Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 января 2011 года Октябрьский районный суд г. Краснодара в составе: председательствующего Стариковой М.А.
с участием:
Представителя прокуратуры г. Краснодара Тарасов Д.А.
при секретаре Цукановой З.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокуратуры г. Краснодара в интересах Каиновой М.А. о признании незаконным заключения межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда при Администрации ЦО г. Краснодара и постановления главы муниципального образования г. Краснодараминистарции ЦО г. ксандровны о признании незаконным заключения межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда при А,
У С Т А Н О В И Л:
Прокуратура г. Краснодара выступающая в интересах Каиновой М.А. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным заключения межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда при Администрации ЦО г. Краснодара и постановления главы муниципального образования г. Краснодара.
В обосновании своих требований указали, что прокуратурой г. Краснодара проведена проверка по обращению жительницы <адрес> Каиновой М.А. о нарушении ее жилищных прав. В ходе проверки установлено, что <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу постановлением главы муниципального образования город Краснодар от 30.12.2008 № 4806 «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу». Данное постановление в отношении дома № 68 литер «А» по ул. Советской вынесено на основании заключения межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда при администрации Центрального внутригородского округа города Краснодара от 30.12.2008 № 257.
В основу заключения о признании дома аварийным положено техническое заключение ГУП КК «Крайтехинвентаризация», в котором специалистом предприятия указано, что установлена угроза обрушения единичных строительных конструкций, неудовлетворительное состояние несущих стен, повреждение и деформация конструкций, превышение предельно допустимых норм физического износа. При этом, сведения об исследуемом объекте включены в техническое заключение из инвентарного дела № 14229-17, в котором находился технический паспорт на объект от 11.04.2003. Новый технический паспорт не составлялся и при подготовке технического заключения не использовался. Производилось определение физического износа строения в целом, жилые помещения дома не обследовались.
В нарушение п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, к работе комиссии с правом совещательного голоса собственники жилых помещений (или их уполномоченные лица) не привлекались, в обследовании жилого дома специалистом ГУП КК «Крайтехинвентаризация» не участвовали, уведомления о предстоящем обследовании дома собственникам жилых помещений не направлялись. При этом, 5 из 6 квартир жилого дома находятся в собственности граждан.
В нарушение п.п. 44, 51 Положения, в 5-днейный срок заключение комиссии жильцам дома, в том числе и собственникам квартир, не направлено, возможность оспорить выводы комиссии не предоставлена.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права гражданке Каиновой М.А. на праве общей долевой собственности принадлежит 1/2 доля квартиры расположенной по адресу <адрес>, а также в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права гражданину Каинову B.C. на праве общей долевой собственности принадлежит 1/2 доля квартиры расположенной по адресу <адрес>.
В ходе проверки, также установлено, что заключение о признании многоквартирного дома по <адрес> аварийным и подлежащим сносу принято ненадлежащим составом межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда при администрации Центрального внутригородского округа.
Кроме того, на основании проведенной экспертизы от 27.07.2010 года, специалистом ГУП КК «Крайтехинвентаризация Краевое - БТИ» О.С. было установлено, что износ строения <адрес> составляет 66,2%, что не превышает предельно допустимых норм для признания этого строения непригодным для проживания и эксплуатации. Также, в ходе обследования строения <адрес> специалистом установлено, что состояние несущих стен фундамента удовлетворительное. При визуальном осмотре не установлено повреждений и деформаций конструкции. Строительные конструкции и инженерное оборудование строений находится в хорошем состоянии. На основании вышеизложенного экспертизой установлено, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 47 от 28.01.2006 года, обследуемое строение <адрес>, по состоянию конструкций не является аварийным и ветхим.
На основании чего просил признать незаконным заключение межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда при администрации Центрального
внутригородского округа города Краснодара от 30.12.2008 № 257 о
признании многоквартирного дома по <адрес> аварийным и подлежащим сносу.
Признать незаконным постановление главы муниципального
образования город Краснодар № 4815 от 31.12.2008 «О внесении изменений в
постановление главы муниципального образования город Краснодар от
30.12.2008 № 4806 «О признании многоквартирных домов аварийными и
подлежащими сносу», в части признании многоквартирного дома,<адрес> аварийным, <адрес>.
Признать незаконными действия главы муниципального образования
город Краснодар по отказу в удовлетворении протеста прокурора города на
указанный нормативный правовой акт (ответ от 20.11.2009 исх.№ 14372/01).
Обязать управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю аннулировать запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о государственной регистрации обременения на квартиру расположенной по адресу: <адрес>, за № произведенной 29.09.2010 года.
Признать незаконным требование о сносе.
В судебном заседании представитель прокуратуры г. Крансодара поддержал заявленные требования в полном объеме и по тем же основаниям.
Представители Администрации МО г. Краснодара, Администрации Центрального внутригородского округа г. Краснодара, МУ «Управление жилищного хозяйства» и МУ «Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по КК» в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, так как считают постановление от 30.12.2008 года законным и обоснованным в связи с тем, что имеется заключение межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда при администрации Центрального внутригородского округа г. Краснодара от 30.12.2008 №257 основанием для проведения комиссией обследования жилого дома послужило заявление представителя собственника квартиры № - администрации муниципального образования г. Краснодар.
Признание многоквартирного дома по <адрес> аварийным и подлежащим сносу межведомственной комиссией по использованию жилищного фонда при администрации Центрального внутригородского округа г. Краснодара основано на техническом заключении специализированной организации - ГУП КК «Крайтехинвентаризация» (г. Краснодар, 30.12.2008), в соответствии с которым многоквартирный дом по <адрес> является аварийными и подлежащими сносу.
Представитель Управления по вопросам семьи и детства г. Краснодар в зал судебного заседания не явился, направив в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, просил принять решение с учетом интересов несовершеннолетней.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Из материалов дела следует, что прокуратурой г. Краснодара проведена проверка по обращению жительницы <адрес> Каиновой М.А. о нарушении ее жилищных прав. В ходе которой установлено, что <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу постановлением главы муниципального образования город Краснодар от 30.12.2008 № 4806 «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу». Данное постановление в отношении <адрес> вынесено на основании заключения межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда при администрации Центрального внутригородского округа города Краснодара от 30.12.2008 № 257.
В основу заключения о признании дома аварийным положено техническое заключение ГУП КК «Крайтехинвентаризация», в котором специалистом предприятия указано, что установлена угроза обрушения единичных строительных конструкций, неудовлетворительное состояние несущих стен, повреждение и деформация конструкций, превышение предельно допустимых норм физического износа. При этом, сведения об исследуемом объекте включены в техническое заключение из инвентарного дела № 14229-17, в котором находился технический паспорт на объект от 11.04.2003. Новый технический паспорт не составлялся и при подготовке технического заключения не использовался. Производилось определение физического износа строения в целом, жилые помещения дома не обследовались.
В нарушение п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, к работе комиссии с правом совещательного голоса собственники жилых помещений (или их уполномоченные лица) не привлекались, в обследовании жилого дома специалистом ГУП КК «Крайтехинвентаризация» не участвовали, уведомления о предстоящем обследовании дома собственникам жилых помещений не направлялись. При этом, 5 из 6 квартир жилого дома находятся в собственности граждан.
В нарушение п.п. 44, 51 Положения, в 5-днейный срок заключение комиссии жильцам дома, в том числе и собственникам квартир, не направлено, возможность оспорить выводы комиссии не предоставлена.
С учетом изложенное, суд полагает, что постановление главы администрации муниципального образования город Краснодар от 30.12.2008 № 4806 «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу», вынесено на основании ненадлежащее подготовленных материалов.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ), гражданке Каиновой М.А. на праве общей долевой собственности принадлежит 1/2 доля квартиры общей площадью 88,9 кв.м расположенной по адресу <адрес>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ произведена запись регистрации №, а также в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ) гражданину В.С. на праве общей долевой собственности принадлежит 1/2 доля квартиры общей площадью 88,9 кв.м расположенной по адресу <адрес>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ произведена запись регистрации №.
Исходя из положений ч. 2, 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, а также никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
В ходе проверки, также установлено, что заключение о признании многоквартирного дома по <адрес> аварийным и подлежащим сносу принято ненадлежащим составом межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда при администрации Центрального внутригородского округа. Данное заключение составлено комиссией в составе председателя и членов комиссии являющихся работниками администрации Центрального внутригородского округа, МУ «ГУК-Краснодар», МУ «Градинформ» и ГУП КК «Крайтехинвентаризация». При этом, к работе межведомственной комиссии при рассмотрении вопроса о признании <адрес> аварийным и подлежащим сносу не были привлечены все собственники квартир <адрес> <адрес>, а также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной (Роспотребнадзора, Госпожнадзора), промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека.
В соответствии со ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, п.п. 7, 43 постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, созданной в этих целях, на основании оценки соответствия помещения и дома установленным требованиям. При оценке проверяется фактическое состояние помещения, при этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума,вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположении жилого помещения.
В этой связи в состав комиссии включаются: представители федерального органа исполнительной власти, а также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора и сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.
Таким образом, суд приходит к выводу, что заключение № 257 от 30.12.2008 о признании многоквартирного дома по <адрес> аварийным и подлежащим сносу принято ненадлежащим составом межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда при администрации Центрального внутригородского округа.
Отсутствие при проведении обследования и составления заключения межведомственной комиссией в составе комиссии представителей Роспотребнадзора и Госпожнадзора объясняется администрацией МО г.Краснодар письмами указанных надзорных органов 2006 - начала 2007 года, адресованные в МУ «ГУК-Краснодар», о том что участие представителей Роспотребнадзора и Госпожнадзора в работе межведомственных комиссий не требуется.
Однако данные письма не могут являться основанием для составления заключения межведомственной комиссией по использованию жилищного фонда при администрации Центрального внутригородского округа города Краснодара при отсутствии всех ее членов.
Кроме того, по поручению прокуратуры города Краснодара, государственным унитарным предприятием Краснодарского края «Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ» проведена экспертиза и составлено техническое заключение по оценке пригодности (непригодности) для эксплуатации строения литер «А», расположенного в городе Краснодаре по <адрес>. На основании проведенной экспертизы от 27.07.2010 года, специалистом ГУП КК «Крайтехинвентаризация Краевое - БТИ» О.С. было установлено, что износ строения <адрес> составляет 66,2%, что не превышает предельно допустимых норм для признания этого строения непригодным для проживания и эксплуатации. Также, в ходе обследования строения <адрес> специалистом установлено, что состояние несущих стен фундамента удовлетворительное. При визуальном осмотре не установлено повреждений и деформаций конструкции. Строительные конструкции и инженерное оборудование строений находится в хорошем состоянии.
На основании вышеизложенного экспертизой установлено, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 47 от 28.01.2006 года, обследуемое строение <адрес>, по состоянию конструкций не является аварийным и ветхим.
Таким образом, проверкой выявлены нарушения требований жилищного законодательства в деятельности межведомственной комиссией по использованию жилищного фонда Центрального округа города Краснодара при рассмотрении вопроса о признании многоквартирного <адрес> аварийным и подлежащим сносу и принятии заключения № 257 от 30.12.2008 года.
Результатом указанных нарушений явилось принятие постановления главы муниципального образования г. Краснодара №4815 от 31.12.2008 года «О внесении изменений в постановление главы муниципального образования г. Краснодар от 30.12.2008 №4806 «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу», которое в части положений о признании <адрес> аварийным и подлежащим сносу является незаконным и необоснованным.
Прокуратурой г. Краснодара главе муниципального образования г. Краснодар 11.11.2009 г. принес протест на постановление главы администрации муниципального образования г. Краснодар №4815 от 31.12.2008 г. «О внесении изменений в постановление главы муниципального образования город Краснодар от 30.12.2008 № 4806 «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу», в части признания <адрес> аварийным и подлежащим сносу.
24.11.2009 года прокуратурой города Краснодар получен ответ из администрации МО г. Краснодар об отказе в удовлетворении протеста прокуратуры.
В соответствии с Федеральным Законом № 122-ФЗ от 21.07.1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимость и имущество сделок с ним» и ст. 32 ЖК РФ Управлением Федеральной государственной регистрации кадастра и картографии по КК 29.09.2010 года была произведена государственная регистрация обременения на квартиру расположенную по адресу: <адрес> за № на основании Постановления администрации муниципального образования г. Краснодар № 6111 от 13.08.2010 «Об изъятии для муниципальных нужд жилых помещений в многоквартирных домах, расположенным по ул. им. Леваневского, 95; Пашковской, 101,108; Мира, 59; им. Митрофана Седина, 76; Фабричной,27; Ставропольской, 42; им. Гоголя, 101, 106; Кузнечной, 53, 87; им. Салтыкова-Щедрина, 19; Базовской, 92, 93, 186; Коммунаров, 117; им. Буденного, 182; им. Янковского, 89; Советской, 68; им. Максима Горького, 11; переулку Стеклотарному; проезд 2-му Стасова, 30 в Центральном внутригородском округе г. Краснодара».
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным заключение межведомственной комиссии по
использованию жилищного фонда при администрации Центрального
внутригородского округа города Краснодара от 30.12.2008 № 257 о
признании многоквартирного дома по <адрес> аварийным и подлежащим сносу.
Признать незаконным постановление главы муниципального
образования город Краснодар № 4815 от 31.12.2008 «О внесении изменений в
постановление главы муниципального образования город Краснодар от
30.12.2008 № 4806 «О признании многоквартирных домов аварийными и
подлежащими сносу», в части признании многоквартирного дома,<адрес> аварийным, <адрес>
Признать незаконными действия главы муниципального образования
город Краснодар по отказу в удовлетворении протеста прокурора города на
указанный нормативный правовой акт (ответ от 20.11.2009 исх.№ 14372/01).
Обязать управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю аннулировать запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о государственной регистрации обременения на квартиру расположенной по адресу: город <адрес>, за № № произведенной 29.09.2010 года.
Признать незаконным требование о сносе.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через районный суд в течение 10 дней.
Председательствующий -