решение по гражданскому делу по заявлению Азово-Черноморского прокурора о признании бездействия ИП Драницина В.А. незаконным



Дело № 2 – 7720 / 2011

РЕШЕНИЕ

(ЗАОЧНОЕ)

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 декабря 2011 года г. Краснодар

Прикубанский районный суд города Краснодара в составе:

председательствующего Сорокодумовой Н.А.,

при секретаре Фатько Е.М.,

с участием помощника Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора – Шаповалова А.А.,

представителя Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу Дьяченко Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора, поданному в интересах неопределенного круга лиц, к индивидуальному предпринимателю Драницину В.А. о приостановлении деятельности, создающей опасность причинения вреда окружающей среде,

установил:

Азово-Черноморский межрайонный природоохранный прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в Прикубанский районный суд г. Краснодара с заявлением к индивидуальному предпринимателю Драницину В.А. о приостановлении деятельности, создающей опасность причинения вреда окружающей среде.

Заявление прокурора мотивировано следующим.

Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно со специалистами Департамеента Росприроднадзора по ЮФО проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства ИП Дранициным В.А. По результатам проверки установлено, что Драницин В.А. осуществляет деятельность в водоохранной зоне Черного моря в районе бывшего рыбзавода г. Новороссийска, по адресу: <адрес>, по переработке лома черных металлов (работы по разделке остатков ПСКР заводской номер 211, а также работы по накоплению, формированию, и отправке полученных партий лома черного металла), при этом в его деятельности выявлены нарушения требований Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ). В результате хозяйственной деятельности Драницина В.А. образуются отходы производства и потребления, которые отнесены к 3-4 классу опасности, однако Дранициным В.Л. отходы хранятся навалом на земле без разделения по классам опасности. Сооружения для временного накопления отходов (контейнеры) отсутствуют. Документов, подтверждающих отнесение отходов, образующихся при разделке ИСКР, к какому-либо классу опасности не представлено. Также у него отсутствует журнал учета образующихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов; нет документов, подтверждающих представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2010 год в территориальный орган Росприроднадзора до 15 января года, следующего за отчетным периодом.

Кроме того, в деятельности ИП Драницина В.Л. выявлены нарушения требований Федерального закона «Об охране окружающей среды», а именно работы но накоплению и формированию полученных партий металлолома при разделке ПСКР перед отправкой в организации, осуществляющие прием лома металлов, производятся в водоохраной зоне Черного моря на необорудованных площадках. Площадки не имеют навеса, защищающего от воздействия атмосферных осадков, сплошного водонепроницаемого покрытия, по периметру площадок отсутствует ограждение (обвалование). Таким образом, отсутствие водоохранных сооружений на площадках накопления лома черных металлов не исключает возможности загрязнения водного объекта - Черного моря с поверхностным ливнестоком. Кроме того, образующийся при разделке судна металлолом, загрязненный нефтепродуктами, хранится навалом на земле около 1 метра от уреза воды.

С учетом изложенного, осуществление предпринимательской деятельности Дранициным В.А. создает угрозу загрязнения вод Черного моря нефтепродуктами, а также отходами производства и потребления 3-4 класса опасности.

На основании изложенного прокурор просит суд приостановить деятельность индивидуального предпринимателя Драницина В.А. по переработке лома черных металлов (работы по разделке остатков ПСКР заводской номер 211, а также работы по накоплению, формированию, и отправке полученных партий лома черного металла), осуществляемую по адресу: <адрес>, район бывшего рыбзавода, до полного устранения нарушений действующего законодательства.

В судебном заседании помощник прокурора заявление поддержал.

Драницин В.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения уведомлен надлежаще; о причинах неявки суд не уведомил. Руководствуясь ч. 1 ст. 233 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в порядке заочного производства.

Суд, выслушав помощника прокурора, исследовав представленные доказательства, оценив все обстоятельства дела в совокупности, пришёл к выводу о необходимости удовлетворения требований по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно со специалистами Новороссийского отдела по надзору на море Департамента Росприроднадзора по Южному федеральному округу проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства индивидуальным предпринимателем Дранициным В.А.

По результатм проверки установлено, что Драницин В.А. осуществляет деятельность в водоохранной зоне Черного моря в районе бывшего рыбзавода г. Новороссийска, по адресу: <адрес>, по переработке лома черных металлов (работы по разделке остатков ПСКР заводской номер 211, а также работы по накоплению, формированию, и отправке полученных партий лома черного металла).

Согласно ст. 11 ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ), индивидуальные предприниматели при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

В силу статьи 14 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, в процессе деятельности которых образуются отходы 1-4 класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами. При этом на отходы 1-4 класса опасности должен быть составлен паспорт.

В соответствии со ст. 19 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов от 02.12.2002 г. № 786 отходы, в зависимости от опасных свойств отнесены к 1-4 классу опасности (далее - ККО).

В ходе проверки установлено, что в результате осуществления хозяйственной деятельности ИП Драницина В.А., образуются отходы производства и потребления, которые в соответствии с ККО отнесены к 3-4 классу опасности.

Вместе с тем, в нарушение требований ст.ст. 11, 14, 19 Закона № 89-ФЗ вся территория, на которой ведутся работы ИП Дранициным В.Л., захламлена отходами производства и потребления. Образующиеся при разделке ИСКР заводской номер 211 отходы 3-4 класса опасности хранятся навалом на земле без разделения по классам опасности. Сооружения для временного накопления отходов (контейнеры) отсутствуют. Документов, подтверждающих отнесение отходов, образующихся при разделке ИСКР, к какому-либо классу опасности не представлено.

Также не был представлен оформленный ИП Дранициным В.Л. журнал учета образующихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов; не представлены документы, подтверждающие представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2010 год в территориальный орган Росприроднадзора до 15 января года, следующего за отчетным периодом.

Также в деятельности ИП Драницина В.Л. выявлены нарушения требований Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ).

Согласно п. 1 ст. 34 Закона № 7-ФЗ эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В силу п. 2 ст. 39 Закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

В соответствии с п. 3.7 СанПин 2.1.7.1322-03 «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30.04.2003 г. при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:

- временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;

- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);

- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);

- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;

- поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.

Вместе с тем, проверкой установлено, что работы по накоплению и формированию полученных партий металлолома при разделке ПСКР перед отправкой в организации, осуществляющие прием лома металлов, производятся в водоохраной зоне Черного моря на необорудованных площадках.

Так, площадки не имеют навеса, защищающего от воздействия атмосферных осадков, сплошного водонепроницаемого покрытия, по периметру площадок отсутствует ограждение (обвалование).

Таким образом, отсутствие водоохранных сооружений на площадках накопления лома черных металлов не исключает возможности загрязнения водного объекта - Черного моря с поверхностным ливнестоком.

Кроме того, образующийся при разделке судна металлолом, загрязненный нефтепродуктами, хранится навалом на земле около 1 метра от уреза воды.

Таким образом, суд пришёл к выводу о том, что осуществление предпринимательской деятельности Дранициным В.А. создает угрозу загрязнения вод Черного моря нефтепродуктами, а также отходами производства и потребления 3-4 класса опасности, то есть в настоящее время имеется риск загрязнения окружающей среды.

Невыполнение ИП Дранициным В.А. требований Федеральных законов «Об охране окружающей среды». «Об отходах производства и потребления», нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и на ее защиту от негативного воздействия, что в соответствии со статьей 45 ГПК РФ предоставляет право прокурору обратиться в суд для защиты прав и интересов граждан.

Согласно ст.ст. 56, 80 Закона № 7-ФЗ одним из способов защиты прав граждан на благоприятную окружающую среду и на ее защиту от негативного воздействия является приостановление в судебном порядке деятельности, осуществляемой с нарушением природоохранных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Приостановить деятельность индивидуального предпринимателя Драницина В.А. по переработке лома черных металлов (работы по разделке остатков ПСКР заводской номер 211, а также работы по накоплению, формированию, и отправке полученных партий лома черного металла), осуществляемую по адресу: <адрес>, район бывшего рыбзавода, до полного устранения нарушений действующего законодательства, установленных в ходе прокурорской проверки.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Прикубанский районный суд города Краснодара в течение 10 дней по истечении срока подачи отсутствовавшим ответчиком заявления об отмене решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий: