РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Краснодар 23 марта 2011 г.
Судья Октябрьского районного суда г. Краснодара Якименко Л.А., с участием истца Шабозова М.О., представителя ответчика - УФСБ России по Краснодарскому краю Осипенко Г.Н., представителя ответчика - военной прокуратуры Северо - Кавказского военного округа Петрикина А.С., при секретаре Пченушай Р.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шабозова М.О. к Управлению ФСБ России по Краснодарскому краю и военной прокуратуре Северо - Кавказского военного округа о взыскании денежных средств и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Шабозов М.О. обратился в суд с иском к Управлению ФСБ России по Краснодарскому краю и военной прокуратуре Северо - Кавказского военного округа о взыскании денежных средств в счет пользования ими вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица в сумме 105 140 рублей 65 копеек и компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей.
В обоснование своих требований истец указал, что он проходил военную службу в военной прокуратуре ФПС России с 1 января 1997 года. С 27 января 2003 года проходил ее в должности заместителя военного прокурора органов и войск ФПС России в Краснодарском крае, с местом дислокации в г. Новороссийске Краснодарского края. Приказом Директора ФСБ РФ № от 16 мая 2008 года он был уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями (п. п. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе») в запас Вооруженных сил РФ. Приказом военного прокурора Новороссийского гарнизона № от 24 июня 2008 года он был исключен из списков личного состава военной прокуратуры Новороссийского гарнизона и снят с финансового, вещевого и продовольственного обеспечения в войсковой части 2156, куда на тот период был поставлен на все виды довольствия.
По состоянию на 1 марта 2008 года выслуга лет для назначения пенсии составляла 29 лет 1 месяц 5 дней, в том числе календарная 18 лет 7 месяцев 3 дня. Со времени исключения из списков личного состава военной прокуратуры пенсия ему Управлением ФСБ РФ по Краснодарскому краю не назначалась ввиду не предоставления отделом организационно-мобилизационного и кадров военной прокуратуры СКВО необходимых документов, предусмотренных приказом ФСБ РФ от 01 марта 2003 года № для назначения и выплаты пенсии за выслугу лет, которые были предоставлены в УФСБ РФ по Краснодарскому краю только в марте 2009 года. Однако, получив указанные документы, должностные лица Управления ФСБ РФ по Краснодарскому краю приняли решение не назначать ему пенсию, а повторно направить документы для назначения пенсии в адрес начальника отдела организационно-мобилизационного и кадров военной прокуратуры СКВО - «для приведения их в соответствие с нормами действующего законодательства».
В связи с ведомственной несогласованностью действий должностных лиц военной прокуратуры Северо-Кавказского военного округа и Управления ФСБ РФ по Краснодарскому краю и неправомерным отказом в назначении и выплате пенсии за выслугу лет, он обратился за защитой своих нарушенных прав и законных интересов в Новороссийский гарнизонный военный суд.
Во исполнение решения военного суда от 24 февраля 2010 года, вступившего в законную силу определением Северо-Кавказского окружного военного суда от 19 мая 2010 года, пенсия была ему назначена только в июне 2010 года, то есть спустя два года со времени увольнения с военной службы.
Денежные средства в счет выплаты указанной пенсии за весь период невыплаты в размере 473621 рубль 35 копеек поступили на его расчетный счет только 03 августа 2010 года. Период пользования чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица Управлением ФСБ РФ по Краснодарскому краю составил 760 дней.
В результате отказа в назначении и выплате пенсии он и члены его семьи со времени увольнения с военной службы не имели постоянного дохода и денежных средств, необходимых для должного обеспечения своих несовершеннолетних детей питанием, одеждой, полноценным развитием и досугом. Причинение ему в связи с этим морального вреда он оценивает в 100 000 рублей, которые просит взыскать солидарно с Управления ФСБ России по Краснодарскому краю и военной прокуратуры Северо - Кавказского военного округа, а сумму 105 140 рублей 65 копеек за пользование чужими денежными средствами он просит взыскать с Управления ФСБ России по Краснодарскому краю, неправомерно отказавшему ему в назначении и выплате пенсии.
В судебном заседании истец поддержал заявленные им требования и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика - Управления ФСБ России по Краснодарскому краю просил в удовлетворении иска Шабозова М.О. отказать, считая его не основанным на законе.
Представитель ответчика - военной прокуратуры Северо - Кавказского военного округа также просил в удовлетворении иска Шабозова М.О. отказать.
Выслушав пояснения участников процесса и изучив материалы дела, суд считает, что иск удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела истец проходил военную службу в военной прокуратуре ФПС России с 1 января 1997 года. С 27 января 2003 года он проходил ее в должности заместителя военного прокурора органов и войск ФПС России в Краснодарском крае, с местом дислокации в г. Новороссийске Краснодарского края.
По состоянию на 1 марта 2008 года выслуга лет для назначения пенсии Шабозову М.О. составляла 29 лет 1 месяц 5 дней, в том числе календарная 18 лет 7 месяцев 3 дня.
В соответствии ст. 11 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 года № 4468-1, пенсионное обеспечение военнослужащих, уволенных из органов федеральной службы безопасности, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации возложено на Федеральную службу безопасности Российской Федерации.
Согласно ст. 6 вышеназванного Закона РФ лицам, указанным в ст. 1, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после их увольнения со службы.
Приказом Директора ФСБ РФ № от 16 мая 2008 года Шабозов М.О. был уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями (п. п. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе») в запас Вооруженных сил РФ. Приказом военного прокурора Новороссийского гарнизона № от 24 июня 2008 года истец был исключен из списков личного состава военной прокуратуры Новороссийского гарнизона и снят с финансового, вещевого и продовольственного обеспечения в войсковой части 2156.
В соответствии со ст. 51 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 заявления о назначении пенсии представляются в пенсионные органы вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса.
Как установлено в судебном заседании Шабозов М.О. обратился в Управление ФСБ России по Краснодарскому краю с заявлением о назначении пенсии 15 декабря 2008 года.
Документы же для назначения и выплаты пенсии Шабозову М.О. за выслугу лет отделом организационно-мобилизационного и кадров военной прокуратуры СКВО были предоставлены в УФСБ РФ по Краснодарскому краю 30 марта 2009 года, после чего указанные документы были повторно направлены в адрес начальника отдела организационно-мобилизационного и кадров военной прокуратуры СКВО для приведения их в соответствие с нормами действующего законодательства.
Не согласившись с указанным решением, истец обратился в Новороссийский гарнизонный военный суд.
Решением Новороссийского гарнизонного военного суда от 24 февраля 2010 года заявление Шабозова М.О. было удовлетворено частично и суд обязал начальника Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Краснодарскому краю произвести расчет, назначить и выплатить Шабозову М.О. пенсию за выслугу лет с 24 июня 2008 года, а военного прокурора Северо - Кавказского военного округа внести изменения в расчет выслуги лет Шабозова М.О.
Кассационным определением Судебной коллегии по гражданским делам Северо - Кавказского окружного военного суда № 787-кг от 19 мая 2010 года решение Новороссийского гарнизонного военного суда от 24 февраля 2010 года в части было изменено и на военного прокурора Северо - Кавказского военного округа возложена обязанность внести соответствующие изменения в расчет выслуги лет Шабозова, а на начальника Управления ФСБ России по Краснодарскому краю обязанность назначить и выплатить Шабозову пенсию за выслугу лет с 24 июня 2008 года с учетом указанного льготного исчисления выслуги лет заявителя.
На основании решения Новороссийского гарнизонного военного суда от 24.02.2010 г. и кассационного определения Северо-Кавказского окружного военного суда от 19 мая 2010 года Управление ФСБ России по Краснодарскому краю 16 июня 2010 года назначило и выплатило Шабозову М.О. в полном объеме пенсию за выслугу лет в сумме 473 621 рубль за период с 24 июня 2008 года по 16 июня 2010 г., то есть решение суда было исполнено Управлением ФСБ России по Краснодарскому краю в предусмотренный частью 3 статьи 258 ГПК РФ месячный срок, установленный законодателем для исполнения решений судов, вступивших в законную силу.
В соответствии с ч. 1 ст. 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.
Частью 3 статьи 2 ГК РФ предусмотрено, что к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Данная норма предусматривает ответственность за нарушение денежного обязательства гражданско-правового характера и определяет последствия неисполнения или просрочки исполнения денежного обязательства, в силу которого на должника возлагается обязанность уплатить деньги, вернуть долг.
Правоотношения Управления ФСБ России по Краснодарскому краю с истцом не носят гражданско-правовой характер и возникли не в силу договорных отношений, а в силу Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 года № 4468-1, которым регулируются основания, условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения лиц, на которых распространяется действие данного Закона, в том числе виды пенсий, вопросы исчисления, назначения и выплат пенсий, а также иные вопросы пенсионных взаимоотношений между государством и лицами, на которых распространяется действие настоящего Закона.
Между тем, в данном случае отсутствует сам факт пользования чужими денежными средствами.
Кроме того, в соответствии со ст. 10 указанного Закона от 12.02.93 г. № 4468-1 выплата пенсий лицам, перечисленным в статье 1 этого Закона, является расходным обязательством Российской Федерации и финансируется соответственно за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели.
Поскольку задолженность по выплате пенсии Шабозову М.О. является расходным обязательством государства она не может быть признана денежными средствами Управления ФСБ России по Краснодарскому краю как юридического лица, финансируемого из федерального бюджета.
Учитывая изложенное, суд считает, что исковые требования Шабозова М.О. к Управлению ФСБ России по Краснодарскому краю о взыскании денежных средств в счет пользования ими вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица в сумме 105 140 рублей 65 копеек удовлетворению не подлежат.
Что же касается требований истца о возмещении ему морального вреда, то в этой части иска суд также считает необходимым отказать, поскольку согласно действующего законодательства размер компенсации морального вреда в денежной форме определяется судом на основании конкретных обстоятельств спора, с учетом представленных доказательств о характере причиненных физических и нравственных страданий при наличии указания об этом в законе.
Однако, утверждение Шабозова М.О. о том, что ответчик необоснованно отказал ему в выплате пенсии, в связи с чем он претерпел нравственные страдания, не нашло своего подтверждения в судебном заседании.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В иске Шабозову М.О. к Управлению ФСБ России по Краснодарскому краю и Военной прокуратуре Северо - Кавказского военного округа о взыскании денежных средств в счет пользования ими вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица в сумме 105 140 рублей 65 копеек и компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей, отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Краснодара в течении 10 дней.
Судья -