К делу №2-1800/12г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 11 мая 2012 года Прикубанский суд города Краснодара Краснодарского края в составе председательствующего Лаптева Г.К. при секретаре Шерстобитовой А.О. Рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Бедошвили Л.И. и Путинцевой А.П. об оспаривании действий Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, У С Т А Н О В И Л: Заявители обратились в суд с заявлением об обжаловании действий Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, выразившихся в отказе в государственной регистрации их права собственности на земельный участок по адресу: <адрес>, в связи с уточнением площади земельного участка. В судебном заседании поддержали поданное заявление, и через своего представителя пояснили. 31 октября 2011 года заявителями были поданы документы в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю для проведения государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу <адрес>, в связи с уточнением площади данного земельного участка. Однако рассмотрение поданного ими заявления было приостановлено о чем они получили уведомление о приостановлении государственной регистрации от 07.11.2011 года, а затем сообщением от 29.12.2011 года было отказано в государственной регистрации. Отказ в государственной регистрации был мотивирован тем что земельный участок имеет большую на 240 кв. метров, не желе декларированная, что не подтверждено какими либо правоустанавливающими документами и в связи с тем что данный земельный участок имеет наложение на другой земельный участок. Считают что данный отказ не основан на требовании закона. Так в случае если установлено что площадь земельного участка составляет большую площадь чем в предоставленных правоустанавливающих документах, это является основанием для отказа в кадастровом учете, но не в государственной регистрации права, что сделано регистратором. Кроме того в силу ФЗ №221-ФЗ от 24.07.2007 года « О государственном кадастре недвижимости» установлено что основанием для отказа в кадастровом учете является обстоятельство, при котором площадь земельного участка, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержаться в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования. В городе Краснодаре минимальный размер земельного участка предоставляемого гражданам в собственность для индивидуального жилищного строительства составляет 300 кв. метров. У них же при обращении для регистрации права на земельный участок, предназначенный для индивидуального жилищного строительства, площадь уточненная превысила декларированную площадь меньше чем 300 кв. метров. Также необоснован отказ УФРС и по основаниям пересечении границ земельных участков. Так в соответствии с ФЗ №122-ФЗ от 21.07.1997 года « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация прав на земельный участок приостанавливается также в случае, если в государственном кадастре недвижимости в отношении такого земельного участка отсутствуют кадастровые сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка или одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о последнем, за исключением, если такой земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства. Таким образом считают что УФРС приведены основания которые не могут распространяться на регистрацию их земельного участка. Представитель УФРС по Краснодарскому краю и регистратор в судебном заседании возражает против удовлетворения поданного заявления, и считает что заявителю обосновано отказано в регистрации. Заявители обратились в Управление Росреестра по Краснодарскому краю с заявлением о государственной регистрации внесения изменений в запись Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на земельный участок, с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>. В качестве документа основания для внесения изменений в части площади объекта недвижимости был представлен кадастровый паспорт земельного участка № от 25.10.2011, в котором уточненная площадь составила 957 кв.м. Единый государственный реестр прав содержит актуальный раздел на земельный участок с кадастровым номером: №, расположенный по адресу: <адрес>, площадью - 717 кв.м. Однако согласно представленному кадастровому паспорту земельного участка от 25.10.2011 № площадь указанного выше земельного участка составила 957 кв.м., следовательно площадь земельного участка увеличилась на 240 кв.м., Документ, свидетельствующий о правомерности увеличения площади земельного участка на 240 кв.м. на государственную регистрацию представлен не был. Согласно пункту 9 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221- ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка. Таким образом документ свидетельствующий о предоставлении земельного участка площадью 957 кв.м. отсутствует, следовательно уточнение местоположения границ земельного участка должно определяться исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе, либо юридический факт существования определенных границ, существующих на местности 15 и более лет и закрепленных с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения должно быть установлено решением суда. В соответствии с пунктом 5 статьи 27 федерального закона от 24.07.2007. Mb 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости. Согласно пункту 2 статьи 16 Закона о регистрации к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы необходимые для ее проведения. 02.11.2011 Управлением Росреестра по Краснодарскому краю запрошена информация о правомерности изменения площади земельного участка. 14.11.2011 получен ответ, что по сведениям государственного кадастра недвижимости границы земельного участка с кадастровым номером № пересекают границы земельного участка с кадастровым номером №. В соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Данные обстоятельства послужили основанием для отказа в государственной регистрации заявленного права. Представитель третьих лиц Колесниковой Н.А и Колесникова Н.А в судебном заседании полностью поддержал требования заявителей, и также просит признать действия УФРС незаконными в части отказано в регистрации права собственности на земельный участок по адресу <адрес> за заявителями и по делу. Чирва С.Ф в судебное заседание не явился, несмотря на то что неоднократно надлежащим образом уведомлялся о слушании дела, о чем свидетельствуют почтовые извещения, в связи с чем суд с согласия участников процесса принял решение о возможности рассмотрения дела в его отсутствии. В судебном заседании суд, выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, приходит к выводу об отсутствии достаточных правовых и объективных оснований для удовлетворения заявленных требований. В судебном заседании установлено, что заявители обратились в Управление Росреестра по Краснодарскому краю с заявлением о государственной регистрации внесения изменений в запись Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на земельный участок, с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>. В качестве документа основания для внесения изменений в части площади объекта недвижимости был представлен кадастровый паспорт земельного участка № от 25.10.2011, в котором уточненная площадь составила 957 кв.м. Рассмотрение поданного заявителями заявления было приостановлено о чем они получили уведомление о приостановлении государственной регистрации от 07.11.2011 года, а затем сообщением от 29.12.2011 года им было отказано в государственной регистрации. Отказ в государственной регистрации был мотивирован тем что земельный участок имеет большую на 240 кв. метров, не желе декларированная, что не подтверждено какими либо правоустанавливающими документами и в связи с тем что данный земельный участок имеет наложение на другой земельный участок. Как следует из представленных доказательств, в качестве документа основания для внесения изменений в части площади объекта недвижимости был представлен кадастровый паспорт земельного участка № от 25.10.2011, в котором уточненная площадь составила 957 кв.м. Согласно статье 18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц. Согласно статье 19 Закона о регистрации государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений. Единый государственный реестр прав содержит актуальный раздел на земельный участок с кадастровым номером: №, расположенный по адресу: <адрес>, площадью - 717 кв.м. Однако согласно представленному кадастровому паспорту земельного участка от 25.10.2011 № площадь указанного выше земельного участка составила 957 кв.м., следовательно площадь земельного участка увеличилась на 240 кв.м., Документ, свидетельствующий о правомерности увеличения площади земельного участка на 240 кв.м. на государственную регистрацию представлен не был. 02.11.2011 Управлением Росреестра по Краснодарскому краю запрошена информация о правомерности изменения площади земельного участка. 14.11.2011 получен ответ, что по сведениям государственного кадастра недвижимости границы земельного участка с кадастровым номером № пересекают границы земельного участка с кадастровым номером № В соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Действительно в соответствии с ФЗ №122-ФЗ от 21.07.1997 года « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация прав на земельный участок приостанавливается также в случае, если в государственном кадастре недвижимости в отношении такого земельного участка отсутствуют кадастровые сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка или одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о последнем, за исключением, если такой земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства. Однако требование данного Федерального закона не может быть применено к данному спору. В силу того что имеет место пересечение границ одного земельного участка, имеющего правовой статус земель муниципальной собственности, выделенных для индивидуального жилищного строительства с землями федеральной собственности, выделенными для нужд Министерства обороны, и находящими в оперативном пользовании воинской части. Доводы заявителей о том, что в силу ФЗ №221-ФЗ от 24.07.2007 года « О государственном кадастре недвижимости» основанием для отказа в кадастровом учете является обстоятельство, при котором площадь земельного участка, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержаться в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования. В городе Краснодаре минимальный размер земельного участка предоставляемого гражданам в собственность для индивидуального жилищного строительства составляет 300 кв. метров. У них же при обращении для регистрации права на земельный участок, предназначенный для индивидуального жилищного строительства, площадь уточненная превысила декларированную площадь меньше чем 300 кв. метров, не могут быть приняты как обоснованные, так как увеличение земельного участка возможно имело место за счет земельного участка имеющего иной, чем муниципальная собственность, правой статус. Таким образом заявителям было правомерно отказано в регистрации, так как на основании абзацев 4, 10 пункт 1 ст. 20 Закона « Государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 года №122-ФЗ: несоответствие представленных документов по форме или содержанию требованиям действующего законодательства, не предоставление документов, необходимых для проведения регистрации права влекут за собой отказ в данной регистрации. Руководствуясь ст. ст. 194-199, 245-250; 254-258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : В удовлетворении заявления Бедошвили Л.И. и Путинцевой А.П. о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, от 29 декабря 2011 года в государственной регистрации права собственности на земельный участок расположенный по адресу <адрес> – отказать. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Прикубанский районный суд города Краснодара, в апелляционном порядке, в течение одного месяца с момента его провозглашения. Председательствующий: