Дело № 2-7590/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 01.12.2011 г. Прикубанский районный суд г. Краснодара в составе: председательствующего Бостановой С.Б., при секретаре Вайкок М.М, представителя истца Масальского С.В., представителя ответчика Сытниковой К.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Марченкова Сергея Валерьевича к Управлению Северо-Кавказского регионального командования внутренних войск МВД России, отделению по Ленинскому и Октябрьскому районам города Ростова-на-Дону Управления Федерального казначейства по Ростовской области о взыскании единовременного пособия в связи с получением военной травмы и наступлением инвалидности при исполнении обязанностей военной службы по осуществлению мероприятий по противодействию терроризму У С Т А Н О В И Л: Марченков С.В. обратился в суд с иском к Управлению Северо-Кавказского регионального командования внутренних войск МВД России о взыскании единовременного пособия, мотивируя тем, что он проходил службу во внутренних войсках МВД России, где и стоял на всех видах довольствия. В период прохождения службы неоднократно участвовал в контртеррористической операции по разоружению незаконных формирований и осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом в Чеченской республике. ДД.ММ.ГГГГ находясь в командировке на территории Чеченской Республики при выполнении служебно-боевых задач по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона по борьбе и участию в мероприятиях по противодействию терроризму, выполняя служебно-боевые обязанности во время боевых действий в Чеченской республике, получил минно-взрывную травму, минно-взрывное ранение закрытую черепно-мозговую травму, сотрясение головного мозга, огнестрельное осколочное касательное ранение правой височной области, касательное ранение правого уха. Указанный факт подтверждается медицинскими документами, заключением по материалам административного расследования. В связи с ухудшением состояния здоровья, после полученного увечья, ДД.ММ.ГГГГ при обследовании военно-врачебной комиссией ГУВД ему было вынесено заключение с диагнозом и причинной связью увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания: травматическая болезнь головного мозга, поздний этап (ЗЧМТ, сотрясение головного мозга) посттравматическая энцефалопатия с рассеянной неврологической симптоматикой – «военная травма», а так же определена категория годности – ограничено годен к военной службе. В связи военной травмой в период прохождения военной службы, в следствии невозможности прохождения службы он был уволен и исключён из списков личного состава Внутренних Войск МВД России приказом командующего войсками <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № л/с. ДД.ММ.ГГГГ Федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы ему бессрочно установлена II группа инвалидности по причине военной травмы (справка МСЭ-2009 №). В судебном заседании представитель истца по доверенности настаивал на исковых требованиях и просил суд взыскать с Управления Северо-Кавказского регионального командования внутренних войск МВД России единовременное пособие в размере 300000 рублей в пользу Марченкова С.В. Так же считает что на основании вступившего в законную силу решения Прикубанского районного суда г. Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ доказан факт получения инвалидности истцом по причине военной травмы полученной в период прохождения военной службы при исполнении служебных обязанностей в период участия в мероприятиях по борьбе и противодействию терроризму. Представитель ответчика возражала против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что истец получил травму до вступления в законную силу Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», и, следовательно, к указанным правоотношениям должны быть применены - Федеральный Закон от 25.07.1998 г. № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» и Постановление Правительства РФ от 22.01.1997 г. № 58 в соответствии с которыми истцу выплата единовременного пособия не предусмотрена, так как Марченков С.В. являлся военнослужащим и на основании Федерального Закона от 28.03.1998 г. № 52-ФЗ был застрахован, и получил страховую выплату в связи с травмой полученной при исполнении обязанностей военной службы в районе служебно-боевых задач. Представитель Отделения по Ленинскому и Октябрьскому районам города Ростова-на-Дону Управления Федерального казначейства по Ростовской области привлечённое в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует почтовое уведомление, в связи с чем, суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие. Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, оценив в совокупности предоставленные суду доказательства, суд приходит к выводу, что исковое заявление подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В период прохождения военной службы в системе МВД России истец неоднократно находился и участвовал в мероприятиях по разоружению незаконных формирований на территории Северо-Кавказского региона, где ДД.