Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации02 марта 2011 года Октябрьский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего Стариковой М. А.
при секретаре Цукановой З.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ИФНС России по красноармейскому району Краснодарского края к Дискаленко Д.М. о взыскании суммы,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с иском к ответчику о взыскании суммы.
В обоснование своих требований указал, что согласно выписки из реестра сведений территориального отдела по Красноармейскому и Славянскому районам Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю Дискаленко Д.М. имеет в собственности земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> кадастровая стоимость которого составляет 32.273.754 рублей.
В соответствии с установленными налоговыми ставками Дискаленко Д.М. начислен земельный налог в сумме 343.497,63 рублей, который в соответствии с Положением о земельном налоге совета Полтавского поселения Красноармейского района уплачивается равными долями не позднее 01 июня и до 01 октября, и не позднее 15 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии со ст. 397 НК РФ налогоплательщику были направлены налоговые уведомления о подлежащей уплате сумм налога.
Также должнику было направлено требование от 29.05.2009 года об уплате налога со сроком исполнения до 18.06.2009 года, в соответствии с которым Дискаленко Д.М. обязана уплатить начисленную сумму налога.
До настоящего момента налог на землю налогоплательщиком не уплачен.
В соответствии со ст. 75 НК РФ Дискаленко Д.М. начислена пеня за неуплату налога в сумме 1.935,05 рублей.
Определением мирового судьи судебного участка 57 Центрального округа г. Краснодара судебный приказ по гражданскому делу о взыскании с Дискаленко Д.М. земельного налога отменен, ввиду того, что поступили возражения от налогоплательщика, в которых он указывает на завышение суммы налога.
Считают, что определение мирового судьи нарушило права и интересы налогового органа как органа, осуществляющего защиту государственных интересов.
На основании изложенного, просят суд взыскать с должника Дискаленко Д.М. неуплаченный налог на землю в сумме 343.497,63 рублей и пени в сумме 1.935,05 рублей.
В судебном заседании представитель ИФНС России по Красноармейскому району Краснодарского края поддержал исковые требования в полном объеме и просил их удовлетворить.
Представитель Дискаленко Д.М. исковые требования не признал, так как исковые требования налогового органа основаны на налоговых уведомлениях № 154715, № 154716 и № 154717 от 18.03.2009 года и на требовании № 122758 по состоянию на 29.05.2009 года.
В налоговых уведомлениях № 154715 и № 154716 приведен расчет налога за 2006 год и за 2007 год, а в налоговом уведомлении № 154717 расчет налога за 2008 год. При этом налоговая база за 2006 и 2007 год согласно этому расчету составила 9.298.337 рублей при налоговой ставке 1,5.
Налоговая база за 2008 год согласно расчету составила 32.273.754 рублей при налоговой ставке 0,2.
Таким образом, исходя из расчета указанных в налоговых уведомлениях, Дискаленко должна была уплатить земельный налог за 2006, 2007 и 2008 годы в размере 343.497,63 рублей, а за несвоевременную уплату земельного налога начислена пеня в размере 1.935,05 рублей.
Согласно ст. 391 НК РФ, если иное не предусмотрено НК РФ, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.
В ст. 390 НК РФ установлено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.
В силу ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом. Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено ст. 396 НК РФ.
В ст. 66 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения устанавливается Правительством РФ.
Органы исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
При этом нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель, изданные во исполнение постановления Правительства РФ и в силу ст. 2 Земельного кодекса РФ относятся к актам, содержащим нормы земельного права.
Распоряжением главы Администрации Краснодарского края от 29.12.2007 года № 1202-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов и средний уровень кадастровой стоимости на территории Краснодарского края по состоянию на 01 января 2007 года. Также рекомендовано Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю внести в установленном порядке результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края в государственный земельный кадастр.
На основании указанных утвержденных результатов исчислена кадастровая стоимость земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, и равна 32.273.754 рублей.
