Решение по заявлению Ильина С.В.о признании акта органа местного самоуправления незаконным, и восстановлении нарушенного права



К делу № 2-1162/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 февраля 2012 года г. Краснодар

Прикубанский районный суд г. Краснодара Краснодарского края в составе:

председательствующего Бодровой Н.Ю.,

при секретаре Красулиной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Ильина С.В. о признании акта органа местного самоуправления незаконным, и восстановлении нарушенного права,

У С Т А Н О В И Л:

Ильин С.В. обратился в суд с заявлением о признании акта органа местного самоуправления незаконным, и восстановлении нарушенного права. Требования мотивированы тем, что 22.12.2011 года им были представлены документы на государственную регистрацию права собственности на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> В качестве правоустанавливающего документа было представлено Распоряжение главы муниципального образования г.Краснодар от 30.09.2005 года №2547-р «О предоставлении гражданам земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования город Краснодар», согласно которому вышеуказанный участок был предоставлен ему за плату в размере 54400 рублей, которая была внесена на расчетный счет муниципального образования 30.11.2011 года. Однако, 28.12.2011 года в Управление Росреестра по Краснодарскому краю поступило постановление администрации муниципального образования г.Краснодар от 27.01.2011 года №416 «О внесении изменений в распоряжение главы муниципального образования г.Краснодар от 30.09.2005 года №2547-р», в котором сообщается, что Распоряжение от 30.09.2005 года №2547-р, в части предоставления ему земельного участка, отменено. Данное распоряжение заявитель считает незаконным, в связи с чем, вынужден обратиться в суд.

В судебном заседании представитель заявителя требования, изложенные в заявлении, поддержала, настаивала на их удовлетворении.

Представитель администрации муниципального образования г. Краснодар против удовлетворения заявленных требований возражала.

Представитель Управления Росреестра по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, согласно имеющимся в материалах дела уведомлениях был надлежаще извещен о дне, времени и месте слушания дела, причин неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствии не просил. При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии заинтересованного лица в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к убеждению, что заявленные требования обоснованны и подлежат удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что 22.12.2011 года Ильиным С.В. были представлены документы на государственную регистрацию права собственности на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> что подтверждается имеющейся в материалах дела распиской Управления Росреестра по Краснодарскому краю.

В качестве правоустанавливающего документа было представлено Распоряжение главы муниципального образования г.Краснодар от 30.09.2005 года №2547-р «О предоставлении гражданам земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования город Краснодар». Из указанного распоряжения следует, что названный земельный участок предоставлен заявителю за плату в размере 54 400 рублей. Данное обязательство Ильиным С.В. выполнено в полном объеме, о чем свидетельствует представленная квитанция об оплате ООО КБ «Кубань Кредит» от 30.11.2011 года.

Из материалов дела следует, что 28.12.2011 года в Управление Росреестра по Краснодарскому краю поступило постановление администрации муниципального образования г.Краснодар от 27.01.2011 года №416 «О внесении изменений в распоряжение главы муниципального образования г.Краснодар от 30.09.2005 года №2547-р», в котором сообщается, что Распоряжение от 30.09.2005 года №2547-р, в части предоставления Ильину С.В. вышеуказанного земельного участка, отменено.

Между тем, земельное законодательство устанавливает следующий перечень оснований прекращения права собственности на землю: отчуждение собственником своего земельного участка другим лицам; отказ собственника от права собственности на земельный участок; принудительное изъятие земельного участка у собственника.

Конституция РФ устанавливает право каждого распоряжаться своим имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами. В соответствии с земельным законодательством распоряжение землей осуществляется собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде. Гражданское законодательство говорит о праве собственника по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам.

Отчуждение земельных участков другим лицам осуществляется путем совершения сделок в соответствии с правилами, установленными гражданским законодательством, но с учетом ограничений оборотоспособности земельных участков, а также специальных норм, предусмотренных земельным законодательством в отношении отдельных видов договоров. Распорядиться дальнейшей юридической судьбой своего земельного участка гражданин может также в результате совершения им односторонней сделки - завещания.

Статьей 236 ГК РФ предусмотрено право собственника на отказ от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.

При отказе от права собственности на земельный участок этот земельный участок приобретает правовой режим бесхозяйной недвижимой вещи.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется в заявительном порядке. Поэтому прекращение права собственности на земельный участок вследствие отказа от права собственности на него осуществляется на основании заявления собственника земельного участка.

В случае отказа собственника от права собственности на земельный участок при государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок вследствие отказа от права собственности на него, которое ранее не было зарегистрировано в Едином реестре прав, правила ст. 6 (о государственной регистрации ранее возникшего права) Закона не применяются. То есть права на земельный участок могут быть не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав.

Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в течение пяти дней с даты государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок вследствие отказа от права собственности на него обязан направить уведомление об этом в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, если такой земельный участок относится к собственности субъекта Российской Федерации, или в орган местного самоуправления, если такой земельный участок относится к собственности муниципального образования, а также лицу, подавшему заявление об отказе от права собственности на такой земельный участок.

