К делу № 2 -4047/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 01 июня 2011 года г. Краснодар Прикубанский районный суд г. Краснодара Краснодарского края в составе: Председательствующего Бережинской Е.Е. при секретаре Брус Е.Е. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Кравец Сергея Алексеевича к Администрации муниципального образования город Краснодар, Департаменту муниципальной собственности и городских земель Администрации муниципального образования город Краснодар о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным и признании права собственности, УСТАНОВИЛ: Истец обратился в суд с иском к ответчикам о признании незаконным отказа администрации муниципального образования город Краснодар и департамента муниципальной собственности администрации муниципального образования город Краснодар в предоставлении истцу земельного участка для ведения крестьянско-фермерского хозяйства и сельхозпроизводства в районе улиц <адрес> в собственность за плату по кадастровой стоимости общей площадью <данные изъяты> кв.м. И признании за истцом права собственности на указанный земельный участок с внесением выкупной стоимости за земельный участок в размере кадастровой стоимости земельного участка. Требования мотивированы тем, что в ДД.ММ.ГГГГ года истцом подано заявление на имя главы муниципального образования город Краснодар с просьбой о предоставлении ему земельного участка для ведения крестьянско-фермерского хозяйства и сельскохозяйственного производства в районе улиц <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. в собственность за плату в соответствии с нормами действующего законодательства. Однако, письмом от ДД.ММ.ГГГГ по поручению администрации МО город Краснодар департаментом муниципальной собственности и городских земель администрации МО город Краснодар истцу было отказано и разъяснено, что в соответствии со статьей 38 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков из земель сельхозназначения предоставляется только путем проведения торгов. Истец не согласен с данным отказом, в связи с чем, обратился в суд. В судебном заседании истец исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить. Представители ответчиков Администрации муниципального образования город Краснодар и Департамента муниципальной собственности и городских земель в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к убеждению, что заявленные исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме. В судебном заседании установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ года истцом подано заявление на имя главы муниципального образования город Краснодар с просьбой о предоставлении ему земельного участка для ведения крестьянско-фермерского хозяйства и сельскохозяйственного производства в районе улиц <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. в собственность за плату в соответствии с постановлением главы администрации Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ № «об утверждении порядка предоставления земельных участок, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства», (в ред. Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.05.2009 N 341) и ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Однако, письмом от ДД.ММ.ГГГГ по поручению администрации МО город Краснодар департаментом муниципальной собственности и городских земель администрации МО город Краснодар истцу отказано в предоставлении и разъяснено право в соответствии со статьей 38 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков из земель сельхозназначения только путем проведения торгов. На основании пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.10.2003 N 630 государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей. Таким образом, крестьянские (фермерские) хозяйства не являются юридическими лицами. Кроме того, фермерские хозяйства, созданные в соответствии с Законом N 74-ФЗ, а также приведшие свой правовой статус в соответствие с нормами части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, не имеют наименования, поскольку положения статьи 54 Кодекса на индивидуальных предпринимателей не распространяются, в связи с чем, указание в документах, подтверждающих факт внесения записи в ЕГРИП, наименований крестьянских (фермерских) хозяйств недопустимо. Следовательно, истец может вести крестьянско-фермерское хозяйство и в соответствии с действующим законодательством имеет право на получение земельного участка для сельхозпроизводства. Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 12 ФЗ «О крестьянско-фермерском хозяйстве», орган местного самоуправления на основании заявления или обращения в течение месяца со дня поступления обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении испрашиваемого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом. В соответствии с пунктом 3.1 постановления главы администрации Краснодарского края от 26.03.2007 года N 220 «об утверждении порядка предоставления земельных участок, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства», (в ред. Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.05.2009 N 341) и ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», департамент либо орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства на основании заявлений заинтересованных лиц без проведения торгов в порядке, предусмотренном настоящим разделом, в случаях если земельный участок предоставляется гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Следовательно, предоставление земельного участка для КФК проводится на основании заявления гражданина и без проведения торгов. Однако, никаких действий по рассмотрению вопроса о предоставлении истцу земельного участка до настоящего времени администрацией не сделано, вопрос о предоставлении земельного участка до настоящего времени не решен. В настоящее время истцом за счет собственных денежных средств изготовлены материалы аналитических (геодезических) измерений для вычисления фактической площади испрашиваемого земельного участка из кадастрового квартала № по адресу <адрес>. Фактическая площадь испрашиваемого земельного участка составляет <данные изъяты> кв.м. Таким образом, вывод заинтересованных лиц, указанный в письме на имя истца не соответствует нормам Конституции РФ и действующего законодательства. Администрация муниципального образования город Краснодар и департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар необоснованно относят отношения по предоставлению гражданам земельных участков к земельным отношениям, регулируемым исключительно земельным законодательством. В соответствии со ст. 6 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» отказ в предоставлении земельного участка для ведения крестьянско-фермерского хозяйства из земель сельхозназначения может быть обжалован в судебном порядке. В соответствии с решением городской Думы Краснодара от 15 декабря 2005 года № 4 п. 19 «Об утверждении Положения о департаменте муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар» ДМС И ГЗ является отраслевым органом администрации муниципального образования город Краснодар. Одной из основных задач ДМС и ГЗ является: подготовка материалов по вопросам распоряжения земельными участками на территории муниципального образования город Краснодар. Департамент в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции: представляет интересы муниципального образования город Краснодар; по поручению администрации муниципального образования город Краснодар заключает договоры, предметом которых является передача земельных участков в собственность либо в аренду. ДМС и ГЗ наделен властно-распорядительными полномочиями в сфере местного самоуправления и принимает решения, носящие обязательный характер для лиц, в отношении которых они вынесены. В соответствии с п. 1 ст. 64 ЗК РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке. Частью 1 ст. 3 ГПК РФ установлено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Таким образом, истцом суду представлено достаточно доказательств, свидетельствующих о подтверждении заявленных исковых требований, что дает основания для их удовлетворения в полном объёме. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191-197 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать незаконными действия администрации муниципального образования город Краснодар и департамента муниципальной собственности администрации муниципального образования город Краснодар, выразившиеся в отказе в предоставлении Кравец С.А. земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв..м. для сельхозпроизводства и ведения крестьянско-фермерского хозяйства в районе улиц <адрес> внутригородского округа <адрес> в собственность за плату по кадастровой стоимости Признать за Кравец Сергеем Алексеевичем право собственности на земельный участок из земель населенных пунктов для ведения крестьянско-фермерского хозяйства и сельхозпроизводства из кадастрового квартала № в районе улиц <адрес> <адрес> <адрес> <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м. с внесением выкупной стоимости за земельный участок в размере кадастровой стоимости земельного участка, указанной в кадастровом паспорте земельного участка. Финансовые затраты по оформлению земельно-правовой документации по присвоению административного адреса формируемому земельному участку, изготовлению межевого плана земельного участка из кадастрового квартала № и постановке его на кадастровый учет в районе улиц <адрес> <адрес> <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м. из земель населенных пунктов для ведения крестьянско-фермерского хозяйства возложить на Кравец Сергея Алексеевича. Данное решение является основанием для постановки на кадастровый учет и регистрации права собственности в Управлении Росреестра на земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м. в районе улиц <адрес>. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение десяти дней через Прикубанский районный суд г. Краснодара. Председательствующий: