решение по делу по иску Прокурора Прикубанского административного округа города Краснодара в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Сервис ЛР» об обязании устранить нарушения природоохранного законодательства.



К делу № 2-3209/2012 г.

Решение

Именем Российской Федерации

«23» апреля 2012 г. г. Краснодар

Прикубанский районный суд г. Краснодара в составе председательствующего Ермолова Г.Н. при секретаре Барчо Р.Ч., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Прикубанского административного округа города Краснодара в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Сервис ЛР» об обязании устранить нарушения природоохранного законодательства,

Установил:

Прокурор Прикубанского административного округа города Краснодара в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Сервис ЛР» об обязании устранить нарушения природоохранного законодательства.

В обоснование иска указало, что прокуратурой округа в ходе проверки соблюдения природоохранного законодательства в деятельности ООО «Сервис ЛР» установлено следующее. Согласно свидетельству о постановке на учет Российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации серия 61 внесена запись о постановке на учет ООО «Сервис ЛР» в налоговом органе по месту регистрации. Проверкой установлено, что ООО «Сервис ЛР» осуществляет деятельность по техническому обслуживанию и реализации автомобилей в помещениях и на территории, расположенной по адресу: <адрес>. Согласно представленному расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду у предприятия за период 1-3 кварталов 2011 года образовывались (накапливались) отходы различных классов опасности. ООО «Сервис ЛР» заключен договор на оказание услуг по сбору, вывозу, утилизации отходов от 05.12.2011 № 233/НК. В 1-м квартале 2011 года предприятие осуществило плату за негативное воздействие на окружающую среду в части сверхлимитного размещения отходов в сумме 1316,45 руб. Во 2-м квартале 2011 года предприятие осуществило плату за негативное воздействие на окружающую среду в части сверхлимитного размещения отходов – в сумме 1584,37 руб. В 3-м квартале 2011 года предприятие осуществило плату за негативное воздействие на окружающую среду в части сверхлимитного размещения отходов в сумме 1778,04 руб. За вышеуказанный период на предприятии размещались следующие опасные отходы: мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) - (4 класс опасности), мусор (смет) с территории организаций (4 кл. опасности), следовательно, предприятие является участником отношений, связанных с накоплением (размещением) опасных отходов. Предприятием на момент проведения проверки не представлены паспорта опасных отходов 4 класса опасности, что является нарушением ст. 14 ФЗ от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Приказа Министерства природных ресурсов РФ от 15 июня 2001 г. № 511 «Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды». Предприятием не представлены данные о должностных лицах, прошедших обучение на право обращения с отходами, что является нарушением ст. 15 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». При проведении проверки установлено, что предприятие внесло плату за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2011 года платежным поручением № 514 от 30.11.2011 года, за 2 квартал 2011 года платежным поручением № 515 от 30.11.2011 года, за 3 квартал 2011 года платежным поручением № 509 от 30.11.2011 года, что является невнесением в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду. Изложенные обстоятельства предоставляют право прокурору в соответствии со ст. 45 ГПК РФ обратиться в суд за защитой законных прав и интересов неопределенного круга лиц, чьи законные права и интересы затрагиваются. При этом, определить точный круг лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются, не представляется возможным, поскольку данный круг лиц постоянно меняется. Просит суд признать деятельность ООО «Сервис ЛР» по техническому обслуживанию и реализации автомобилей помещениях и на территории, расположенной по адресу: <адрес>, не в полной мере соответствующей требованиям природоохранного законодательства; обязать ООО «Сервис ЛР» устранить выявленные нарушения природоохранного законодательства указанные в настоящем исковом заявлении и не допускать их впредь.

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал и просил суд их удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика ООО «Сервис ЛР» не возражали против заявленных требований, просили суд принять решение на усмотрение суда.

Судья, выслушав мнение участников процесса, исследовав письменные материалы дела, пришел к выводу о необходимости исковые требования удовлетворить по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела прокуратурой округа в ходе проверки соблюдения природоохранного законодательства в деятельности ООО «Сервис ЛР» установлено следующее. Согласно свидетельству о постановке на учет Российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации серия 61 внесена запись о постановке на учет ООО «Сервис ЛР» в налоговом органе по месту регистрации. Проверкой установлено, что ООО «Сервис ЛР» осуществляет деятельность по техническому обслуживанию и реализации автомобилей в помещениях и на территории, расположенной по адресу: <адрес> а. Согласно представленному расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду у предприятия за перио<адрес> кварталов 2011 года образовывались (накапливались) отходы различных классов опасности. ООО «Сервис ЛР» заключен договор на оказание услуг по сбору, вывозу, утилизации отходов от ДД.ММ.ГГГГ /НК. В 1-м квартале 2011 года предприятие осуществило плату за негативное воздействие на окружающую среду в части сверхлимитного размещения отходов в сумме 1316,45 руб. Во 2-м квартале 2011 года предприятие осуществило плату за негативное воздействие на окружающую среду в части сверхлимитного размещения отходов - в сумме 1584,37 руб. В 3-м квартале 2011 года предприятие осуществило плату за негативное воздействие на окружающую среду в части сверхлимитного размещения отходов в сумме 1778,04 руб. За вышеуказанный период на предприятии размещались следующие опасные отходы: мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) - (4 класс опасности), мусор (смет) с территории организаций (4 кл. опасности), следовательно, предприятие является участником отношений, связанных с накоплением (размещением) опасных отходов.

На основании ст. 14 ФЗ от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности. На отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I-IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.

В соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 15 июня 2001 года № 511 «Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды», изданному в целях реализации статьи 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды (далее – критерии) предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы для окружающей природной среды (далее – отходы), и которые обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды.

Класс опасности отходов устанавливается по степени возможного вредного воздействия на окружающую природную среду (далее – ОПС) при непосредственном или опосредованном воздействии опасного отхода на нее.

Отнесение отходов к классу опасности для ОПС может осуществляться расчетным или экспериментальным методами. В случае отнесения производителями отходов отхода расчетным методом к 5-му классу опасности, необходимо его подтверждение экспериментальным методом. При отсутствии подтверждения 5-го класса опасности экспериментальным методом отход может быть отнесен к 4-му классу опасности.

Предприятием на момент проведения проверки не представлены паспорта опасных отходов 4 класса опасности, что является нарушением ст. 14 ФЗ от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Приказа Министерства природных ресурсов РФ от 15 июня 2001 № 511 «Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды».

В соответствии со ст. 15 ФЗ от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», лица, которые допущены к обращению с отходами I-IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV класса опасности.

Предприятием не представлены данные о должностных лицах, прошедших обучение на право обращения с отходами, что является нарушением ст. 15 ФЗ от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

По данному факту ООО «Сервис ЛР» постановлением департамента природных ресурсов и государственного экологического надзора Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ привлечен к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ к штрафу в размере 120000 рублей.

В соответствии со ст. 16 ФЗ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», иными федеральными законами.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: в том числе и выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ, размещение отходов производства и потребления, загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий, иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Приказом от 8 июня 2006 г. № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» (зарегистрирован в Минюсте РФ 17 июля 2006 г. № 8077) установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.

При проведении проверки установлено, что предприятие внесло плату за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2011 года платежным поручением № 514 от 30.11.2011 года, за 2 квартал 2011 года платежным поручением № 515 от 30.11.2011 года, за 3 квартал 2011 года платежным поручением № 509 от 30.11.2011 года, что является невнесением в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

По данному факту ООО «Сервис ЛР» постановлением департамента природных ресурсов и государственного экологического надзора Краснодарского края от 21.02.2012 № 1.12/122П-2 привлечен к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ к штрафу в размере 70 000 рублей.

Статья 12 Гражданского кодекса РФ в качестве одного из способов защиты права называет пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Как следует из преамбулы Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранить природу и окружающую среду.

Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью чрезвычайными ситуациями природного и технического характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Изложенные обстоятельства предоставляют право прокурору в соответствии со ст. 45 ГПК РФ обратиться в суд за защитой законных прав и интересов неопределенного круга лиц, чьи законные права и интересы затрагиваются. При этом, определить точный круг лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются, не представляется возможным, поскольку данный круг лиц постоянно меняется.

Тем самым, действия (бездействия) ООО «Сервис ЛР» могут привести к существенному нарушению прав граждан, а также свидетельствуют о том, что деятельность по техническому обслуживанию и реализации автомобилей в помещениях и на территории предприятия применялись для неопределенной круга потребителей с нарушением действующего законодательства РФ.

Под неопределенным кругом потребителей понимается количественно не установленный но предположительно многочисленный состав потенциальных истцов, не позволяющие привлечь к участию в процессе всех пострадавших от действий (бездействия) одного и того же ответчика, объединенных общностью предмета и основания иска.

При предъявлении иска в защиту интересов неопределенного круга лиц преследуется, в первую очередь, публичный интерес – пресечение противоправной деятельности какой-либо организации в интересах неопределенного круга лиц.

Согласно требований ст. 255 ГПК РФ, оспорить в порядке гражданского судопроизводства возможно действия (бездействия) должностных лиц, в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Анализ сложившейся ситуации позволяет суду сделать вывод о том, что осуществление ответчиком деятельности с грубыми нарушениями требований ст.ст. 14, 15 ФЗ от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Приказа Министерства природных ресурсов РФ от 15 июня 2001 № 511 «Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды», Приказа от 8 июня 2006 г. № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» является недопустимым, поскольку влекут за собой нарушение права неопределенного круга лиц.

При таких обстоятельствах суд приходит к убеждению, что требование Прокурора Прикубанского административного округа города Краснодара в интересах неопределенного круга лиц правомерно и основано на законе.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, судья

Решил:

Исковые требования Прокурора Прикубанского административного округа города Краснодара в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Сервис ЛР» об обязании устранить нарушения природоохранного законодательства, удовлетворить.

Признать деятельность ООО «Сервис ЛР» по техническому обслуживанию и реализации автомобилей помещениях и на территории, расположенной по адресу: г. Краснодар, ул. Российская, 353/а, не в полной мере соответствующей требованиям природоохранного законодательства.

Обязать ООО «Сервис ЛР» устранить выявленные нарушения природоохранного законодательства указанные в акте проверки, проведенной прокуратурой округа, и не допускать их впредь.

Взыскать с ООО «Сервис ЛР» государственную пошлину в размере 4000 рублей в доход государства.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в апелляционном порядке через Прикубанский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий –