РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ 2010 года город Краснодар
Октябрьский районный суд города Краснодара в составе:
председательствующего судьи Гончаров О.А.
при секретаре Бескоровайная Я.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Гиш Щ.А. к Государственной компании «<данные изъяты> <данные изъяты>» <адрес> о возмещение стоимости изъятого для государственных нужд земельного участка при участии третьего лица ФДА ФГУ «<данные изъяты>»,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к Государственной компании «<данные изъяты>» <адрес> о возмещение стоимости изъятого для государственных нужд земельного участка.
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что на основании Распоряжений Администрации муниципального образования <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ принадлежащий истцу на праве собственности земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м. был разделен на три земельных участка: земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., присвоен адрес: <адрес>, <адрес> <адрес> участок №, Земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный в зоне реконструкции автомагистрали <данные изъяты> «<данные изъяты>» присвоен адрес: <адрес>, <данные изъяты>, <адрес> участок №, Земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., присвоен адрес: <адрес>, <адрес> <адрес> участок №
Для реконструкции автомагистрали <данные изъяты>» был изъят принадлежащий Истцу на праве собственности земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный в зоне реконструкции автомагистрали <данные изъяты>».
Учитывая вышеизложенное, истец просит суд прекратить право собственности Гиш Щ.А. и изъять в собственность Российской Федерации земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером № категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, <данные изъяты>, <адрес> участок №,стоимостью <данные изъяты>) рублей; Признать право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, <адрес>, <адрес> участок №; Взыскать с Российской Федерации в лице Государственной компании «<данные изъяты>» <адрес> в пользу Гиш Щ.А. <данные изъяты>) рублей в счет возмещения стоимости изъятого для государственных нужд земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, <адрес>, <адрес> участок №; Взыскать с Российской Федерации в лице Государственной компании «<данные изъяты>» <адрес> в пользу Гиш Щ.А. судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины.
Материалами дела подтверждается и лицами, участвующими в деле не оспаривается, что принадлежащий Истцу земельный участок был изъят для нужд Российской Федерации без выплаты компенсации.
Представитель Ответчика в судебном заседании пояснила, что в соответствии с п.3 ст.55 ЗК РФ порядок выкупа земельного участка для государственных нужд у его собственника; и порядок определения выкупной цены земельного участка; порядок прекращения прав собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.
Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2004 года № 374 «Об утверждении положения о Федеральном дорожном агентстве» установлено, что Федеральное дорожное агентство осуществляет принятие решений об изъятии, в том числе путем выкупе, для федеральных нужд земельных участков для строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Реконструкция автомагистрали <данные изъяты> от <данные изъяты> через <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> до <данные изъяты> производилась на основании государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ №/РЕК на выполнение дорожных работ по реконструкции автомобильной дороги. Данный государственный контракт заключен между ФГУ УПРДОР «<данные изъяты>» и ОАО «<данные изъяты>» в рамках реализации Федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 05.12.2001 №848. Ответчик считает, что оплата выкупной стоимости земельного участка истца должна осуществляться ФГУ УПРДОР «<данные изъяты>», как непосредственным исполнителем мероприятий «подпрограммы». Вместе с тем, для осуществления процедуры выкупа земельного участка у гр. Гиш Р.А. Федеральному государственному учреждению «<данные изъяты> <данные изъяты>» необходимо было подготовить все необходимые документы, согласно Сводно-сметному расчету №.АД от ДД.ММ.ГГГГ., а именно в части сводной ведомости объемов работ первый пусковой комплекс, для принятия Федеральным дорожным агентством Распоряжения об изъятии земельных участков. ФГУ «<данные изъяты> <данные изъяты>» условия и порядок изъятия (выкупа) земельного участка у истца для государственных нужд не выполнены. В Федеральном законе от 17.07.2009 №145-ФЗ «О Государственной компании «<данные изъяты>» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» прописан специальный порядок, на основании которого Государственная компания может изымать земельные участки. Одновременно с этим представитель Ответчика не отрицает факта нахождения у него собственности истца под находящейся автомагистралью и факт того, что стоимость изъятого для государственных нужд земельного участка Истцу не компенсирована, а также факта поступления денежных средств, для расчета с третьими лицами за изъятые земельные участки. Предполагается, что данной нормой Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 145-ФЗ установлено, что Государственная компания может получить поручение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, касательно технических участков, которые будут использоваться для строительства дорог, на которых предполагается, в том числе, реконструкция. Поручение от Федерального дорожного агентства по объекту «Реконструкция автомагистрали <данные изъяты>» от <данные изъяты> через <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> км. <данные изъяты> - км <данные изъяты>» (государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ №/РЕК) с вышеуказанными полномочиями Государственная компания не получала. В связи с чем, просит суд в иске Гиш Щ.А. отказать.
Представитель третьего лица в судебном заседании пояснил, что на момент изъятия земельного участка у Истца ФДА ФГУ «<данные изъяты> <данные изъяты>» являлось государственным заказчиком - застройщиком строительства объекта «Реконструкция автомагистрали <данные изъяты>» и главным распорядителем бюджетных средств. С ДД.ММ.ГГГГ года ДД.ММ.ГГГГ занималось согласованием места размещения объекта, в связи с чем не производилось изъятие земельных участков путем выкупа его для государственных нужд. ДД.ММ.ГГГГ объект дорожного строительства был передан с баланса ФДА ФГУ «<данные изъяты> <данные изъяты>» в доверительное управление Государственной компании «российские автомобильные дороги», поэтому Государственной компании «<данные изъяты>» является надлежащим ответчиком. Законом установлено, что оплата выкупной цены собственникам изъятых земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества осуществляется за счет средств Государственной компании «<данные изъяты>», в связи с вступлением в силу на момент вынесения решения суда Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № которым субсидии на осуществление деятельности по организации и реконструкции автомобильных дорог из федерального бюджета. Казначейским уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается исполнение указанного постановления и свидетельствует о том, что Государственная компания «<данные изъяты> <данные изъяты>» должна производить оплату за изъятые для государственных нужд земельные участки.
Изучив материалы дела, оценив доводы искового заявления, представленные документы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд пришел к следующему.
Как следует из материалов дела, в 2008 году Федеральным государственным учреждением «<данные изъяты> <данные изъяты>» силами подрядных организаций начата реконструкция автомагистрали <данные изъяты> «<данные изъяты>» км. <данные изъяты> м (в том числе строительство двух транспортных развязок)
Согласно Свидетельству о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ за истцом на праве собственности зарегистрирован земельный участок категории земель: земли сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства, площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером № Указанный участок образован в результате раздела принадлежащего истцу земельного участка для целей реконструкции автомагистрали <данные изъяты>» (Распоряжений Администрации муниципального образования «<данные изъяты> <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ)
Согласно государственному контракту на выполнение дорожных работ по реконструкции автомобильной дороги от ДД.ММ.ГГГГ №/ РЕК, заключенному между Федеральным государственным учреждением «<данные изъяты> <адрес>» и ОАО «<данные изъяты>», выполнение работ по реконструкции автомагистрали <данные изъяты>» <данные изъяты>. <данные изъяты>) осуществляется в том числе через республику <данные изъяты> Строительство автомагистрали ведется в том числе и на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м. принадлежащем истцу.
В октябре ДД.ММ.ГГГГ года истец обратился к третьему лицу - Федеральному государственному учреждению «<данные изъяты> <данные изъяты>» с требованием об оплате денежных средств за изъятый земельный участок.
В связи с отсутствием оплаты компенсации стоимости изъятого участка истец обратился в Октябрьский районный суд г.Краснодар с иском.
В соответствии со ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных нужд осуществляется в исключительных случаях, установленных в пункте 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно положениям указанной нормы права изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях с выполнением международных обязательств Российской Федерации; размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов: объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны и безопасности; объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а так же объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения; объекты, обеспечивающие космическую деятельность; объекты обеспечивающие статус и защиту Государственной границы Российской Федерации; линейный объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов сетевых монополий; объекты электро-, газо-, тепло-, и водоснабжения муниципального значения; автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения; иным обстоятельствами в установленных федеральным законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в случаях установленных законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.1.2 ст.49 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных нужд, в том числе и принудительное осуществляется в исключительных случаях, в том числе и для размещения объектов федерального транспорта, автомобильные дороги федерального значения.
Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка; выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.
В соответствии с п.1 ст.279 Гражданского кодекса РФ земельный участок может быть изъят у собственника для государственных нужд путем выкупа.
В силу пункта 3 указанной статьи, собственник земельного участка должен быть не позднее, чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.
Согласно п.4 ст.279 ГК РФ решение федерального органа исполнительной власти об изъятии земельного участка для государственных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок.
В соответствии с положениями ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а так же иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.
Согласно п.1 ст.12 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.
В соответствии с пунктом ст.16 указанного закона государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности.
Материалами дела и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что принадлежащий истцу земельный участок фактически изъят для нужд Российской федерации без выплаты какой-либо компенсации.
В соответствии с п.3 ст.125 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлений Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а так же юридические лица и граждане.
На основании Федерального закона от 17.07.2009 года №145-ФЗ «О государственной компании «<данные изъяты> и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» создана некоммерческая организация - Государственная компания «<данные изъяты> <данные изъяты>», в целях оказания государственных услуг и выполнение полномочий в сфере дорожного хозяйства и использованием федерального имущества на основе доверительного управления (ст. 3 № 145 ФЗ).
В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 17.07.2009 года № 145 ФЗ « О государственной компании «<данные изъяты> <данные изъяты>» и о в несении изменений в отдельные законодательные акты РФ» передача автомобильных дорог в доверительное управление Государственной копании осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфер дорожного хозяйства, в соответствии с утвержденным Правительством РФ перечнем автомобильных дорог общего пользования федерального значения, находящихся в федеральной собственности и подлежащих передаче в доверительное управление Государственной компании, по передаточному акту, подписанному указанным федеральным органом исполнительной власти и государственной компанией. Передаточный акт в отношении автомобильной дороги общего пользования федерального значения, передаваемой в доверительное управление Государственной компании, должен содержать указание на передачу в доверительное управление Государственной компании такой автомобильной дороги, а так же следующие сведения о ней:
1) Наименование автомобильной дороги
2) идентификационный номер автомобильной дороги
3) протяженность автомобильной дороги
Права и обязанности владельцев, автомобильных дорог общего пользования федерального значения и (или) государственных заказчиков по ранее заключенным договорам на проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание при передаче таких автомобильных дорог в доверительное управление Государственной компании переходят к Государственной компании с даты подписании передаточного акта в отношении таких автомобильных дорог. Согласие сторон этих договоров и третьих лиц на передачу указанных прав и обязанностей не требуется.
Передача автомобильных дорог общего пользования федерального значения в доверительное управление Государственной компании не подлежит государственной регистрации.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ о 30.12.2009 года №2133-р федеральная автомобильная дорога М<данные изъяты>» от <данные изъяты> с баланса ФГУ Упрдор «<данные изъяты>» передана в доверительное управление Государственной компании «<данные изъяты> <данные изъяты>», в том числе передано исполнение государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ №/РЕК на реконструкцию автомагистрали <данные изъяты>» км <данные изъяты>.
Копия передаточного акта о ДД.ММ.ГГГГ по приемке-передаче указанной выше дороги <данные изъяты>» приобщена к материалам дела.
В соответствии с п.7 ст.37 Федерального закона и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ оплата выкупной цены собственниками изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для размещения автомобильных дорог Государственной компании и оплата убытков иным правообладателям изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества осуществляются за счет средств Государственной компании.
Как следует из постановления Правительства РФ от 04.08.2010 года № 596 «О предоставлении в 2010 году субсидий из федерального бюджета Государственной компании «<данные изъяты> »на осуществление деятельности по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог Государственной компании», в пользу Государственной компании произведено перераспределение бюджетных ассигнований, в п.3 Правил предоставления в ДД.ММ.ГГГГ году субсидий из федерального бюджета Государственной компании «<данные изъяты>» на осуществление деятельности по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог Государственной компании указано, что субсидии выделяются, в том числе в целях выкупа изымаемых для строительства и реконструкции автомобильных дорог Государственной компании земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, в том числе на оплату выкупной цены таких изымаемых земельных участков и иных объектов недвижимого имущества и оплату убытков их правообладателями.
Указанное выше постановление Правительства РФ в части выделения субсидий Государственной компании исполнено. Одновременно материалы дела свидетельствуют о том, что в отношении ФГУ Упрдор «<данные изъяты>» бюджетное финансирование на указанные цели прекращено (задание на выполнение работ по оказанию государственных услуг за счет средств федерального бюджета по разделу «<данные изъяты> <данные изъяты>» на ДД.ММ.ГГГГ. Строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений из них. Переходящие объекты, подлежащие передаче в доверительное управление Государственной компании «<данные изъяты> <данные изъяты> »)
Суд отклоняет довод Государственной компании об отсутствии доказательств поступления денежных средств на выкуп конкретного земельного участка, принадлежащего на правах собственности истцу.
Как следует из программы деятельности Государственной компании «<данные изъяты>» на долгосрочный период (ДД.ММ.ГГГГ годы), утвержденной постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «№ №-р Государственной компании в ДД.ММ.ГГГГ году для целей реконструкции автомобильной дороги <данные изъяты>» -<данные изъяты> км <данные изъяты> (автодорога <данные изъяты> ), <адрес>, выделено <данные изъяты>. рублей. Бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных средств прошли через Федеральное казначейство ДД.ММ.ГГГГ следовательно, находятся в распоряжении Государственной компании.
Получая соответствующее финансирование, Государственная компания принимает на себя обязательства Российской Федерации и той части, в которой они не были исполнены Федеральным дорожным агентством, поскольку финансирование Росавтодора и его территориальных подразделений на указанные цели в связи с созданием Государственной компании прекращено, что так же подтверждается поручением от ДД.ММ.ГГГГ
Судом установлено, что между сторонами отсутствует спор в отношении площади изымаемого участка и размеры выкупной платы.
Суд полагает установленным материалами дел факт изъятия земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., принадлежащего истцу на праве собственности.
Рыночная стоимость земельного участка определена судом в соответствии со статьями 280, 281 Гражданского кодекса РФ, ст. 66 Земельного кодекса РФ с учетом отчета об определении рыночной стоимости недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ №К-09. Размер определенной судом стоимости земельного участка сторонами не оспаривается.
При подаче иска Гиш Щ.А. была уплачена государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей, и указанная сумма подлежит взысканию с ответчика.
На основании изложенного руководствуясь ст.ст. 49, 55 ЗК РФ, ст.ст. 29, 131, 132, 133 ГПК РФ, ст.ст. 279, 280, 281, 283 ГК РФ, суд
РЕШИЛ:
Прекратить право собственности Гиш Щ.А. и изъять в собственность Российской Федерации земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, <адрес>, <адрес> участок №, стоимостью в <данные изъяты> (пятьсот шестнадцать тысяч двести) рублей.
Признать право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, х. <адрес>, <адрес> участок №.
Взыскать с Российской Федерации в лице Государственной компании «<данные изъяты>» <адрес> в пользу Гиш Щ.А. <данные изъяты>) рублей в счет возмещения стоимости изъятого для государственных нужд земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, <данные изъяты>, <адрес> участок №.
Взыскать с Государственной компании «<данные изъяты>» <адрес> в пользу Гиш Щ.А. судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере <данные изъяты> рубля.
Решение суда является основанием для регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, х. <адрес> <адрес> участок №
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд в течение 10 дней со дня получения копии мотивированного решения. Копию мотивированного решения можно будет получить по истечению пяти рабочих дней со дня оглашения резолютивной части решения.
Председательствующий -