ММ.ГГГГ получил минно-взрывную травму, минно-взрывное ранение закрытую черепно-мозговую травму, сотрясение головного мозга, огнестрельное осколочное касательное ранение правой височной области, касательное ранение правого уха. Заключением по материалам административного расследования и медицинскими документами данная травма признана полученной при исполнении служебных обязанностей. Согласно свидетельству о болезни от ДД.ММ.ГГГГ № военно-врачебной комиссией ГУВД Марченкову С.В. вынесено заключение с диагнозом и причинной связью увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания: травматическая болезнь головного мозга, поздний этап (закрытая черепно-мозговая травма, сотрясение головного мозга) посттравматическая энцефалопатия с рассеянной неврологической симптоматикой, психоорганический синдром, астено-эксплозивный вариант, умеренно выраженное когнитивное расстройство; посттравматическая артериальная гипертензия. Двусторонняя хроническая посттравматическая сенсоневральная тугоухость первой степени. Хронический тубоотит с нарушением барофункции – «военная травма», а так же определена категория годности – ограничено годен к военной службе. Данное обстоятельство послужило причинной связью ухудшения состояния здоровья и как следствие назначение II группы инвалидности по причине получения военной травмы бессрочно с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой МСЭ-2009 №. В соответствии с предоставленными суду документами – заключения по материалам административного расследования по факту получения ранений начальником разведки войсковой части 6760 майором Марченковым Сергеем Валерьевичем; свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ №; заключения Военно-Врачебной комиссии Северо-Кавказского округа внутренних войск МВД России от ДД.ММ.ГГГГ; приказа командующего войсками Северо-Кавказского округа внутренних войск МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № л/с; справки МСЭ-2009 №; решения Прикубанского районного суда города Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ, получение ранения (увечья) Марченкова С.В. приведшие к наступлению инвалидности следует считать полученным в результате осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом. В соответствии с пунктом 3 статьи 21 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», правилами возмещения вреда, причинённого жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом утверждённых постановлением Правительства России от 21 февраля 2008г.№ 105 Марченкову С.В. подлежит выплата единовременного пособия в сумме 300000 рублей. Добровольно ответчик отказывается осуществить указанную выплату. Согласно ФЗ «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ - в случае, если лицо, принимавшее участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, получило увечье, повлекшее за собой наступление инвалидности, этому лицу за счет средств федерального бюджета выплачивается единовременное пособие в размере трехсот тысяч рублей и назначается пенсия в соответствии с законодательством Российской Федерации. Обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц, установленное в целях защиты их социальных интересов и интересов государства, является одной из форм исполнения государства обязанности возместить ущерб, который может быть причинён жизни или здоровью этих лиц при прохождении ими службы. Страховое обеспечение, полагающееся военнослужащим и приравненным к ним лицам, наряду с иными выплатами, которые в целях возмещения вреда, причинённого жизни или здоровью, могут быть установлены им на основании других законов, входит в гарантированный государством объём возмещения вреда, призванного компенсировать последствия изменения их материального и (или) социального статуса, вследствие наступления страховых случаев, включая причинённый материальный и моральный вред. Федеральным законом «О статусе военнослужащих», определено что военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей, имеющие право на социальные гарантии и компенсации в соответствии с указанным Федеральным законом, пользуются социальными гарантиями и компенсациями, установленными для граждан федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, а так же – что военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, предоставляются дополнительные льготы, гарантии и компенсации, установленные федеральными законами. Такая дополнительная компенсация предусмотрена в пункте 3 статьи 21 ФЗ Федерального Закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму». Доводы ответчика в части наступления правоотношений истца ранее вступления в законную силу Федерального Закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» не основаны на нормах действующего законодательства и не заслуживают внимания, поскольку вторая группа инвалидности по причине военной травмы установлена Марченкову С.В. бессрочно с 1 ноября 2010 года, после полученного увечья при участии в контртеррористической операции по разоружению незаконных вооружённых формирований и осуществлению мероприятий по борьбе с терроризмом, и он обратился за выплатой единовременного пособия по одному основанию, а именно установление группы инвалидности. Как следует из предоставленных в качестве доказательств документов, обстоятельства, послужившие основанием к обращению истца в суд, наступили в ноябре месяце 2010 года, и причинённый вред остался невозмещённым. Ссылку ответчика на Федеральный Закон от 25.07.1998 г. № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» и Постановление Правительства РФ от 22.01.1997 г. № 58, суд считает не состоятельной, поскольку данные нормативно-правовые акты утратили свою силу соответственно с 1 января 2007 года, с 21 февраля 2008 года, и к правоотношениям истца должны быть применены действующие в настоящее время - Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» и правила возмещения вреда, причинённого жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом утверждённые Постановлением Правительства России от 21 февраля 2008г.№ 105. Поскольку единственным правовым основанием выплаты единовременного пособия на момент рассмотрения данного гражданского дела является Федеральный закон «О противодействии терроризму», суд при разрешении вопроса о размере единовременного пособия руководствуется суммами, установленными данным Федеральным законом на момент рассмотрения дела. В соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 06.02.1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», одной из основных задач Внутренних Войск МВД России является участие в борьбе с терроризмом и обеспечение правового режима контртеррористической операции. С учетом изложенного непосредственной задачей подразделения, в составе которого проходил военную службу и находился в служебной командировке Марченков С.В., является борьба с терроризмом. В соответствии с подпунктом 1 части 1 статьи 20 ФЗ «О противодействии терроризму» лица, участвующие в борьбе с терроризмом, находятся под защитой государства и подлежат правовой и социальной защите. К указанным лицам относятся военнослужащие, сотрудники и специалисты федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих борьбу с терроризмом. Согласно части 3 статьи 21 названного закона, в случае если лицо, принимавшее участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, получило увечье, повлекшее за собой наступление инвалидности, этому лицу за счет средств федерального бюджета выплачивается единовременное пособие в размере трехсот тысяч рублей. Таким образом, условиями для выплаты единовременного пособия являются участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом и получение при участии в указанных мероприятиях увечья, повлекшего за собой наступления инвалидности. С учетом основных понятий, используемых для целей Федерального закона № 35-ФЗ от 06.03.2006 года «О противодействии терроризму» борьба с терроризмом может осуществляться различными способами и в различных формах. Так, согласно пункта 4 статьи 3 названного закона под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по: а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Под контртеррористической операцией, согласно пункта 5 статьи 3 названного закона, понимается комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта. Анализируя изложенное, суд считает, что для получения единовременного пособия, предусмотренного частью 3 статьи 21 ФЗ «О противодействии терроризму», не обязательно участие в таком мероприятии по борьбе с терроризмом, как боестолкновение в непосредственном контакте с террористами, а достаточно быть участником деятельности, проводимой органами государственной власти и органами местного самоуправления, направленной на борьбу с терроризмом и предусмотренной пунктом 4 статьи 3 Закона. Таким образом, суд приходит к выводу, что исковое заявление обоснованно и подлежит удовлетворению, поскольку Марченков С.В. обратился к Управлению Северо-Кавказского регионального командования внутренних войск МВД России о выплате ему единовременного пособия в размере 300000 рублей, в связи с единственным наступившим основанием – получение II группы инвалидности после полученного увечья при участии в контртеррористической операции по разоружению незаконных вооружённых формирований и осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом. Руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск Марченкова Сергея Валерьевича к Управлению Северо-Кавказского регионального командования внутренних войск МВД России о взыскании единовременного пособия удовлетворить. Взыскать с Управления Северо-Кавказского регионального командования внутренних войск МВД России в пользу Марченкова Сергея Валерьевича за счёт средств Министерства Внутренних Дел Российской Федерации единовременное пособие в размере 300 000 (триста тысяч) рублей. Решение может быть обжаловано в Краевой суд через Прикубанский районный суд в течении 10 дней. Председательствующий: