решение по делу по иску по иску прокурора Краснодарского края, в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю, Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № 14.



Дело № 2-7039/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23.11.2011 г. Прикубанский райсуд г. Краснодара

в составе

председательствующего Бостановой С.Б.,

при секретаре Вайкок М.М.,

с участием представителя истца Зеленского А.С..

представителей ответчиков Ванюхова А.В. и Пахучей А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Краснодарского края, в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю, Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № 14 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю в порядке ст.. 45 ГПК РФ о признании незаконным бездействия Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Краснодарскому краю и администрации ФКУ ИК-14 УФСИН России по Краснодарскому краю,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Краснодарского края обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю, Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № 14 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю о признании незаконным бездействия Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю, Федерального казенного учреждения исправительная колония № 14 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю по необеспечению осужденных необходимой жилой площадью в расчете 2 кв.м. на одного осужденного, о понуждении принять меры к исполнению требований ст. 99 УИК РФ в части обеспечения необходимой нормой жилой площадью каждого осужденного, в обоснование указывая, что администрацией УКП при ИК-14 не принимаются необходимые меры для обеспечения нормальных условий содержания осужденных, факты нарушения прав осужденных носят системный и устойчивый характер. Строительство на территории УКП при ИК-14 сборного общежития из бытовых модулей-контейнеров с жилой площадью 200 кв. м. не способно решить поставленную перед УФСИН России задачу о приведении установленного лимита наполнения УКП при ИК-14 в соответствие с фактической жилой площадью учреждения.

В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить.

Представители ответчиков возражали против удовлетворения исковых требований, указывая, что Администрацией учреждения принимаются всевозможные меры, направленные на устранение указанных нарушений по обеспечению осужденных минимальными нормами жилой площади. Поэтому действия администрации учреждения не могут квалифицироваться как бездействие.

Исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные суду доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные требования не обоснованны и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела, участок колонии-поселения в исправительной колонии № 14 является структурным подразделением самого учреждения, но, ни как не самостоятельным юридическим лицом, не имеет в управленческой деятельности своей администрации, и создан согласно приказу Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ с лимитом наполнения 300 мест.

Прокуратурой Краснодарского края проведена проверка соблюдения уголовно-исполнительного законодательства в участке колонии-поселении при ФКУ ИК № 14 УФСИН России по Краснодарскому краю (далее - УКП при ИК- 14, колония-поселение, учреждение). Установлено, что жилая площадь общежитий, расположенных на территории УКП при ИК- 14 на момент прокурорской проверки составляла 357,9 кв.м., а норма наполнения колонии-поселения установлена 300 человек. Указанная норма наполнения УКП при ИК-14 не соответствует требованиям ч.1 ст. 99 УИК РФ, так как на одного осужденного приходилось всего 1,19 кв.м. В период времени с марта по октябрь 2010 года в УКП стабильно содержалось свыше 300 осужденных, с ноября 2010 года по август 2011 года эта цифра составляла не менее 250 человек.

В ходе рассмотрения дела установлено, что данная норма наполнения установлена Министерством юстиции Российской Федерации, поэтому ответчики не вправе изменять ее самостоятельно.

Кроме того, согласно Уставу, учреждение находится в ведении ФСИН России, по своей организационно-правовой форме является федеральным казенным учреждением, подчиняется непосредственно УФСИН России по Краснодарскому краю, т.е. не имеет права на принятие самостоятельных решений об уменьшении нормы наполнения, о строительстве, увеличении площадей, уменьшении численности осужденных и этапировании их в другие исправительные учреждения других субъектов РФ.

Во исполнение требования прокурора об увеличению жилой площади Администрацией учреждения предпринимались меры, направленные на соблюдение требований в части обеспечения необходимой нормой жилой площади каждого осужденного, содержащегося на участке колонии- поселения.

Так, в целях увеличения жилых помещений в соответствии с требованиями закона, администрацией учреждения совместно с УФСИН России по Краснодарскому краю на территории участка было возведено сборное общежитие модульного типа общей площадью 348,0 кв.м., жилой - 200,0 кв.м. с полным набором вспомогательных помещений.

Дополнительное увеличение нормы жилой площади администрацией учреждения не осуществляется по следующим причинам:

На земельном участке структурного подразделения учреждения - участке колонии-поселения площадью 3432 кв.м. располагаются объекты недвижимости, закрепленные за ФКУ ИК-14 УФСИН России по Краснодарскому краю на праве оперативного управления общей площадью 1546,2 кв.м. (в т.ч. 348,0 кв.м. общ. площади сборного общежития модульного типа). Данная территория крайне ограничена и невозможно увеличение ее площади.

Под незастроенной территорией участка, которая составляет 1885,8 кв.м., располагаются инженерные коммуникации: водопровод, канализация, проходит теплотрасса, газопровод (копия топографической съемки прилагается), поэтому строительство дополнительных капитальных строений для осужденных на данной свободной территории учреждения, запрещено.

Из-за невозможности соблюдения противопожарных расстояний между зданиями, строениями и сооружениями, предусмотренных ст. 69 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и невозможности проезда пожарной техники, строительство дополнительного общежития на указанной части территории невозможно.

Кроме того, прибытие осужденных сверх установленного лимита наполнения, учреждение самостоятельно контролировать не может, данная работа ведется совместно с УФСИН России по Краснодарскому краю на основании сведений о движении спецконтингента, передаваемых учреждением ежедневно в УФСИН края.

Администрацией учреждения постоянно ведется работа по уменьшению численности осужденных, находящихся на участке колонии-поселения, путем предоставления УДО и замены, не отбытой части наказания исправительными работами.

В соответствии со сводкой о движении спецконтингента, за 2010 год на участок колонии-поселения прибыло 578 человек, убыло - 494 человека, из них: освобождено по УДО - 26 человек, на исправительные работы - 1 человек, переведено на общий режим - 63 человека.

За 11 месяцев 2011г. на участок колонии-поселения прибыло - 353 человека, убыло - 361 человек, из них: освобождено по УДО - 15 человек, на исправительные работы - 1 человек, переведено на общий режим - 29 человек.

Кроме того, в соответствии с Инструкцией по направлению в колонию-поселение осужденных к лишению свободы, в отношении которых судом принято решение, предусматривающее самостоятельное следование осужденного к месту отбывания наказания, утвержденной Приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ , осужденные к лишению свободы, в отношении которых судом принято решение, предусматривающее самостоятельное следование к месту отбывания наказания, направляются в колонии-поселения, расположенные в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации.

Вместе с тем, в соответствии с ч.2 ст.73 УИК РФ при отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения.

В настоящее время в соответствие с указанием ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ разрешено этапировать за пределы Краснодарского края: осужденных за совершение преступлений по неосторожности, и ранее не отбывавших лишение свободы, а также впервые осужденных за совершение умышленных преступлений небольшой и средней тяжести в колонии-поселения, подчиненные УФСИН России по Тамбовской области; осужденных за преступления, совершенные по неосторожности, и ранее отбывавших лишение свободы, а также положительно характеризующихся осужденных, переведенных из колоний общего и строгого режима в порядке, предусмотренном ст.78 УИК РФ в колонии-поселения подчиненные УФСИН России по Волгоградской области. Не подлежат направлению осужденные, которым судом предусмотрено самостоятельное следование, а также осужденные с не отбытым сроком наказания менее 9 месяцев, больные туберкулезом, инвалиды, имеющие ограничения в труде, не завершившие лечение от наркомании и алкоголизма, вен.заболеваний.

На основании телефонограммы ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ УФСИН России по Краснодарскому краю дано указание в соответствии с ч.2 ст.73 УИК РФ направлять в распоряжение УФСИН России по Республикам Калмыкия и Адыгея осужденных, которым судом назначено отбывание наказания колонии- поселения с остатком срока наказания менее 9 месяцев к месту отбывания наказания.

В соответствии с телефонограммой ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ т УФСИН России по Краснодарскому краю разрешено направлять в распоряжение УФСИН России по Воронежской области из СИЗО после вступления приговора суда в законную силу осужденных, которым судом назначено отбывание наказания в колонии-поселении, не подлежат направлению осужденные с остатком срока менее 9 месяцев, лица, нуждающиеся в стационарном лечении, а также которым по решению суда назначено самостоятельное следование в ИУ, прекращено направление указанной категории осужденных в распоряжение УФСИН России по Тамбовской области.

На основании телефонограммы ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ т разрешено направлять в распоряжение УФСИН России по Воронежской области из СИЗО после вступления приговора суда в законную силу до 50 осужденных со сроком наказания менее 9 месяцев, которым судом назначено отбывание наказания в колонии-поселении, не подлежат направлению лица, имеющие ограничение в труде, нуждающиеся в стационарном лечении, инвалиды, больные туберкулезом, а также осужденные, которым судом предусмотрено самостоятельное следование. Прекращено направление указанной категории осужденных в распоряжение УФСИН России по Волгоградской области.

В соответствии со сводкой о движении спецконтингента за 2011 год на УКП ФКУ ИК-14 УФСИН России по Краснодарскому краю содержится 260 осужденных, при этом прибыло 353 осужденных, а убыло 361 осужденный, из них:

- освобождено по УДО 15 осужденных:

- переведено на общий вид режима 29 человек.

В целях уменьшения перелимита в колониях-поселениях Краснодарского края, за 2011 год, в соответствии с ч.2 ст.73 УИК РФ, по согласованию с ФСИН России, за пределы Краснодарского края было этапировано более 800 человек.

С учетом приведенных обстоятельств, суд приходит к убеждению, что ответчиками принимаются всевозможные меры, направленные на устранение указанных нарушений по обеспечению осужденных минимальными нормами жилой площади, поэтому их действия не могут расцениваться как бездействие и в пределах предоставленных им полномочий ответчики принимают меры к исполнению требований положений ч.1 ст. 99УИК РФ.

В связи с чем приходит к убеждению, что исковые требования не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска прокурора Краснодарского края - отказать

Решение может быть обжаловано в Крайсуд в течение 10 дней.

Председательствующий