решение по делу по иску Прокурора Прикубанского административного округа г. Краснодара в интересах Российской Федерации, Краснодарского края, муниципального образования город Краснодар, неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Фойхт.



К делу № 2-628/2012 г.

Решение

Именем Российской Федерации

17 января 2012 г. г. Краснодар

Прикубанский районный суд г. Краснодара в составе председательствующего Ермолова Г.Н. при секретаре Барчо Р.Ч., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Прикубанского административного округа г. Краснодара в интересах Российской Федерации, Краснодарского края, муниципального образования город Краснодар, неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Фойхт Юлии Борисовне о понуждении к производству расчета и оплаты за негативное воздействие на окружающую среду,

Установил:

Прокурор Прикубанского административного округа г. Краснодара в интересах Российской Федерации, Краснодарского края, муниципального образования город Краснодар, неопределенного круга лиц обратился в Прикубанский районный суд с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Фойхт Юлии Борисовне о понуждении к производству расчета и оплаты за негативное воздействие на окружающую среду. В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что ИП Фойхт Ю.Б. является действующим предпринимателем, осуществляющим выбросы вредных веществ в атмосферный воздух, размещение отходов производства и потребления, являющихся видами негативного воздействия на окружающую среду. Выбросы в атмосферный воздух: загрязняющих и иных веществ, размещение отходов производства и потребления, в соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», относятся к видам негативного воздействия на окружающую среду. Согласно п. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. В соответствии с Письмом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) от 12.02.2007 г. № 04-09/170 плательщики по окончании каждого отчетного периода (квартала) обязаны представлять в территориальные органы Ростехнадзора расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду по форме и в порядке, установленном действующим законодательством. Из информации, представленной Управлением Федеральной службы в сфере природопользования по Краснодарскому краю и республике Адыгея от 15.11.2011 г. № 0101/16/12937 и приложенной к нему выписке из лицевого счета следует, что ИП Фойхт Ю.Б. не осуществляет своевременную плату за негативное воздействие на окружающую среду, расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2 и 3 кварталы 2011 в уполномоченный орган предпринимателем не представлены. Поскольку плата за негативное воздействие на окружающую среду должна быть внесена после произведенного ИП Фойхт Ю.Б. расчета такой платы и его представления в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и республике Адыгея, своим бездействием, выразившемся в том, что ИП Фойхт Ю.Б. не произвела расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, нарушены интересы Российской Федерации, Краснодарского края, муниципального образования город Краснодар в той части, что бюджеты Российской Федерации, Краснодарского края, муниципального образования город Краснодар не дополучают суммы, являющиеся статьей формирования соответствующих бюджетов. Просит суд обязать ИП Фойхт Ю.Б. совершить следующие действия: произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду по форме, утверждённой Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 г. № 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» за 2 и 3 кварталы 2011 г. и предоставить данные отчеты в Управление Федеральной службы в сфере природопользования по Краснодарскому краю и республике Адыгея в месячный срок с момента вступления в силу решения суда.

Истец – помощник Прокурора Прикубанского административного округа г. Краснодар в судебном заседании иск поддержал, просил суд удовлетворить исковые требования.

Ответчик ИП Фойхт Ю.Б. в судебном заседании с иском согласилась.

Судья, выслушав стороны, исследовав материалы дела, пришел к выводу о необходимости удовлетворить заявленные требования по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, ИП Фойхт Ю.Б. является действующим предпринимателем, осуществляющим выбросы вредных веществ в атмосферный воздух, размещение отходов производства и потребления, являющихся видами негативного воздействия на окружающую среду.

Выбросы в атмосферный воздух: загрязняющих и иных веществ, размещение отходов производства и потребления, в соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон «Об охране окружающей среды»), относятся к видам негативного воздействия на окружающую среду.

Согласно п.1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным.

В силу ст. 28 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействии на него, за размещение отходов с физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Письмом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) от 12.02.2007 г. № 04-09/170 плательщики по окончании каждого отчетного периода (квартала) обязаны представлять в территориальные органы Ростехнадзора расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду по форме и в порядке, установленном действующим законодательством.

Из содержания Приказа Федеральной службы по экологическому, тех­нологическому и атомному надзору от 05.04.2007 г. № 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающею среду следует, что расчёт платы за негативное воздействие на окружающую среду заполняется организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, осуществляющими на территории Российской Федерации выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, размещение отходов производства и потребления, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду. Плательщик производит исчисление и уплату платы отдельно по месту нахождения каждого стационарного объекта негативного воздействия, каждого объекта размещения отходов.

В соответствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 г. № 557 «Об установлении платы за негативное воздействие на окружающую среду» срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода устанавливается не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, которым признается календарный квартал.

Постановлением Правительства РФ от 13.09.2010 г. № 747 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства РФ по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии РФ, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» функции администраторов платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также установления порядка проверки представляемых плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, расчетов платы, применения единого порядка определения и внесения платы, а также правильности оформления и представления отчетности по плате переданы Федеральной службе по надзору в сфере природопользования.

До издания Минприроды России соответствующих нормативных актов по расчетам платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух временно применять Приказы Ростехнадзора от 08.07.2006 г. № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух» и от 12.09.2007 г. № 626 «Об утверждении методических рекомендаций по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух».

Из информации, представленной Управлением Федеральной службы в сфере природопользования по Краснодарскому краю и республике Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ и приложенной к нему выписке из лицевого счета следует, что ИП Фойхт Ю.Б. не осуществляет плату за негативное воздействие на окружающую среду, расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2 и 3 кварталы 2011 в уполномоченный орган предпринимателем не представлены.

В соответствии со ст. 51, ст. 57, ст. 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации плата за негативное воздействие подлежит зачислению в федеральный бюджет по нормативу 20 процентов; в бюджет Краснодарского края по нормативу 40 процентов; в бюджет муниципального образования город Краснодар по нормативу 40 процентов.

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» атмосферный воздух является объектом Охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности. К основным принципам охраны окружающей среды, в соответствии со ст. 3 указанного Федерального закона, в частности, относятся: платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду.

Поскольку плата за негативное воздействие на окружающую среду должна быть внесена после произведенного ИП Фойхт Ю.Б. расчета такой платы и его представления в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и республике Адыгея, своим бездействием, выразившемся в том, что ИП Фойхт Ю.Б. не произвела расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, нарушены интересы Российской Федерации, Краснодарского края, муниципального образования город Краснодар в той части, что бюджеты Российской Федерации, Краснодарского края, муниципального образования город Краснодар не дополучают суммы, являющиеся статьей формирования соответствующих бюджетов.

В связи с этим Российская Федерация, Краснодарский край, муниципальное образование город Краснодар не имеют возможности направлять данные денежные средства, носящие компенсационный характер, на восстановление окружающей среды, выполнение природоохранных мероприятий. Кроме того, бездействие по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду и, как следствие, ее невнесение является, также, нарушением требований федерального законодательства, предписывающего обязательность внесения данной платы.

Исковое заявление подано, также, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, которые заключаются в следующем.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Осуществляя выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, ИП Фойхт Ю.Б. оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Не производя расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду и не внося такую плату, ответчик препятствует реализации таких принципов охраны окружающей среды как обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, чем нарушает права граждан, предусмотренные ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В силу ст. 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанностей в натуре.

Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии со ст. 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических правоотношений подведомственны судам общей юрисдикции.

В соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 года № 2202-1 прокурор в силу действующего процессуального законодательства РФ полномочен обратиться с заявлением в суд, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

При таких обстоятельствах суд приходит к убеждению, что требование Прокурора Прикубанского административного округа г. Краснодара в интересах Российской Федерации, Краснодарского края, муниципального образования город Краснодар, неопределенного круга лиц правомерно и основано на законе.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, судья

Решил:

Исковое заявление Прокурора Прикубанского административного округа г. Краснодара в интересах Российской Федерации, Краснодарского края, муниципального образования город Краснодар, неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Фойхт Юлии Борисовне о понуждении к производству расчета и оплаты за негативное воздействие на окружающую среду, удовлетворить.

Обязать индивидуального предпринимателя Фойхт Юлию Борисовну совершить следующие действия: произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду по форме, утверждённой Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 г. № 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» за 2 и 3 кварталы 2011 г. и предоставить данные отчеты в Управление Федеральной службы в сфере природопользования по Краснодарскому краю и республике Адыгея в месячный срок с момента вступления в силу решения суда.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Фойхт Юлии Борисовны государственную пошлину в размере 200 рублей в доход государства.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в апелляционном порядке через Прикубанский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий –