К делу № 2 - 4042/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 29 августа 2011 года Прикубанский районный суд г. Краснодара в составе: Председательствующего судьи Бережинской Е.Е. при секретаре судебного заседания Брус Е.Е. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Газаряна Сурена Владимировича об обжаловании бездействия и действия УВД по городу Туапсе и Туапсинскому району Краснодарского края, УСТАНОВИЛ: Газарян С.В. обратился в суд с заявлением об обжаловании бездействия и действия УВД по городу Туапсе и Туапсинскому району Краснодарского края. Заявление мотивировано тем, что ДД.ММ.ГГГГ около 13 часов заявитель вместе с другими активистами экологической вахты по Северному Кавказу: Шевченко Д., Витишко Е., Ачиловым З., были задержаны работниками милиции во время акции протеста на территории Туапсинского района Краснодарского края. ДД.ММ.ГГГГ около 00.30 минут активисты были доставлены в дежурную часть УВД по городу Туапсе и Туапсинскому району, где они были помещены в камеру для лиц, задержанных в административном порядке. Площадь камеры составляла около 2 кв.м., в которой отсутствовали условия для сна, скамья вдоль стены была шириной 25 см, кроме того, две глухие стены камеры покрыты штукатуркой с набрызгом «под шубу», постельные принадлежности не выдавались. ДД.ММ.ГГГГ после 9 часов активисты были доставлены мировому судье Туапсинского района, постановлением которого заявитель и другие активисты были подвергнуты административному наказанию в виде ареста, Шевченко Д., Ачилов З. и Газарян С. Сроком на 7 суток, Витишко Е. сроком на 10 суток. После чего задержанные были направлены для отбытия наказания в спецприемник при УВД по городу Туапсе и Туапсинскому району, где условия содержания также не соответствовали Положению об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, а также общепринятым нормам и принципам человечности, а также нарушением прав и основных свобод человека, содержащимся в Международном Пакте о гражданских и политических правах. В судебном заседании Газарян С.В. поддержал заявление, пояснил, что задержанным не предоставлялись прогулки на свежем воздухе в период содержания в спецприемнике, камеры были переполнены, задержанные не обеспечивались постельными принадлежностями, отсутствовали условия для оправки, штукатурка в камерах также была «под шубу», отсутствие естественного освещения, так как окна были закрыты металлическими щитами, электрическое освещение было очень слабым, что лишало возможности читать, писать заявления и жалобы. Кроме того, задержанным не позволили сообщить родственникам о задержании, а также не предоставляли свидание с родственниками. Просит признать незаконным бездействие УВД по городу Туапсе и Туапсинскому району, в части признания незаконными действий ГУВД по Краснодарскому краю от иска отказался. Представители УВД по городу Туапсе и Туапсинскому району возражали против удовлетворения жалобы. Отсутствие надлежащих условий содержания мотивировали отсутствием финансирования, несмотря на неоднократные обращения руководства УВД по городу Туапсе и Туапсинского района, а также ГУВД края в инстанции, ведающие распределением бюджета. Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к убеждению, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению. В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ около 13 часов заявитель вместе с другими активистами экологической вахты по Северному Кавказу: Шевченко Д., Витишко Е., Ачиловым З., были задержаны работниками милиции во время акции протеста на территории Туапсинского района Краснодарского края. ДД.ММ.ГГГГ около 00.30 минут активисты были доставлены в дежурную часть УВД по городу Туапсе и <адрес>, где они были помещены в камеру для лиц, задержанных в административном порядке. ДД.ММ.ГГГГ после 9 часов активисты были доставлены мировому судье Туапсинского района, постановлением которого заявитель и другие активисты были подвергнуты административному наказанию в виде ареста, Шевченко Д., Ачилов З. и Газарян С. Сроком на 7 суток, Витишко Е. сроком на 10 суток. После чего задержанные были направлены для отбытия наказания в спецприемник при УВД по городу Туапсе и Туапсинскому району Краснодарского края. По жалобе Газарян С.В. и других активистов, помещенных в спецприемник, условия отбывания административного наказания были обследованы Общественной наблюдательной комиссии по КК. Согласно акта-проверки комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в камерах спецприемника отсутствуют: индивидуальные нары или кровати; столы и скамейки по лимиту мест в камере; шкафы для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарные узлы с соблюдением необходимых требований приватности, краны с водопроводной водой; вешалок для верхней одежды; полок для туалетных принадлежностей; бачков для питьевой воды; радиодинамиков для вещания общегосударственной программы; кнопок для вызова дежурного; урн для мусора: светильников дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией, тазов для гигиенических целей и стирки одежды. По результатам проверки на имя начальника ГУВД по КК генерал-майора милиции Виневского В.Н. было направлено письмо о недопустимости использования этого учреждения и в соответствие с функционалом: рассчитанный на содержание 12 человек спецприемник находится в ветхом полуподвальном помещении, что препятствует принятию мер по улучшению условий содержания без значительных вложений ресурсов. Камеры и другие помещения требуют ремонта и реконструкции, поскольку нормативы в них не соблюдаются как по площади, приходящейся на одного человека, так и по освещенности, условиям для сна и принятия пищи, и т.д. В опасных для здоровья условиях находятся не только лица, отбывающие административный арест, но и персонал спецприемника. Руководство спецприемника в г. Туапсе через УВД по Туапсинскому району обращалось в ГУВД о выделении средств для ремонта спецприемника. Более того, еще в 2008 году данный спецприемник был признан непригодным для использования по итогам инспекции мест принудительного содержания городов Сочи и Туапсе, Уполномоченным по правам человека в Краснодарском крае А.Г.Козицким. Уполномоченный А.Г.Козицкий и председатель Общественного Совета при ГУВД по Краснодарскому краю М.В.Савва в результате рассмотрения данного вопроса на заседании рабочей группы по правам человека Общественного совета при ГУВД в 2008 г. направили обращение к Министру внутренних дел РФ Р.Г.Нургалиеву с просьбой спланировать мероприятия по приведению в соответствие со стандартами прав человека специальных учреждений так называемой «олимпийской зоны». В результате были приняты меры по реконструкции ряда мест принудительного содержания, например, изолятора временного содержания в г.Туапсе. В то же время, спецприемник в г. Туапсе не ремонтировался. Поданная в 2011г. УВД по Туапсинскому району в ГУВД по Краснодарскому краю заявка на ремонт спецприемника предусматривает расходы в размере 1,5 млн. руб. Нынешнее состояние спецприемника г. Туапсе фактически привело к тому, что находящиеся там люди наказываются не только ограничением свободы, но и крайне тяжелыми условиями содержания. Пунктом 6 Положения о порядке отбывания административного ареста, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2002 г. №726 установлено, что камеры специального приемника оборудуются в соответствии с требованиями, предъявляемыми к камерам изоляторов временного содержания органов внутренних дел, определяемыми нормативными документами Министерства внутренних дел Российской Федерации. Согласно п.45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, являющихся Приложением к Приказу МВД России от 22.11.2005г. №950, камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности, краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией; детскими кроватями в камерах, где содержатся женщины с детьми; тазами для гигиенических целей и стирки одежды. Отсутствие перечисленных удобств в спецприемнике не оспаривается и представителями УВД по городу Туапсе и Туапсинскому району КК. Кроме того, допрошенный по ходатайству заявителя свидетель Саава М.В., заместитель председателя Общественной наблюдательной комиссии по Краснодарскому краю, пояснил в судебном заседании, что, находясь в составе комиссии выезжал по жалобе задержанных в спецприемник при УВД г. Туапсе, в котором обнаружены недостатки, изложенные в Акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ, что, безусловно, объясняется недостатком финансирования. Однако, в ходе судебного разбирательства не нашли своего подтверждения утверждения Газарян С.В. о том, что в отношении него лично и других задержанных активистов работниками УВД и спецприемника были допущены нарушения прав и свобод. Так, в ходе судебного разбирательства были допрошены свидетель Шевченко Д.А., который в судебном заседании утверждал о том, что находился вместе с Газарян С.В. и другими задержанными в дежурной части УВД в городе Туапсе, не был обеспечен питанием, не имел возможности воспользоваться телефоном для звонка родственникам о задержании, а также подтвердил показания Газарян С.В. в части описания санитарно-технического состояния камер. Кроме того, пояснил, что в дежурной части УВД и в спецприемнике отсутствует фельдшер, в связи с чем все задержанные не имеют доступа к квалифицированной медицинской помощи. В ходе судебного разбирательства были допрошены в качестве свидетелей Кириленко А.К., дежурный УВД по г. Туапсе, который пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ около часа ночи в дежурную часть поступили Газарян С.В. и еще трое активистов, которые пожаловались, что их не кормили с момента задержания, в связи с чем около 2 часов ночи всех четверых покормили в кафе, с которым заключен договор на обеспечение питанием административно задержанных. Свидетели Елесин В.В. и Плис А.В., работники спецприемника, пояснили, что все жалобы задержанных на условия содержания рассматривались, и если не было противоречий с Правилами внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке», их просьбы исполнялись. Так, свидетели пояснили, что в спецприемнике по штатному расписанию предусмотрена должность фельдшера, которая на момент поступления Газарян С.В. и других активистов находилась в отпуске, поэтому в соответствии с Инструкцией первичный осмотр производит дежурный спецприемника. Кроме того, в случае жалоб на состояние здоровья, к задержанным вызывается бригада «скорой помощи», которая оказывает необходимую медицинскую помощь. Так, медицинская помощь была оказана Шевченко Д.А. Кроме того, задержанные содержались в одной камере, так как объявили голодовку, и просили поместить их в одну камеру, и их просьба была удовлетворена. Шевченко Д.А. был предоставлен сотовый телефон сотрудника спецприемника для звонка родственникам, так как в спецприемнике не имеется доступа к междугородней связи, а все задержанные являлись иногородними. Кроме того, несмотря на объявленную голодовку, родственниками задержанным передавались продукты, которые те употребляли. Всем задержанным предоставлялось время для ежедневных прогулок на территории спецприемника. Таким образом, Газарян С.В. не представлено достоверных доказательств тому, что работниками УВД по г. Туапсе и району нарушались личные права и свободы, в связи с задержанием, кроме нарушений санитарно-гигиенических правил, которые отражены в акте проверки представителем Общественного совета при ГУВД по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ. Судом также установлено, что при содержании лиц, арестованных в административном порядке, работниками УВД города Туапсе и Туапсинского района исполнялись «Правила внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке», утвержденные приказом МВД России № 605 дсп-2000 года (далее Правил). Доводы заявителя о том, что ему и другим активистам не было предоставлено питание утром ДД.ММ.ГГГГ при содержании в камере для лиц, задержанных в административном порядке не соответствует действительности. Так, как следует из представленных суду материалов, между УВД по Туапсинскому району и ИП Беловой Л.Г., собственником кафе «У Михалыча» заключен государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ по обеспечению семидневным стационарным трехразовым горячим питанием лиц, содержащихся в спецприемнике УВД. В связи с тем, что гр. Газарян СВ. из Джубгского ПОМ доставлен с другими «активистами» в УВД по Туапсинскому району в 01 час 30 мин., доставка питания была невозможна, однако после процедуры освидетельствования задержанные были доставлены в кафе «У Михалыча», где их обеспечили продуктами питания, предусмотренной нормой суточного довольствия, утвержденной Постановлением Правительства №935-1992г. Кроме того, после назначения административного наказания в виде ареста, Газарян С.В. и задержанные с ним «активисты» объявили голодовку, однако, при этом ежедневно на протяжении всего периода содержания в спецприемнике УВД получали передачи с продуктами от родственников, что подтверждается заявлениями от родственников задержанных. Не соответствует действительности и утверждение заявителя о том, что не были предоставлении необходимые условия для сна. Всем административно- задержанным на время сна со дня поступления выдаются постельные принадлежности в соответствии с п.7 Положения о порядке отбывания административного ареста, утвержденного постановлением Правительства РФ 02.10.2002г. №726 и п. 19 Правил внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке, утвержденных приказом МВД России №605 дсп - 2000г. Однако, учет процедуры выдачи постельных принадлежностей административно-арестованным лицам (в спецприемниках) ведомственными нормативно-правовыми актами не предусмотрен. В спецприемнике в наличии имеется достаточное количество комплектов постельного белья. Имеется договор на оказание услуг по стирке белья спецприемника, заключенный между УВД по Туапсинскому району и ООО «ТВК». Суд критически относится к доводам заявления Газаряна С.В. о том, что в нарушение установленных Правил, его и троих активистов содержали в одной камере, что повлекло нарушение Правил содержания. Так, заявителем и свидетелем Шевченко Д. не оспаривался факт объявления активистами голодовки в спецприемнике, поэтому в соответствии с п. 22 Правил внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке, утвержденных приказом МВД России №605 дсп - 2000г., они были помещены в отдельную камеру спецприемника № 5. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ от всех активистов, в том числе и Газаряна С.В., поступили письменные ходатайства с просьбой об их совместном пребывании, после чего они были помещены в камеру №3 спецприемника. В соответствии с требованиями п. 12 Положения о порядке отбывания административного ареста, утвержденного постановлением Правительства РФ 02.10.2002г. №726 и п. 42 Правил внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке, утвержденных приказом МВД России №605 дсп - 2000 Правил. Газарян С.В. и активисты ежедневно выводились сотрудниками спецприемника во внутренний охраняемый двор для прогулок. Не предоставлено суду и доказательств о том, сотрудники спецприемника отказывали админстративно-задержанным в оправке естественных надобностей. Как утверждали в судебном заседании свидетели, работники спецприемника Елесин В.В. и Плис А.В. несмотря на то, что камеры спецприемника не оборудованы санузлами, вывод на оправку арестованных осуществляется ежедневно (два раза - утром и вечером), а в случае необходимости в туалет во дворе спецприемника, с соблюдением предусмотренных мер безопасности нарядом спецприемника, в соответствии с п. 22 Правил, а также Правилами внутреннего распорядка специального приемника УВД по Туапсинскому району, утвержденных начальником УВД по Туапсинскому району ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с требованиями п. 23 Наставления по организации работы специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке, утвержденного приказом МВД России № 605 дсп-2000 года и должностных обязанностей, сотрудники спецприемника вели постоянное наблюдение за арестованными, обеспечивая соблюдение ими установленного режима содержания и правил внутреннего распорядка, в целях недопущения совершения арестованными самоубийств и причинения телесных повреждений. В соответствии с требованиями п. 13 Положения и п. 25 Правил внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, административно-арестованные имеют право один раз в течение срока ареста пользоваться телефоном с продолжительностью разговора до 3 минут для связи с родственниками и близкими (кроме междугородних переговоров) по этой причине Газаряну С.В. было отказано в просьбе позвонить родственникам в г. Краснодар, к тому же, служебный телефон спецприемника не имеет выхода на междугороднюю связь. Начальником спецприемника об этом было доложено ответственному от руководства УВД по Туапсинскому району подполковнику милиции Багдасаряну А.А., который предоставил возможность задержанному позвонить родственникам с мобильного телефона одного из сотрудников спецприемника. Законодательством и ведомственными нормативными актами свидания административно-арестованных лиц с родственниками в условиях спецприемника не предусмотрены. Техническая оснащенность камер спецприемника регламентируется приказами МВД России с грифом секретности «для служебного пользования», соответственно заявителем не может быть дана объективная оценка ее состояния. П. 45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД России от 22.11.2005 года № 950, регламентируется только оборудование камер спецприемника. Кроме того, для переоборудования камер спецприемника Отдела МВД России по Туапсинскому району в настоящее время требуются значительные денежные средства. Кроме того, суду представлены доказательства тому, что руководством УВД по городу Туапсе и Туапсинскому району КК постоянно принимаются меры для поддержания материально-технической базы спецприемника, привидению его деятельности в соответствие с требованиями действующего законодательства. Так, камеры режимного блока спецприемника оборудованы вентиляцией, помещения - пожарной и охранно-тревожной сигнализацией, системой видеонаблюдения. Ежегодно производится текущий ремонт. Безусловно, для приведения спецприемника в соответствие с предъявляемыми требованиями в полном объеме, необходима реконструкция и дорогостоящий капитальный ремонт имеющихся помещений, а также наличие дополнительных. Согласно Указу Президента РФ от 12 февраля 1993 года № 209 «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации» финансирование спецприемников производилось за счет местных бюджетов. Руководство УВД по Туапсинскому району неоднократно на протяжении нескольких лет безрезультатно обращалось к главам муниципальных образований г.Туапсе и Туапсинского района с просьбами о выделении денежных средств для проведения капитального и текущего ремонта спецприемника: главе МО г. Туапсе Прилуцкому Г.Ю. исх. № 64/6-99 от 11.01.2005 года; главе МО Туапсинский район Кошель В.В. исх. № 64/4-3909 от 13.03.2006 года; главе МО г. Туапсе Прилуцкому Г.Ю. исх. № 64/6-5602 от 28.02.2007 года; главе МО Туапсинский район Кошель В.В. исх. № 64/6841 от 17.03.2008 года; главе МО Туапсинский район Кошель В.В. исх. № 64/6-4739 от 11.03.2009 года; главе МО г. Туапсе Звереву В.К. исх. № 64/6-4740 от 11.03.2009 года. Также на исх. № 53/7-172 от 22.03.2011 года «О выделении необходимых денежных средств для строительства или реконструкции здания СП УВД по Туапсинскому району» - администрация МО Туапсинского района ответила отказом. В ДД.ММ.ГГГГ года на заседании межведомственной комиссии по профилактике правонарушений МО Туапсинский район рассматривался вопрос «О возможности выделения денежных средств для укрепления материально-технической базы спецприемника УВД по Туапсинскому району», было признано невозможным осуществление финансирования в данном направлении. Таким образом, судом установлено, что в отношении Газарян С.В. и активистов экологической вахты, задержанных ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> <адрес>, и помещенных в спецприемник содержания лиц, задержанных за совершение административных правонарушений», нарушений прав и свобод со стороны работников УВД по городу Туапсе и Туапсинского района Краснодарского края не допущено. Однако, условия содержания в спецприемнике при УВД г. Туапсе и Туапсинского района КК не соответствует нормативным. В опасных для здоровья условиях находятся не только лица, отбывающие административный арест. но и персонал спецприемника. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 -197, 254 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление Газаряна Сурена Владимировича об обжаловании действий и бездействий УВД по г. Туапсе и Туапсинскому району Краснодарского края удовлетворить частично. Признать незаконным бездействие УВД по г. Туапсе и Туапсинскому району Краснодарского края в части непринятия мер по приведению условий содержания в камере для задержанных в административном порядке в дежурной части УВД по городу Туапсе и Туапсинскому району, а также в спецприемнике города Туапсе в соответствие с нормативными условиями. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Прикубанский районный суд г. Краснодара в течение десяти дней. Председательствующий: