Категория - 54 К делу № Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 12 марта 2012 г. г. Краснодар Прикубанский районный суд в составе: Судьи Палянчук Т.А. при секретаре Ядришниковой А.Г. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Овсянниковой Людмилы Петровны к войсковой части 3219, третье лицо: Отделение по Лабинскому району Управления Федерального Казначейства по Краснодарскому краю о взыскании единовременного пособия в связи с гибелью мужа - Овсянникова Дмитрия Григорьевича при исполнении обязанностей военной службы по осуществлению мероприятий по противодействию терроризму, У С Т А Н О В И Л: Овсянникова Л.П. обратилась в суд с иском к войсковой части 3219 о взыскании единовременного пособия в счёт возмещения вреда, причинённого гибелью её мужа Овсянникова Д.Г. В обоснование заявленных требований указала, что её муж Овсянников Дмитрий Григорьевич проходил военную службу в войсковой части 3219 внутренних войск МВД России, где и стоял на всех видах довольствия. В период прохождения военной службы направлялся в служебные командировки для участия в контртеррористической операции по разоружению незаконных формирований и осуществлении мероприятий по противодействию терроризмому в Чеченской республике и республике Дагестан. 15 октября 1999 года Овсянников Д.Г. находясь в служебной командировке в ходе участия в проведении специальной операции по разоружению незаконных вооружённых формирований в населённом пункте Гвардейское Чеченской Республики погиб. Узнав о положенной выплате единовременного пособия предусмотренного Федеральным законом от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», руководствуясь Правилами возмещения вреда, причинённого жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.02.2008 г. № 105, истица обратилась с заявлением в войсковую часть 3219, где проходил службу её погибший супруг, с просьбой о выплате ей единовременного пособия. Командование воинской части 3219, проведя служебное расследование, установило что гибель Овсянникова Д.Г. наступила в связи с исполнением им обязанностей военной службы в боевой обстановке, по осуществлению мероприятий по борьбе с терроризмом, и направило необходимые документы в вышестоящий орган военного управления для принятия решения о выплате единовременного пособия. Командование войсковой части 3702 в своём ответе указала, что правоотношения на указанные выплаты возникли с 01.01.2007 года, в связи с чем действие норм Федерального Закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» к правоотношениям истицы не применимы, тем самым, войсковая часть 3219 выплату единовременного пособия не произвела. Данные обстоятельства послужили поводом для обращения в суд. В судебном заседании представитель истицы, действующий на основании доверенности, доводы, изложенные в иске, поддержал, настаивал на удовлетворении исковых требований и просил суд взыскать с ответчика единовременное пособие в размере 600 000 рублей в пользу Овсянниковой Л.П. Представитель ответчика, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что факта отказа в выплате не было. Овсянников Д.Г. погиб ранее вступления в законную силу Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», и, следовательно, к указанным правоотношениям названный закон не может быть применён. Согласно ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и Постановлению Правительства РФ от 21.02.2008 г. № 105 «О возмещении вреда, причинённого жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом», выплата единовременного пособия должна осуществляться по одному основанию. В связи с тем, что истице, на основании пункта 2 статьи 18 ФЗ «О статусе военнослужащих», ранее было выплачено 120 окладов денежного содержания в связи с гибелью мужа, а так же назначена пенсия, выплата единовременного пособия предусмотренного ФЗ «О противодействии терроризму» будет являться неправомерной. Представитель отделения по Лабинскому району Управления федерального Казначейства по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, согласно представленному ходатайству просит рассмотреть дело в его отсутствие. Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, оценив в совокупности предоставленные суду доказательства, суд приходит к выводу, что исковое заявление обоснованно и подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Российская Федерация является правовым государством. В соответствии со статьёй 2 Конституции России человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства. Согласно заключению по материалам служебного расследования факта боевой травмы прапорщика Овсянникова Д.Г., ДД.ММ.ГГГГ войсковой оперативный резерв войсковой части 3219 выполнял служебно-боевую задачу на территории Чеченской Республики и участвовал в проведении специальной операции по разоружению незаконных вооружённых формирований в населённом пункте Гвардейское. В ходе проведения указанной специальной операции прапорщик Овсянников Д.Г. получил травму несовместимую с жизнью. Как следует из материалов дела, смерть Овсянникова Дмитрия Григорьевича следует считать произошедшей при исполнении им обязанностей военной службы на территории Чеченской республики при нахождении в служебной командировке по участию в контртеррористической операции по разоружению незаконных формирований и осуществлении мероприятий по противодействию терроризмому. В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», правилами возмещения вреда, причинённого жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом утверждённых постановлением Правительства России от 21 февраля 2008г.№ 105 Овсянниковой Л.П. подлежит выплата единовременного пособия в размере 600 000 рублей. Добровольно ответчик отказывается осуществить указанную выплату. Обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц, установленное в целях защиты их социальных интересов и интересов государства, является одной из форм исполнения государства обязанности возместить ущерб, который может быть причинён жизни или здоровью этих лиц при прохождении ими службы. Страховое обеспечение, полагающееся военнослужащим и приравненным к ним лицам, наряду с иными выплатами, которые в целях возмещения вреда, причинённого жизни или здоровью, могут быть установлены им на основании других законов, входит в гарантированный государством объём возмещения вреда, призванного компенсировать последствия изменения их материального и (или) социального статуса, вследствие наступления страховых случаев, включая причинённый материальный и моральный вред. Таким образом, посредством обязательного государственного страхования жизни и здоровья, предполагающего выплату при наступлении страховых случаев, соответствующих страховых сумм, военнослужащим и приравненным к ним лицам обеспечивается право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, право на охрану здоровья, защита имущественных прав, а так же обеспечение граждан в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом. Федеральным законом «О статусе военнослужащих», определено что военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей, имеющие право на социальные гарантии и компенсации в соответствии с указанным Федеральным законом, пользуются социальными гарантиями и компенсациями, установленными для граждан федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, а так же – что военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, предоставляются дополнительные льготы, гарантии и компенсации, установленные федеральными законами. Такая дополнительная компенсация предусмотрена Федеральным Законом от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму». Если указанные лица одновременно имеют право на получение одной и той же социальной гарантии и компенсации по одному основанию, за исключением случаев, особо предусмотренных федеральными конституционными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации. Данным пунктом закреплено положение, в соответствии с которым изменен порядок реализации права военнослужащих на льготы, гарантии и компенсации: вместо ранее действовавшего порядка их предоставления. Согласно пункта 9 правил возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом утверждённых постановлением Правительства РФ от 21 февраля 2008года№ 105, при одновременном возникновении в соответствии с законодательством Российской Федерации нескольких оснований для выплаты единовременных пособий выплата осуществляется по одному основанию по выбору получателя. Выплата, установленная Федеральным законом «О противодействии терроризму», отнесена к возмещению вреда и является дополнительной по отношению к выплате, предусмотренной Федеральным законом «О статусе военнослужащих», которая является страховым возмещением, и выплачивается, в случае гибели любого военнослужащего независимо от причины и места его гибели. Федеральный Закон от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» не содержит запрета на выплату единовременных пособий лицам, подлежащим обязательному государственному страхованию. В соответствии со статьёй 1084 Гражданского Кодекса РФ, устанавливающей порядок возмещения вреда, причинённого жизни или здоровью гражданина, вред, причинённый жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, а так же при исполнении обязанностей военной службы, службы в милиции и других соответствующих обязанностей возмещается по правилам, предусмотренным главой 59 Гражданского Кодекса России, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности. Федеральный Закон от 26.01.1996 г. № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского Кодекса РФ» распространил действие статей 1069, 1070, а так же 1085 – 1094 ГК РФ на случаи, когда причинение вреда жизни и здоровью гражданина имело место до 1 марта 1996 года, но не ранее 01.03.1993 года, и причинённый вред остался не возмещённым. Аналогичная норма была указана в Постановлении Пленума Верховного Суда от 26.01.2010 г. № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» «Разрешая споры, связанные с возмещением вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, необходимо иметь в виду, что действие § 2 ГК РФ распространяется также на случаи, когда причинение вреда жизни или здоровью гражданина имело место до 1 марта 1996 г., но не ранее 1 марта 1993 г., при условии, что причиненный вред остался невозмещенным. Если же требования о возмещении вреда здоровью были разрешены в установленном порядке до 1 марта 1996 г., то названные выше нормы частивторой ГК РФ на возникшие правоотношения не распространяются». ФЗ «О борьбе с терроризмом» был издан после 1 марта 1996 года, т.е. требования о возмещении вреда не были разрешены в установленном законом порядке. Как следует из предоставленных в качестве доказательств документов, и пояснений представителя истицы обстоятельства, послужившие основанием к обращению Овсянниковой Л.П. в суд, наступили в 1999 году, и причинённый вред остался не возмещённым, а именно истица не получала единовременное пособие предусмотренное за гибель мужа при его участии в мероприятиях по борьбе и противодействию терроризму предусмотренное Федеральным Законом от 25.07.1998 г. № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом». По смыслу статей 37 (часть 1) и 59 Конституции России во взаимосвязи её со статьями 32 (часть 4), 71 (пункт «м»), 72 (пункт «б» части 1) и 114 (пункты «д», «е» части 1), военная и аналогичная ей служба, посредством прохождения которой граждане реализуют своё право на труд, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан, и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие её, выполняют конституционно значимые функции, чем обуславливается правовой статус этих лиц, а так же содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним; обязанности, возлагаемые на лиц, несущих такого рода службу, предполагают необходимость выполнения ими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряжённых со значимым риском для жизни и здоровья, что в силу статей 1 (часть 1), 2, 7, 37 (часть 1 и 3), 39 (часть 1 и 2), 41 (часть 1), 45 (часть 1), 59 и 71 (пункт «в» и «м») Конституции России – влечёт обязанность государства гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда жизни или здоровью при прохождении службы. Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 26.12.2002 г. № 17-П по делу о проверке конституционности Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции». Часть вторая Гражданского Кодекса России, введённая в действие с 01.03.1996 года, предусматривает, что возмещение вреда, причинённого гражданину в период исполнения им обязанностей военной службы, наряду со страховыми выплатами, специальным пенсионным обеспечением и мерами социальной защиты и поддержки может осуществляться по правилам гражданского законодательства, тем самым расширяет объём и характер исполнения государством обязанностей в области правовой и социальной защиты военнослужащих в случае причинения вреда их жизни или здоровью при исполнении ими обязанностей военной службы. Как видно указанные выше положения Гражданского Кодекса России во взаимосвязи с её 59 главой, направлены на обеспечение возмещения вреда, причинённого здоровью гражданина при исполнении обязанностей военной службы, службы в милиции и других соответствующих обязанностей, по общим правилам гражданского законодательства, регулирующим обязательства вследствие причинения вреда, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности. Действующее правовое регулирование предусматривает возмещение указанной в главе 59 Гражданского Кодекса России категории лиц вреда их жизни и здоровью не только лишь путём предоставления единовременных страховых выплат и установлением надбавки к пенсии, но и других выплат, предусмотренных законодательством. Таким образом, конституционные права данной категории граждан не могут нарушаться из-за отсутствия надлежащего правового механизма возмещения вреда, сопоставимого по объёму и характеру с существующими и применяемыми в отношении тех граждан, вред которым подлежит возмещению как по правилам, предусмотренным главой 59 Гражданского Кодекса России, так и специальным законом, в частности Федеральным Законом от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму». В соответствии с подпунктом 1 части 1 статьи 20 ФЗ «О противодействии терроризму» лица, участвующие в борьбе с терроризмом, находятся под защитой государства и подлежат правовой и социальной защите. К указанным лицам относятся военнослужащие, сотрудники и специалисты федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих борьбу с терроризмом. Согласно части 2 статьи 21 названного закона, в случае гибели лица, принимавшего участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, членам семьи погибшего и лицам, находившимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере шестисот тысяч рублей, а также гарантируется сохранение очереди на получение жилья, компенсаций по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг, если имелось право на получение таких компенсаций. Нетрудоспособным членам семьи погибшего и лицам, находившимся на его иждивении, назначается пенсия по случаю потери кормильца. Таким образом, условиями для выплаты единовременного пособия являются гибель лица при его участии в осуществлении мероприятия по борьбе и противодействию терроризму. С учетом основных понятий, используемых для целей Федерального закона № 35-ФЗ от 06.03.2006 года «О противодействии терроризму» борьба с терроризмом может осуществляться различными способами и в различных формах. Так, согласно пункта 4 статьи 3 названного закона под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Под контртеррористической операцией, согласно пункту 5 статьи 3 названного закона, понимается комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта. При таких обстоятельствах, суд считает, что для получения единовременного пособия, предусмотренного частью 2 статьи 21 ФЗ «О противодействии терроризму», не обязательно участие в таком мероприятии по борьбе с терроризмом, как боестолкновение в непосредственном контакте с террористами, а достаточно быть участником деятельности, проводимой органами государственной власти и органами местного самоуправления, направленной на борьбу с терроризмом и предусмотренной пунктом 4 статьи 3 Закона. Таким образом, суд приходит к выводу, что исковое заявление обоснованно и подлежит удовлетворению, поскольку Овсянникова Л.П. обратилась к командованию войсковой части 3219, о выплате ей единовременного пособия в размере 600 000 рублей, в связи с единственным наступившим основанием – гибель мужа Овсянникова Дмитрия Григорьевича при участии в контртеррористической операции по разоружению незаконных вооружённых формирований и осуществлении мероприятий по противодействию терроризму. Руководствуясь статьями 194 – 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Овсянниковой Людмилы Петровны к войсковой части 3219 внутренних войск МВД России о взыскании единовременного пособия, предусмотренного Федеральным Законом от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» - удовлетворить. Взыскать с войсковой части 3219 в пользу Овсянниковой Людмилы Петровны за счёт средств федерального бюджета единовременное пособие в размере 600 000 (шестьсот тысяч) рублей. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Прикубанский районный суд г. Краснодара в течении месяца. Судья -