Вместе с тем, распоряжение главы Администрации Краснодарского края от 29.12.2007 года № 1202-р опубликовано в газете «Кубанские новости» лишь 13.03.2009 года № 37.
Таким образом, действия территориального отдела по Красноармейскому и Славянскому районам Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю в части определения кадастровой стоимости земельного участка, являются незаконными, в связи с тем, что при расчете кадастровой стоимости земельного участка применил неопубликованный в установленном порядке нормативный акт.
В соответствии со ст. 15 КРФ законы полежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любы нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применятся, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Согласно ст. 46 Закона Краснодарского края от 06.06.1995 года № 7-КЗ «О правотворчестве и нормативно-правовых актах Краснодарского края» официальным опубликованием нормативных правовых актов края признается первая публикация их полного текста в газете «Кубанские новости» и Информационном бюллетени Законодательного Собрания Краснодарского края. Опубликованные в официальном порядке нормативные правовые акты края после вступления их в силу подлежат применению всеми государственными органами края, органами местного самоуправления в крае, должностными лицами, а также исполнению находящимися на территории края предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, гражданами.
При указанных обстоятельствах считает, что требование налоговой инспекции от 29.05.2009 года № 122758 о том, что за Дискаленко Д.М. числится задолженность по земельному налогу в размере 345.432,68 рублей, является незаконным и необоснованным, поскольку кадастровая стоимость земельного участка на момент возникновения спорных правоотношений не установлена, и поэтому следует руководствоваться положениями ст. 65 Земельного кодекса РФ и ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ», согласно которым, если кадастровая стоимость земли не определена, в этом случае для целей налогообложения применяется нормативная цена земли.
На основании изложенного, просит отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Заинтересованное лицо представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по КК считает заявленные требования ИФНС обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 года для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Согласно ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
В целях реализации постановлений Правительства РФ от 25.08.1999 года «О государственной кадастровой оценке земель», 08.04.2000 года «Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель», а также постановления главы Администрации Краснодарского края от 29.05.2001 года «О государственной кадастровой оценке земель Краснодарского края», начиная с 2001 года, на территории Краснодарского края были организованы работы по государственной кадастровой оценке земель различных категорий. Проведение ГКОЗ было возложено на Государственный комитет РФ по земельной политике и его территориальные органы.
Первый тур ГКОЗ населенных пунктов на территории Краснодарского края был проведен в 2001-2002 годах в соответствии с Методикой ГКОЗ поселений, утвержденной приказом Росземкадастра 18.10.2001 года и Техническими указаниями, сопровождаемыми специальным программным обеспечением.
Согласно Закону Краснодарского края от 05.11.2002 года № 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» результаты первого тура ГКОЗ поселений были утверждены органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
В муниципальном образовании Красноармейского района результаты оценки в соответствии с вышеуказанным законом утверждены Постановлением главы Красноармейского района Краснодарского края от 16.12.2002 года № 649 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений».
В связи с внесением изменений в Налоговый кодекс РФ на территории Краснодарского края в 2005 году были проведены работы по подготовке сведений для исчисления земельного налога на основе кадастровой стоимости земельных участков. Кадастровая стоимость земельных участков определялась с применением ранее утвержденных отдельных показателей кадастровой стоимости земель различных категорий. Сведения о кадастровой стоимости земельных участков были в установленном порядке внесены в Единый государственный реестр земель для дальнейшей передачи в УФНС России по Краснодарскому краю.
Так, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под зданиями и сооружениями нефтебазы <данные изъяты>, на налоговый период 2006 и 2007 годов составила 9.298.337 рублей.
Согласно Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года, государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в пять лет, и не чаще одного раза в три года.
В соответствии с указанным постановлением на территории Краснодарского края в 2007 году была проведена актуализация результатов ГКОЗ населенных пунктов. Данные работы выполнялись в соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 года № 39, Техническими рекомендациями по ГКОЗ НП, утвержденными приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 года № П/0152.
В результате расчета кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № на налоговый период 2008 года составила 32.273.754 рублей.
Результаты оценки земель населенных пунктов по всем муниципальным образованиям Краснодарского края утверждены распоряжением главы Администрации Краснодарского края от 29.12.2007 года № 1202-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края». Распоряжение вступило в силу со дня подписания.
Доводы представителя ответчика о ненадлежащем опубликовании указанного распоряжения необоснованны, так как в газете «Кубанские новости» от 09.02.2008 года № 21 (4160) о принятии распоряжения, кроме того, текст распоряжения опубликован в газете «Кубанские новости» от 13.03.2009 года № 37 (4400). При этом действующим законодательством предусмотрен специальный порядок доведения до физических и юридических лиц сведений о кадастровой стоимости земельных участков.
Также, исходя из практики Арбитражных судов РФ, опубликование оспариваемого правового акта без приложений не является нарушением принципа, закрепленного ст. 15 Конституции РФ, поскольку в отношении результатов ГКОЗ поселений федеральное законодательство установило иной специальный порядок их опубликования. Такой порядок доведения до сведения налогоплательщиков результатов кадастровой оценки земель поселений обусловлен большим объемом информации, размещение которой в печатном издании технически невозможно и нецелесообразно.
На данный момент распоряжение главы Администрации Краснодарского края от 29.12.2007 года № 1202-р утратило силу в связи с изданием распоряжения главы Администрации Краснодарского края от 15.02.2010 года № 57-р «О признании утратившим силу распоряжения главы Администрации Краснодарского края от 29.12.2007 года № 1202-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края».
Вместе с тем результаты ГКОЗ НП Краснодарского края утверждены постановлением главы Администрации Краснодарского края от 05.02.2010 года № 58 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Краснодарского края», которое вступило в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования.
Таким образом, ИФНС России по Красноармейскому району Краснодарского края правомерно применена налоговая база и исчислен земельный налог на земельный участок с кадастровым номером № за период 2006, 2007, 2008 года.
На основании изложенного, просит исковые требования ИФНС России по Красноармейскому району Краснодарского края удовлетворить в полном объеме.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд считает, что заявленные исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению.
Из материалов дела следует, что согласно выписки из реестра сведений территориального отдела по Красноармейскому и Славянскому районам Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю Дискаленко Д.М. имеет в собственности земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> кадастровая стоимость которого составляет 32.273.754 рублей.
В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога.
В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога на землю признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого дарения.
В соответствии с п. 4 ст. 391 НК РФ налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются налоговым органам органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.
В соответствии с установленными налоговыми ставками Дискаленко Д.М. начислен земельный налог в сумме 343.497,63 рублей, который в соответствии с Положением о земельном налоге совета Полтавского поселения Красноармейского района уплачивается равными долями не позднее 01 июня и до 01 октября, и не позднее 15 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с п. 1 ст. 397 НК РФ налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В соответствии со ст. 397 НК РФ налогоплательщику были направлены налоговые уведомления о подлежащей уплате сумм налога.
Также должнику было направлено требование от 29.05.2009 года об уплате налога со сроком исполнения до 18.06.2009 года, в соответствии с которым Дискаленко Д.М. обязана уплатить начисленную сумму налога.
До настоящего момента налог на землю налогоплательщиком не уплачен.
В соответствии со ст. 75 НК РФ Дискаленко Д.М. начислена пеня за неуплату налога в сумме 1.935,05 рублей.
В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 года для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Согласно ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
В целях реализации постановлений Правительства РФ от 25.08.1999 года «О государственной кадастровой оценке земель», 08.04.2000 года «Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель», а также постановления главы Администрации Краснодарского края от 29.05.2001 года «О государственной кадастровой оценке земель Краснодарского края», начиная с 2001 года, на территории Краснодарского края были организованы работы по государственной кадастровой оценке земель различных категорий. Проведение ГКОЗ было возложено на Государственный комитет РФ по земельной политике и его территориальные органы.
Первый тур ГКОЗ населенных пунктов на территории Краснодарского края был проведен в 2001-2002 годах в соответствии с Методикой ГКОЗ поселений, утвержденной приказом Росземкадастра 18.10.2001 года и Техническими указаниями, сопровождаемыми специальным программным обеспечением.
Согласно Закону Краснодарского края от 05.11.2002 года № 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» результаты первого тура ГКОЗ поселений были утверждены органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
В муниципальном образовании Красноармейского района результаты оценки в соответствии с вышеуказанным законом утверждены Постановлением главы Красноармейского района Краснодарского края от 16.12.2002 года № 649 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений».
В связи с внесением изменений в Налоговый кодекс РФ на территории Краснодарского края в 2005 году были проведены работы по подготовке сведений для исчисления земельного налога на основе кадастровой стоимости земельных участков. Кадастровая стоимость земельных участков определялась с применением ранее утвержденных отдельных показателей кадастровой стоимости земель различных категорий. Сведения о кадастровой стоимости земельных участков были в установленном порядке внесены в Единый государственный реестр земель для дальнейшей передачи в УФНС России по Краснодарскому краю.
Так, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под зданиями и сооружениями нефтебазы <данные изъяты>, на налоговый период 2006 и 2007 годов составила 9.298.337 рублей.
Согласно Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года, государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в пять лет, и не чаще одного раза в три года.
В соответствии с указанным постановлением на территории Краснодарского края в 2007 году была проведена актуализация результатов ГКОЗ населенных пунктов. Данные работы выполнялись в соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 года № 39, Техническими рекомендациями по ГКОЗ НП, утвержденными приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 года № П/0152.
В результате расчета кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:13:1040072:14 на налоговый период 2008 года составила 32.273.754 рублей.
Результаты оценки земель населенных пунктов по всем муниципальным образованиям Краснодарского края утверждены распоряжением главы Администрации Краснодарского края от 29.12.2007 года № 1202-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края». Распоряжение вступило в силу со дня подписания.
Доводы представителя ответчика о ненадлежащем опубликовании указанного распоряжения суд считает необоснованными, так как в газете «Кубанские новости» от 09.02.2008 года № 21 (4160) о принятии распоряжения, кроме того, текст распоряжения опубликован в газете «Кубанские новости» от 13.03.2009 года № 37 (4400). При этом действующим законодательством предусмотрен специальный порядок доведения до физических и юридических лиц сведений о кадастровой стоимости земельных участков.
Кроме того, опубликование оспариваемого правового акта без приложений не является нарушением принципа, закрепленного ст. 15 Конституции РФ, поскольку в отношении результатов ГКОЗ поселений федеральное законодательство установило иной специальный порядок их опубликования. Такой порядок доведения до сведения налогоплательщиков результатов кадастровой оценки земель поселений обусловлен большим объемом информации, размещение которой в печатном издании технически невозможно и нецелесообразно.
На данный момент распоряжение главы Администрации Краснодарского края от 29.12.2007 года № 1202-р утратило силу в связи с изданием распоряжения главы Администрации Краснодарского края от 15.02.2010 года № 57-р «О признании утратившим силу распоряжения главы Администрации Краснодарского края от 29.12.2007 года № 1202-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края».
Вместе с тем результаты ГКОЗ НП Краснодарского края утверждены постановлением главы Администрации Краснодарского края от 05.02.2010 года № 58 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Краснодарского края», которое вступило в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ИФНС России по Красноармейскому району Краснодарского края правомерно применена налоговая база и исчислен земельный налог на земельный участок с кадастровым номером № за период 2006, 2007, 2008 года.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать сДискаленко Д.М. в пользу ИФНС России по красноармейскому району Краснодарского края неуплаченный налог на землю в сумме 343 497,63 (Триста сорок три тысячи четыреста девяносто семь) рублей, 63 коп. и пени в сумме 1 935,05 (Одна тысяча девятьсот тридцать пять) рублей, 05 коп.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через районный суд в течение 10дней.
Председательствующий-