При этом, решение о прекращении права должно быть принято в месячный срок с момента получения заявления, его копия направляется заявителю.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 17 сентября 2003 г. N 580 об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей бесхозяйный земельный участок принимается на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого он находится. По истечении года со дня постановки такого участка на учет орган, уполномоченный управлять недвижимым имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на этот земельный участок. До признания права муниципальной собственности прежний собственник должен продолжать выполнять обязанности, вытекающие из права собственности на земельный участок: уплачивать земельный налог, нести бремя содержания принадлежащего ему земельного участка, поддерживать его в надлежащем состоянии, осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнения, захламления и иные.

В соответствии с Конституцией РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Гражданское законодательство содержит исчерпывающий перечень оснований принудительного изъятия у собственника его земельного участка, к которым в том числе относятся: обращение взыскания на земельный участок по обязательствам (например, в порядке обращения взыскания на заложенный земельный участок); отчуждение земельного участка, который в силу закона не может принадлежать данному лицу (в соответствии с Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", если земельный участок был унаследован иностранным гражданином, то он должен быть отчужден. В противном случае уполномоченный орган власти вправе обратиться в суд с заявлением о понуждении иностранного гражданина к отчуждению земельного участка на торгах); реквизиция, конфискация или национализация земельного участка; отчуждение доли в праве общей долевой собственности на земельный участок в случае невозможности выдела доли в натуре при условии выплаты соответствующей денежной компенсации; изъятие (выкуп) земельного участка для государственных или муниципальных нужд; изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства.

Земельный кодекс РФ содержит специальные правила в отношении двух оснований принудительного изъятия у собственника его земельного участка: реквизиции и изъятия (выкупа) земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Прекращение прав на землю путем изъятия (выкупа) земельного участка для государственных или муниципальных нужд производится в исключительных случаях, связанных с выполнением международных обязательств Российской Федерации; с размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов (ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень таких объектов); в иных случаях, установленных федеральными законами, а применительно к изъятию (выкупу) из земель, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, - в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации.

Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения его стоимости на основании решения суда. Под равноценным возмещением понимается выкупная цена земельного участка, в которую включаются рыночная стоимость изымаемого участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он понесет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Учитывая изложенное, а также тот факт, что исчерпывающий перечень оснований прекращения прав на землю установлен гражданским и земельным законодательством, а в материалах дела отсутствуют доказательства достоверно подтверждающие наличие таких оснований к отмене Распоряжения главы муниципального образования г.Краснодар от 30.09.2005 года №2547-р «О предоставлении гражданам земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования город Краснодар», то его отмена является незаконной.

Тот факт, что оплата не была произведена в срок указанный в самом распоряжении не свидетельствует о добровольном отказе Ильина С.В. от прав на вышеуказанный земельный участок и не является основанием для отмены распорядительного акта органа местного самоуправления, в котором указание на его отмену в случае несвоевременной оплаты либо отказа от оплаты стоимости земельного участка также отсутствуют.

По смыслу ч. 1 ст. 256 ГПК РФ течение трехмесячного срока на оспаривание в суде решений, действий (бездействия) должностных лиц, начинается со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав и свобод, а не с момента возникновения тех или иных прав или их нарушения. В случае соблюдения заявителем срока, исчисленного с указанного дня, его права и свободы подлежат восстановлению в полном объеме независимо от длительности периода нарушения прав и времени, прошедшего с момента такого нарушения. Данное положение разъяснено в определении Верховного суда РФ от 10.02.2009г. №5н-313/06.

Из материалов дела следует, что об издании Постановления администрации муниципального образования город Краснодар «О внесении изменений в распоряжение главы муниципального образования город Краснодар от 30.09.2005 года №2547-р» от 27.01.2011 года заявителю стало известно из письма Управления Росреестра по Краснодарскому краю от 28.12.2011 года.

В силу положений ст. 13 ГК РФ, Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 №2, основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 ГК РФ.

На основании изложенного, суд не находит оснований к отказу в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования Ильина С.В. о признании акта органа местного самоуправления незаконным, и восстановлении нарушенного права – удовлетворить.

Признать недействительным (незаконным) Постановление администрации муниципального образования город Краснодар «О внесении изменений в распоряжение главы муниципального образования город Краснодар от 30.09.2005 года №2547-р» от 27.01.2011 года, в части изъятия ранее предоставленного Ильину С.В. земельного участка, площадью 800 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>

Данное решение является основанием для государственной регистрации права собственности в Управлении Росреестра по Краснодарскому краю за Ильиным С.В. на земельный участок, площадью 800 кв.м., кадастровый номер , расположенный по адресу: <адрес> на основании Распоряжения главы муниципального образования г.Краснодар от 30.09.2005 года №2547-р «О предоставлении гражданам земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования город Краснодар».

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение месяца через Прикубанский районный суд г. Краснодара.

Председательствующий: подпись

Копия верна: Судья: Секретарь: