «Об утверждении порядка распоряжения земельными участками на территории муниципального образования город Краснодар» и, как следствие, отсутствие правового механизма предоставления земель.

В соответствии с ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральными законами и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со ст.36 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» до приведения законов и иных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствии с указанным федеральным законом законы и иные правовые акты применяются в части, не противоречащей данному закону.

С учетом изложенного реализация инвалидом предоставленных ему федеральным законом гарантий не может быть поставлена в зависимость от наличия либо отсутствия механизма применения закона. Положение статьи 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» является нормой прямого действия и подлежит применению вне зависимости от обстоятельств, на которые ссылаются заинтересованные лица.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, которые могут быть совершены только ответчиком суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.191-197, 206 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконными действия Администрации муниципального образования город Краснодар и Департамента муниципальной собственности и городских земель Администрации муниципального образования город Краснодар, выразившиеся в отказе в предоставлении Бедному Николаю Яковлевичу земельного участка в аренду под индивидуальное жилищное строительство общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>.

Обязать Администрацию муниципального образования город Краснодар и Департамент муниципальной собственности и городских земель Администрации муниципального образования город Краснодар устранить нарушенное право путем предоставления в аренду Бедному Николаю Яковлевичу земельный участок для индивидуального жилищного строительства в границах муниципального образования город Краснодар и заключить договор аренды земельного участка сроком на 10 лет в течение 1 месяца с момента вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Краснодарский краевой суд через Прикубанский районный суд г.Краснодара в течение десяти дней.

Председательствующий: подпись

Копия верна: судья

секретарь